Файл: Галашевич, А. А. Торопец и его окрестности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

91

самбль так, что оно стало вполне классическим, ничем не отличающимся от остальных.

Помимо Троицкой церкви в селе существовала еще од на, деревянная, стоявшая на кладбище, с непривычным названием для средней полосы России — Гурия, Симона и Авива. Построил церковь помещик Челшцев в 1773 го­ ду. Ее деревянный восьмигранный сруб венчал шатер на невысоком восьмигранном основании. Апсида и запад­ ный притвор были почти равны и прямоугольной формы.

Имение Хворостьево в начале XIX века в качестве приданого переходит к дочери Григория Григорьевича — Александре Григорьевне. Ее муж, князь Лобанов-Ростов­ ский, при Александре I был сенатором, но вскоре уда­ лился от дел и поселился в Хворостьеве. После смерти князя в 1848 году владельцем становится его сын, отстав­ ной гвардии ротмистр Николай Алексеевич Лобанов-Рос­ товский. Им, вероятно, и построены сохранившиеся в имении хозяйственные постройки.

Дальнейшая судьба Хворостьева напоминает чеховский ♦Вишневый сад». С отменой крепостного права много­ детная княжеская семья постепенно разоряется. Имение за долги неоднократно перезакладывается. Наконец на него находится свой Ермолай Лопахин. Его топор звучит не только в парке, вырубая столетние дубы. Он безжа­ лостно выламывает и продает из дома все, что можно продать: паркет, бронзу, печи, обшивку, и лишь на огромные двери красного дерева не находится покупате­ лей. Ободранный дом с забитыми окнами превращается в картофелехранилище. Так и не найдя для себя лучше­ го применения, он начал постепенно разрушаться и вско­ ре был разобран.

♦ А ВЗЯЛ АНТИМИНС ТОГОЖ УЕЗДА ПОП ГЕРАСИМ ТИХОНОВ И РАСПИСАЛСЯ». В Хворостьеве любой рас­ скажет, как добраться до погоста Псовец, или села Гальяново, расположенного в трех километрах на возвышен­ ности между озерами Уетинец и Псовец. Предание гла­ сит, что на этом месте в 1505 году стояли псковские дру­ жины, отчего место получило название Псковец. Уже в XVII веке здесь существовала деревянная церковь, ка­ менная же, по принятой в литературе датировке, постро­ ена в 1779 году, то есть тогда, когда обозначился закат торопецкого зодчества. Если бы не формы церкви, совер­ шенно необычные для Торопца и окружающих сел, то эта дата не вызывала бы сомнения. Церковь погоста

94

в московских усадьбах: «В 1708 году июня в 26 день вы­ дан антиминс... на погост Псковец в новопостроенную церковь, во имя Николая Чудотворца, а взял антиминс...

тогож уезда поп Герасим Тихонов и расписался...»44. Спустя несколько лет под 1716 годом повторная запись о выдаче антиминса помещику Федору Григорьевичу Челищеву на освящение придела46. К сожалению, ни в том, ни в другом документе не сказано, какова это была цер­ ковь — каменная или деревянная.

Когда знакомишься с памятниками вроде церкви по­ госта Псовец, то сомнения относительно времени их воз­ никновения вполне естественны. Зачем зодчим потребо­ валось обращаться к давно забытому, сложному в техни­ ческом выполнении зданию, когда рядом существовали постройки, ставшие традиционными и получившие мас­ совое распространение? А может быть, церковь построе­ на все-таки раньше и затем была перестроена? Если до­ пустить последнее, то становится понятным, откуда из­ лишняя толщина стен, их грубоватое техническое испол­ нение. Примерно то же самое наблюдается в селе Сухо­ дол под Владимиром, где, далеко от Москвы, в 1704 го­ ду пытались воспроизвести московскую усадебную цер­ ковь. Но строят ее неумело, сохраняя лишь самое общее сходство со столичным образцом. А почему бы не допус­ тить, что под Торопцом повторилось то же самое? Что говорит против этого? Дата? Но мы имеем две более ранние. Декорация окон? Да, именно она. Как бы ни ве­ лико было желание передатировать церковь погоста Псо­ вец, приходится признать — дата освящения церкви 1779 год близка к истине. Возможно, что церковь долго строили (погост никогда не был особенно богат, и церковь никогда не была даже расписана), возможно, кто-то когдато увидел лепестковую церковь и она поразила его вооб­ ражение, возможно, она и вовсе не отголосок московской усадебной архитектуры, а какое-то отдаленное воспоми­ нание об украинских постройках или усадебных церк­ вах,— историкам остается только предполагать, а исто­ рии искусства принять как факт и примириться с нару­ шением хронологии в развитии. А может быть, наруше­ ние как раз и есть живой пульс искусства, и не к «ему ли мы постоянно прислушиваемся, изучая местные шко­ лы зодчества?


7. Торопецким проселком

Помимо больших проторенных трактов существует множество проселков. Они не связывают между собой города и не убегают за сотни километров. Иногда такие проселки оканчиваются в ближайшем от города селе, выйдя за околицу и потерявшись в поле или в лесу. Некоторые из них, как и старые тракты, превратились в удобные дороги, ведущие из города в окрестные колхозы.

Один из таких проселков начинался в Торопце и, пет­ ляя от села к селу, от усадьбы к усадьбе, уходил на се­ веро-запад, связывая между собой эту малонаселенную часть старого уезда. Сейчас проселок превратился в удоб­ ную дорогу, по которой автобусом легко добраться до се­ ла Допшо, где находится Успенская церковь 1770 года(?).

В отличие от большинства торопецких дорог проселок на Допшо более однообразен. После того как Небино озе­ ро останется позади, начинаются округлые холмы с мо­ нотонными кустарниками ольховника и с серыми валу­ нами, издалека похожими на разбежавшихся овец.

«НА ДНЕ КЛЮЧА МОЖНО ПОЧТИ ВСЕГДА ВИДЕТЬ МОНЕТЫ... ПРИНЕСЕННЫЕ СЮДА ОСОБО ПРИЗНА­ ТЕЛЬНЫМИ ПАЦИЕНТАМИ...*. Село Допшо открывает­ ся с холма сразу. В центре стоит высокая церковь, а за ней виднеется узкая полоска воды соименного озера. Когда-то на берегу озера Допшо существовал погост. Сейчас этим словом часто называют кладбище. В глу­ бокой же древности оно обозначало место, где собира-

97

построена каменная Уопенокая церковь. Архитектурные формы здания, его декорация хорошо знакомы по торопецким церквам и напоминают композицию Успенской или Рождественской церкви в городе. Как и там, при церкви села Допшо была отдельно стоящая колокольня. Но что отличает Успенскую церковь от других — это де­ кор. В нем нет ничего нового. Он хорошо известен по го­ родским образцам. Набор же самих декоративных форм и их варианты дают бесконечные сочетания. Достаточ­ но было увеличить ширину карниза, как убранство церк­ ви становилось более нарядным. Однако строители этим не ограничились. Они прибегли к любопытному при­ ему — углы четверика апсиды и трапезной между пи­ лястрами обработали рустом. С точки зрения классичес­ кого искусства такой прием совершенно неправильный, но именно он дал интересный эффект, объединил две пи­ лястры в декоративную композицию большими полотен­ цами, ритмически повторенную на фасадах. Не менее красивы килевидные порталы, близкие к порталам Ка­ занской церкви и сохраняющие традиции предшествую­ щего столетия.

Один из излюбленных приемов торопецкой архитекту­ ры — контраст внутреннего пространства храма и трапез­ ной. Низкие сводчатые перекрытия трапезной, ориенти­ рованные поперек центральной оси церкви, придают ин­ терьеру спокойное, неторопливое развитие вширь. Поэто­ му переход из трапезной в храм всегда неожиданный. Смена впечатлений такова, будто из уютных обжитых комнат сразу попадаешь в парадный торжественный зал. Подобные интерьеры характерны не только для торопец­ кой школы. Они достаточно хорошо известны по более ранним памятникам, но здесь эго становится принципом, который тем активнее, чем контрастнее переход от низ­ ких помещений трапезной к высокому храму.

«МАЛЕНЬКИЕ, ЯЗЫЧЕСКИ РАЗНООБРАЗНЫЕ, КАК БЫ ИГРУШЕЧНЫЕ ДРЕВНИЕ ЦЕРКВИ УБЕДИТЕЛЬНО ГОВОРЯТ НАМ О ТАЛАНТЛИВОСТИ НАШЕГО НАРО­ ДА...». За селом Допшо дорога начинает постепенно сужаться и через несколько километров превращается в настоящий проселок со всеми его неудобствами. К счастью, путешествие на тряском автобусе скоро кон­ чается. Дальше, чтобы попасть в село Метлино, приходит­ ся идти пешком. Дорога недолгая, всего четыре-пять ки­ лометров. В Метлино сохранился скромный памятник —


100

ностью большинства церквей в окрестных селах. Сейчас деревянная скульптура Нила, особенно такая большая, стала редкостью. Но интересна она не размерами, а тем, как резчик по дереву использовал материал. Мы привык­ ли, что резные иконостасы и деревянная скульптура по­ крывались слоем левкаса, надолго предохранявшим дере­ во от порчи, затем их золотили или раскрашивали. В этой же скульптуре мастер почти полностью отказался от традиционного левкашения. Сам материал, прочный и выдержанный дуб, служил лучшей гарантией сохраннос­ ти. Резчик покрыл тонким слоем левкаса и раскрасил святому только одежду, бороду и волосы, а «а лице и руках сохранил чистую фактуру дерева. Получился по­ разительный эффект. Древний старец, изнурявший себя постом, бессонницей, молитвами, — ожил. Его лицо бла­ годаря фактуре темного коричневато-охристого мореного дуба стало удивительно похожим на лица пожилых лю­ дей, всю жизнь проведших в тяжелом труде под паля­ щим солнцем, на жгучем морозе. Но при всем кажущем­ ся натурализме скульптура не производит неприятного, отталкивающего впечатления. Она воспринимается соби­ рательным образом старости, старости аскетически муд­ рой, а не дряхлой, со всеми его физиологическими не­ мощами.

Показательно, что в скульптуре, как и в архитектуре, наблюдается тот же самый процесс. Образ Нила Столобенского из Метлино, аналогично скульптурам Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы из Пермского музея, мог появиться только в среде менее консервативной, не­ жели столица.

8. Дорога на Холм

Холмский тракт начинался в Торопце от Никольской церкви. В глубокой древности где-то здесь проходил один из волоков, тянувшийся до села Волок. Потом это стала дорога на Вольный Новгород, переименованная позже в Санкт-Петербургскую, а затем в Холмский тракт.

Дорога красивая,, удобная. На несколько десятков ки­ лометров покрыта асфальтом. После проселков по ней особенно приятно путешествовать. Вот остались позади торопецкие окраины, известное уже нам Подгороднее, и дорога, петляя между холмов, то круто уходя вниз, то взбираясь на пригорок, потянулась все дальше и дальше. Изредка промелькнет небольшое озерцо с белоснежной пеной лилий вдоль берегов, поля, овраги, перелески. Пей­ зажи быстро сменяются один за другим. Не успеваешь все запомнить, заметить, и от этого впоследствии дорога на Холм будет вспоминаться каким-то цветастым ков­ ром.

«ГОРАСТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕЛЬЦА ОНАГО, ДАЮТ ЕМУ ПРЕКРАСНЫЙ ВИД...». Недалеко от Подгороднего, слева от шоссе, расположена усадьба Цветки. Ее сра­ зу же замечаешь по высоким старым липам небольшого парка и по белому дому, выглядывающему из-за деревь­ ев, с типичной торопецкой крышей. (Сейчас в ней нахо­ дится дом инвалидов.) Усадьба скромная, если не ска­ зать, бедная. Даже двухэтажный дом конца XVIII столе­ тия, и тот мало похож на усадебный. Он точно такой же,



105

О

10

-4

 

Усадьба Якшино. План первого этажа главного дома.

Возможно, требования заказчика отразились на изме­ нении декора. Капители пилястр мастера пытаются сде­ лать похожими на коринфские, украшение окон строже, карниз между этажами только намечен. Но декор, сложный по исполнению, с трудом осваивается местны­ ми мастерами, и в каждой его детали звучит местный торолецкий мотив.

Перед домом разбит небольшой регулярный парк. По­ следние его остатки видны и сейчас. Парк заканчивался искусственным прудом. За ним стоит церковь. Вокруг церкви на горушке приютилось село, а за ней крутой об­ рыв опускается до самого оврага, где по дну в кустах пу­ тается тинистый ручей.

Архитектурная композиция Пятницкой церкви вызы­ вает в памяти уже виденную в усадьбе Знаменское. Не­ вольно напрашивается предположение, что их строила одна артель. Сходство не только в композиции. Основные размеры плана, оконные и дверные проемы, ширина пи-

107

Дмитриевская церковь построена в 1765 году, спустя три года после выдачи разрешения на строительство церкви в усадьбе Знаменское «по приобщенному рисун­ ку». Ее отличает только отсутствие светового восьмери­ ка, что, возможно, было связано с требованиями заказ­ чиков.

«ВПРЕДЬ ПИСАТЬ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТО­ ВА ДА НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, А ДАНИ ВНОВЬ ПО­ ЛОЖЕНО 16 АЛТЫН 4 ДЕНЬГИ...». В нескольких кило­ метрах от Нишевиц на шоссе расположена деревня Крест. Отсюда вновь придется свернуть в сторону и пройти два километра до села Почеп. В селе уцелел ставший теперь редким памятник архитектуры — деревянная церковь Рождества Христова. Когда-то в богатом лесом Торопецком крае дерево пользовалось особым уважением. Вплоть до конца XVII столетия в самом городе строили только из дерева. В XVIII веке деревянных церквей было больше, нежели каменных. Избы, сараи, амбары, мосты, посуда, мебель —всюду господствовало дерево. Его любили, це­ нили, умели из него извлечь все необходимое для себя, причем извлечь так, что оно становилось украшением быта, его неотъемлемой частью. Дерево по праву счита­ ется исконно народным русским материалом. И сейчас, когда приходится видеть единичные уцелевшие деревян­ ные церквушки, испытываешь какое-то особенно трога­ тельное чувство общения с чем-то близким. Создаются музеи деревянного зодчества, организуются заповедники, куда свозятся деревянные памятники. Там их охраняют, берегут. Туда едут тысячи туристов. Но как бы ни хо­ рошо было в таком музее для памятника и как бы долго он там ни сохранялся, всегда будешь вспоминать вот та­ кую скромную почепскую церквушку, ставшую частью окружающей природы, частью русской деревеньки. А ес­ ли церковь стоит на берегу реки или озера, как эта, то увиденная картина на всю жизнь останется в памяти, станет маленькой частью большого понятия — Родина.

Христорождественская церковь в селе Почеп построе­ на в 1768 году. По-видимому, на этом месте их смени­ лось несколько. Так, например, в документе XVII века говорится: «впредь писать церковь Рождества Христова да Николая Чудотворца, а дани вновь положено 16 ал­ тын 4 деньги»47. Слова «впредь» и «вновь» указывают, что была какая-то церковь и новую надо именовать подругому. Спустя же лет двадцать, в 1709 году, новый до-