Файл: Основы технической эксплуатации ЭЦВМ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 который обязательно должны войти первый и второй разделы журнала учета профилактических работ.

Накопленная в аппаратном журнале и журнале уче­ та профилактических работ информация позволяет дать количественную оценку эксплуатационных свойств ма­ шины, проанализировать качество обслуживания маши­ ны -и выработать рекомендации по его улучшению.

При необходимости получения статистического мате­ риала по надежности ЭЦВМ можно рекомендовать кар­ точки учета неисправностей (табл. 7-16), которые позво­ ляют документировать сведения о всех неисправностях, выявленных как на машине, так ина ее запасных эле­ ментах. Предлагаемая карточка учета неисправности позволяет автоматизировать процесс обработки стати­ стической информации, обобщаемой по многим однотип­ ным вычислительным машинам. Эти карточки можно использовать в качестве сопроводительной документа­ ции к восстанавливаемым элементам ЭЦВМ, передава­ емым для ремонта в лабораторию и получаемым оттуда обратно. Каждая карточка должна иметь свой номер и заполняться лицами, установившими факт появления неисправности и проводившими ремонт. В связи с этим она может заполняться поэтапно.

На первом этапе в карточке учета неисправности за­ полняются пункты 1—6, 9, 10, 13, 14 и 17. Заполнение этих пунктов осуществляется обслуживающим персона­ лом дежурной группы или группы профилактики и ре­ монта. Второй этап заполнения карточки (пункты 7, 8, 11, 12, 15, 16, 18 и 19) осуществляется в лаборатории ремонта.

По результатам обработки карточек, собранных за определенный период, можно выявить наименее надеж­ ные устройства, блоки, модули, полупроводниковые при­ боры, детали и т. д., определить влияние режимов рабо­ ты и внешних условий на интенсивность отказов и выра­ ботать рекомендации по совершенствованию обслужи­

вания машины.

случае обработка карточек сводится

В простейшем

к раскладке

их на

группы по

каким-либо

признакам

(например,

по типу отказавших

устройств,

блоков, мо­

дулей, полупроводниковых приборов, деталей и т. д.). По количеству карточек в выбранной группе определя­ ются характеристики надежности элементов ЭЦВМ, наи­ более часто появляющиеся причины отказов и т. п.

296


 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7-16

Карточка

Карточка учета

неисправности

 

Картотека

.................

 

 

 

 

 

 

№ .....................

1.

Тип

2.

Заводской но­

3.

Дата

начала

4.

Дата появле-

 

ЭЦВМ

 

мер

 

эксплуатации

'

ния отказа

 

 

 

 

 

 

 

 

(неисправно­

 

 

 

 

 

 

 

 

сти)

5.

Режим

6.

Наработка

7.

Дата

поступ­

8.

Дата ремонта

 

работы

 

на момент

 

лении в лабо­

 

 

 

(состоя­

 

отказа (неис­

 

раторию ре­

 

 

 

ния)

 

правности)

 

монта

 

 

 

9.

Назва­

10.

Назначение

11.

Тип отказав­

12.

Тип неисправ­

 

ние уст­

 

блока и его

 

шего

элемен­

 

ности

 

ройства

 

место в уст­

 

та (детали)

 

 

 

 

 

ройстве

 

 

 

 

 

13.

Внешнее

проявление неисправности.........................

 

■ . • . . . .

14.Предполагается причина неисправности

15.Выявленная причина неисправности

16.Принятые меры по устранению

17.Факт 18. Анализирбвал 19. Ремонт произ20.

неис-

неисправность

вел

правно-

 

 

п сти

 

 

устано­

 

 

вил

 

■V

 

 

297


ГЛАВА ВОСЬМАЯ

ПУТИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ЭЦВМ

8-1. НАДЕЖНОСТЬ ЭЦВМ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Под надежностью понимается свойство машины вы­ полнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатаци­ онные показатели в заданных пределах в течение требуе­ мого промежутка времени или требуемой наработки. Высокая надежность вычислительных машин может быть обеспечена специальными мерами, принимаемыми на этапах проектирования, производства и эксплуатации.

Следует отметить, что на надежность вычислитель­ ной машины решающее влияние оказывает этап проек­ тирования. Если на стадии проектирования ЭЦВМ, ког­ да выбираются основные принципы ее построения и разрабатываются отдельные узлы, не приняты меры по­ вышения надежности, то обеспечить ее за счет мер, при­ нимаемых на этапах производства и эксплуатации,очень трудно, а в некоторых случаях и невозможно.

Несмотря на сказанное нельзя сбрасывать со счета и влияние производства ЭЦВМ на их безотказность в про­ цессе эксплуатации. Наиболее важным средством обе­ спечения высокой безотказности машин на этом этапе является строгое соблюдение установленных технологи­ ческих процессов.

При создании современных ЭЦВМ, являющихся сложными системами с огромным количеством невосстанавливаемых элементов, значительный ущерб качеству машины наносится скрытыми дефектами конструктивно­ производственного характера, которые будут проявлять­ ся на этане эксплуатации. Так, например, опубликован­ ная одной из фирм США статистика [Л. 40] показывает, что, несмотря на ежемесячное выявление до 50000 раз­ личных дефектов при разработке и производстве слож­ ной автоматической системы, в процессе опытной экс­ плуатации продолжало выявляться в среднем по 150 неисправностей в месяц. При этом, как видно из табл. 8-1, значительную долю (67 %) составляли неисправно­ сти, обусловленные конструктивно-производственными признаками.

В процессе эксплуатации возможно не только поддер­ жание заданного уровня надежности, но и его повыше-

298


ние. Одним из решающих факторов обеспечения высокой

.надежности ЭЦВМ на этапе эксплуатации является пра­ вильная ее организация.

 

 

Т а б л и ц а 8-1

 

Процент неисправностей (дефектов),

 

выявленных

Притона, вызвавшая неисправность

на этапе разработ-

на этапе опытной

 

 

кн и производства

эксплуатации

Производственные

57

15

Конструктивные

4

52

Неправильное обслуживание

29

17

Неправильное обращение

6

9

Неизвестные

4

7

Знание факторов, влияющих на надежность ЭЦВМ, позволяет наметить пути и определить методы повыше­ ния надёжности на этапах создания и эксплуатации машины. При. организации эксплуатации необходимо четко представлять, что требования по надежности ЭЦВМ зависят от назначения и характера использования машины. С этой точки зрения .различают три группы вычислительных машин.

К первой группе относятся такие ЭЦВМ, которые по условиям их применения исключают какой-либо ремонт во время использования по назначению (например, бор­ товые ЭЦВМ летательных аппаратов). Основным тре­ бованием к надежности таких машин является безотказ­ ность работы в течение заданного времени решения за­ дачи.

Время профилактики и восстановления в такого рода машинах может жестко не лимитироваться.

Основным требованием к надежности вычислитель­ ных машин второй группы является постоянная готов­ ность, к использованию по назначению и безотказность работы в течение заданного времени решения задачи. К этой группе машин относятся ЭЦВМ, входящие в сиеистемы автоматического управления какими-либо объек­ тами или технологическими процессами.

К третьей группе относятся ЭЦВМ, появление неи­ справностей в которых не оказывает существенного влияния на выполнение основных функций машиной,, а приводит лишь к задержке времени решения задачи. К машинам третьей группы относят универсальные ЭЦВМ.

299


Основным требованием к надежности ЭЦВМ третьей группы является достижение наибольшего времени их работоспособного состояния.

Рассмотрев требования к надежности машин в зави­ симости от их назначения и характера использования, можно наметить основные пути повышения надежности ЭЦВМ каждой группы. Так, для машин первой группы основной упор надо делать на повышение вероятности безотказной работы даже иногда за счет других эксплуа­ тационных характеристик (восстанавливаемость и др.). Для повышения надежности ЭЦВМ второй группы ос­ новное внимание следует обращать на улучшение харак­ теристик безотказности функционирования ЭЦВМ, на повышение ремонтопригодности и снижение потерь вре­ мени на профилактическое обслуживание машины. Для повышения надежности ЭЦВМ третьей группы необхо­ димо снижать времявосстановления и улучшать каче­ ство профилактического обслуживания машины.

8-2. ВЛИЯНИЕ УСЛОВИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЭЦВМ

На состояние и работоспособность электронных циф­ ровых вычислительных машин могут оказывать влияние такие факторы, как температура, влажность, запылен­ ность окружающей среды .и потока воздуха системы кондиционирования и вентиляции, атмосферное давление и солнечная радиация, механические, биологические и другие воздействия. Рассмотрим, как влияет каждый из вышеперечисленных факторов на состояние и работоспо­ собность ЭЦВМ.

Влияние температуры. Большая часть потребляемой устройствами ЭЦВМ электрической энергии превраща­ ется в тепло. Повышение температуры окружающей среды в стойках (шкафах) ЭЦВМ увеличивает разброс параметров ламповых, полупроводниковых и других элементов вычислительной машины и сокращает срок их службы. На повышение температуры окружающей -сре­ ды оказывают влияние и внешние источники, к которым относятся солнечный свет и посторонние источники теп­ ла, находящиеся в машинном зале. Поэтому для созда­ ния нормальных условий эксплуатации ЭЦВМ значения температуры окружающей среды в стойках (шкафах) машины нормируются для каждого типа ЭЦВМ. Поддер-

300