Файл: Иванов, Г. С. Эксплуатационная надежность и совершенствование технологии изготовления железобетонных шпал.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
дах. Поэтому в нормативах на изготовление и приемку шпал Целесообразно определить дополнительные требования к шпа лам, разработать и ввести в действие более четкие методы кон троля их качества. Одновременно возникает вопрос об обяза тельном совершенствовании технологии изготовления железобе тонных шпал с целью снижения вероятности выпуска конструк ций со скрытыми технологическими дефектами для повышения Долговечности.
Технология должна быть такова, чтобы не допускать изго товления шпал не только с явными, но и со скрытыми дефек тами. Речь идет о точности выполнения отдельных, наиболее важных операций и стабильности технологического процесса. Предстоит большая и сложная работа по определению пара метров точности и стабильности технологического процесса на Действующих заводах по изготовлению железобетонных шпал с тем, чтобы направленно воздействовать на технологический процесс и обеспечить выпуск долговечных конструкций из же лезобетона. Знание параметров качества позволило бы регули ровать долговечность изготовляемых конструкций в зависимос ти от требований их эксплуатации.
При оценке долговечности железобетонных шпал не без различно их исходное качество изготовления. При наличии яв ных дефектов разрушение конструкции происходит быстрее. Во обще говоря, даже идеально изготовленная железобетонная Шпала должна когда-то разрушиться, поскольку наступит ее физический износ.
Можно предположить, что каждый дефект, содержащийся в
конструкции, укорачивает ее потенциальный срок службы Т на ti
величину Дt —~ , которую назовем мерой снижения долговеч
ности конструкции [23]. Из примеров разрушений очевидно, что различные виды технологических дефектов могут иметь разные величины tt снижения долговечности конструкции. Если в кон струкции обнаруживается при приемке большое число явных Дефектов, она бракуется, так как считается, что такая конст рукция не может работать в пути в соответствии с расчетными условиями
7' dt_
I Т = 1.
Если бы можно было оценить значимость каждого дефекта в годах или просто во времени уменьшения срока службы шпалы, то не представляло бы трудности определить предполагаемый срок службы конструкции путем вычитания из потенциальной Долговечности числа «дефектных» лет:
dt
о Т '
81
Практически на пути решения этой задачи возникают боль шие трудности, так как неизвестны значимости различных ви дов технологических дефектов. Более того, не все виды дефек тов обнаруживаются существующими средствами контроля при приемке готовой продукции-
Воспользуемся другим весьма приближенным методом для определения вероятности безотказной работы шпал в пути в за висимости от качества их изготовления. Пусть, как показано выше, качество шпалы характеризуется следующими независи мыми параметрами: плотностью, прочностью и морозостойко стью бетона, толщиной его защитного слоя и трещиностойкостью конструкции. Каждый из названных параметров будет оказывать влияние на долговечность конструкции, которую можно оценить сроком службы.
Сроком службы конструкции будем называть в соответствии с установившейся терминологией [18, 2 2 ] календарную продол жительность эксплуатации изделия до разрушения с полной потерей несущей способности; средним сроком службы изделия назовем математическое ожидание календарной продолжи тельности эксплуатации изделия до разрушения. Предположим, что средний срок службы шпал t0 установлен равным 70 годам, а технологические особенности производства вызывают измене
ния коэффициентов вариации срока их службы |
, |
каждый |
из |
||||
которых соответствует параметрам |
качества: |
прочности |
бето |
||||
на |
трещиностойкости vx, морозостойкости |
, |
плотности |
бе |
|||
тона vp |
и величине его защитного |
слоя vz . Пусть |
изменение |
||||
всех перечисленных качественных характеристик шпал |
подчи |
||||||
няется нормальному закону распределения, а величины |
при |
||||||
нимают значения, указанные в табл. |
2 1 . |
|
|
|
|
|
Таблица 21
Коэффициенты вариации основных качественных характери стик железобетонных шпал, %
Условия изготовления |
|
|
Va |
VP |
|
По существующей поточ |
|
|
|
|
|
но-агрегатной технологи |
15 |
30 |
30 |
20 |
20 |
ческой схеме |
|||||
При совершенствовании тех |
|
10 |
|
10 |
|
нологии |
10 |
10 |
10 |
Вероятность безотказной работы конструкции при приня тых выше допущениях в зависимости от продолжительности ее эксплуатации t в равных условиях можем подсчитать по из вестной формуле независимых в совокупности событий [24]:
82
Р Ц ) = П Р ^ ) = Р Г(t)Pz (t)P. (t)Pt (t)Px(t), |
(2.19) |
(t=i) |
|
Pt( t y Г[’Ч -' Ф" >/ ia~ f
1 + 0 ( 4
где ф — соответствующая функция Лапласа;
0i = Vj7сР — среднее квадратическое отклонение.
Подставляя значения в (2.19), получим вероятность безот
казной работы конструкции в пути при ^=50 годам эксплуата ции:
а) шпал, изготовленных на существующих заводах с орга низацией производства по поточно-агрегатной технологической схеме:
Pi (50) = 0,97128 • 0,93644= 0,707;
б) шпал, изготовленных по более совершенной технологии;
Р2 (50) = 0.997885 = 0,989.
Это значит, что в первом случае из каждой 1000 шпал через 50 лет могут выйти из строя 293 шпалы, тогда как во втором случае только 1 1 .
При всей условности наших расчетов, когда истинные рас пределения значений принятых параметров качества остаютсяПока неустановленными, так же как и связь их со средним сро ком службы шпал, данный пример позволяет более наглядно представить влияние условий изготовления на вероятность без отказной работы шпал в пути.
Используя нашу методику, сотрудники ХИИТа [25] срав нили на 50-й год службы вероятность безотказной работы шпал,
Изготовленных по поточно-агрегатной технологии Р50 и стендо вой технологии Pto, За качественные характеристики при этом приняты не их прямые значения, а соответствующие им кос венные показатели (табл. 2 2 ).
Т а б л и ц а 122
Коэффициент вариации 'ц качественных характеристик бето на шпал при различной технологии их изготовления
Характеристика |
При поточноагрегат |
При СТ(НДОВОЙ |
|
ной технологии |
технологии |
||
|
|||
(Прочность |
85 |
35 |
|
Плотность |
15 |
9 |
|
Морозостойкость |
10 |
20 |
|
Геометрия арматуры |
10 |
1 |
|
Деформативность |
12 |
20 |
83
В результате вычислений получены значения Р"о=0,672 и
Pso=0,603, показывающие, что (Шпалы, .изготовленные по по точно-агрегатной технологии, должны быть более надежны, чем изготовленные по стендовой технологии.
Из приведенных |
примеров следует, что в производстве |
должна внедряться |
комплексная механизация и автоматиза |
ция технологических |
процессов, как первоочередное средство |
повышения качества изготовляемых шпал. Автоматизация дол жна быть применена для управления наиболее ответственными технологическими операциями, в процессе выполнения которых формируются параметры качества шпалы. Именно средства ав томатизации могут обеспечить точное и стабильное соблюде ние технологических параметров в пределах заданных норма тивов, т- е. исключение из технологии элементов случайностей и организацию выпуска шпал однородно высокого качества, предопределяющего их высокую эксплуатационную надежность.
Г л а в а 3
МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
ИПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ШПАЛ
1.Основные положения бездефектной технологии изготовления шпал
Анализ видов и причин преждевременного разрушения шпал показал, что во всех наблюдавшихся случаях разрушились конструкции, в которых не была обеспечена при изготовлении хотя бы одна из перечисленных выше качественных характе ристик. Одновременное наличие на опытных участках пути здо ровых, дефектных и разрушившихся шпал одной партии изго товления и укладки свидетельствует о неоднородности их ка чественных характеристик, формирующихся главным образом при выполнении ведущих операций по армированию, формиро ванию шпал и проведении тепловлажностной обработки бетона.
Рассмотрим возможные пути устранения недостатков в су ществующем производстве и определим основные положения бездефектной технологии изготовления шпал. Прежде всего вы ясним, при каких условиях возможно избежать обрывов арма туры при ее натяжении. Предположим, что величины прочнос ти одиночных проволок и пакетов из них, напряжений в прово локах и точности натяжения пакетов подчиняются нормальным законам распределения с соответствующими характеристиками
и сг (рис. 31).
Тогда допустимая расчетная величина предварительного на пряжения арматуры может быть определена из следующих ус ловий:
|
3paL4'"C- |
a |
( ^ + rtna n + rtp°p + |
WTaT)> |
|
( 3 .1 ) |
|
|
ИЛИ а расч^-^?Ф ^1 ^ о п ^ р ^ р |
высокопрочной |
(3 .2 ) |
||||
где R na — браковочный минимум для |
про |
||||||
|
волочной |
арматуры; |
|
|
|
|
|
*■= R I—R mk — некоторая |
постоянная |
характеристика |
для |
кон |
|||
|
струкции захвата; |
предел прочности арма |
|||||
/ ? Ф |
— средний |
фактический |
|||||
да |
ТУРЫ; |
|
|
|
|
|
|
Ci = — - |
— коэффициент безобрывности арматуры для опре- |
||||||
|
деленной |
|
конструкции |
захвата; |
проволок |
||
kon— коэффициент однородности |
прочности |
впакете;
—число стандартов для различных распределений.
85