ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
123
личный погост Московского и Литовского княжеств в кон це XV века. Маленького всхолмления в центре Лугов было достаточно, чтобы поставленная в середине XVIII ве ка церковь выделилась в окружающем пейзаже. Строила церковь какая-то торопецкая артель каменщиков: при несла из города хорошо известный ей образец. Однако то ли денег не хватило у прихожан на величавую торопецкую постройку, то ли артель была неопытной, но торопецкий образец явно претерпел изменения. У храма над четвериком нет традиционного восьмерика. Он перекрыт сомкнутым оводом и лишь в центре, как воспоминание о своем далеком прототипе, поднимается восьмигранный световой барабан, увенчанный главкой. Остальное все попрежнему. Такая же граненая апсида. За храмом тра пезная, ориентированная поперек центральной оси. От дельно от церкви поставлена колокольня, долгое [время остававшаяся деревянной, и только лет шестьдесят-семь десят спустя ее сменила каменная. Казалось бы, строите ли изменили не много. Но когда начинаешь внимательно приглядываться к зданию, то испытываешь чувство, буд то церковь строила не артель, хорошо знакомая е торопецким зодчеством, а ее выученики, старательно пере нявшие внешние приемы и не до конца усвоившие суть большого мастерства. В руках мастеров Луговской церк ви традиционный двусветный четверик становится чуть более вытянутым вверх, чуть стройнее. И сразу исчезают типично торопецкие пропорции. Они выглядят более ор динарными, характерными для многих памятников цент ральных областей. А отказ от восьмерика и замена его граненым барабаном подчеркивают упрощенность кон струкции здания. Изменения в них повлекли за собой и изменения в декорации. Она становится суше. Исчезает типичная раопластанность. Наличники окон и пилястры более графичны. На стенах появляется много свободных плоскостей. Декор перестает быть доминирующим, пре вращается в рисованное украшение плоскости. Он словно разбежался по фасадам, ему стало непривычно простор но. На отсутствие понимания принципов горопецкой де корации указывает маленькая, но любопытная деталь. Все три портала у церкви разные, хорошо исполнены. Од нако парадный портал, южный, обращенный на сельскую улицу, оказывается самым бедным, тоща как северный, выходящий на кладбище, наиболее пышный. Такого про маха городская артель допустить не могла.
Не менее интересен еще один момент — как перестраи валось здание. Сейчас под облетевшей штукатуркой ста
124
ли хорошо видны следы переделок. В западной части тра пезной сделаны новые окна. С юга пристроен придел. Перестройки видны хорошо, а вот раздражения они не вызывают и даже фасада не портят. Надо было обладать поистине большим чувством такта, терпением, мастерст вом, чтобы спустя не один десяток лет новые части зда ния и все прочие его реконструкции органически связать со старыми. Только внимательно вглядываясь в детали, замечая следы переделок под обвалившейся штукатур кой, можно с трудом уловить разницу. Поистине такая работа «стоила значительной суммы денег, не малой за боты и усердия...».
«СТАРАНИЕМ ВЫСТРОЕН КТИТОРОМ ПОМЕЩИ КОМ ОСТАШКОВСКОГО УЕЗДА ПОЧЕТНЫМ СМОТРИ ТЕЛЕМ УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩЬ СЕРГЕИ АЛЕКСЕЕВ СЫН ЧЕЛШЦЕВ...». В отличие от дороги в Луги, дорога на село Отолово, куда лежит наш следующий маршрут, значительно труднее. Из города автобусом по живописно му лесному проселку можно проехать лишь 22 километ ра до Семчинеких ристаней. Ристаня — термин местный. Им называют любую длинную лесную дорогу, прибавляя какое-нибудь конкретное определение. Откуда взялся здесь этот термин —непонятно. Никакого отношения к ристалищам он не имеет, и, скорее, так называли гати, проложенные через болота, а затем стали называть и до роги. Семчинские ристани на карте не сыщешь. Их мо жет указать только местный житель. От них и начинает ся одна из трудных, дальних дорог. Вначале километра четыре пути до протоки, вытекающей из Отоловского озера и впадающей в реку Западную Двину, идти по су хому сосновому лесу одно удовольствие. Все неприятнос ти начинаются сразу за протокой. Лес сырой, заболочен ный. До села Отолова местные жители ездят в объезд. Старой прямой дорогой пользуются редко. Когда-то ее гатили. Клали бревна поперек и по ним ездили, как по мостовой. Но это было так давно, что гать сгнила, а уце левшие концы бревен стали похожи на оскаленные пас ти. Зыбкие кочки с капельками брусники со вздохом проваливаются под ногами — с шипением поднимаются следом. С еловых веток дремотно свисают пряди мха. Резкий запах гнили, прелых растений, сладковатая одурь дурман-травы. Неприятно. Жутковато. Пробираешься с кочки на кочку, а болоту все нет конца. Но вот дорога медленно попол-зла вверх. Прямо к ней склоняются кус-
127
кладном деревянном кресте, найденном в церкви: «По госта Отолова освятися храм... во имя Пречистая Божей Матери Успения... 1831 года сентября 27-го дня... стара нием выстроена ктитором помещиком Осташковского уез да Почетным смотрителем уездных училищь Сергей Алексеев сын Челищев, вдовый 55 лет...» В дату построе ния церкви — 1831 год трудно поверить. Все говорит о том, что она построена по крайней мере лет на восемь десят раньше. К тому же на закладном кресте церковь названа Успенской, а по нашим сведениям числилась Троицкой. Расспросы жителей не дали результатов. О Челищевых они не помнили и называли владельцем име ния помещика Отто, чья родственница была похоронена в церкви под огромной чугунной плитой. Так и не найдя ответа на мучивший нас вопрос, решили довериться сво им глазам и в записях отметили — церковь построена в 60-х годах XVIII века. Позже, роясь в архивах, убеди лись, что не ошиблись. Дело на строительство каменной церкви погоста Отолова начали еще в 1753 году52, то есть тогда, когда Почетного смотрителя уездных училищ еще не было на свете, а освящена она спустя десять лет.
После яркого солнечного дня интерьер нижней зимней церкви кажется каким-то склепом: низкие давящие сво ды, толстые стены, усиленные полукруглыми столбами в простенках окон, еще более низкие проходы в храм и ап сиду, небольшие окошки. Если бы не распалубки на сво дах, декорированные барочными лепными картушами, то находиться в таком помещении было бы неприятно.
Интерьер верхней церкви, куда попадаешь по широкой лестнице в колокольне, оказывается совершенно неожи данным. Светлые просторные помещения с высокими свод чатыми перекрытиями трапезной и храма залиты светом. Стены украшены лепными каннелированными пилястра ми, увитыми раскрашенными цветами. В основании пи лястр, чуть выше человеческого роста, смешные головки толстых херувимчиков. Над арками проходов лепные балдахины со складками, словно вырезанными из жести. На оводах причудливые картуши. В храме сохранился великолепный резной иконостас с тутими витыми колон ками. Это, пожалуй, единственная полностью уцелевшая торопецкая резьба по дереву. Не исключено, что иконо стас резали те же самые мастера, которые делали и леп нину. Барочные картуши, деревянные резные балдахины над проходами в алтарь, головки ангелов, каянелированные пилястры с цветочными гирляндами — точно такие же, как лепные. По карнизу иконостаса расставлена де-
128
ревяняая скульптура. Выше нее на сводах белые лепные рельефы — трубящие ангелы. И всюду головки херувим чиков — над арками проходов, в апсиде, в основаниях пилястр, на резных царских дверях иконостаса, в карту шах. Их так много, что начинает казаться, будто они пе релетают в потоках солнечного света. Именно оформле ние интерьера и заставило нас усомниться в прочитан ной надписи на закладном кресте. Если архитектурные формы церкви и можно было бы принять за поздний от голосок барочных мотивов в провинции, то при виде ин терьера никаких сомнений не оставалось. Его убранство почти полностью повторяло лепную декорацию интерье ров Предтеченской и Рождественской церквей в Тороице. Только там она была повреждена и не сохранились ико ностасы, а здесь интерьер давал полное представление о мастерстве торопецких резчиков по дереву и лепщиков.
Вторая летняя церковь совсем небольшая, и ее интерь ер совершенно иной, нежели в двух других. До низких коробовых сводов буквально можно дотянуться рукой. Из-за этого распалубки над окнами строителям при шлось сделать непомерно длинными, и они стали чем-то походить на готические нервюры. Благодаря им исчезло ощущение давящей тяжести от перекрытий, а светлый розово-желтый колорит живописи придал всему про странству церкви вид уютного обжитого помещения. До полнил убранство невысокий иконостас с гладкими иони ческими колоннами, небольшим полукругом отгородив ший алтарь. Устройство апсиды в этой церкви необычно. Для нее не нашлось места, и строители в толще стены вырубили маленькое углубление. В центре сделали окно, выходящее в храм нижней летней церкви. Прямо напро тив окна оказались белые рельефы трубящих ангелов. Сквозь стекло ангелы на светло-голубой стене стали ка заться парящими в воздухе.
В Отолове заканчивается наше путешествие по торопецкой земле. Собственно, село Отолово — это уже терри тория бывшего Осташковского уезда. Когда-то граница между уездами проходила прямо по озеру, тогда как гра ницы влияния торопецкой строительной культуры были значительно шире. Для того чтобы продолжить знаком ство с этой культурой, надо вернуться назад в Андреаполь и поездом доехать до города Осташкова.
Осташков и его окрестности не менее интересны, чем Торопец. Его памятники могут стать самостоятельной те мой разговора, самостоятельной книгой. Но не только Осташков испытал влияние торопецкого зодчества. По
129
граничные с ним уезды Холмский, Великолукский и дру гие, видимо, неоднократно пользовались услугами торопецких строительных артелей. Многое еще не совсем яс но с архитектурным наследием этого края. Несомненно одно — торопецкая школа архитектуры существовала, была необычайно интересной, во многом, может быть, опорной, но и вместе с тем во многом развивающейся са мостоятельно, параллельно с развитием столичной архи тектуры. А сколько таких школ существовало на необъ ятных просторах России, что мы о них знаем? Сейчас все чаще и чаще можно слышать высказывания о яро славском, смоленском, тверском и других провинциаль ных направлениях архитектуры. Однако сколько-нибудь кропотливого исследования развития тех или иных школ нет, как нет и единого мнения относительно этих памят ников. Одни склонны видеть в них непонятые народны ми мастерами палладианские мотивы (таких исследовате лей большинство), другие восторгаются той легкостью, с какой мастер обращается с ордерными деталями, и ви дят опять же в этом талантливого недоучку, третьи считают, что подобные памятники — результат извечно присущей народной фантазии любви к узорочью и она проявляется в любом архитектурном стиле. Заканчивая очерки по горопецким землям, не хотелось бы делать ка ких-либо окончательных выводов, хотя должен при знаться, что последнее мнение мне больше по душе, и я убежден, что так называемые провинциальные школы зодчества будут постоянно привлекать внимание иссле дователей и со временем им воздадут должное.
130
Принятые сокращения:
ПСРЛ — Полное собрание Рус ских летописей
ГИМ — Государственный Исто рический музей
ГАПО — Государственный архив Псковской области
ГАКО — Государственный архив Калининской области
Для иллюстраций использованы: фотографии автора книги, архитектора ВПНРК — В. И. Якубени; коллек ции В. Д. Филиппова и Ю. Н. Урбана, а также материа лы отдела графики и фотографии Музея архитектуры им. А. В. Щусева.
Планы зданий обмерены и выполнены: автором книги, В. Д. Филипповым, сотрудниками ВПНРК — архитекто ром В. И. Якубени и техниками И. В. Изосимовой, Е. А. Якубени, О. Ф. Якуниным.
ПРИМЕЧАНИЯ
! «Повесть временных лет». Цит. по кн.: «Хрестома тия по истории СССР с древнейших времен до конца XV века». Под редакцией академика М. Н. Тихомирова,
М., 1960, стр. 142.
2 «Историческия, географическия и политическия из вестия до города Торопца и его округа касающиеся. Соб раны из Российских летописей и достоверных свиде тельств того же города Покровской церкви Священником Петром Иродионовым», Спб., 1778, стр. 4а.
3 «Торопецкая старина. Исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века. Ис следование Ивана Побойнина», М., 1902, стр. 21.
4 Т а м же, стр. 38.
5 Т а м же.
6 ПСРЛ, т. 3. Новгородская первая летопись, Спб., 1841, стр. 252; т. 10. Никоновская летопись, Спб., 1885, стр. 114; «Торопецкая старина. Исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века. Насле дование Ивана Побойнина», М., 1902, стр. 27.
7 А. Попов , Гнашося до Игнача креста.— Журнал «Наука и жизнь», 1968, № 11.
8 «Торопецкая старина. Исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века. На следование Ивана Побойнина», М., 1902, стр. 57.
9 «Торопец уездный город Псковской губернии (1016—
1864)». Очерк М. И. Семевского, Спб., |
1864, стр. |
10. |
||
10 «Историко-статистический очерк |
города Торопца |
|||
Псковской |
губернии |
Священника В. Щукина», |
Псков, |
|
1888, стр. |
8. |
«Торопец уездный город |
Псков |
|
11 Т ам |
же, стр. 8; |
ской губернии (1016—1864)». Очерк М. И. Семевского. Спб., 1864, стр. 28—29.
12 «Корсунско-Богородицкий собор в городе Торопце Псковской епархии. Заметки настоятеля собора Священ
ника Владимира |
Дмитриевича Щукина», |
Спб., |
1894, |
||
стр. |
10. |
|
|
|
|
'3 |
«Историко-статистический очерк города Торопца |
||||
Псковской губернии Священника В. Щукина», |
1888, |
||||
стр. |
1. |
|
19. |
|
|
14 |
Т а м ж е, стр. |
Спб., |
1862, |
||
15 |
Журнал |
«Всемирная иллюстрация», |
|||
№ 208, стр. |
117, 123. |
|
|