Файл: Пузыня, К. Ф. Совершенствование планирования в НИИ и КБ машиностроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
К, Ф. Пузыня
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЯ В НИИ И КБ МАШИНОСТРОЕНИЯ
КО НТгО.;: ь н ы й
ЛЕНИНГРАД
«МАШИНОСТРОЕНИЕ»
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
1 9 7 4
338:6П5
П88
УДК 65.012.2.008.61- Гос, п Зличч.-я
/ |
наv4no- s- |
♦ 'ар |
|
библко -на |
|
ЭКЗЕ' Г '
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
9^ / " ( h /s h & b d
П у з ы н я К- Ф.
П88 Совершенствование планирования в НИИ и КБ маши ностроения. Л., «Машиностроение» (Ленингр. отд-ние),
1974. 320 с.
Книга посвящена актуальным вопросам повышения эффективности деятельности НИИ и КБ машинострои тельных отраслей за счет улучшения системы их плани рования. На базе анализа работы НИИ и КБ как объектов планирования сформулированы задачи и направления совершенствования планирования, предложены прогрес сивные методы определения и обоснования тематики работ. Рассматриваются методы совершенствования нор мативной базы планирования, прогрессивные системы объемно-календарного и оперативного планирования ра бот внутри НИИ и КБ, методы хозрасчетного планиро вания и оценки деятельности научных и конструкторских подразделений и исполнителей, а также эффективные схемы экономического стимулирования.
Книга рассчитана на инженерно-технических работни ков НИИ и КБ машиностроительных отраслей промыш ленности, а также специалистов плановых и экономичес ких служб.
Табл. 76. Ил. 45.
338 : 6П5
Рецензент канд. Экон. наук доц. В. С. Кабаков
© Издательство «Машиностроение» , 1974 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В Тезисах ЦК КПСС к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина указано, что «суть экономической политики партии состоит в том, чтобы на основе всемерного использования достижений науки и техники, индустриального развития всего общественного произ водства, повышения его эффективности и производительности труда обеспечить дальнейший значительный рост промышленности, вы сокие устойчивые темпы развития сельского хозяйства и благо; даря этому добиться существенного подъема уровня жизни на рода, более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей всех советских людей»1.
Успешное решение этих задач во многом определяется резуль татами работы отраслевых научно-исследовательских и проектно конструкторских организаций, поскольку именно они находятся у истоков научно-технического прогресса, во многом определяют его направления и темпы развития. В свою очередь, эффектив ность работы отраслевых НИИ, КБ и НПО во многом опреде ляется эффективностью системы планирования научно-техниче ского прогресса в стране и методами планирования деятельности самих НИИ и КБ, а также входящих в них подразделений и испол
нителей.
0 главных направлених, по которым надо идти, сказал Л. И. Брежнев в докладе «О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик». «Это — совершенствование пла нирования и всей системы управления. Это — создание экономи ческих условий, которые бы заставляли министерства и предприя тия брать напряженный план, мобилизовать резервы, работать
с большей отдачей». 2 За последнее время многие ученые-экономисты посвятили свои
усилия разработке рациональных систем планирования научнотехнического прогресса, научно-исследовательских и опытно-кон структорских работ, совершенствованию тех или иных стадий планирования или методов экономического стимулирования.
1 К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС. М., 1969,
с. 55.
2 Л. И. Б р е ж н е в . О пятидесятилетии Союза Советских Социалисти ческих Республик. М., 1973.
3
Вместе с тем еще недостаточно уделяется внимания комплекс ному совершенствованию системы планирования НИИ и КБ как ведущих звеньев в цикле «исследование—производство», опреде ляющих эффективность общественного производства и повышение уровня материальной обеспеченности трудящихся.
В настоящей монографии автором изложены результаты много летней работы по созданию и внедрению прогрессивных методов планирования, оценки деятельности и экономического стимулиро вания в отраслевых машино- и приборостроительных НИИ и КБ. При этом степень подробности излагаемого материала опреде ляется его практической ценностью для отраслевых НИИ и КБ, а также наличием или отсутствием рекомендаций других авторов по рассматриваемым проблемам. Так, например, в работе немного внимания уделяется научно-техническому прогнозированию и те матическому планированию, технико-экономическим обоснова ниям при планировании, так как эти вопросы достаточно подробно изложены в монографиях советских и зарубежных авторов. И, наоборот, более подробно изложены пути внедрения многотем ных методов сетевого планирования, практически апробирован ные системы внутреннего хозрасчета и оценки деятельности под разделений и исполнителей и вопросы комплексного экономиче ского и социального планирования и стимулирования.
При подготовке книги частично использованы материалы науч ных исследований Р. С. Амирбекяна, С. Ф. Давидюка, А. К. Ка занцева, М. Д. Соколовой, К. А. Терентьевой, Е. Б. Фокко и И. И. Черепановой, выполненных под руководством автора.
Автор с благодарностью примет все замечания и пожелания по содержанию книги и просит присылать их в адрес ДО изда тельства «Машиностроение»: 191065, Ленинград, ул. Дзержин ского, 10.
Г л а в а I
ОРГАНИЗАЦИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РАЗРАБОТОК
В МАШИНОСТРОЕНИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ^ ИХ ПЛАНИРОВАНИЯ
/.Структура процесса создания новой техники
иместо в нем отраслевых НИИ и КБ
Научные знания, познания природы и производственный опыт общества материализуются в технике. Под техникой в широком смысле можно понимать комплекс средств производства (средств груда, орудий производства, орудий труда, предметов труда), средств для исследований и предметов личного потребления, которые созданы и на основе законов природы используются людьми для удовлетворения своих материальных и культурных потребностей в условиях конкретной исторической системы обще ственного производства. Под новой техникой следует понимать средства и предметы, которые должны придти на смену уже ис пользуемым в обществе средствам и предметам, либо предназна чены для удовлетворения новых или повышенных требований человека в сфере производства или потребления.
Новые виды техники, в том числе различные машины, станки и оборудование, разнообразные приборы и аппараты, средства механизации и автоматизации, средства транспорта и связи, создаются машиностроительными отраслями промышленности.
Развитие машиностроения определяет технический прогресс
в |
строительстве, энергетике, сельском хозяйстве, |
на транспорте, |
в |
связи, способствует повышению оснащенности |
академической |
и отраслевой науки, обеспечивает освоение космоса и культурное развитие человека.
Процесс создания новой техники, или, как принято его назы вать, процесс «исследование — производство», состоит из ряда важнейших стадий и этапов (рис. 1). Часть из них: НИР теорети ческие и экспериментальные, опытно-конструкторские разра ботки (ОКР) и проектирование, опытное и серийное производ ство, являются основными стадиями, своего рода «технологи ческими переделами» процесса создания новой техники. Другие: прогнозирование, организационно-плановая подготовка всего про цесса и каждой основной стадии, а также все виды технической
5
Социально-экономическое прогнозирование |
Перспективное планирование социального и технико-экономического развития |
|
отрасли, ВПО, ПО, НПО, НИИ, ПКБ и заводов |
1
Ф
|
Научно-техническое прогнозирова |
|
|
Специализация ВПО, ПО, НПО, НИИ, ПКБ, |
заводов и их подразделений |
||||
|
ние |
|
|
|
|
|
|
|
|
: |
1 |
|
|
Расчеты плановых нормативов НИР, ОКР, |
ТПП и производства |
|
|||
\ |
|
|
|
|
|||||
Организационно-плановая под- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
готовка процесса создания |
|
Организация новых и реорганизация существующих ВПО, |
ПО, НПО НИИ |
|||||
|
новой техники |
‘ |
|
||||||
|
|
|
|
ПКБ, заводов и их подразделений |
’ |
’ |
' |
||
|
|
|
|
Технико-экономическое хозрасчетное планирование ВПО, |
ПО, |
НПО, |
НИИ и ПКБ |
||
|
|
|
— |
Объемно-календарное планирование НИР, ОКР, ТПП и производства |
|
||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
" --- " ----------- ------- |
• ---------------- . |
||||
|
|
|
— |
Л чет, диспетчерский контроль и управление ходом работ |
|
||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
----- |
- |
4
НИР теоретические и фундаментальные
Ф |
Ф |
НИР экспериментальные, макетные (прикладные)
Ф
ОКР и проектирование новых изделий
1 |
1 |
|
4- |
Технологическая |
Материальная |
подготовка |
подготовка |
опытного |
опытного |
производства |
производства |
—
)
Информационный анализ и интуитивное мышление
Ферментация идеи и формирование гипотезы
— ------
Статистические и математические исследования и расчеты
Разработка теории, методики, отчета
Информационный анализ и выбор направления работы и методики
Эскизное проектирование макетов
Изготовление макетов и схем
Проведение экспериментов
Статистические и математические исследования и расчеты
Написание отчета, выработка ТЗ для ОКР
Аванпроект и разработка технического задания
Эскизное проектирование
Техническое проектирование
Изготовление макетов и экспериментальных (конструкторских) образцов
_________________ ____________________________________________________
Рабочее проектирование и подготовка технической документации
Участие в опытном производстве
00
Продолжение
<о |
Рис. 1. Структура процесса создания новой техники |
подготовки производства, относятся к вспомогательным стадиям, обеспечивающим успешное выполнение основных стадий в необ ходимые сроки и с максимальной эффективностью.
Важным условием повышения общей эффективности процесса создания новой техники является установление правильных соотношений между всеми и, прежде всего, основными его ста диями. От того, каков фронт работ каждой последующей стадии по сравнению с предыду щей, каковы объемы вы деляемых для них ресур сов, во многом зависят об щая длительность цикла разработки и создания но вой техники и связанный с ним общий объем за
трат.
Соотношения основных стадий создания новой тех ники по ресурсам между собой, существующие в на стоящее время, условно представлены на рис. 2, а. Как правило, последую щие стадии должны вы полняться с некоторым увеличением фронта ра бот, которое отражается углом расширения фронта работ (а, р, у, б, ф). Одна ко в связи с необоснован ностью величин углов рас ширения фронта работ и выделяемых ресурсов для последовательных стадий, недостаточным расшире
нием фронта работ резуль таты, достигнутые на предыдущих стадиях, реализуются на по
следующих медленнее, чем это возможно и необходимо.
В самом деле, недостаточное расширение фронта конструк торских работ по сравнению с научными работами приводит к за держке реализации научных идей и разработок в чертежах и проектной документации, дефицит мощностей опытного производ ства тормозит воплощение идей и новых проектов в металле, их экспериментальную проверку и конструкторскую отработку, недостаточно широкая техническая подготовка серийного произ водства сдерживает темпы его освоения. Многочисленные примеры из практики доказывают наличие диспропорций между после дующими и предыдущими стадиями создания новой техники.
10