ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
91
самбль так, что оно стало вполне классическим, ничем не отличающимся от остальных.
Помимо Троицкой церкви в селе существовала еще од на, деревянная, стоявшая на кладбище, с непривычным названием для средней полосы России — Гурия, Симона и Авива. Построил церковь помещик Челшцев в 1773 го ду. Ее деревянный восьмигранный сруб венчал шатер на невысоком восьмигранном основании. Апсида и запад ный притвор были почти равны и прямоугольной формы.
Имение Хворостьево в начале XIX века в качестве приданого переходит к дочери Григория Григорьевича — Александре Григорьевне. Ее муж, князь Лобанов-Ростов ский, при Александре I был сенатором, но вскоре уда лился от дел и поселился в Хворостьеве. После смерти князя в 1848 году владельцем становится его сын, отстав ной гвардии ротмистр Николай Алексеевич Лобанов-Рос товский. Им, вероятно, и построены сохранившиеся в имении хозяйственные постройки.
Дальнейшая судьба Хворостьева напоминает чеховский ♦Вишневый сад». С отменой крепостного права много детная княжеская семья постепенно разоряется. Имение за долги неоднократно перезакладывается. Наконец на него находится свой Ермолай Лопахин. Его топор звучит не только в парке, вырубая столетние дубы. Он безжа лостно выламывает и продает из дома все, что можно продать: паркет, бронзу, печи, обшивку, и лишь на огромные двери красного дерева не находится покупате лей. Ободранный дом с забитыми окнами превращается в картофелехранилище. Так и не найдя для себя лучше го применения, он начал постепенно разрушаться и вско ре был разобран.
♦ А ВЗЯЛ АНТИМИНС ТОГОЖ УЕЗДА ПОП ГЕРАСИМ ТИХОНОВ И РАСПИСАЛСЯ». В Хворостьеве любой рас скажет, как добраться до погоста Псовец, или села Гальяново, расположенного в трех километрах на возвышен ности между озерами Уетинец и Псовец. Предание гла сит, что на этом месте в 1505 году стояли псковские дру жины, отчего место получило название Псковец. Уже в XVII веке здесь существовала деревянная церковь, ка менная же, по принятой в литературе датировке, постро ена в 1779 году, то есть тогда, когда обозначился закат торопецкого зодчества. Если бы не формы церкви, совер шенно необычные для Торопца и окружающих сел, то эта дата не вызывала бы сомнения. Церковь погоста
94
в московских усадьбах: «В 1708 году июня в 26 день вы дан антиминс... на погост Псковец в новопостроенную церковь, во имя Николая Чудотворца, а взял антиминс...
тогож уезда поп Герасим Тихонов и расписался...»44. Спустя несколько лет под 1716 годом повторная запись о выдаче антиминса помещику Федору Григорьевичу Челищеву на освящение придела46. К сожалению, ни в том, ни в другом документе не сказано, какова это была цер ковь — каменная или деревянная.
Когда знакомишься с памятниками вроде церкви по госта Псовец, то сомнения относительно времени их воз никновения вполне естественны. Зачем зодчим потребо валось обращаться к давно забытому, сложному в техни ческом выполнении зданию, когда рядом существовали постройки, ставшие традиционными и получившие мас совое распространение? А может быть, церковь построе на все-таки раньше и затем была перестроена? Если до пустить последнее, то становится понятным, откуда из лишняя толщина стен, их грубоватое техническое испол нение. Примерно то же самое наблюдается в селе Сухо дол под Владимиром, где, далеко от Москвы, в 1704 го ду пытались воспроизвести московскую усадебную цер ковь. Но строят ее неумело, сохраняя лишь самое общее сходство со столичным образцом. А почему бы не допус тить, что под Торопцом повторилось то же самое? Что говорит против этого? Дата? Но мы имеем две более ранние. Декорация окон? Да, именно она. Как бы ни ве лико было желание передатировать церковь погоста Псо вец, приходится признать — дата освящения церкви 1779 год близка к истине. Возможно, что церковь долго строили (погост никогда не был особенно богат, и церковь никогда не была даже расписана), возможно, кто-то когдато увидел лепестковую церковь и она поразила его вооб ражение, возможно, она и вовсе не отголосок московской усадебной архитектуры, а какое-то отдаленное воспоми нание об украинских постройках или усадебных церк вах,— историкам остается только предполагать, а исто рии искусства принять как факт и примириться с нару шением хронологии в развитии. А может быть, наруше ние как раз и есть живой пульс искусства, и не к «ему ли мы постоянно прислушиваемся, изучая местные шко лы зодчества?
7. Торопецким проселком
Помимо больших проторенных трактов существует множество проселков. Они не связывают между собой города и не убегают за сотни километров. Иногда такие проселки оканчиваются в ближайшем от города селе, выйдя за околицу и потерявшись в поле или в лесу. Некоторые из них, как и старые тракты, превратились в удобные дороги, ведущие из города в окрестные колхозы.
Один из таких проселков начинался в Торопце и, пет ляя от села к селу, от усадьбы к усадьбе, уходил на се веро-запад, связывая между собой эту малонаселенную часть старого уезда. Сейчас проселок превратился в удоб ную дорогу, по которой автобусом легко добраться до се ла Допшо, где находится Успенская церковь 1770 года(?).
В отличие от большинства торопецких дорог проселок на Допшо более однообразен. После того как Небино озе ро останется позади, начинаются округлые холмы с мо нотонными кустарниками ольховника и с серыми валу нами, издалека похожими на разбежавшихся овец.
«НА ДНЕ КЛЮЧА МОЖНО ПОЧТИ ВСЕГДА ВИДЕТЬ МОНЕТЫ... ПРИНЕСЕННЫЕ СЮДА ОСОБО ПРИЗНА ТЕЛЬНЫМИ ПАЦИЕНТАМИ...*. Село Допшо открывает ся с холма сразу. В центре стоит высокая церковь, а за ней виднеется узкая полоска воды соименного озера. Когда-то на берегу озера Допшо существовал погост. Сейчас этим словом часто называют кладбище. В глу бокой же древности оно обозначало место, где собира-
97
построена каменная Уопенокая церковь. Архитектурные формы здания, его декорация хорошо знакомы по торопецким церквам и напоминают композицию Успенской или Рождественской церкви в городе. Как и там, при церкви села Допшо была отдельно стоящая колокольня. Но что отличает Успенскую церковь от других — это де кор. В нем нет ничего нового. Он хорошо известен по го родским образцам. Набор же самих декоративных форм и их варианты дают бесконечные сочетания. Достаточ но было увеличить ширину карниза, как убранство церк ви становилось более нарядным. Однако строители этим не ограничились. Они прибегли к любопытному при ему — углы четверика апсиды и трапезной между пи лястрами обработали рустом. С точки зрения классичес кого искусства такой прием совершенно неправильный, но именно он дал интересный эффект, объединил две пи лястры в декоративную композицию большими полотен цами, ритмически повторенную на фасадах. Не менее красивы килевидные порталы, близкие к порталам Ка занской церкви и сохраняющие традиции предшествую щего столетия.
Один из излюбленных приемов торопецкой архитекту ры — контраст внутреннего пространства храма и трапез ной. Низкие сводчатые перекрытия трапезной, ориенти рованные поперек центральной оси церкви, придают ин терьеру спокойное, неторопливое развитие вширь. Поэто му переход из трапезной в храм всегда неожиданный. Смена впечатлений такова, будто из уютных обжитых комнат сразу попадаешь в парадный торжественный зал. Подобные интерьеры характерны не только для торопец кой школы. Они достаточно хорошо известны по более ранним памятникам, но здесь эго становится принципом, который тем активнее, чем контрастнее переход от низ ких помещений трапезной к высокому храму.
«МАЛЕНЬКИЕ, ЯЗЫЧЕСКИ РАЗНООБРАЗНЫЕ, КАК БЫ ИГРУШЕЧНЫЕ ДРЕВНИЕ ЦЕРКВИ УБЕДИТЕЛЬНО ГОВОРЯТ НАМ О ТАЛАНТЛИВОСТИ НАШЕГО НАРО ДА...». За селом Допшо дорога начинает постепенно сужаться и через несколько километров превращается в настоящий проселок со всеми его неудобствами. К счастью, путешествие на тряском автобусе скоро кон чается. Дальше, чтобы попасть в село Метлино, приходит ся идти пешком. Дорога недолгая, всего четыре-пять ки лометров. В Метлино сохранился скромный памятник —
100
ностью большинства церквей в окрестных селах. Сейчас деревянная скульптура Нила, особенно такая большая, стала редкостью. Но интересна она не размерами, а тем, как резчик по дереву использовал материал. Мы привык ли, что резные иконостасы и деревянная скульптура по крывались слоем левкаса, надолго предохранявшим дере во от порчи, затем их золотили или раскрашивали. В этой же скульптуре мастер почти полностью отказался от традиционного левкашения. Сам материал, прочный и выдержанный дуб, служил лучшей гарантией сохраннос ти. Резчик покрыл тонким слоем левкаса и раскрасил святому только одежду, бороду и волосы, а «а лице и руках сохранил чистую фактуру дерева. Получился по разительный эффект. Древний старец, изнурявший себя постом, бессонницей, молитвами, — ожил. Его лицо бла годаря фактуре темного коричневато-охристого мореного дуба стало удивительно похожим на лица пожилых лю дей, всю жизнь проведших в тяжелом труде под паля щим солнцем, на жгучем морозе. Но при всем кажущем ся натурализме скульптура не производит неприятного, отталкивающего впечатления. Она воспринимается соби рательным образом старости, старости аскетически муд рой, а не дряхлой, со всеми его физиологическими не мощами.
Показательно, что в скульптуре, как и в архитектуре, наблюдается тот же самый процесс. Образ Нила Столобенского из Метлино, аналогично скульптурам Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы из Пермского музея, мог появиться только в среде менее консервативной, не жели столица.
8. Дорога на Холм
Холмский тракт начинался в Торопце от Никольской церкви. В глубокой древности где-то здесь проходил один из волоков, тянувшийся до села Волок. Потом это стала дорога на Вольный Новгород, переименованная позже в Санкт-Петербургскую, а затем в Холмский тракт.
Дорога красивая,, удобная. На несколько десятков ки лометров покрыта асфальтом. После проселков по ней особенно приятно путешествовать. Вот остались позади торопецкие окраины, известное уже нам Подгороднее, и дорога, петляя между холмов, то круто уходя вниз, то взбираясь на пригорок, потянулась все дальше и дальше. Изредка промелькнет небольшое озерцо с белоснежной пеной лилий вдоль берегов, поля, овраги, перелески. Пей зажи быстро сменяются один за другим. Не успеваешь все запомнить, заметить, и от этого впоследствии дорога на Холм будет вспоминаться каким-то цветастым ков ром.
«ГОРАСТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕЛЬЦА ОНАГО, ДАЮТ ЕМУ ПРЕКРАСНЫЙ ВИД...». Недалеко от Подгороднего, слева от шоссе, расположена усадьба Цветки. Ее сра зу же замечаешь по высоким старым липам небольшого парка и по белому дому, выглядывающему из-за деревь ев, с типичной торопецкой крышей. (Сейчас в ней нахо дится дом инвалидов.) Усадьба скромная, если не ска зать, бедная. Даже двухэтажный дом конца XVIII столе тия, и тот мало похож на усадебный. Он точно такой же,
105
О |
10 |
-4— |
|
Усадьба Якшино. План первого этажа главного дома.
Возможно, требования заказчика отразились на изме нении декора. Капители пилястр мастера пытаются сде лать похожими на коринфские, украшение окон строже, карниз между этажами только намечен. Но декор, сложный по исполнению, с трудом осваивается местны ми мастерами, и в каждой его детали звучит местный торолецкий мотив.
Перед домом разбит небольшой регулярный парк. По следние его остатки видны и сейчас. Парк заканчивался искусственным прудом. За ним стоит церковь. Вокруг церкви на горушке приютилось село, а за ней крутой об рыв опускается до самого оврага, где по дну в кустах пу тается тинистый ручей.
Архитектурная композиция Пятницкой церкви вызы вает в памяти уже виденную в усадьбе Знаменское. Не вольно напрашивается предположение, что их строила одна артель. Сходство не только в композиции. Основные размеры плана, оконные и дверные проемы, ширина пи-
107
Дмитриевская церковь построена в 1765 году, спустя три года после выдачи разрешения на строительство церкви в усадьбе Знаменское «по приобщенному рисун ку». Ее отличает только отсутствие светового восьмери ка, что, возможно, было связано с требованиями заказ чиков.
«ВПРЕДЬ ПИСАТЬ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТО ВА ДА НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, А ДАНИ ВНОВЬ ПО ЛОЖЕНО 16 АЛТЫН 4 ДЕНЬГИ...». В нескольких кило метрах от Нишевиц на шоссе расположена деревня Крест. Отсюда вновь придется свернуть в сторону и пройти два километра до села Почеп. В селе уцелел ставший теперь редким памятник архитектуры — деревянная церковь Рождества Христова. Когда-то в богатом лесом Торопецком крае дерево пользовалось особым уважением. Вплоть до конца XVII столетия в самом городе строили только из дерева. В XVIII веке деревянных церквей было больше, нежели каменных. Избы, сараи, амбары, мосты, посуда, мебель —всюду господствовало дерево. Его любили, це нили, умели из него извлечь все необходимое для себя, причем извлечь так, что оно становилось украшением быта, его неотъемлемой частью. Дерево по праву счита ется исконно народным русским материалом. И сейчас, когда приходится видеть единичные уцелевшие деревян ные церквушки, испытываешь какое-то особенно трога тельное чувство общения с чем-то близким. Создаются музеи деревянного зодчества, организуются заповедники, куда свозятся деревянные памятники. Там их охраняют, берегут. Туда едут тысячи туристов. Но как бы ни хо рошо было в таком музее для памятника и как бы долго он там ни сохранялся, всегда будешь вспоминать вот та кую скромную почепскую церквушку, ставшую частью окружающей природы, частью русской деревеньки. А ес ли церковь стоит на берегу реки или озера, как эта, то увиденная картина на всю жизнь останется в памяти, станет маленькой частью большого понятия — Родина.
Христорождественская церковь в селе Почеп построе на в 1768 году. По-видимому, на этом месте их смени лось несколько. Так, например, в документе XVII века говорится: «впредь писать церковь Рождества Христова да Николая Чудотворца, а дани вновь положено 16 ал тын 4 деньги»47. Слова «впредь» и «вновь» указывают, что была какая-то церковь и новую надо именовать подругому. Спустя же лет двадцать, в 1709 году, новый до-