Файл: Сорокин, Н. С. Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха на текстильных предприятиях учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
/ / / хГТ7
Рис. 14. Схема кондиционера ВУУ
Для нормальной работы распылителя рекомендуется применять насос ЗК-6 с электродвигателем А5-2 мощностью 10 кВт и трубо провод диаметром 80 мм.
За оросительной камерой устанавливается сепаратор (капле уловитель) 15, за которым расположена секция второго подогрева 16. Патрубком 17 кондиционер присоединяется к вентиляторной сек ции 18.
Регулирование производительности вентилятора осуществляется направляющим аппаратом 19. Для смягчения вибрации под венти ляторной секцией устанавливаются виброизоляторы 20.
Установка ВУУ снабжается также силовым щитом и щитом автоматики.
В табл. 11 приведены основные технические данные кондицио неров ВУУ-40М и ВУУ-60М.
Кпреимуществам кондиционеров ВУУ можно отнести удачную конструкцию дискового распылителя не подверженного засорению; этим он выгодно отличается от форсуночных распылителей, мелкие отверстия которых засоряются и требуют частой чистки.
Кнедостаткам этого кондиционера следует отнести отсутствие фильтров для очистки рециркуляционного воздуха. К тому же на блюдается вынос и попадание мелких капель воды на электродви гатель распылителя и воздухоприемную секцию.
3. Охлаждение воздуха в кондиционерах
Охлаждение воздуха в системах кондиционирования осущест вляется сухими и мокрыми воздухоохладителями.
В сухих воздухоохладителях снижение температуры происхо дит за счет контакта воздуха с гладкими или ребристыми поверх ностями труб, по которым циркулирует холодная вода или рассол. В этом случае осуществляется сухое охлаждение воздуха при d=const.
В мокрых воздухоохладителях снижение температуры происхо дит за счет контакта воздуха с холодными поверхностями капель воды в форсуночной камере кондиционера. Форсуночные камеры ценны тем, что в них в результате изменения температуры воды можно получить различные направления процессов при контакте воздуха с водой и небольших сопротивлениях проходу воздуха. Кроме того, форсуночные камеры требуют минимального расхода цветных и черных металлов на изготовление форсунок и труб.
Снижение температуры воздуха при контакте с водой может происходить путем адиабатического ее испарения и при помощи теплообмена между воздухом и холодной водой.
А д и а б а т и ч е с к о е о х л а ж д е н и е . В этом случае вода, со вершая замкнутый цикл: кондиционер — фильтр — насос — конди ционер, приобретает постоянную температуру, равную температуре воздуха по мокрому термометру. При этом испарение воды про исходит за счет явного тепла обрабатываемого воздуха. Естест венно, что чем суше воздух, поступающий в оросительную камеру,
3* |
51 |
тем интенсивнее испаряется вода и тем сильнее снижается его тем пература.
В условиях умеренного климата центральной части СССР сни жение температуры воздуха в кондиционере при адиабатическом испарении воды составляет примерно 4—5° С, а в условиях сухого жаркого климата, например Средней Азии, достигает 10—12° С.
П о л и т р о п и ч е с к о е о х л а ж д е н и е . В этом случае тепло обмен происходит между воздухом и холодной водой. Холодную воду, предназначаемую для охлаждения воздуха, можно получить, используя естественные источники, например грунтовую артезиан скую воду, а также воду горных рек. Это наиболее дешевый источ ник холода. Однако, как показывает практика, количество воды из этих источников оказывается достаточным лишь для небольших предприятий. На крупных же предприятиях для получения боль ших количеств холодной воды начинают широко применять методы искусственного охлаждения воды в специальных холодильных уста новках, основным элементом которых являются холодильные ма шины.
4.Холодильные машины
Всовременных установках для кондиционирования воздуха при меняют в основном три типа холодильных машин: парокомпрес сионные, пароэжекторные и абсорбционные.
П а р о ко м п р есс и о н н ы е м а ши н ы . |
На |
рис. |
15 показана |
||||
принципиальная схема парокомпрессионной |
установки, состоящей |
||||||
|
из испарителя |
1, |
заполнен |
||||
|
ного |
|
холодильным |
аген |
|||
|
том — жидкостью |
с |
низкой |
||||
|
температурой |
|
кипения. |
||||
|
Внутри испарителя находят |
||||||
|
ся трубки 2, по которым |
||||||
|
прогоняется отепленная во |
||||||
|
да из кондиционера. Нагре |
||||||
|
ваясь |
|
водой, |
холодильный |
|||
|
агент закипает и в парооб |
||||||
|
разном |
|
состоянии |
отсасы |
|||
|
вается |
|
компрессором <3, в |
||||
|
котором сжимается и нагре |
||||||
|
вается, |
а |
затем |
поступает |
|||
Рис. 15. Принципиальная схема парокомп |
в конденсатор |
4. |
Здесь па |
||||
рессионной машины |
рообразный |
холодильный |
|||||
|
агент |
отдает |
теплоту кон |
денсации воде, протекающей по трубкам 5. При наличии мощного естественного источника воды, например реки, по трубкам 5 про текает проточная вода. Если такого источника нет, вода после конденсатора охлаждается в градирнях и насосами снова нагне тается в трубки 5 конденсатора 4. Из конденсатора жидкий холо дильный агент через дроссельный регулирующий вентиль 6 воз вращается в испаритель 1. При проходе через узкое сечение вен-
52
тиля 6 давление жидкого холодильного агента уменьшается до давления испарения, т. е. такого давления, при котором начина ется испарение холодильного агента. Величина этого давления определяется температурой воды, предназначенной для охлажде ния воздуха. Таким образом, холодильный агент совершает в сис теме замкнутый цикл.
Отепленная вода из кондиционера подается насосом 7 в труб ки 2 испарителя и охлаждается за счет отдачи тепла на испарение Холодильного агента. Охлажденная вода из испарителя забирается насосом 8 и нагнетается к форсункам 9, установленным в ороситель ной камере 10 кондиционера. От соприкосновения с теплым воз духом вода нагревается и стекает в поддон 11, откуда насосом 7 подается в испаритель 1 для охлаждения. Следовательно, вода, так же как и холодильный агент, совершает замкнутый цикл.
Холодильные агенты, применяемые в холодильных машинах, как правило, должны иметь большую теплоту испарения, так как эта величина определяет холодопроизводителы-юсть 1 кг холодиль ного агента. Вместе с тем холодильный агент должен иметь низкую температуру кипения и не обладать корродирующими свойствами.
Впарокомпрессионных установках в качестве холодильных агентов используют преимущественно аммиак, фреон-12 и фреон-22.
Втабл. 12 приведены данные, характеризующие физические свойства холодильных агентов, применяемых в парокомпрессион ных установках.
|
|
|
Т а б л и ц а 12 |
|
Физические свойства холодильных агентов |
|
|||
|
Химическая |
Весовая |
Температура в °С |
|
Холодильный агент |
изводителЬ' |
кипения |
|
|
формула |
|
|||
Х О Л О Д О П р О “ |
замерзания |
|||
|
|
ность в |
при 1 ати |
|
|
|
кДж/'кг |
|
|
Аммиак ................................. |
NH3 |
1100 |
— 33,4 |
— 78 |
Фреон-12 ............................ |
CF2C13 |
118 |
— 29,8 |
— 155 |
Фреон-22 ............................. |
C H F 2C I |
168 |
— 40,8 |
— 160 |
Из данных табл. 12 следует, что аммиак по сравнению с фреонами обладает наибольшей холодопроизводительностью, в связи с чем аммиачные холодильные установки являются наиболее вы годными в эксплуатации. Однако ввиду токсичности и взрывоопас ности аммиака такие установки необходимо размещать в специаль ных отдельно расположенных зданиях. Аммиачные холодильные установки целесообразно применять в промышленных зданиях при большой холодопроизводительности.
Холодильные установки с поршневыми аммиачными компрессо рами применяют при максимальных потребностях в холоде от 600 тыс. кДж/ч и более, а те же установки с центробежными маши нами применяют при максимальных потребностях в холоде не ме нее 36 млн. кДж/ч.
53
Фреон-12 и фреон-22 как холодильные агенты имеют значи тельно меньшую весовую холодопроизводительность по сравнению с аммиаком, что является их некоторым недостатком. Фреон весьма текуч и легко просачивается через малейшие неплотности в соеди нениях; поэтому фреоновые машины должны обладать особой герметичностью. В то же время фреон ценен тем, что он нетокси чен, не имеет запаха, не горит и невзрывоопасен. Поэтому фреоно вые холодильные машины с поршневыми компрессорами в настоя щее время получили широкое применение при максимальных по требностях в холоде до 12 млн. кДж/ч. Фреоновые центробежные
|
машины применяют |
при |
макси |
||||
|
мальных |
потребностях |
в |
холоде |
|||
|
4 млн. кДж/ч и более. Фреон-22 |
||||||
|
имеет |
большую |
холодопроизво |
||||
|
дительность, чем фреон-12 (см. |
||||||
|
табл. 12); кроме того, коэффици |
||||||
|
ент теплопередачи фреона-22 че |
||||||
|
рез металлические стенки к воде |
||||||
|
на 30% выше, чем у фреона-12, |
||||||
|
что |
способствует |
|
сокращению |
|||
|
размеров |
испарителя |
и |
конден |
|||
|
сатора. |
|
|
|
|
|
|
|
П а р о э ж е к т о р н ы е маши- |
||||||
|
н ы. В этих машинах пар из кот |
||||||
|
ла 1 (рис. 16) или отработанный |
||||||
|
после |
турбин под |
избыточным |
||||
|
давлением |
1—6 |
ати |
поступает |
|||
Рис. 16. Принципиальная схема па |
в эжектор 2. Пар, выходя из соп |
||||||
роэжекторной машины |
ла с |
большой скоростью, эжекти- |
рует (подсасывает) холодный пар из испарителя 3, создавая над поверхностью воды испарителя глу бокий вакуум. При таком вакууме вода закипает в испарителе при низкой температуре: например, при абсолютном давлении- 6,54 мм рт. ст. вода закипает при 5° С. Охлаждение воды в испа рителе происходит за счет отнятия от нее скрытого тепла испа рения. Таким образом, в пароэжекторных установках вода, ох лаждая сама себя, является холодильным агентом.
После эжектора пар поступает в диффузор 4, в котором ско рость его понижается до нормальной, а давление увеличивается; затем пар направляется в конденсатор 5, где превращается в воду, отдав теплоту конденсации воде, циркулирующей по трубкам 6. Воду для конденсатора берут из естественного источника, обычно реки. Если же нет достаточно мощного естественного источника, охлаждение воды осуществляют в градирнях. Для сокращения расхода воды в конденсаторах пар к эжекторам должен подаваться насыщенным. Образовавшийся конденсат насосом 7 перекачи
вается для питания котла 1. |
8 |
Охлажденная вода из испарителя перекачивается насосом |
|
к форсункам 9 кондиционера 10, а отепленная вода из поддона |
11 |
54
по трубе 12 поступает в испаритель 3 для последующего охлаж дения.
Таким образом, в пароэжекторных машинах холодильным аген том является вода. Как холодильный агент вода обладает сущест венными положительными качествами: ее холодопроизводитель ность равна 2500 кДж/кг, работа с ней безопасна, она безвредна и дешева. В то же время воде присущ весьма большой недостаток — высокая температура кипения при нормальном атмосферном дав лении. В связи с этим в испарителе следует создавать глубокий вакуум, а конструкция испарителя должна быть весьма герметич ной.
Пароэжекторные машины изготовляют холодопроизводительностыо от 1200 тыс. до 4 млн. кДж/ч. Они просты по конструкции и могут работать за счет отбросного пара, поступающего с ТЭЦ.
Сконструированы пароэжекториые машины, работающие при избыточном давлении пара 1,0 ати.
Однако эти машины требуют значительного расхода воды, ко торый для конденсаторов в 2—3 раза больше, чем для пароком прессионных машин, так как в этих установках необходимо одно временно конденсировать горячий эжектирующий пар и холодный эжектируемый пар из испарителя.
Пароэжекторные холодильные машины, характеризуемые высо кой стоимостью эксплуатации и малыми первоначальными затра тами, целесообразно применять при малом числе часов работы в течение года (до 1000 ч) и при наличии дешевой охлаждающей воды и пара.
А б с о р б ц и о н н ы е х о л о д и л ь н ы е ма шины. Работа этих машин основана на применении бинарного раствора, т. е. смеси двух жидкостей с резко отличающейся температурой кипения, при этом жидкость с более низкой температурой кипения является хо лодильным агентом, а жидкость с более высокой температурой ки пения— абсорбентом (поглотителем). Абсорбент должен обладать свойством быстро и в большом количестве поглощать пары холо дильного агента.
Существуют два вида абсорбционных машин (установок): вод но-аммиачные, в которых холодильным агентом является аммиак, а абсорбентом — вода, и бромисто-литиевые, в которых холодиль ным агентом является вода, а абсорбентом — водный раствор бро мистого лития.
В связи с тем что аммиак токсичен, а бромистый литий безвре ден, для кондиционирования воздуха предпочтительнее применять бромисто-литиевые установки.
Бромисто-литиевая установка состоит из генератора 1 (рис. 17), в котором происходит выпаривание раствора бромистого лития за счет тепла, поступающего по трубке 2. Тепло целесообразно брать с ТЭЦ в виде отработанного пара или теплофикационной воды, имеющей температуру 90—95° С. Так как температура кипения воды значительно ниже температуры кипения бромистого лития, то при нагревании из раствора практически выделяется чистый
55