Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
с коррозионной средой. Поверхность образцов, за исключением рабочей части, покрывали химически стойким лаком. Нагружение осуществляли чистым изгибом образцов, вращающихся с частотой около 3000 цикл]мин.
®Щ
Рис. 4. Схемы установки (а) для измерения электродного по тенциала образца в процессе коррозионно-усталостных испы таний и термостата (б).
Д л я исследования выносливости сталей в условиях одновре менного действия циклических нагрузок, коррозионных сред и внешнего трения нами сконструировано специальное приспособ ление к серийной машине МУИ-6000, обеспечивающее наложение на циклически изгибаемый образец элементов трения скольжения и трения качения (рис. 5) [110, 111].
При наложении трения скольжения образец 1 помещается между верхним 3 и нижним 2 вкладышами, а при наложении тре ния качения — между специальными обоймами с роликами. Ве личина контактного давления задается с помощью сменных грузов 7, которые соединены с нижним и верхним вкладышами через систе му тяг 4 и штока 5, установленного в плавающих направляющих 6.
13
Рабочая среда подводится в |
зону трения из |
специального |
сосуда через пустотелый шток |
5. Система грузов |
уравновешена |
так, что не вызывает дополнительного изгибающего момента в ис
|
|
|
|
следуемом образце. Испытывались об |
||||||||||||
|
|
|
|
разцы |
с |
рабочей |
частью |
диаметром |
||||||||
|
|
|
|
10 мм и длиной 66 мм. |
Зона |
трения |
||||||||||
|
|
|
|
(ширина |
7 мм) |
располагалась |
посереди |
|||||||||
|
|
|
|
не рабочей части образца. При |
трении |
|||||||||||
|
|
|
|
скольжения |
использовали вкладыши |
из |
||||||||||
|
|
|
|
стали 45 и бронзы БрОЦС-5-5-5. Кон |
||||||||||||
|
|
|
|
тактное |
давление |
в зоне |
трения |
меня |
||||||||
|
|
|
|
лось от 0 до 21 |
кГ/мм2. |
Д л я |
простого |
|||||||||
|
|
|
|
и сложного нагружения образцов в кор |
||||||||||||
|
|
|
|
розионных средах |
создана |
специальная |
||||||||||
|
|
|
|
машина, |
|
которая |
дает |
возможность |
||||||||
|
|
|
|
проводить |
как |
дифференцированное, |
||||||||||
|
|
|
|
так и сложное нагружение |
(рис. 6) [166]. |
|||||||||||
|
|
|
|
Одноосное |
статическое |
растяжение |
об |
|||||||||
|
|
|
|
разца |
осуществляется |
гидроцилиндром |
||||||||||
|
|
|
|
1, связанным |
с подвижной |
самоцентри |
||||||||||
|
|
|
|
рующейся кареткой 2. Подача среды к |
||||||||||||
Рис. 5. |
Схема приспособле |
рабочей |
части |
образца |
12, |
находяще |
||||||||||
гося в |
электролитической ячейке |
4, |
||||||||||||||
ния |
к |
машине |
МУИ-6000 |
|||||||||||||
осуществляется |
насосом |
10 |
из |
ем |
||||||||||||
для исследования |
коррози |
|||||||||||||||
онной |
выносливости образ |
кости |
11. |
Коррозионная |
среда |
может |
||||||||||
цов |
в |
условиях |
внешнего |
поступать |
в |
камеру |
в |
распыленном |
||||||||
трения. |
|
виде. |
Кручение |
образца |
производится |
|||||||||||
|
|
|
|
моментным роторным пневмоцилиндром 7. Симметричный чистый изгиб образца достигается пневмоцилиндрами 3, подключенными
20 19
Рис. 6. Принципиальная схема машины для испытания материалов на прочность в коррозионной среде [166].
к системе сжатого воздуха 6. Введение в пневмосистему электрон ного блока-программатора 5 позволяет программировать нагру жение во времени. При циклическом изгибе образец получает
14
вращение от электродвигателя через клиноременную передачу и гибкий вал 8. Кручение образца в циклическом режиме совер шается моментным роторным пневмоцилиндром и многочастотным пульсатором. Циклическое продольно-осевое нагружение осуще
ствляется через цилиндр растяжения |
многочастотным пульсато |
||||||
ром 19 (до 3 • 103 цикл/мин) |
или при |
необходимости |
малочастот |
||||
ным пульсатором 20 |
(5—25 |
цикл/мин). |
|
|
|
|
|
Комбинированные |
нагрузки |
могут |
быть |
следующими: |
растя |
||
жение — кручение, растяжение |
— изгиб, кручение — изгиб, рас |
||||||
тяжение — кручение — изгиб. |
Испытания |
образцов |
можно |
про |
|||
водить в чистых растворах, |
эмульсиях |
и суспензиях. |
При опытах |
в газообразных средах предусмотрена установка на машине газо вой камеры (вместо электролитической ячейки). Количество цик лов до разрушения образца регистрируется счетчиками 9, 13, 16. При разрушении образца датчик 14 подает сигнал в блок-програм матор, который отключает поступление сжатого воздуха в пневмосистему, гидроаккумулятор 17, маслонасос 18, электропривод кругового вращения и насос подачи коррозионной среды. Смена или установка образца осуществляется при помощи гидроцилиндра растяжения путем отвода каретки с цанговым патроном 15 или механизма «шестерня — рейка» в крайнее левое положение.
Описанная машина обеспечивает достаточную точность испы таний, проста в управлении, обслуживании и может работать
вавтоматическом режиме [1661.
Дл я решения наиболее важных вопросов по оценке несущей способности деталей машин при неустановившейся тепловой на грузке или при одновременном воздействии повышенных темпе ратур и рабочих сред требуются новые методы испытания металлов.
Известные методы исследования материалов на усталость (из гиб с вращением) в воздухе и в коррозионной среде при нормаль ной температуре, в воздухе при повышенных температурах и во влажном воздухе не всегда могут в полном объеме характеризовать свойства материалов, применяемых в авиационной, энергетиче ской и других отраслях промышленности.
Д л я оценки усталостной прочности материалов специальных энергетических установок необходимо создать новые методики ис пытания материалов на усталость при периодическом смачивании нагретых до 400—600° С образцов брызгами коррозионной среды (вода, морская вода и т. п.), что приближает такие испытания к эксплуатационным условиям. Усталостные испытания материа лов по новой методике осуществлялись на машине, созданной на базе МУИ-6000 и работающей по принципу чистого изгиба с меха ническим нагружением по типу Лера — Шенка (рис. 7) [80]. Испы туемый образец 3 нагревался в разъемной (в вертикальной пло скости) электропечи сопротивления 4. Контроль и регулирование температуры электропечи выполнялось термопарой 11 и автома тическим потенциометром типа ПСР1-03. Охлаждение барабанов испытательных машин осуществлялось с помощью змеевиков 1
15
и вентиляторов отражателей 2. Рабочая часть образца смачива лась коррозионной средой из вспрыскивателя 5, питаемого диафрагменным насосом 8. Насос приводился в действие от силового электромагнита 9 посредством рычага и тяги 7. После нагрева об разца до заданной температуры электропечь 4 отключается авто матически потенциометром с помощью термопар 11. Одновременно включается электромагнит, приводящий в действие диафрагмен-
Рис. 7. Схема машины для испытания материалов на усталость при повышенных температурах и периодическом смачивании жидкой средой.
ный насос. Коррозионная |
среда по трубопроводу через дроссель |
и вспрыскиватель додается |
на образец. Момент всасывания жид |
кой среды из емкости соответствует втягиванию сердечника элект ромагнита. При этом переключатель нажимает на концевой пере ключатель 10 и размыкает электроцепь питания силового электро магнита. Под действием пружины диафрагменного насоса рычаг 7 с тягой и сердечником электромагнита перемещается, осуществляя процесс нагнетания — смачивание образца коррозионной средой. В левом крайнем положении рычаг нажимает на концевой выклю чатель 10 и соединяет электроцепь силового элетромагнита. В ре зультате процесс всасывания и нагнетания среды повторяется до
полного смачивания образца. |
Температура на поверхности |
образца |
и в электропечи понижается |
(жидкая среда испаряется |
в атмо |
сферу) и потенциометр, выключая электроцепь питания силового электромагнита (подача жидкой среды прекращается), включает электропечь. Образец опять нагревается до заданной температуры
16
и процесс работы автоматического устройства для периодической подачи среды повторяется.
Частота подачи коррозионной среды (длительность цикла) за висит от скорости нагрева образца и может регулироваться в ши роком диапазоне. Количество подаваемой среды на нагретый об
разец |
регулируется |
дросселем |
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
В |
наших |
исследованиях |
периодичность |
цикла |
составляла |
||||||||||||||
1,5 |
мин. |
Д л я |
каждой |
температуры |
испытания |
проводили |
темпе |
|||||||||||||
ратурную |
тарировку |
по |
методи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ке, |
|
описанной |
в |
работе |
[1351. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Колебания |
температуры |
при |
вы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
сокотемпературных |
|
(до |
450° С) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
испытаниях на |
усталость состав |
|
|
|
н С) |
|
|
|
|
|||||||||||
л я л и |
не более ± 5 ° |
С, |
что |
согласу |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
ется с требованиями |
ГОСТ 2860-65. |
|
|
|
и и |
|
|
|
|
|||||||||||
Неравномерность |
распределения |
— — |
•12 \ |
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
температуры |
вдоль |
образца |
не |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
превышала |
1% |
на 1 |
см |
|
длины. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Проверочную |
градуировку |
термо |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
пар проводили через каждые |
1500 ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
работы. |
Б а з у |
для |
сравнительных |
|
|
18~\ |
|
|
|
|
|
|||||||||
испытаний |
на |
|
усталость |
при |
по |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
-19 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
вышенных |
температурах |
принима |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
ли |
равной |
2 |
X 107 . |
В |
|
качестве |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
коррозионной |
|
среды |
|
применяли |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
дистиллированную |
воду |
и З % - н ы й |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
раствор |
NaCl. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 8. |
Схема установки |
для ис |
||||||||
|
Авторы |
работы |
[881 д л я |
опре |
||||||||||||||||
деления усталостной |
|
прочности |
пытания материалов |
на |
выносли |
|||||||||||||||
|
вость в средах |
при |
повышенных |
|||||||||||||||||
стали |
при |
повышенных |
|
темпера |
||||||||||||||||
|
темиературах и давлениях |
188]. |
||||||||||||||||||
турах и давлениях газовых и жид |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
ких агрессивных сред сконструировали установку, где силовой |
||||||||||||||||||||
орган выполнен в виде электромагнита, который движется |
вокруг |
|||||||||||||||||||
герметичной камеры и приводит в круговое движение ролик, рас |
||||||||||||||||||||
положенный в этой камере и закрепленный на свободном конце |
||||||||||||||||||||
неподвижного образца. Установка (рис. 8) состоит из следующих |
||||||||||||||||||||
узлов: корпуса |
1, рабочей |
камеры 6, электропечи 5. Вал |
привода, |
|||||||||||||||||
жестко соединенный с траверсой 10, |
вращается |
электродвигателем |
||||||||||||||||||
9 с помощью клиноременной передачи. На |
траверсе расположены |
|||||||||||||||||||
электромагнит постоянного тока 8 и противовес 13. |
Электромагнит |
|||||||||||||||||||
притягивав, к внутренней стенке камеры ролик 11, который вра |
||||||||||||||||||||
щается |
на |
удлинителе 12, |
жестко соединенном |
с образцом 7, |
и од |
|||||||||||||||
новременно обкатывается по камере. Удлинитель служит для уве |
||||||||||||||||||||
личения плеча изгибающего момента образца. Электромагнит пи |
||||||||||||||||||||
тается |
постоянным |
током |
9 |
а |
при |
напряжении 24 |
в. |
Сила |
тока |
|||||||||||
в катушках электромагнита устанавливается такой, чтобы |
ролик |
|||||||||||||||||||
постоянно касался степки рабочей камеры, не создавая при этом |
||||||||||||||||||||
заметного |
усилия. Частота |
испытаний составляет 11200 |
диклряхт. |
|||||||||||||||||
2 3—1220 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сс. |
г |
•-•личная |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С-. • |
|
|
а С с Р |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чит, |
J ЗАЛА |
Н а п р я ж е н и я в образце прямо пропорциональны амплитуде коле бания ролика.
Питание одного полюса электромагнита обеспечивается кон тактом между вращающейся медной втулкой и медно-графитовой щеткой. Медная втулка напрессована Е,а текстолитовую, жестко соединенную с валом привода. Ролик иьготовлен из ферромагнит ной стали, все остальные узлы и детали рабочей камеры — из аустенитной нержавеющей стали.
Датчики сопротивления 20, расположенные на нижней полости захвата 4, фиксируют изменение напряжения в образце.
Нагрев образца осуществляется электропечью сопротивления, температура его измеряется термопарой 18 с учетом поправочного коэффициента от тарировки по термопаре, вваренной в торец об разца.
Перед испытаниями в среде камера предварительно |
продува |
||
лась сжатым аргоном из баллона 19 через впускной кран |
П |
и вы |
|
пускной 2, |
который служит также для стравливания |
давления |
|
в процессе |
нагревания. Краны 16 и 14 предназначены для |
запол |
нения камеры средой из бака 15 под давлением, а манометр 3 —
для контроля давления в камере. |
|
|
Исследования |
вели при трех |
уровнях напряжений, задавае |
мых диаметром |
ролика, причем |
на каждом уровне испытывали |
не менее пяти образцов. Тарировку усилия, действующего на об
разец, проводили с помощью пружинного динамометра. |
|
|||||
Д л я |
исследования |
коррозионно-усталостной |
прочности сталей |
|||
во влажной |
атмосфере получающейся, например, в результате |
|||||
испарений |
раствора |
NaCl, была |
разработана |
в л а ж н а я |
камера |
|
(рис. 9) |
[1071. Камера состоит из корпуса 1, в который |
помещена |
||||
ванна с |
раствором среды 7, и подогревательной печи 6. |
Заданная |
||||
температура |
в камере контролируется и поддерживается |
термоме |
||||
тром 5 |
и пультом управления 9. |
Ц и р к у л я ц и я среды осуществляет |
ся с помощью вентилятора 8 и перепускного рукава 10. Испытуемый
образец |
2 уплотняется в камере |
сальниками |
3, установленны |
||||
ми в эластичных стенках 4. Камера предусматривает |
возмож |
||||||
ность контроля влажности атмосферы заполнения и слива |
среды |
||||||
без остановки машины. |
|
|
|
|
|
||
Д л я |
определения |
усталостной |
прочности |
стальных |
образцов |
||
в кипящих растворах |
нитратов и |
щелочей |
на |
машинах |
Н У и |
МУИ-6000 было разработано приспособление, состоящее из камеры в виде сильфона 5 из нержавеющей стали с приваренными по тор цам фланцами (рис. 10) [52 ]. Герметизация камеры осуществлялась с помощью фторопластовых уплотнителей 2 и зажимных гаек 1. Камера наполнялась коррозионной средой через патрубок 3, к которому в процессе испытаний присоединяли обратный холо
дильник для конденсации паров электролита. |
Коррозионная среда |
|||
подогревалась до температуры |
кипения |
с |
помощью нагревате |
|
ля 4. Образующиеся пары электролита |
полностью |
конденсирова |
||
лись в обратном холодильнике |
и стекали |
в камеру, |
что давало воз- |
18
можность поддерживать постоянную концентрацию электролита |
|
на протяжении всего эксперимента. |
|
Д л я построения кривых коррозионной выносливости |
исполь |
зуют в среднем 10—20 образцов в зависимости от разброса |
экспе |
риментальных точек. При большом разбросе результаты экспери
мента для большей точности подвергают статистической |
обработ |
ке, чаще всего по методу наименьших квадратов. |
|
Если необходимо получить сравнительную оценку |
в л и я н и я |
того или иного фактора на время до разрушения образца, |
обычно |
Рис. 9. Принципиальная схема влаж- |
Рис. 10. Приспособление для иссле- |
ной камеры [107 J. |
дования коррозионной выносливости |
|
в кипящих коррозионных средах [52]. |
5), на которых испытывают по несколько (иногда до 10) образцов. На основании усредненных результатов строят кривые выносли вости с заданной вероятностью разрушения .
Последний метод часто используют при исследовании мало цикловой усталости металлов в средах, где образцы деформи руются в упруго-пластической области и время до разрушения сравнительно невелико.
5. Методика получения предварительных коррозионных повреждений поверхности образцов
На практике часто имеют место случаи эксплуатации деталей с коррозионными поражениями поверхности, особенно тогда, когда эти поражения располагаются не на посадочных ме стах деталей. Поэтому необходимо выяснить влияние предвари тельной коррозии образцов на сопротивление их выносливости в воздухе и в коррозионной среде.
Предварительная коррозия образцов |
может |
осуществляться |
в естественных или искусственных условиях . Д л я |
ускорения про |
|
цесса предварительного корродирования |
образцов из углероди- |
2* |
19 |