Файл: Основы технической эксплуатации ЭЦВМ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(2- 10)
КЭ.пр
(2-9)

Отношение времени наработки на отказ профилактируемоіі и непрофнлактпруем'ой ЭЦВМ называют эффек­ тивностью профилактики:.

 

 

Т0.пр

(2-8)

где То.пр— наработка

на

отказ

профплактируемой

ЭЦВМ;

Т0— наработка

па

отказ

пепрофнлактируемоп

ЭЦВМ.

 

 

 

 

Для 'Количественной оценки степени іповышення на­ дежности работы ЭЦВМ пользуются коэффициентом эф­ фективности профилактики.

Под коэффициентом эффективности профилактики ЭЦВМ понимают отношение количества неисправностей, обнаруженных при проведении профилактических работ, к суммарному числу неисправностей, выявленных в про­ цессе работы и профилактики:

АГцр

лЦр + л р’

где NBр— количество неисправностей, выявленных в про­ цессе профилактических работ; Nv — количество иеисправностёй ЭЦВМ, выявленных в процессе ее работы.

Эффективность профилактики может быть выражена через коэффициент эффективности профилактики. Эта связь может быть записана в виде равенства

1

W 1 Мыір

Коэффициент простоя ЭЦВМ. В процессе эксплуата­ ции всегда имеют место перерывы в работе ЭЦВМ. При­ чины этих простоев могут быть самыми разнообразны­ ми. Перерывы в работе ЭЦВМ могут быть как вынуж­ денными, например, при устранении возникшей в процессе работы неисправности, так и плановыми при проведении профилактических мероприятий пли плани­ руемых видов ремонта.

Продолжительность перерывов в работе ЭЦВМ яв­ ляется величиной случайной н зависит от целого ряда факторов, таких как ремонтопригодность, безотказность, количество и квалификация обслуживающего персонала и др.

Иными словами, можно сказать, что длительность перерывов в работе в определенной степени характери­ зует эксплуатационные свойства ЭЦВМ.

80


Иногда для характеристики эксплуатационных свойств ЭЦВМ используют понятие коэффициента про­ стоя.

Для практических расчетов можно пользоваться

усредненным значением 'продолжительности

простоя:

U

 

juh

■*п.ср=^Г - .

(2-11)

где я — общее количество простоев ЭЦВМ за рассмат­ риваемый .промежуток времени; Ки— время простоя -по /е-й причине.

Под коэффициентом простоя понимают вероятность нахождения ЭЦВМ в неисправном состоянии в произ­ вольно выбранный момент времени:

— 1Ці

* » = я fc=1 я • (2- 12)

Xi ^uh + 2

/г— I k= 1

Коэффициент технического использования ЭЦВМ.

Для обобщенной оценки эксплуатационных характери­ стик применяется коэффициент технического использо­ вания.

Под коэффициентом технического использования ЭЦВМ -понимают отношение суммарного времени ис­ правной работы машины к общему времени исправной работы II простоев ЭЦВМ в течение одного и того же периода эксплуатации:

 

 

N

+S

 

 

 

2 К

 

 

К„

1

(2-13)

ними

2 бі + 2

к

 

k=\

ft=i

;=i

 

где tti — время исправной

работы ЭЦВМ между сосед­

ЭЦВМ

неисправностями;

Uk—время восстановления

при А-й неисправности;

іпѵі— время, затрачен­

ное на проведение 1-іі профилактики; N — общее количе­ ство неисправностей ЭЦВМ за рассматриваемый период (без учета неисправностей,устраненных во время профи-

6— 180

81


лактики); tri — количество профилактик за определенный период эксплуатации.

После несложных преобразовании коэффициент тех­ нического использования можно записать ів виде

Кп

 

То

(2-14)

Г0+

тш+ г пр

 

 

где Т0 — наработка ЭЦВМ на отказ; Т в — среднее время

III

 

 

 

восстановления; Т'ир = 2

/1ір

— среднее время

про-

I - 1

один отказ.

 

фнлактнки, приходящееся

на

 

Смысл коэффициента

использования состоит

в том,

что он показывает относительное время исправного со­ стояния ЭЦВМ.

Коэффициент стоимости эксплуатации ЭЦВМ. Вычис­ лительная машина представляет собой сложный комп­ лекс, состоящий из большого числа элементов электро­ ники, автоматики и механики, па разработку, производ­

ство и

эксплуатацию

которых

расходуются

большие

средства.

обычно стремдтся к тому, чтобы

При

разработках

ЭЦВМ

была более

совершенна,

обладала

высокими

эксплуатационными свойствами, а расходы на ее произ­ водство и эксплуатацию были бы небольшими.

Однако вполне очевидно, что создание более совер­ шенных и надежных ЭЦВМ ведет к увеличению эконо­ мических затрат на их производство. Увеличение эконо­ мических затрат происходит за счет избыточности аппа­ ратуры при резервировании ЭЦВМ, создания сложных схем контроля и т. и. Вместе е тем необходимо отме­ тить, что эксплуатация совершенных и надежных ЭЦВМ значительно снижает экономические расходы при их обслуживании.

Для оценки технических и экономических показате­ лей ЭЦВМ используют коэффициент стоимости эксплуа­ тации.

Под коэффициентом стоимости эксплуатации пони­ мают отношение затрат на эксплуатацию ЭЦВМ в тече­

ние одного года

(5Э) к

затратам

на ее разработку

(5Р)

и производство (5пр):

 

 

 

/ с я =

S„

SN “Ь SO+

Sa.H + S„ -f- Sh

(2-15)

So

Sp

Snp

 

82


где S N — усредненная стоимость устранения всех

неис­

правностей в течение

одного года; S 0— стоимость

про­

ведения

ремонтных

и профилактических

работ за

год;

— стоимость расходных материалов

ЗИП

и инстру­

ментов;

Sn— годовые

расходы на содержание

обслужи­

вающего

персонала;

S/, — все непредвиденные расходы

на эксплуатацию

ЭЦВМ

за год; Sc — суммарная

стои­

мость разработки и іпропзводства ЭЦВМ.

эксплуатацию

Из (2-15) следует,

что расходы

на

ЭЦВМ тем ниже,

чем выше надежность

ее

работы и

эксплуатационные свойства. Действительно, чем ЭЦВМ надежнее, тем меньше неоправданных расходов на ее эксплуатацию.

Опытные данные эксплуатации ЭЦВМ в нашей стра­ не, а также за рубежом показывают, что коэффициент стоимости эксплуатации различных ЭЦВМ имеет до­ вольно устойчивое значение и колеблется по иностран­ ным данным в пределах 22—27%.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

КОНТРОЛЬ технического состояния

ЭЦВМ

3-1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЦВМ

Практика эксплуатации ЭЦВМ показала, что одним из способов повышения надежности современных ЭЦВМ является организация эффективного контроля их техни­ ческого состояния.

Основные задачи контроля вычислительных машин можно свести к определению состояния ЭЦВМ (исправ- на-йеисправна); локализации места неисправности с ми­ нимальной затратой времени и с заданной точностью; обнаружению элементов ЭЦВМ, параметры которых при­ ближаются к предельно допустимым (граничным) зна­ чениям и обнаружению ошибок вычислений в процессе решения задач на машине.

Решение всех вышеперечисленных задач осуществля­ ется на машине с помощью системы контроля.

Система контроля — это совокупность различных ме­ тодов и средств, обеопечивающих контроль правиль-

6*

83