Файл: Сорокин, Н. С. Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха на текстильных предприятиях учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
водяной пар. Из генератора водяной пар поступает в конденсатор 3, где сжижается, отдавая тепло конденсации воде из естественного источника, циркулирующей по трубам 4. Конденсат сливается в испаритель 5 через гидравлический затвор 6.
Отепленная вода из кондиционера 7 по трубе 8 поступает в ис паритель 5, где распыляется специальным устройством. Испаритель соединен трубкой 9 с абсорбером 10, в котором находится раствор
|
|
бромистого |
|
лития. |
|
Так |
|||
|
|
как последний жадно по |
|||||||
|
|
глощает |
водяной |
|
пар, |
||||
|
|
в испарителе |
происходит |
||||||
|
|
интенсивный |
процесс |
ис |
|||||
|
|
парения воды, а за счет |
|||||||
|
|
этого |
и |
ее |
охлаждение. |
||||
|
|
Холодная |
вода |
насосом |
|||||
|
|
11 по |
трубе |
12 |
подается |
||||
|
|
к форсункам 13 в конди |
|||||||
|
|
ционер |
|
7 |
для |
охлажде |
|||
|
|
ния воздуха. |
Тепло, |
об |
|||||
|
|
разующееся |
в |
абсорбере |
|||||
|
|
вследствие поглощения во |
|||||||
|
|
дяных |
|
паров |
раствором |
||||
|
|
бромистого |
лития, |
отво |
|||||
|
|
дится проточной водой из |
|||||||
|
|
естественного |
|
источника |
|||||
|
|
по трубам 14. |
|
и |
де |
||||
|
|
Охлажденный |
|||||||
|
|
концентрированный |
|
рас |
|||||
|
|
твор |
бромистого |
лития |
|||||
|
|
(абсорбент) |
|
перекачи |
|||||
|
|
вается насосом 15 в ге |
|||||||
|
|
нератор 1 для его выпа |
|||||||
Рис. 17. |
Принципиальная схема абсорбци |
ривания |
и |
повышения- |
|||||
онной |
бромисто-литиевой установки |
концентрации. |
Между |
||||||
|
|
абсорбером |
|
и |
генерато |
ром установлен теплообменник 16, в который по трубе 17 посту пает нагретый раствор бромистого лития; здесь он охлаждается циркулирующим по трубам холодным бромистым литием, по ступающим по трубам 18, и насосом 19 по трубам 20 перекачи вается в абсорбер 10. Таким образом, проходя через теплообмен ник, холодный абсорбент, поступающий из абсорбера в генератор, несколько подогревается, а горячий абсорбент, подаваемый из ге нератора в абсорбер, охлаждается. Наличие теплообменника по вышает экономичность установки.
Так как во всех аппаратах описанной установки процессы про текают под сильным вакуумом, все элементы ее должны быть пол ностью герметичными .Вакуум в аппаратах поддерживается при по мощи вакуум-насосов, отсасывающих воздух по трубам 21 и 22 из абсорбера и испарителя.
56
Абсорбционные бромисто-литиевые установки являются наибо лее экономичными холодильными установками как по расходу энергии, так и по расходу воды для конденсатора и абсорбера. Эти установки работают в основном за счет тепловой энергии; при этом создается возможность широко использовать сбросное тепло ТЭЦ и, в частности, теплофикационную воду, имеющую температуру 90— 95° С. Использование сбросного тепла в летнее время создает бо лее экономичные условия работы ТЭЦ.
Бромисто-литиевые установки просты в устройстве и эксплуата ции, не имеют движущихся частей (исключая насосы) и могут быть размещены в подвальных помещениях зданий и даже на от крытых площадках. Такие установки применяют при максимальных потребностях в холоде (600 тыс. кДж/ч и более) при наличии дешевого сбросного тепла.
Фреоновые и аммиачные холодильные машины следует раз мещать в отдельных помещениях с учетом противопожарных тре бований и техники безопасности. Пароэжекторные, как и бромисто литиевые, машины допускается устанавливать на открытых пло щадках.
Холодильные машины, являясь весьма дорогими, составляют основную статью расходов на содержание и эксплуатацию уста новок для кондиционирования воздуха; к тому же холодильные ма шины работают непродолжительное время — лишь в жаркий лет ний период года.
Системы для кондиционирования воздуха имеют неравномер ный суточный график расхода холода с пиковыми нагрузками в середине дня, значительно превышающими среднесуточный рас ход холода. Однако время пиковых нагрузок сравнительно неве лико, поэтому весьма неэкономично и нерентабельно по их вели чине определять мощность холодильных устройств.
Существенно снизить мощность холодильных машин и, следова тельно, их стоимость можно за счет применения аккумуляторов хо лода, представляющих собой водяные емкости — баки, заполняе мые холодной водой. В этих баках накапливается холодная вода в часы с нулевыми или малыми расходами холода (ночью и утром), которая расходуется в часы пиковых нагрузок (днем), когда на ружная температура воздуха достигает своего максимума.
Аккумулирующую способность q 1 м3 емкости холода опреде ляют из выражения
q = 4000 (т0Т—тхол) кДж/м3,
где Тот — температура отепленной воды, поступающей из конди ционера;
Тхол — температура холодной воды, подаваемой из испарителя. Принимая во внимание, что т0Т обычно составляет 15—17° С,
а т ХОл = 5°С, получим <7=40 000—48 000 кДж/м3.
Применение аккумуляторов холода дает возможность в зависи мости от типа установки и режима работы снизить мощность хо лодильных машин на 25—35%, а иногда — на 50% и более.
57
5. Системы доувлажнения
Эти системы осуществляют дополнительное увлажнение или до-
увлажнение воздуха непосредственно в |
рабочих |
залах наряду |
с увлажнением воздуха в оросительных |
камерах |
кондиционеров. |
В настоящее время доувлажнение воздуха производится, как правило, пневматическими форсунками, распыляющими воду сжа тым воздухом, подаваемым от компрессоров; при этом происходит настолько мелкое распыление воды, что капли полностью испа
|
ряются. В связи с этим |
||||||||
|
отпадает |
необходимость |
|||||||
|
в |
устройстве |
огражде |
||||||
|
ний, |
поддонов |
и сточных |
||||||
|
линий. |
В |
этом основное |
||||||
Вода |
преимущество |
пневмати |
|||||||
|
ческих |
форсунок. |
|
|
|||||
|
|
Существует |
большое |
||||||
|
число |
|
пневматических |
||||||
|
форсунок |
различных |
ти |
||||||
|
пов. |
Рассмотрим |
|
наибо |
|||||
|
лее |
характерные |
из |
них, |
|||||
|
применяющиеся |
в |
совре |
||||||
|
менной практике. |
|
систе |
||||||
|
|
Форсунка |
РиД |
||||||
|
мы А. Н. Рябчикова и |
||||||||
|
А. М. Дурнова. Форсунка |
||||||||
|
РиД (рис. 18) состоит из |
||||||||
|
двух |
бронзовых |
цилинд |
||||||
|
риков 1 и 2, соединенных |
||||||||
Рис. 18. Пневматическая форсунка РиД |
«взаколотку» |
на |
|
пайке. |
|||||
|
Вода |
|
поступает |
|
в |
ци |
линдрик 2, заканчивающийся ниппелем 3 с внутренним каналом 4 диаметром ! мм.
Сжатый воздух, поступая в цилиндрик 1, омывает ниппель 3, после чего выходит из форсунки через кольцевую щель 5 между ниппелем 3 и корпусом форсунки. Выходя из щели 5, воздух под хватывает воду и распыляет ее в виде конического факела на мель чайшие капли. Для питания форсунок водой устанавливают на доступной для обслуживания высоте (обязательно ниже уровня факела форсунок) герметичный бачок, в верхнюю часть которого поступает сжатый воздух из воздушной линии системы доувлаж нения, благодаря чему в бачке устанавливается повышенное дав ление, под действием которого вода подается к форсункам. При прекращении подачи сжатого воздуха избыточное давление в бачке под действием автоматического электромагнитного клапана падает, вследствие чего подача воды к форсункам прекращается. Таким образом, с прекращением подачи сжатого воздуха автоматически выключается подача воды и тем самым исключается заливание форсунок после останова компрессора.
58
Производительность форсунки РиД при избыточном давлении воздуха 1,0 ати составляет 2,7 л/ч; расход воздуха форсункой около 4 м3/ч, расход энергии на форсунку 0,189 кВт, а удельный расход энергии на 1 л распыленной воды 0,07 кВт.
Форсунки РиД весьма компактны, очень просты по конструк ции, удобны в обслуживании, благодаря чему получили широкое
применение па текстильных фабриках. |
|
||||||||||
В форсунке системы ЦНИХБИ * |
(конструкции Я- Я. Ипполи |
||||||||||
това) |
сжатый |
воздух |
поступает в |
канал 1 (р_ис. 19), |
проходит |
||||||
в нижнюю |
полость 2 |
кол |
|
|
|
||||||
пачка 3 и по двум диамет |
|
|
|
||||||||
рально |
противоположным |
|
|
|
|||||||
шелям 4 выходит в помеще |
|
|
|
||||||||
ние. |
|
|
пройдя |
калибро |
|
|
|
||||
Вода, |
|
|
|
|
|||||||
ванное отверстие 5 в штуце |
|
|
|
||||||||
ре 6, |
попадает |
в верхнюю |
|
|
|
||||||
полость 7 колпачка 3 и по |
|
|
|
||||||||
двум |
щелям, |
|
расположен |
|
|
|
|||||
ным над щелями для выхода |
|
|
|
||||||||
сжатого |
воздуха, |
выходит |
|
|
|
||||||
из форсунки. При выходе из |
|
|
|
||||||||
форсунки |
|
вода |
встречается |
|
|
|
|||||
со струей сжатого воздуха и |
|
|
|
||||||||
распыляется |
на |
мельчай |
|
|
|
||||||
шие частицы. |
|
Вода и сжа |
|
|
|
||||||
тый |
воздух |
по выходе из |
|
|
|
||||||
форсунки попадают на кли |
|
|
|
||||||||
нообразное |
острие, где |
сжа |
Рис. |
19. Пневматическая |
форсунка |
||||||
тый |
воздух |
имеет |
макси |
||||||||
|
ЦНИХБИ |
|
|||||||||
мальную скорость; |
благода |
|
|
|
ря этому энергия сжатого воздуха в этой форсунке используется наиболее эффективно.
Оптимальное давление сжатого воздуха перед форсункой со ставляет 0,9—1,1 ати, а давление воды должно быть в пределах 0,1—0,2 ати. В этих условиях производительность форсунки состав ляет около 5 л/ч при расходе воздуха приблизительно 3,5 м3/ч.
Давая общую оценку пневматическим системам, необходимо отметить, что наряду с тонким распылением воды и полной усвояе мостью ее воздухом эти системы потребляют значительное количе ство электроэнергии; кроме того, эксплуатация пневматических си стем связана с применением сложных компрессорных установок для подачи воздуха.
Пневматические форсунки широко применяются как на новых текстильных комбинатах, так и на старых фабриках.
* Центральный научно-исследовательский институт хлопчатобумажной про мышленности.
59