Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНСКОЙ ССР
ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ВИ. ПОХМУРСКИЙ
КОРРОЗИОННОУСТАЛОСТНАЯ ПРОЧНОСТЬ СТАЛЕЙ И МЕТОДЫ
ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКОВА ДУМКА» КИЕВ —1974
6П3.4 УДК 620.197:539:669.014.018 П64
В монографии рассматриваются влияние металлур гических, технологических, геометрических, неко торых конструктивных и эксплуатационных факто ров на коррозионно-усталостную прочность углеро дистых, легированных и нержавеющих сталей, а также методы ее повышения, основанные па терми ческой, термомехапической, механической, химикотермической обработке, нанесении гальванических и неметаллических покрытий.
Рассчитана на специалистов, работающих в об ласти материаловедения, химического сопротивле ния материалов и защиты от коррозии, может быть полезна студентам вузов соответствующих специаль ностей.
О т в е т с т в е н н ы й |
р е д а к т о р |
акад. АН УССР Г. В. |
Карпенко |
Р е ц е н з е н т ы :
доктора техн. |
наук С. К. Чучмарев, О. Н. |
Романив |
Гос. |
публичная |
|
кау-:но-те>:.;;;-оская
Л ?
:г;р
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
Редакция технической литературы
п0314—032 69—74
М221 (04) —74
С) Издательство «Наукова думка», 1974 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Подавляющее большинство деталей машин и аппаратов в про цессе эксплуатации находится под одновременным воздействием цикличе ски меняющихся нагрузок и различных коррозионных сред, что обусловли
вает коррозионно-усталостное разрушение металла и |
резкое, иногда ка |
тастрофическое снижение несущей способности деталей. |
|
К настоящему времени, благодаря работам Г. В. Акимова, Л. А. Гликт |
|
мана, Г. В. Карпенко, А. В. Рябченкова, Мак-Адама, |
Эванса и многих дру |
гих, разработаны теоретические аспекты коррозионно-усталостной прочности металлов, исследовано влияние агрессивности сред, структурного состояния металла на выносливость углеродистых, легированных и ряда нержавеющи» сталей и сплавов, намечены некоторые пути повышения их коррозионной выносливости, среди которых нужно указать такие эффективные методы, как поверхностный наклеп и поверхностная закалка т. в. ч., электрохимическая защита, ингибирование среды, нанесение покрытий из цинка и др.
Современный этап развития техники характеризуется интенсификацией производственных процессов, ужесточением эксплуатационных параметров, резким увеличением мощностей машин и агрегатов, что связано со стремле нием к дальнейшему повышению технико-экономических показателей. Успеш ное решение указанных вопросов немыслимо без создания новых конструк ционных материалов, а также без разработки методов улучшения физикомеханических и электрохимических характеристик существующих уже ста лей и сплавов [172].
В последние годы интенсивно ведутся разработки высокопрочных сталей на основе использования легирования, металлургического рафинирования, применения термической, термомеханической, механотермической, механи ческой обработки, диффузионного насыщения сталей и сплавов различными элементами. Разработано много методов получения защитных покрытий на основе азота, алюминия, бора, бериллия, ванадия, вольфрама, кремния, ни келя, молибдена, марганца, титана, хрома, цинка и других элементов и их соединений (карбидов, нитридов, силицидов, боридов и т. п.). Влияние таких методов обработки металлов на несущую способность в условиях одновремен ного воздействия циклических нагрузок и коррозионных сред изучено крайне недостаточно, что не позволяет более полно оценить эффективность любого из указанных методов обработки деталей.
1* 3
В книге рассматривается влияние условий нагруженпя, состояния по верхности, химического состава, структуры стали на ее усталостную проч ность в различных агрессивных средах, главным образом в 3%-ном растворе NaCl, по агрессивности имитирующем морскую воду. Большое внимание уде лено методам повышения коррозионной выносливости сталей, основанных на
изменении |
их структуры, состава, нанесения защитных покрытий и т. п. |
В I — I V |
главах приводятся основные понятия о коррозионной усталости |
металлов, а также признаки коррозионно-усталостного разрушения. Рас смотрены методические особенности исследования, при этом особое внимание уделено оборудованию и методике изучения коррозионно-усталостной проч ности при повышенных температурах. Показана роль условий нагружения, геометрических размеров образцов, наличия концентраторов напряжений, контактирующих деталей на коррозионно-усталостные процессы.
Большое внимание |
уделено |
изучению влияния |
термической |
обработ |
|
ки и |
легирования на структуру |
и усталостную прочность в |
различных |
||
средах |
нержавеющих сталей феррито-мартенситного, |
аустенито-мартенситно- |
|||
го классов (в частности, |
2X13, 1Х12Н2МВФ, 1Х12Н2МВФБА, Х17, Х17Н2, |
||||
15Х16Н2М и др.). |
|
|
|
|
Главы V — V I I I посвящены рассмотрению влияния на коррозионно-уста- лостную прочность термической, термомеханической, механотермической, химико-термической обработки. Подробно рассмотрен поверхностный наклеп как метод повышения усталостной прочности нержавеющих сталей с различ ным структурным состоянием и исходной твердостью в присутствии кор розионной среды, а также при повышенной температуре. Показана роль ка тодных и анодных покрытий, полученных как с помощью диффузионного на сыщения, так и с помощью гальванического осаждения. Проанализированы факторы, обусловливающие величину коррозионной выносливости стали. Изложены краткие сведения о влиянии неметаллических покрытий на кор- розионно-усталостную прочность сталей, а также о некоторых других путях
ееповышения.
Воснову монографии положены экспериментальные данные, полученные автором и его сотрудниками в основном в Физико-механическом институте АН УССР за последние 5—10 лет под общим руководством Г. В. Карпенко.
Автор выражает благодарность академику АН УССР Г. В. Карпенко, а также сотрудникам отдела физико-химической механики материалов Физи ко-механического института АН УССР за постоянное внимание к данной работе, а также за оказанную помощь в проведении экспериментов, их об суждении и оформлении.
Г Л А В А I
И СС ЛЕДОВА НИЕ К О Р Р О З И О Н Н О Й УСТАЛОСТИ МЕТАЛЛОВ
1. Общие сведения
Коррозионная усталость металлов проявляется в слу чае одновременного воздействия на изделия из них циклических знакопеременных или знакопостоянных нагрузок и коррозионноагрессивных сред. Коррозионно-усталостное разрушение представ ляет собой весьма опасный вид разрушения, встречающийся прак тически во всех отраслях техники и приводящий к резкому, иногда катастрофическому снижению несущей способности деталей. К о р - розионно-усталостному разрушению подвергаются бурильные тру бы, шахтные подъемные канаты, лопатки компрессоров и турбин реактивных двигателей, паро- и водопроводы, гребные винты и валы кораблей, детали автомобилей, самолетов, различные рес соры, торсионы и т. п. Особенно широко распространено корро зионно-усталостное разрушение в химической, нефтяной и метал лургической промышленности. Например, разрушение глубиннонасосных штанг под действием циклических растягивающих н а п р я ж е н и й и пластовой жидкости наносит ущерб нефтяной про мышленности ежегодно порядка миллионов долларов [202].
Несущая способность деталей в условиях одновременного воз
действия циклических нагрузок |
и сред очень н и з к а я . |
Т а к , |
при |
|
базе 5 X 107 циклов |
нагружения |
с частотой около 50 гц |
условный |
|
предел коррозионно |
-усталостной |
прочности образцов многих |
ста |
лей в синтетической морской воде снижается в десятки раз по сравнению с усталостной прочностью в воздухе и при цикличе ском изгибе составляет по абсолютному значению 2—10 кГ/мм2. Меньшая величина условного предела коррозионно-усталостной прочности, как правило, относится к высокопрочным углеродис тым и низколегированным сталям, особенно подвергнутых за к а л к е . Рассматриваемому виду разрушения при определенных условиях подвергаются все конструкционные металлы и сплавы, в частности сплавы на основе железа, хрома, никеля, титана, алю миния, меди.
Легирование сталей хромом, никелем и другими |
элементами |
до перевода в класс нержавеющих в сотни и тысячи раз |
повышает |
5
свойственную им коррозионную стойкость в ненапряженном со стоянии в нейтральных электролитах и не оказывает существен ного влияния на их коррозионную усталость [5, 18, 1571.
Коррозионная усталость может проявляться при циклическом деформировании металлов в растворах солей, щелочей, кислот,
воде и даже во влажном воздухе. Впервые на коррозионную |
уста |
|||
лость было обращено |
внимание во время Первой |
мировой |
войны |
|
в связи |
с аварийным |
разрушением буксирных тросов подводных |
||
тралов, |
которые разрушались при весьма низких |
напряжениях, |
однако начало систематических исследований коррозионной уста лости было положено в 30-х годах Мак-Адамом и Гоу [219—222, 234, 244-246, 2591.
Большой вклад в исследование коррозионной усталости и раз работку методов борьбы с ней внесли Эванс [230, 235), Жильбер [2431, А. В. Рябченков [1771, Л . А. Гликман [26], Г. В. Карпенко [67, 68,203] и многие другие.
2. Признаки коррозионной усталости
На основании анализа коррозпонно-усталостного раз рушения образцов из углеродистых, легированных и многих не
ржавеющих |
сталей был установлен |
ряд признаков, |
отличающих |
|||||||||||
|
|
|
|
коррозионную усталость от уста- |
||||||||||
± е у |
\ ^ |
|
|
лости в воздухе и других |
малоак |
|||||||||
|
|
|
|
тивных или инертных |
средах. |
|||||||||
|
|
|
|
|
Д л я |
коррозионной |
усталости |
|||||||
|
|
|
|
характерным |
является |
отсутствие |
||||||||
|
|
|
|
истинного |
предела |
|
усталостной |
|||||||
|
|
|
|
прочности, |
имеющего |
|
место для |
|||||||
|
|
|
|
многих металлов и сплавов (рис. 1), |
||||||||||
|
|
|
|
т. е. с увеличением числа |
циклов |
|||||||||
|
|
|
|
н а г р у ж е н и я |
н а п р я ж е н и я |
|
разру- |
|||||||
|
|
|
— > • |
шения закономерно |
уменьшаются. |
|||||||||
Рис. 1. |
|
|
N |
В |
ранних |
|
работах |
[181, 2231 оши- |
||||||
Типовые |
кривые вынос- |
б о |
ч н о |
с ч и т |
а |
Л о с ь , что |
при |
корро- |
||||||
ливости |
сталей |
в воздухе (1) и |
|
|
„ |
|
|
|
|
* |
|
1 |
„ |
|
коррозионной |
среде (2) |
зионнои |
усталости |
стали в |
интер |
|||||||||
|
|
|
|
вале |
10 — 5 X 107 |
циклов |
|
нагру |
||||||
жения |
снижение напряжений |
прекращается |
и кривые |
усталости |
асимптотически приближаются к прямым, параллельным оси
абсцисс. |
|
|
|
|
Д л я характеристики |
коррозионно-усталостной |
прочности ме |
||
таллов обычно используют такое понятие, как условный |
предел |
|||
коррозионно-усталостной |
прочности |
(первый признак), т. е. ма |
||
ксимальную величину циклического |
н а п р я ж е н и я , |
которое |
не вы |
|
зывает разрушения детали (образца) при заданном конечном |
числе |
циклов нагружения, а также время до разрушения при заданной величине циклических нагрузок.
6
и адсорбционно-электрохимическая гипотезы коррозионной уста лости.
Электрохимическая гипотеза впервые выдвинута Эвансом [235, 236]. Сущность ее заключается в том, что анодные процессы ло кализуются в местах концентрации напряжений (поры, риски, царапины, коррозионные повреждения, скопления вакансий, ди слокаций и т. п.). Работа специфических пар Эванса приводит к преимущественному развитию первичных углублений, увеличе нию концентрации напряжения и возникновению в местах этих углублений коррозионно-усталостных трещин.
Электрохимическая |
теория |
развита |
советскими |
учеными |
Г. В. Акимовым [ 1 , 2 ] , |
Н . Д. |
Томашовым |
[198] и др. |
Однако |
эта гипотеза не объясняет ряд явлений, наблюдаемых при корро
зионной |
усталости, что |
вызвало попытки ее усовершенствования, |
а также |
способствовало |
возникновению новых гишпез . |
B. В. Романов [175] предлагает коррозионно-механическую гипотезу обобщенного механизма коррозионной усталости ме таллов.
C. Г. Веденкин и В. С. Синявский [22, 23] считают, что меха низм усталостного разрушения под воздействием коррозионной среды такой ж е , как и в воздухе, и что электрохимическая гипотеза коррозионно-усталостного разрушения необоснована. Понижение выносливости под воздействием коррозионной среды эти авторы сводят к облегчению развития деформации, т. е. увеличению ско рости развития трещины, а коррозионному фактору не придают существенного значения.
Согласно адсорбционно-электрохимической теории, предложен ной Г. В. Карпенко [65, 66], первичным актом воздействия корро зионной среды на циклически деформированный металл является адсорбционное воздействие, приводящее к термодинамически не избежному изменению прочности металла [115, 173], а также воз можное наводороживание за счет адсорбции водорода на катодных участках металла [67], вызывающее водородную усталость.
Процессы сдвигообразования на поверхности металла при его циклическом деформировании в результате выхода дислокаций, а также экструзийно-интрузионные процессы создают субмикро рельеф. Возникающие при этом ювенильиые участки металла бо лее анодны, чем окружающий металл. В местах выхода дислока ций на поверхность происходят более интенсивная адсорбция и коррозионные процессы. Г. В. Карпенко [67 ] указывает, что в субмикротрещинах и впадинах происходит наиболее интенсивно фи зическая адсорбция. На выступах субмикрорельефа наиболее ак тивно протекают хемосорбционные и коррозионные процессы, ко торые обусловливают интенсивность общей коррозии.
При высоких амплитудах циклической деформации, т. е. при малом времени действия коррозионной среды, электрохимическое воздействие не успевает проявиться, а снижение выносливости может происходить, главным образом, за счет адсорбционного
8