Файл: Бастарева, Л. И. Петропавловская крепость [иллюстрированный путеводитель].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тогда, как не служивший в военной службе, не пони­ мал. «Вот конец всему». Но вслед затем увидел я, что ружья, прицеленные, вдруг все были подняты ство­ лами вверх. От сердца отлегло сразу, как бы сва­ лился сдавивший его камень».

Эту инсценировку казни пережил вместе с дру­ гими петрашевцами, приговоренными к смерти, и Ф. М. Достоевский.

Новое усиление реакции в последние годы царст­ вования Николая I не остановило развития русского освободительного движения, вступавшего в новую фазу: на исторической арене появились революцио­ неры-демократы 60-х годов. Главной трибуной демо­ кратического движения в России стал журнал «Со­

временник».

Революционеры-демократы поставили своей бли­ жайшей целью путем революционного обращения к народу, ко всем слоям русского общества вовлечь их в борьбу с самодержавием. Правительство бросило против революционных демократов хорошо органи­ зованный аппарат секретного розыска, жандармерию и полицию. Начались многочисленные аресты, запол­ нялись тюрьмы. Немало заключенных в 60—80-е годы оказалось и в Петропавловской крепости.

Осенью 1861 года в Петербурге были произве­ дены массовые аресты учащейся молодежи, прини­ мавшей участие в студенческих волнениях. Хотя по­ водом к ним послужило издание новых правил для студентов, закрытие студенческой кассы и библио­ теки, повышение платы за обучение и т. д., события осени 1861 года приняли явно политический харак­ тер. Правительство закрыло Петербургский универ­ ситет. В Петропавловской крепости оказалось более 300 студентов.

39

14 октября 1861 года в крепость был брошен М. Л. Михайлов — поэт, переводчик, публицист, об­ винявшийся в написании прокламаций «К молодому поколению». Михайлов был осужден на каторгу.

3 ноября 1861 года последовал арест сотрудника журнала «Современник» В. А. Обручева и заключе­ ние его в Секретный дом Алексеевского равелина.

В июле 1862 года туда же были заключены Н. А. Серно-Соловьевич и армянский общественный деятель и писатель М. Л. Налбандян. Они обвиня­ лись в сношениях с А. И. Герценом и Н. П. Огаре­ вым, которые еще в 50-е годы создали за границей вольную русскую прессу. В «Полярной звезде» и «Колоколе» они клеймили крепостничество, разобла­ чали самодержавно-полицейский деспотизм.

В июле 1862 года был заключен в Невскую кур­ тину критик Д. И. Писарев, пробывший в одиноч­ ном каземате более четырех лет. Он был арестован за написание статьи-прокламации, обращенной к мо­ лодежи. В этой прокламации Д. И. Писарев разобла­ чал подлые намерения агента русского правительства барона Фиркса, под псевдонимом Шедо-Ферротти написавшего грязную книжонку, стремившуюся опо­ рочить А. И. Герцена. Писарев не только защищал Герцена от клеветы, но и призывал к революционно­ му действию. «Династия Романовых и петербург­ ская бюрократия должны погибнуть... —говорилось в заключение статьи. —Нам останется только дать им последний толчок и забросать грязью их смер­ дящие трупы». Свою статью Писарев передал для на­ печатания в тайную типографию, но ее раскрыла по­ лиция, была обнаружена и рукопись Писарева.

В заключении Писарев занимался литературной работой. Здесь им были написаны 25 литературно­

40


критических статей, в том числе «Реалисты», «Про­ махи незрелой мысли» и другие известные статьи. Они полны оптимизма и призыва к борьбе за торже­ ство справедливости.

7 июля 1862 года двери камеры захлопнулись за Н. Г. Чернышевским —идейным вождем револю­ ционной демократии 60-х годов. Он обвинялся в на­ писании листовки «Барским крестьянам от их добро­ желателей поклон». Листовка разъясняла подлинную суть реформы 19 февраля 1861 года и «воли», кото­ рую она предоставляла бывшим крепостным крестья­ нам. Прокламация призывала крестьян готовиться к восстанию. Реформу, подготовленную и проведен­ ную крепостниками, Чернышевский назвал «мерзо­ стью», «новым крепостным правом».

К аресту Чернышевского различные круги рус­ ского общества отнеслись по-разному. В кругах реак­ ционеров наступило ликование. Один из анонимных авторов писал в III отделение: «Спасибо вам, что за­ садили Чернышевского —спасибо от многих. Только не выпускайте лисицу — пошлите его в Солигалич, Яренск, что-нибудь в этом роде —это опасный гос­ подин, много юношей сгубил он своим ядовитым влиянием».

Но среди демократической интеллигенции, осо­ бенно молодежи, имя Чернышевского не сходило с уст. От имени этой интеллигенции писала Черны­ шевскому в тюрьму неизвестная ему женщина: «Бла­ гословение Вам, честнейший, благороднейший Нико­

лай

Гаврилович, — благословение от женщин, за

всех

мужчин и женщин — от женщины, матери се­

мейства, от женщины, никогда Вас не видавшей, но хорошо Вас знающей, потому что Вас знают и со­ чувствуют Вам, благоговеют перед Вами все люди

41

мыслящие и честные. Где бы Вы ни были, Вас всюду сопровождать будет глубокое и задушевное сочувст­ вие лучших людей, потому что Ваши убеждения — их убеждения, их правила, их судьба».

Никаких юридических доказательств того, что Чернышевский являлся автором прокламации «Бар­ ским крестьянам...», в руках следствия не было. Цар­ ское правительство использовало подлог и лжесвиде­ тельство.

Чернышевский был признан виновным в состав­ лении прокламации. Его приговорили к 14 годам ка­ торжных работ. Этот срок был сокращен наполовину. В действительности же Чернышевский пробыл в Си­ бири 20 лет.

Прежде чем отправить на каторгу Чернышев­ ского, над ним совершили обряд гражданской казни. 19 мая 1864 года он был привезен на Мытнинскую площадь (сейчас на этот месте находится сад имени Чернышевского), там был сооружен помост, на котором возвышался столб с цепями. Публика стала стекаться с самого утра. По подсчетам поли­ цейских агентов, собралось около 3 тысяч человек.

Чернышевского поставили к столбу, продев его руки в кольца, прикрепленные к цепям. На грудь по­ весили дощечку с надписью: «Государственный пре­ ступник». Собравшиеся сняли шапки. Из толпы к эшафоту полетел букет ярко-красных цветов. После чтения приговора палач сломал над головой Чернышевского шпагу. Вслед карете, увозившей его, неслись крики: «Прощай, наш товарищ! Прощай, наш

учитель!» В. И. Ленин высоко ценил деятельность Черны­

шевского. «Чернышевский, — писал

В. И. Ленин

в статье «„Крестьянская реформа”

и пролетарски-

42



крестьянская революция», — был социалистомутопи­ стом, который мечтал о переходе к социализму через старую, полуфеодальную, крестьянскую общину, ко­ торый не видел и не мог в 60-х годах прошлого века видеть, что только развитие капитализма и пролета­ риата способно создать материальные условия и об­ щественную силу для осуществления социализма. Но Чернышевский был не только социалистом-уто- пистом. Он был также революционным демократом, он умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя —через пре­ поны и рогатки цензуры —идею крестьянской рево­ люции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей».

В 1863 году в Секретном доме находился один из соратников Чернышевского —сотрудник журнала «Современник» Н. В. Шелгунов, известный писательпублицист.

60—70-е годы в истории России были отмечены широким распространением революционных народ­ нических идей. Народники не отрицали факта появ­ ления капитализма в России, но считали его для Рос­ сии явлением случайным и отрицали неизбежность капиталистического пути развития. Народники в кре­ стьянской общине видели ячейку будущего социали­ стического общества. Основной революционной си­ лой в России они считали крестьянство, а кресть­ янскую революцию —переворотом, ведущим к социализму,

В Петропавловской крепости в 1851 —1854 годах находился один из идеологов народничества М. А. Бакунин, известный своими анархистскими, бунтар­ скими взглядами.

В 1871 году в крепость был заключен другой

43

идеолог народничества —П. Н. Ткачев, яркий, та­ лантливый публицист, подчеркивавший в своих рабо­ тах особую роль интеллигенции в революционном движении.

В L874—1878 годах в тюрьме Трубецкого бастиона содержалась большая группа народников, участников «хождения в народ»: Д. М. Рогачев, С. Ф. Ковалик, Н. А. Чарушин, П. А. Кропоткин и другие. Они вели пропаганду и среди рабочих Петербурга, считая их наиболее восприимчивыми к социалистическим иде­ ям, и готовили рабочих для пропагандистской работы

вкрестьянской среде.

Вконце 1876 года в Петербурге возникла народ­ ническая организация «Земля и воля». В крепости

находились землевольцы М. А. Натансон, А. Ф. Ми­ хайлов, В. Ф. Трощанский и другие.

В 1879 году в результате раскола «Земли и воли» возникла новая тайная организация народников — «Народная воля» (М. Ф. Фроленко, В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, А. И. Желябов, А. Д. Михайлов и

другие).

Приняв название «Народная воля», новая орга­ низация, по словам В. Н. Фигнер, считала себя вы­ разительницей воли народа и объявляла беспощад­ ную войну самодержавному правительству.

«Война,—говорилось 1 января 1880 года в «Народ­ ной воле» (печатном органе организации), —начата не на жизнь, а на смерть... Из этой ожесточенной схватки нет другого исхода: либо правительство сломит движение, либо революционеры низвергнут

правительство».

В программе «Народной воли» обстановка в Рос­ сии характеризовалась как полное экономическое и политическое рабство народа. Над ним стоят эксплу­

44


ататорские силы, создаваемые и защищаемые государ­ ством. Народовольцы считали, что государство яв­ ляется единственным притеснителем народа, и по­ этому, чтобы осуществить волю народа (его право на землю, на общинное и местное самоуправление, на власть, на свободу совести и слова), надо произвести политический переворот, уничтожить самодержавное государство и передать власть народу.

Программа «Народной воли» определяла роль партии в этой борьбе. Партия должна была взять на себя почин революционного переворота. Программа не исключала возможности народной революции, указывала на необходимость связи с массами.

В стремлении «привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием» В. И. Ленин видел «великую историческую заслугу» народо­

вольцев.

Заговору или народной революции должна была предшествовать пропаганда социалистических идеа­ лов партии и агитация за их претворение в жизнь.

Одним из средств борьбы был террор. Но народо­ вольцы никогда не выдвигали его на первое место. Они считали его оборонительной, агитационной и революционно-воспитательной мерой. Но на прак­ тике террор стал главным орудием борьбы партии и постепенно занял все силы, отвлекая народовольцев от работы в массах. Это объяснялось тем, что теория,

на которую

опиралась «Народная воля»,

отмечал

В. И. Ленин,

«в сущности была вовсе не

револю­

ционной теорией». Народовольцы «не умели или не могли неразрывно связать своего движения с клас­ совой борьбой внутри развивающегося капиталисти­ ческого общества».

45

В начале 80-х годов состоялось несколько судеб­ ных процессов членов «Народной воли», осуществив­ шей 1 марта 1881 года казнь Александра II. Это «процесс 16-ти» в 1880 году, «процесс первомартовцев» в 1881 году, «процесс 20-ти» в 1882 году, «про­ цесс 17-ти» в 1883 году, «процесс 14-ти» в 1884 году. На этих процессах слушались дела 73 народовольцев. Многие из них были заключены в тюрьму Трубец­ кого бастиона и Секретный дом Алексеевского раве­ лина. Царский суд вынес 26 смертных приговоров. 10 из них были приведены в исполнение (казнили А. А. Квятковского, А. К. Преснякова, А. И. Желя­ бова, С. Л. Перовскую, Н. И. Кибальчича, Т. М. Михайлова, Н. И. Рысакова, Н. Е. Суханова, Н. М. Рогачева, А. П. Штромберга). Остальным смертная казнь была заменена каторгой.

Из осужденных по этим процессам до перевода в Шлиссельбургскую крепость (то есть с 1880 по 1884 год) умерли С. Г. Ширяев, Л. Д. Терентьева, А. Д. Михайлов, Н. Н. Колодкевич, М. В. Тетерка, Н. В. Клеточников, М. Р. Ланганс, А. И. Баран­

ников.

В 1887 году в тюрьму Трубецкого бастиона были заключены члены террористической фракции «На­ родной воли». Они обвинялись в подготовке покуше­ ния на Александра III. Пятеро из них —А. И. Улья­ нов, В. Д. Генералов, П. Я. Шевырев, П. И. Андреюшкин, В. С. Осипанов — были казнены в мае 1887 года в Шлиссельбургской крепости.

Отмечая ошибочность теоретических воззрений народников, отвергая их метод борьбы путем тер­ рора, В. И. Ленин высоко оценил их революцион­ ность и героизм: «Они проявили величайшее самопо­ жертвование и своим героическим террористическим

46