Файл: Сорокин, Н. С. Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха на текстильных предприятиях учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 0
тов. Эти каналы удобны для вентиляции одноэтажных фабрик;
воздух из этих |
каналов |
выпускают через специальные тумбочки. |
В закрытых |
зданиях |
(без естественного света) приточные ка |
налы обычно помещают |
на техническом чердаке (рис. 81), а вы |
тяжные каналы располагают под полом или также на техническом чердаке в зависимости от приня того способа удаления воздуха. Как чердачные, так и подпольные каналы имеют прямоугольное сече ние. Следует уделять большое вни мание герметичности чердачных ка налов. При большой их длине на практике часто наблюдаются зна чительные утечки или присосы воз духа через неплотности в каналах.
В одноэтажных шедовых фабри ках вентиляционные каналы хоро шо располагать под лотками шедов с выпуском воздуха через боковые или нижние стенки каналов. Верхняя часть таких каналов состоит из же лезобетонных плиты 1 (рис. 82) и балок 2, а нижняя часть 3 — из стальных листов, металлических плит или из подвесных железобе тонных стенок — подшивки. Стенки делают также из асбестоцемента.
_і~ |
|
|
I_ |
г |
1 |
Рис. 82. Канал под лотком |
Рис. 83. Схема |
подвесного канала |
шеда |
|
|
Для вентиляции многоэтажных фабрик вентиляционные каналы часто подвешивают к междуэтажному перекрытию. Стенки таких каналов состоят из стальной сетки 1 (рис. 83), подвешенной на прутьях 2 к стальной арматуре плиты 3. Сетка покрывается це ментным раствором.
Каналы, связанные со строительными конструкциями здания, не загромождают и не затемняют рабочих помещений; долговечность таких каналов равна долговечности здания, благодаря чему эти каналы получили весьма широкое применение при строительстве новых фабрик. Однако рассматриваемые каналы удобны для пе ремещения чистого воздуха или воздуха с небольшой его запылен ностью.
139
На существующих старых фабриках, где нет возможности про ложить каналы в строительных конструкциях, их делают в виде подвесных труб или коробов из кровельной стали, жести, стекла, винипласта и т. п. материала.
Стальные воздуховоды выполняют из оцинкованной или черной кровельной стали круглого или прямоугольного сечения. Круглая
Рис. 84. Дроссель-клапаны
форма сечения наиболее выгодна, так как при наименьшем пери метре по отношению к площади получают максимальную экономию
расхода материалов. |
Круглые |
воздуховоды, |
не имеющие углов, |
|||
меньше засоряются, |
что очень |
важно при перемещении запылен |
||||
|
|
ного воздуха и особенно при пневматическом |
||||
|
|
транспортировании волокнистых |
материалов. |
|||
|
|
В то же время каналы прямоугольного се |
||||
|
|
чения лучше вписываются в строительные |
||||
|
|
конструкции здания, особенно при большом их |
||||
|
|
|
сечении. |
применения |
стальных |
воздухово |
|
|
|
Область |
|||
|
|
дов ограничивается приточно-вытяжными си |
||||
|
|
стемами в цехах старых текстильных фабрик. |
||||
|
|
Такие воздуховоды используют при устройстве |
||||
|
|
разветвленных вытяжных систем, а также при |
||||
|
|
пневматической транспортировке хлопка, шер |
||||
вие. 85. Схема |
много |
сти, костры как на старых, так и на новых |
||||
створчатого |
клапана |
текстильных фабриках. |
|
|
||
и жалюзи |
|
В настоящее время для изготовления вен |
тиляционных каналов все чаще применяют пластмассы.
Воздуховоды снабжают соответствующей арматурой в виде дроссель-клапанов, жалюзи, решеток, задвижек и т. п.
Дроссель-клапаны устанавливают в приточных и вытяжных ка налах; ими можно регулировать количество перемещаемого воз духа. Дроссель-клапан состоит из поворотной оси 1 (рис. 84), на которой укреплена створка 2. При больших размерах каналов кла паны делают из нескольких створок.
В воздухоприемных отверстиях устанавливают жалюзи, пред ставляющие собой рамку 1 (рис. 85) из стального уголка, к которой прикрепляют неподвижные перья 2 из кровельной стали. Перья 2 устанавливают под углом 45° со скатом наружу. Жалюзи служат в качестве предварительного фильтра для воздуха: они препятст
140
вуют попаданию в вентиляционные системы дождя и снега, а также залеташпо птиц.
Отверстия для рециркуляции внутреннего воздуха закрывают проволочными решетками.
Расчет воздуховодов
Расчет воздуховодов сводится к определению размеров их по перечного сечения на различных участках, выравниванию сопро тивлений для обеспечения заданного расхода воздуха по отвер стиям, ответвлениям и магистралям и к подсчету потерь давления, происходящих в канале вследствие сопротивлений, которые они оказывают движению воздуха.
Сечение воздуховода F будет прямо пропорционально количе ству перемещаемого воздуха и обратно пропорционально скорости
движения воздуха: |
L |
|
|
|
F = |
м* |
(90) |
||
и -3600 |
||||
|
|
|
где L — расход воздуха в м3/ч;
V— скорость движения воздуха в м/с.
В кирпичных и железобетонных каналах, имеющих шерохова тые стенки, скорость в корне канала принимают в пределах 6— 8 м/с; в стальных и винипластовых каналах с гладкими стенками скорость принимают, как правило, от 8 до 12 м/с. При перемеще нии пыльного воздуха, пневматической транспортировке хлопка, шерсти, костры и других волокнистых и сыпучих материалов ско рость движения воздуха должна быть такой, чтобы поток воздуха уносил материальные частицы без оседания их на стенках возду ховода.
Сопротивления воздуховодов
По своему характеру сопротивление в каналах может быть двух видов: сопротивление трения, вызываемое трением частиц воздуха о стенки каналов, и местное сопротивление, создаваемое различ ными препятствиями, встречающимися на пути движения воздуха, как, например, коленами (поворотами), ответвлениями (разделе нием или слиянием потоков), изменениями сечения и т. п.
Сопротивление трения ДрТр канала произвольного сечения опре деляется по известной формуле гидравлики, предложенной Дарси:
. |
ДрТр = Rl=id - yj - y Н/м2, |
(91) |
где R — удельное |
сопротивление треиия на 1 пог. |
м канала |
в Н/м2 - м; |
|
|
I —длина расчетного участка в м; U — периметр канала в м;
F — площадь поперечного сечения канала в м2; g — ускорение силы тяжести м/с2.
141
Для канала круглого сечения диаметром d
U_ = _4_
F d
Тогда сопротивление трения канала круглого сечения определяется из выражения
АРтр =,Rl = l - ~ - ^ - y Н/м2, |
(92) |
где А = 4ф;
R — потеря давления на 1 пог. м трубопровода; А — коэффициент сопротивления трения.
Для нахождения коэффициента А предложено несколько зависи мостей. В настоящее время наиболее достоверной и простой яв ляется формула А. Д. Альтшуля, имеющая следующий вид:
жение; |
* - |
0 |
-»(т+- |
5 |
-П |
<83> |
|
|
|
|
|
где k0— величина эквивалентной шероховатости в мм, учитываю щая высоту выступов, их форму и взаимное располо
d —диаметр трубопровода в мм;
Re — критерий Рейнольдса (безразмерный).
Для технически гладких труб /гэ=0,1 мм. Из формулы (92) по теря давления на 1 пог. м трубопровода круглого сечения будет равна
R = — — у Н/м2.
d 2g Г
Для упрощения определения R, используя формулу (93) А. Д. Альтшуля, С. С. Лазевник составил номограмму для техни чески гладких труб (т. е. для k3—0,l мм), приведенную на рис. 86.
На |
этой |
номограмме по оси абсцисс |
отложен расход |
воздуха |
(в |
м3/ч), |
а по оси ординат — значения |
R (в Н/м2-м). |
На номо |
грамме нанесены также два семейства наклонных линий, соответ ствующих скоростям движения воздуха (в м/с) и диаметром воз духовода (в мм).
Если воздуховод имеет не круглое, а прямоугольное или квад ратное сечение со сторонами а и Ь, то находят его эквивалентный диаметр, под которым понимается диаметр условного воздуховода круглого сечения с сопротивлением трения на единицу длины та ким же, как и у канала иекруглого сечения.
Различают два вида эквивалентных диаметров: эквивалентный диаметр по скорости dg. с, когда скорости в действительном и ус ловном каналах равны, и эквивалентный диаметр по расходу воз духа с?э.р — при равенстве расходов воздуха в действительном и условном каналах. В дальнейшем будем пользоваться значением d3. с, имеющим более простой вид. Найдем значение d0. с-
142