ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
Отношение времени наработки на отказ профилактируемоіі и непрофнлактпруем'ой ЭЦВМ называют эффек тивностью профилактики:.
|
|
Т0.пр |
(2-8) |
|
где То.пр— наработка |
на |
отказ |
профплактируемой |
|
ЭЦВМ; |
Т0— наработка |
па |
отказ |
пепрофнлактируемоп |
ЭЦВМ. |
|
|
|
|
Для 'Количественной оценки степени іповышення на дежности работы ЭЦВМ пользуются коэффициентом эф фективности профилактики.
Под коэффициентом эффективности профилактики ЭЦВМ понимают отношение количества неисправностей, обнаруженных при проведении профилактических работ, к суммарному числу неисправностей, выявленных в про цессе работы и профилактики:
АГцр
лЦр + л р’
где NBр— количество неисправностей, выявленных в про цессе профилактических работ; Nv — количество иеисправностёй ЭЦВМ, выявленных в процессе ее работы.
Эффективность профилактики может быть выражена через коэффициент эффективности профилактики. Эта связь может быть записана в виде равенства
1
W 1 Мыір
Коэффициент простоя ЭЦВМ. В процессе эксплуата ции всегда имеют место перерывы в работе ЭЦВМ. При чины этих простоев могут быть самыми разнообразны ми. Перерывы в работе ЭЦВМ могут быть как вынуж денными, например, при устранении возникшей в процессе работы неисправности, так и плановыми при проведении профилактических мероприятий пли плани руемых видов ремонта.
Продолжительность перерывов в работе ЭЦВМ яв ляется величиной случайной н зависит от целого ряда факторов, таких как ремонтопригодность, безотказность, количество и квалификация обслуживающего персонала и др.
Иными словами, можно сказать, что длительность перерывов в работе в определенной степени характери зует эксплуатационные свойства ЭЦВМ.
80
Иногда для характеристики эксплуатационных свойств ЭЦВМ используют понятие коэффициента про стоя.
Для практических расчетов можно пользоваться
усредненным значением 'продолжительности |
простоя: |
U |
|
juh |
• |
■*п.ср=^Г - . |
(2-11) |
где я — общее количество простоев ЭЦВМ за рассмат риваемый .промежуток времени; Ки— время простоя -по /е-й причине.
Под коэффициентом простоя понимают вероятность нахождения ЭЦВМ в неисправном состоянии в произ вольно выбранный момент времени:
/г
— 1Ці
* » = я fc=1 я • (2- 12)
Xi ^uh + 2
/г— I k= 1
Коэффициент технического использования ЭЦВМ.
Для обобщенной оценки эксплуатационных характери стик применяется коэффициент технического использо вания.
Под коэффициентом технического использования ЭЦВМ -понимают отношение суммарного времени ис правной работы машины к общему времени исправной работы II простоев ЭЦВМ в течение одного и того же периода эксплуатации:
|
|
N |
+S |
|
|
|
2 К |
|
|
|
К„ |
1 |
(2-13) |
|
ними |
2 бі + 2 |
к |
||
|
k=\ |
ft=i |
;=i |
|
где tti — время исправной |
работы ЭЦВМ между сосед |
|||
ЭЦВМ |
неисправностями; |
Uk—время восстановления |
||
при А-й неисправности; |
іпѵі— время, затрачен |
ное на проведение 1-іі профилактики; N — общее количе ство неисправностей ЭЦВМ за рассматриваемый период (без учета неисправностей,устраненных во время профи-
6— 180 |
81 |
лактики); tri — количество профилактик за определенный период эксплуатации.
После несложных преобразовании коэффициент тех нического использования можно записать ів виде
Кп |
|
То |
(2-14) |
|
Г0+ |
тш+ г пр |
|||
|
|
где Т0 — наработка ЭЦВМ на отказ; Т в — среднее время
III |
|
|
|
восстановления; Т'ир = 2 |
/1ір |
— среднее время |
про- |
I - 1 |
один отказ. |
|
|
фнлактнки, приходящееся |
на |
|
|
Смысл коэффициента |
использования состоит |
в том, |
что он показывает относительное время исправного со стояния ЭЦВМ.
Коэффициент стоимости эксплуатации ЭЦВМ. Вычис лительная машина представляет собой сложный комп лекс, состоящий из большого числа элементов электро ники, автоматики и механики, па разработку, производ
ство и |
эксплуатацию |
которых |
расходуются |
большие |
средства. |
обычно стремдтся к тому, чтобы |
|||
При |
разработках |
|||
ЭЦВМ |
была более |
совершенна, |
обладала |
высокими |
эксплуатационными свойствами, а расходы на ее произ водство и эксплуатацию были бы небольшими.
Однако вполне очевидно, что создание более совер шенных и надежных ЭЦВМ ведет к увеличению эконо мических затрат на их производство. Увеличение эконо мических затрат происходит за счет избыточности аппа ратуры при резервировании ЭЦВМ, создания сложных схем контроля и т. и. Вместе е тем необходимо отме тить, что эксплуатация совершенных и надежных ЭЦВМ значительно снижает экономические расходы при их обслуживании.
Для оценки технических и экономических показате лей ЭЦВМ используют коэффициент стоимости эксплуа тации.
Под коэффициентом стоимости эксплуатации пони мают отношение затрат на эксплуатацию ЭЦВМ в тече
ние одного года |
(5Э) к |
затратам |
на ее разработку |
(5Р) |
и производство (5пр): |
|
|
|
|
/ с я = |
S„ |
SN “Ь SO+ |
Sa.H + S„ -f- Sh |
(2-15) |
So |
Sp |
Snp |
|
82
где S N — усредненная стоимость устранения всех |
неис |
|||||||
правностей в течение |
одного года; S 0— стоимость |
про |
||||||
ведения |
ремонтных |
и профилактических |
работ за |
год; |
||||
— стоимость расходных материалов |
ЗИП |
и инстру |
||||||
ментов; |
Sn— годовые |
расходы на содержание |
обслужи |
|||||
вающего |
персонала; |
S/, — все непредвиденные расходы |
||||||
на эксплуатацию |
ЭЦВМ |
за год; Sc — суммарная |
стои |
|||||
мость разработки и іпропзводства ЭЦВМ. |
эксплуатацию |
|||||||
Из (2-15) следует, |
что расходы |
на |
||||||
ЭЦВМ тем ниже, |
чем выше надежность |
ее |
работы и |
эксплуатационные свойства. Действительно, чем ЭЦВМ надежнее, тем меньше неоправданных расходов на ее эксплуатацию.
Опытные данные эксплуатации ЭЦВМ в нашей стра не, а также за рубежом показывают, что коэффициент стоимости эксплуатации различных ЭЦВМ имеет до вольно устойчивое значение и колеблется по иностран ным данным в пределах 22—27%.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
КОНТРОЛЬ технического состояния
ЭЦВМ
3-1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЦВМ
Практика эксплуатации ЭЦВМ показала, что одним из способов повышения надежности современных ЭЦВМ является организация эффективного контроля их техни ческого состояния.
Основные задачи контроля вычислительных машин можно свести к определению состояния ЭЦВМ (исправ- на-йеисправна); локализации места неисправности с ми нимальной затратой времени и с заданной точностью; обнаружению элементов ЭЦВМ, параметры которых при ближаются к предельно допустимым (граничным) зна чениям и обнаружению ошибок вычислений в процессе решения задач на машине.
Решение всех вышеперечисленных задач осуществля ется на машине с помощью системы контроля.
Система контроля — это совокупность различных ме тодов и средств, обеопечивающих контроль правиль-
6* |
83 |