Файл: Сорокин, Н. С. Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха на текстильных предприятиях учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тов. Эти каналы удобны для вентиляции одноэтажных фабрик;

воздух из этих

каналов

выпускают через специальные тумбочки.

В закрытых

зданиях

(без естественного света) приточные ка­

налы обычно помещают

на техническом чердаке (рис. 81), а вы­

тяжные каналы располагают под полом или также на техническом чердаке в зависимости от приня­ того способа удаления воздуха. Как чердачные, так и подпольные каналы имеют прямоугольное сече­ ние. Следует уделять большое вни­ мание герметичности чердачных ка­ налов. При большой их длине на практике часто наблюдаются зна­ чительные утечки или присосы воз­ духа через неплотности в каналах.

В одноэтажных шедовых фабри­ ках вентиляционные каналы хоро­ шо располагать под лотками шедов с выпуском воздуха через боковые или нижние стенки каналов. Верхняя часть таких каналов состоит из же­ лезобетонных плиты 1 (рис. 82) и балок 2, а нижняя часть 3 — из стальных листов, металлических плит или из подвесных железобе­ тонных стенок — подшивки. Стенки делают также из асбестоцемента.

_і~

 

 

I_

г

1

Рис. 82. Канал под лотком

Рис. 83. Схема

подвесного канала

шеда

 

 

Для вентиляции многоэтажных фабрик вентиляционные каналы часто подвешивают к междуэтажному перекрытию. Стенки таких каналов состоят из стальной сетки 1 (рис. 83), подвешенной на прутьях 2 к стальной арматуре плиты 3. Сетка покрывается це­ ментным раствором.

Каналы, связанные со строительными конструкциями здания, не загромождают и не затемняют рабочих помещений; долговечность таких каналов равна долговечности здания, благодаря чему эти каналы получили весьма широкое применение при строительстве новых фабрик. Однако рассматриваемые каналы удобны для пе­ ремещения чистого воздуха или воздуха с небольшой его запылен­ ностью.

139



На существующих старых фабриках, где нет возможности про­ ложить каналы в строительных конструкциях, их делают в виде подвесных труб или коробов из кровельной стали, жести, стекла, винипласта и т. п. материала.

Стальные воздуховоды выполняют из оцинкованной или черной кровельной стали круглого или прямоугольного сечения. Круглая

Рис. 84. Дроссель-клапаны

форма сечения наиболее выгодна, так как при наименьшем пери­ метре по отношению к площади получают максимальную экономию

расхода материалов.

Круглые

воздуховоды,

не имеющие углов,

меньше засоряются,

что очень

важно при перемещении запылен­

 

 

ного воздуха и особенно при пневматическом

 

 

транспортировании волокнистых

материалов.

 

 

В то же время каналы прямоугольного се­

 

 

чения лучше вписываются в строительные

 

 

конструкции здания, особенно при большом их

 

 

 

сечении.

применения

стальных

воздухово­

 

 

 

Область

 

 

дов ограничивается приточно-вытяжными си­

 

 

стемами в цехах старых текстильных фабрик.

 

 

Такие воздуховоды используют при устройстве

 

 

разветвленных вытяжных систем, а также при

 

 

пневматической транспортировке хлопка, шер­

вие. 85. Схема

много­

сти, костры как на старых, так и на новых

створчатого

клапана

текстильных фабриках.

 

 

и жалюзи

 

В настоящее время для изготовления вен­

тиляционных каналов все чаще применяют пластмассы.

Воздуховоды снабжают соответствующей арматурой в виде дроссель-клапанов, жалюзи, решеток, задвижек и т. п.

Дроссель-клапаны устанавливают в приточных и вытяжных ка­ налах; ими можно регулировать количество перемещаемого воз­ духа. Дроссель-клапан состоит из поворотной оси 1 (рис. 84), на которой укреплена створка 2. При больших размерах каналов кла­ паны делают из нескольких створок.

В воздухоприемных отверстиях устанавливают жалюзи, пред­ ставляющие собой рамку 1 (рис. 85) из стального уголка, к которой прикрепляют неподвижные перья 2 из кровельной стали. Перья 2 устанавливают под углом 45° со скатом наружу. Жалюзи служат в качестве предварительного фильтра для воздуха: они препятст­

140


вуют попаданию в вентиляционные системы дождя и снега, а также залеташпо птиц.

Отверстия для рециркуляции внутреннего воздуха закрывают проволочными решетками.

Расчет воздуховодов

Расчет воздуховодов сводится к определению размеров их по­ перечного сечения на различных участках, выравниванию сопро­ тивлений для обеспечения заданного расхода воздуха по отвер­ стиям, ответвлениям и магистралям и к подсчету потерь давления, происходящих в канале вследствие сопротивлений, которые они оказывают движению воздуха.

Сечение воздуховода F будет прямо пропорционально количе­ ству перемещаемого воздуха и обратно пропорционально скорости

движения воздуха:

L

 

 

F =

м*

(90)

и -3600

 

 

 

где L — расход воздуха в м3/ч;

V— скорость движения воздуха в м/с.

В кирпичных и железобетонных каналах, имеющих шерохова­ тые стенки, скорость в корне канала принимают в пределах 6— 8 м/с; в стальных и винипластовых каналах с гладкими стенками скорость принимают, как правило, от 8 до 12 м/с. При перемеще­ нии пыльного воздуха, пневматической транспортировке хлопка, шерсти, костры и других волокнистых и сыпучих материалов ско­ рость движения воздуха должна быть такой, чтобы поток воздуха уносил материальные частицы без оседания их на стенках возду­ ховода.

Сопротивления воздуховодов

По своему характеру сопротивление в каналах может быть двух видов: сопротивление трения, вызываемое трением частиц воздуха о стенки каналов, и местное сопротивление, создаваемое различ­ ными препятствиями, встречающимися на пути движения воздуха, как, например, коленами (поворотами), ответвлениями (разделе­ нием или слиянием потоков), изменениями сечения и т. п.

Сопротивление трения ДрТр канала произвольного сечения опре­ деляется по известной формуле гидравлики, предложенной Дарси:

.

ДрТр = Rl=id - yj - y Н/м2,

(91)

где R — удельное

сопротивление треиия на 1 пог.

м канала

в Н/м2 - м;

 

 

I —длина расчетного участка в м; U — периметр канала в м;

F — площадь поперечного сечения канала в м2; g — ускорение силы тяжести м/с2.

141


Для канала круглого сечения диаметром d

U_ = _4_

F d

Тогда сопротивление трения канала круглого сечения определяется из выражения

АРтр =,Rl = l - ~ - ^ - y Н/м2,

(92)

где А = 4ф;

R — потеря давления на 1 пог. м трубопровода; А — коэффициент сопротивления трения.

Для нахождения коэффициента А предложено несколько зависи­ мостей. В настоящее время наиболее достоверной и простой яв­ ляется формула А. Д. Альтшуля, имеющая следующий вид:

жение;

* -

0

-»(т+-

5

<83>

 

 

 

 

 

где k0— величина эквивалентной шероховатости в мм, учитываю­ щая высоту выступов, их форму и взаимное располо­

d —диаметр трубопровода в мм;

Re — критерий Рейнольдса (безразмерный).

Для технически гладких труб /гэ=0,1 мм. Из формулы (92) по­ теря давления на 1 пог. м трубопровода круглого сечения будет равна

R = — — у Н/м2.

d 2g Г

Для упрощения определения R, используя формулу (93) А. Д. Альтшуля, С. С. Лазевник составил номограмму для техни­ чески гладких труб (т. е. для k3—0,l мм), приведенную на рис. 86.

На

этой

номограмме по оси абсцисс

отложен расход

воздуха

м3/ч),

а по оси ординат — значения

R (в Н/м2-м).

На номо­

грамме нанесены также два семейства наклонных линий, соответ­ ствующих скоростям движения воздуха (в м/с) и диаметром воз­ духовода (в мм).

Если воздуховод имеет не круглое, а прямоугольное или квад­ ратное сечение со сторонами а и Ь, то находят его эквивалентный диаметр, под которым понимается диаметр условного воздуховода круглого сечения с сопротивлением трения на единицу длины та­ ким же, как и у канала иекруглого сечения.

Различают два вида эквивалентных диаметров: эквивалентный диаметр по скорости dg. с, когда скорости в действительном и ус­ ловном каналах равны, и эквивалентный диаметр по расходу воз­ духа с?э.р — при равенстве расходов воздуха в действительном и условном каналах. В дальнейшем будем пользоваться значением d3. с, имеющим более простой вид. Найдем значение d0. с-

142