Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
M
r'
.‰i' ι⅞i
Μ. И. БРЕЙМАН
ИНЖЕНЕРНЫЕ
РЕШЕНИЯ по технике безопасности в пожаро-
и взрывоопасных производствах
МОСКВА
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ХИМИЯ» 1974
|
Гос. |
публична.» |
|
научно-т?”!”: -jch! я |
|
6Π7.04 |
n⅛Λ*CM .,κ |
■ »р |
√ - *4 C L. IH •
УДК (614.838.+614.841.34):66
Б 87
Μ.И. Брейман
Б87 Инженерные решения по технике безопасности в пожаро ві взрывоопасных производствах. Μ., «Химия», 1973.
344 с., 102 рис., список литературы 62 ссылки.
На основе большого фактического материала, собранного автором в процессе освоения и эксплуатации нефтехимических предприятий, в книге приводится анализ основных направле ний работы по предотвращению опасностей, могущих возник нуть в пожаро- и взрывоопасных производствах. Исходя из этого анализа даются рекомендации и направления для выбо ра оптимальных инженерных решений, обеспечивающих умень шение газовыделений, защиту аппаратуры от опасного повы шения давления, увеличение степени безопасности при хране нии, транспортировании и применении сжиженных углеводород ных газов и легковоспламеняющихся жидкостей. Рассматри ваются мероприятия по эксплуатации факельных систем и без опасности работы с алюминийалкилами.
Помимо материалов, взятых из практики отечественной промышленности, автор использует также зарубежные мате риалы.
В книге приводятся справочные данные, редко встречаю щиеся в литературе и полезные для развития положений, вы двигаемых автором.
Книга предназначена для инженерно-технических работ |
|
ников, занятых проектированием, освоением и эксплуатацией |
|
химических и нефтехимических производств. Она будет полез |
|
на также работникам органов надзора. |
|
31401-120 |
6П7.04 |
Б 050 (01)-74 |
© Издательство «Химия», 1974
РАЗДЕЛ ɪ
ИСТОЧНИКИ ЗАГАЗОВАННОСТИ И ИХ УСТРАНЕНИЕ
Безопасность эксплуатации современных химических, нефтехи мических и нефтеперерабатывающих предприятий, а также обес
печение нормальных условий труда в значительной степени зависят
от того, как предотвращаются выделения пожаро- и взрывоопас ных, а также токсичных продуктов производства в атмос феру и производственные помещения. На этих предприятиях по
лучаются и применяются в больших количествах легковоспламе
няющиеся жидкости с низкой температурой вспышки и взрыво опасные газы в сжиженном и газообразном состоянии. В паро- и газообразном состоянии такие вещества образуют взрывоопасные
смеси с воздухом при низких концентрациях. Эти смеси взрыва
ются при импульсах небольшой интенсивности, создавая при этом большое давление на стенки аппаратов/ емкостей и на строитель ные конструкции зданий. Например, применяющиеся в промыш
ленности синтетического этилового спирта и синтетического каучу
ка сжиженные газы (бутан, бутилен, пропан, пропилен, дивинил,
хлористый метил, этилен) ацетилен, метан водород и др. образу ют взрывоопасные смеси с воздухом уже при содержании их в ко
личестве 0,75—5,0 объемн.%'. Минимальная энергия (в мДж), не
обходимая для воспламенения паро- и газовоздушных смесей, со
ставляет для бутана, пропана, бутилена 0,24, метана 0,28, ацетиле
на и водорода 0,011. Давление взрыва этилена, ацетилена и во
дорода при нормальных исходных давлениях этих веществ состав
ляет соответственно 8,86; 10,3 и 7,39 кгс/см2; бутана и пентана со
ответственно 8,6 и 8,65 кгс/см2; метана — 7,2 кгс/см2.
При производстве некоторых продуктов на этих предприятиях применяются вещества с пирофорными свойствами (алюминийал-
килы, металлический натрий, калий, литий и др.), перекисные со единения.
Санитарно-гигиеническая характеристика указанных промыш
ленных предприятий в числе других факторов определяется при
менением ,или получением в них токсичных веществ преимущест
венно наркотического действия иногда с более или менее выра
женным раздражающим действием. В некоторых производствах в больших количествах применяются сильнодействующие ядовитые
вещества (нитрил акриловой кислоты, сероводород, хлористый ме
тил и др.) и вещества резкораздражающего и кожного действия
(диметилдихлорсилан, алкилхлорсиланы и др.). При нарушениях
3
технологического режима и при авариях возникает опасность газо-
выделений, вызывающих отравления, химические ожоги и обмора живания. і
Высокие параметры ведения технологических процессов (дав ление, вакуум, температура), огромные единичные мощности аг
регатов, большое многообразие технологического и насосно-ком
прессорного оборудования в значительной мере осложняют зада чу исключения утечек продуктов производства в атмосферу и
производственные помещения.
Инженерный анализ причин загазованности должен способ
ствовать их устранению или уменьшению и созданию безопасных и здоровых условий труда на производстве.
ГЛАВА 1
НАДЕЖНОСТЬ ОБОРУДОВАНИЯ
Аппараты и коммуникации в химической, нефтехимической и
нефтеперерабатывающей промышленности эксплуатируются под воздействием активных сред в широком диапазоне температур и
давлений. Безопасность эксплуатации такого оборудования опре деляется главным образом его способностью противостоять этим
жестким условиям.
В последние годы уделяется большое внимание вопросам тео рии и практики повышения надежности оборудования и коммуни каций.
Требования достижения высокой надежности нередко вступа ют в противоречие с другими существенными характеристиками оборудования, такими, например, как технологичность изготов
ления, транспортабельность, сокращение металлоемкости, умень
шение стоимости и т. п. В этих условиях наиболее важным явля ется:
дальнейшее повышение качества металла, применяемого для изготовления оборудования;
определение объективных характеристик работоспособности ме талла аппаратов в эксплуатационных условиях;
разработка технологии изготовления аппаратов с повышенны ми показателями качества;
уменьшение последствий аварийных разрушений оборудования
за счет совершенствования методов организации и оснащения ре
монтно-восстановительной службы действующих предприятий.
Повышение надежности оборудования и коммуникаций воз
можно также за счет более полного выявления потенциальных
очагов аварий на стадии конструирования и испытания.
В этой главе приведены некоторые сведения, имеющие своим назначением систематизировать и обобщить накопившийся опыт
4
по повышению надежности оборудования и коммуникаций в хими ческой, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышлен
ности. <
Температурные напряжения и надежность аппаратов
В производственной практике известны случаи разрушения ап-
паратов вследствие усталости металла от повторно-периодической нагрузки, усугубленной дополнительными напряжениями от зна-
чительной разницы между температура ми стенки и штуцера аппарата.
Исследования, проведенные Всесоюз
ным научно-исследовательским институ
том нефтехимического |
машиностроения |
|
|
|||
(ВНИИнефтемаш), показали, |
что ава |
|
|
|||
рийным остановкам реакторов установок |
|
|
||||
каталитического |
риформинга |
и гидро |
|
|
||
форминга |
предшествовало |
появление |
Рис. |
1.1 Расположение |
||
трещин в сварных соединениях по пери |
трещины на реакторе. |
|||||
метру швов приварки штуцеров к корпу |
|
|
||||
сам реакторов. |
Значительные |
напряже |
|
|
||
ния, возникающие в верхней |
сфериче |
|
швов вследствие |
|||
ской части |
реакторов |
(большое число сварных |
близкого расположения штуцеров), циклические знакопеременные нагрузки (режим работы «реакция—регенерация») и остаточные
напряжения, возникающие при сварке вновь устанавливаемых
штуцеров взамен отбракованных, приводят к местным разрушени
ям реакторов и снижению их длительной эксплуатационной на
дежности.
На одной из установок гидроформинга произошло разрушение
реактора, изготовленного из стали 20К с толщиной стенок 46 мм,
при гидравлическом испытании зимой при температуре окружаю
щего воздуха —20 0C. Реактор до разрушения работал 53 940 ч при давлении углеводородной смеси и газов 23 кгс/см2 и темпера туре стенок 90—120oC.
Разрушение (рис. 1.1) имеет вид трещины, проходящей через
верхнюю сферическую часть и сварочные швы штуцеров. Излом
металла крупночешуйчатый с |
отдельными уступами скалывания. |
Вероятная причина хрупкого |
разрушения — циклические измене |
ния нагрузок в течение длительной службы, нарушившие микро
сплошность металла корпуса. При гидравлическом испытании на
холоде произошел разрыв металла. Для начала его катастрофиче
ского разрушения потребовалось наличие трех условий: определен
ного напряжения, дефектов (несплошностей) в металле и воздей
ствие низкой температуры, имевшей место в процессе испытания.
Чтобы устранить воздействие низкой температуры, необходимо
строго выполнять требования «Регламента проведения в зимнее
5
время пуска, остановки и испытаний на плотность аппаратуры хи
мических, нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, а
также газовых промыслов и газобензиновых заводов». Этот нор
мативный документ согласован с Госгортехнадзором СССР и ут
вержден Министерством химического и нефтяного машинострое
ния и распространяется на аппаратуру, изготовленную в соответ
ствии с OCT 26-291—71 «Сосуды и аппараты сварные стальные.
Технические требования» и эксплуатируемую |
под |
давлением на |
||||||||
открытом воздухе или в неотапливаемых |
помещениях. |
Пуск в |
||||||||
|
Рис. 1.2. График, характеризующий |
|||||||||
|
условия |
пуска |
аппаратов |
в |
зимнее |
|||||
|
|
|
|
время: |
|
(в |
0C), при |
|||
|
t — минимальная температура |
|||||||||
|
которой допускается использование сталь |
|||||||||
|
ных |
сварных |
соединений |
в соответствии |
||||||
|
с табл. 3—8, |
15—17, |
18 |
OCT 26-291—71; |
||||||
|
i2 — наинизшая температура воздуха (в °С), |
|||||||||
|
при которой допускается пуск аппарата |
|||||||||
|
под |
давлением |
p⅛ |
ρ pag — рабочее давле |
||||||
|
ние, |
кгс/см2; рі — давление |
пуска, |
кгс/см2;' |
||||||
|
P2 — начальное давление (в кгс/см2), равное |
|||||||||
. Температура, °С |
0,35 |
р pgð ине более 1 |
кгс/см2 |
для аппара |
||||||
тов |
с |
рабочим |
давлением |
1 ∙≤ Ppa6 ∙≤ |
||||||
|
||||||||||
|
≤ 3 |
кгс/см2, а |
для аппаратов |
с |
р pag < |
|||||
|
|
<1 кгс/см2 |
принимается P2=Ppag. |
зимнее время таких аппаратов, работающих под давлением, дол
жен осуществляться с соблюдением требований, вытекающих из
принципиальной схемы, приведенной на |
↑, |
|
|
1.2). |
||||||
tграфике (рис. |
||||||||||
Значения |
минимальнойt2, |
температуры |
|
при которой |
допуска |
|||||
|
р2 |
|
|
|
соединений, |
и |
наинизшей темпера |
|||
ется работа стальных сварных |
||||||||||
туры воздуха |
при которой допускается пускt2аппарата, |
под дав |
||||||||
лением |
|
|
|
|
р2. |
|
|
приведены в |
табл. І.І. |
|
|
в зависимости от типа сталей, |
|||||||||
При |
температуре iɪ, ниже |
или |
равной |
давление пуска |
||||||
Pi равно начальному давлению |
зимнее |
время |
снижение |
давления |
||||||
При |
остановке аппарата в |
при понижении температуры стенки должно соответствовать тре бованиям схемы. Скорость подъема или снижения температуры
рекомендуется не более 30 °С/ч, если нет других указаний в техни
ческой документации.
Достижение давления pɪ и р2 рекомендуется осуществлять по
степенно, прибавляя по 0,25 pɪ (или р2) в течение 1 ч с 15-минут ными выдержками давлений на ступенях 0,25 p↑ (р2), 0,5 p (ρ2) и
0,75 pi (p2)∙
При необходимости испытания аппаратов на плотность под ра
бочим давлением в зимнее время необходимо выполнять все тре
бования, предъявляемые к пуску. Рекомендуется по возможности пуск, остановку и испытания проводить при температурах окружа
ющего воздуха выше O0C, а при температурах воздуха ниже OvC
следует прогревать аппарат.
6