Файл: Галашевич, А. А. Торопец и его окрестности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

123

личный погост Московского и Литовского княжеств в кон­ це XV века. Маленького всхолмления в центре Лугов было достаточно, чтобы поставленная в середине XVIII ве­ ка церковь выделилась в окружающем пейзаже. Строила церковь какая-то торопецкая артель каменщиков: при­ несла из города хорошо известный ей образец. Однако то ли денег не хватило у прихожан на величавую торопецкую постройку, то ли артель была неопытной, но торопецкий образец явно претерпел изменения. У храма над четвериком нет традиционного восьмерика. Он перекрыт сомкнутым оводом и лишь в центре, как воспоминание о своем далеком прототипе, поднимается восьмигранный световой барабан, увенчанный главкой. Остальное все попрежнему. Такая же граненая апсида. За храмом тра­ пезная, ориентированная поперек центральной оси. От­ дельно от церкви поставлена колокольня, долгое [время остававшаяся деревянной, и только лет шестьдесят-семь­ десят спустя ее сменила каменная. Казалось бы, строите­ ли изменили не много. Но когда начинаешь внимательно приглядываться к зданию, то испытываешь чувство, буд­ то церковь строила не артель, хорошо знакомая е торопецким зодчеством, а ее выученики, старательно пере­ нявшие внешние приемы и не до конца усвоившие суть большого мастерства. В руках мастеров Луговской церк­ ви традиционный двусветный четверик становится чуть более вытянутым вверх, чуть стройнее. И сразу исчезают типично торопецкие пропорции. Они выглядят более ор­ динарными, характерными для многих памятников цент­ ральных областей. А отказ от восьмерика и замена его граненым барабаном подчеркивают упрощенность кон­ струкции здания. Изменения в них повлекли за собой и изменения в декорации. Она становится суше. Исчезает типичная раопластанность. Наличники окон и пилястры более графичны. На стенах появляется много свободных плоскостей. Декор перестает быть доминирующим, пре­ вращается в рисованное украшение плоскости. Он словно разбежался по фасадам, ему стало непривычно простор­ но. На отсутствие понимания принципов горопецкой де­ корации указывает маленькая, но любопытная деталь. Все три портала у церкви разные, хорошо исполнены. Од­ нако парадный портал, южный, обращенный на сельскую улицу, оказывается самым бедным, тоща как северный, выходящий на кладбище, наиболее пышный. Такого про­ маха городская артель допустить не могла.

Не менее интересен еще один момент — как перестраи­ валось здание. Сейчас под облетевшей штукатуркой ста­



124

ли хорошо видны следы переделок. В западной части тра­ пезной сделаны новые окна. С юга пристроен придел. Перестройки видны хорошо, а вот раздражения они не вызывают и даже фасада не портят. Надо было обладать поистине большим чувством такта, терпением, мастерст­ вом, чтобы спустя не один десяток лет новые части зда­ ния и все прочие его реконструкции органически связать со старыми. Только внимательно вглядываясь в детали, замечая следы переделок под обвалившейся штукатур­ кой, можно с трудом уловить разницу. Поистине такая работа «стоила значительной суммы денег, не малой за­ боты и усердия...».

«СТАРАНИЕМ ВЫСТРОЕН КТИТОРОМ ПОМЕЩИ­ КОМ ОСТАШКОВСКОГО УЕЗДА ПОЧЕТНЫМ СМОТРИ­ ТЕЛЕМ УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩЬ СЕРГЕИ АЛЕКСЕЕВ СЫН ЧЕЛШЦЕВ...». В отличие от дороги в Луги, дорога на село Отолово, куда лежит наш следующий маршрут, значительно труднее. Из города автобусом по живописно­ му лесному проселку можно проехать лишь 22 километ­ ра до Семчинеких ристаней. Ристаня — термин местный. Им называют любую длинную лесную дорогу, прибавляя какое-нибудь конкретное определение. Откуда взялся здесь этот термин —непонятно. Никакого отношения к ристалищам он не имеет, и, скорее, так называли гати, проложенные через болота, а затем стали называть и до­ роги. Семчинские ристани на карте не сыщешь. Их мо­ жет указать только местный житель. От них и начинает­ ся одна из трудных, дальних дорог. Вначале километра четыре пути до протоки, вытекающей из Отоловского озера и впадающей в реку Западную Двину, идти по су­ хому сосновому лесу одно удовольствие. Все неприятнос­ ти начинаются сразу за протокой. Лес сырой, заболочен­ ный. До села Отолова местные жители ездят в объезд. Старой прямой дорогой пользуются редко. Когда-то ее гатили. Клали бревна поперек и по ним ездили, как по мостовой. Но это было так давно, что гать сгнила, а уце­ левшие концы бревен стали похожи на оскаленные пас­ ти. Зыбкие кочки с капельками брусники со вздохом проваливаются под ногами — с шипением поднимаются следом. С еловых веток дремотно свисают пряди мха. Резкий запах гнили, прелых растений, сладковатая одурь дурман-травы. Неприятно. Жутковато. Пробираешься с кочки на кочку, а болоту все нет конца. Но вот дорога медленно попол-зла вверх. Прямо к ней склоняются кус-

127

кладном деревянном кресте, найденном в церкви: «По­ госта Отолова освятися храм... во имя Пречистая Божей Матери Успения... 1831 года сентября 27-го дня... стара­ нием выстроена ктитором помещиком Осташковского уез­ да Почетным смотрителем уездных училищь Сергей Алексеев сын Челищев, вдовый 55 лет...» В дату построе­ ния церкви — 1831 год трудно поверить. Все говорит о том, что она построена по крайней мере лет на восемь­ десят раньше. К тому же на закладном кресте церковь названа Успенской, а по нашим сведениям числилась Троицкой. Расспросы жителей не дали результатов. О Челищевых они не помнили и называли владельцем име­ ния помещика Отто, чья родственница была похоронена в церкви под огромной чугунной плитой. Так и не найдя ответа на мучивший нас вопрос, решили довериться сво­ им глазам и в записях отметили — церковь построена в 60-х годах XVIII века. Позже, роясь в архивах, убеди­ лись, что не ошиблись. Дело на строительство каменной церкви погоста Отолова начали еще в 1753 году52, то есть тогда, когда Почетного смотрителя уездных училищ еще не было на свете, а освящена она спустя десять лет.

После яркого солнечного дня интерьер нижней зимней церкви кажется каким-то склепом: низкие давящие сво­ ды, толстые стены, усиленные полукруглыми столбами в простенках окон, еще более низкие проходы в храм и ап­ сиду, небольшие окошки. Если бы не распалубки на сво­ дах, декорированные барочными лепными картушами, то находиться в таком помещении было бы неприятно.

Интерьер верхней церкви, куда попадаешь по широкой лестнице в колокольне, оказывается совершенно неожи­ данным. Светлые просторные помещения с высокими свод­ чатыми перекрытиями трапезной и храма залиты светом. Стены украшены лепными каннелированными пилястра­ ми, увитыми раскрашенными цветами. В основании пи­ лястр, чуть выше человеческого роста, смешные головки толстых херувимчиков. Над арками проходов лепные балдахины со складками, словно вырезанными из жести. На оводах причудливые картуши. В храме сохранился великолепный резной иконостас с тутими витыми колон­ ками. Это, пожалуй, единственная полностью уцелевшая торопецкая резьба по дереву. Не исключено, что иконо­ стас резали те же самые мастера, которые делали и леп­ нину. Барочные картуши, деревянные резные балдахины над проходами в алтарь, головки ангелов, каянелированные пилястры с цветочными гирляндами — точно такие же, как лепные. По карнизу иконостаса расставлена де-


128

ревяняая скульптура. Выше нее на сводах белые лепные рельефы — трубящие ангелы. И всюду головки херувим­ чиков — над арками проходов, в апсиде, в основаниях пилястр, на резных царских дверях иконостаса, в карту­ шах. Их так много, что начинает казаться, будто они пе­ релетают в потоках солнечного света. Именно оформле­ ние интерьера и заставило нас усомниться в прочитан­ ной надписи на закладном кресте. Если архитектурные формы церкви и можно было бы принять за поздний от­ голосок барочных мотивов в провинции, то при виде ин­ терьера никаких сомнений не оставалось. Его убранство почти полностью повторяло лепную декорацию интерье­ ров Предтеченской и Рождественской церквей в Тороице. Только там она была повреждена и не сохранились ико­ ностасы, а здесь интерьер давал полное представление о мастерстве торопецких резчиков по дереву и лепщиков.

Вторая летняя церковь совсем небольшая, и ее интерь­ ер совершенно иной, нежели в двух других. До низких коробовых сводов буквально можно дотянуться рукой. Из-за этого распалубки над окнами строителям при­ шлось сделать непомерно длинными, и они стали чем-то походить на готические нервюры. Благодаря им исчезло ощущение давящей тяжести от перекрытий, а светлый розово-желтый колорит живописи придал всему про­ странству церкви вид уютного обжитого помещения. До­ полнил убранство невысокий иконостас с гладкими иони­ ческими колоннами, небольшим полукругом отгородив­ ший алтарь. Устройство апсиды в этой церкви необычно. Для нее не нашлось места, и строители в толще стены вырубили маленькое углубление. В центре сделали окно, выходящее в храм нижней летней церкви. Прямо напро­ тив окна оказались белые рельефы трубящих ангелов. Сквозь стекло ангелы на светло-голубой стене стали ка­ заться парящими в воздухе.

В Отолове заканчивается наше путешествие по торопецкой земле. Собственно, село Отолово — это уже терри­ тория бывшего Осташковского уезда. Когда-то граница между уездами проходила прямо по озеру, тогда как гра­ ницы влияния торопецкой строительной культуры были значительно шире. Для того чтобы продолжить знаком­ ство с этой культурой, надо вернуться назад в Андреаполь и поездом доехать до города Осташкова.

Осташков и его окрестности не менее интересны, чем Торопец. Его памятники могут стать самостоятельной те­ мой разговора, самостоятельной книгой. Но не только Осташков испытал влияние торопецкого зодчества. По­


129

граничные с ним уезды Холмский, Великолукский и дру­ гие, видимо, неоднократно пользовались услугами торопецких строительных артелей. Многое еще не совсем яс­ но с архитектурным наследием этого края. Несомненно одно — торопецкая школа архитектуры существовала, была необычайно интересной, во многом, может быть, опорной, но и вместе с тем во многом развивающейся са­ мостоятельно, параллельно с развитием столичной архи­ тектуры. А сколько таких школ существовало на необъ­ ятных просторах России, что мы о них знаем? Сейчас все чаще и чаще можно слышать высказывания о яро­ славском, смоленском, тверском и других провинциаль­ ных направлениях архитектуры. Однако сколько-нибудь кропотливого исследования развития тех или иных школ нет, как нет и единого мнения относительно этих памят­ ников. Одни склонны видеть в них непонятые народны­ ми мастерами палладианские мотивы (таких исследовате­ лей большинство), другие восторгаются той легкостью, с какой мастер обращается с ордерными деталями, и ви­ дят опять же в этом талантливого недоучку, третьи считают, что подобные памятники — результат извечно присущей народной фантазии любви к узорочью и она проявляется в любом архитектурном стиле. Заканчивая очерки по горопецким землям, не хотелось бы делать ка­ ких-либо окончательных выводов, хотя должен при­ знаться, что последнее мнение мне больше по душе, и я убежден, что так называемые провинциальные школы зодчества будут постоянно привлекать внимание иссле­ дователей и со временем им воздадут должное.

130

Принятые сокращения:

ПСРЛ — Полное собрание Рус­ ских летописей

ГИМ — Государственный Исто­ рический музей

ГАПО — Государственный архив Псковской области

ГАКО — Государственный архив Калининской области

Для иллюстраций использованы: фотографии автора книги, архитектора ВПНРК — В. И. Якубени; коллек­ ции В. Д. Филиппова и Ю. Н. Урбана, а также материа­ лы отдела графики и фотографии Музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Планы зданий обмерены и выполнены: автором книги, В. Д. Филипповым, сотрудниками ВПНРК — архитекто­ ром В. И. Якубени и техниками И. В. Изосимовой, Е. А. Якубени, О. Ф. Якуниным.

ПРИМЕЧАНИЯ

! «Повесть временных лет». Цит. по кн.: «Хрестома­ тия по истории СССР с древнейших времен до конца XV века». Под редакцией академика М. Н. Тихомирова,

М., 1960, стр. 142.

2 «Историческия, географическия и политическия из­ вестия до города Торопца и его округа касающиеся. Соб­ раны из Российских летописей и достоверных свиде­ тельств того же города Покровской церкви Священником Петром Иродионовым», Спб., 1778, стр. 4а.

3 «Торопецкая старина. Исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века. Ис­ следование Ивана Побойнина», М., 1902, стр. 21.

4 Т а м же, стр. 38.

5 Т а м же.

6 ПСРЛ, т. 3. Новгородская первая летопись, Спб., 1841, стр. 252; т. 10. Никоновская летопись, Спб., 1885, стр. 114; «Торопецкая старина. Исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века. Насле­ дование Ивана Побойнина», М., 1902, стр. 27.

7 А. Попов , Гнашося до Игнача креста.— Журнал «Наука и жизнь», 1968, № 11.

8 «Торопецкая старина. Исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века. На­ следование Ивана Побойнина», М., 1902, стр. 57.

9 «Торопец уездный город Псковской губернии (1016—

1864)». Очерк М. И. Семевского, Спб.,

1864, стр.

10.

10 «Историко-статистический очерк

города Торопца

Псковской

губернии

Священника В. Щукина»,

Псков,

1888, стр.

8.

«Торопец уездный город

Псков­

11 Т ам

же, стр. 8;

ской губернии (1016—1864)». Очерк М. И. Семевского. Спб., 1864, стр. 28—29.

12 «Корсунско-Богородицкий собор в городе Торопце Псковской епархии. Заметки настоятеля собора Священ­

ника Владимира

Дмитриевича Щукина»,

Спб.,

1894,

стр.

10.

 

 

 

 

'3

«Историко-статистический очерк города Торопца

Псковской губернии Священника В. Щукина»,

1888,

стр.

1.

 

19.

 

 

14

Т а м ж е, стр.

Спб.,

1862,

15

Журнал

«Всемирная иллюстрация»,

№ 208, стр.

117, 123.