ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
™ ° 1
ОБМЕН в = В ТУРБО МАШИНАХ
Л.М. ЗЫСИНА-МОЛОЖЕН,
л.в. зысин.м.п. поляк
ко н тро л ьн ы й
ЭКЗЕМП ЯР
Л Е Н И Н Г Р А Д „ М А Ш И Н О С Т Р О Е Н И Е "
Л Е Н И Н Г Р А Д С КО Е О Т Д Е Л Е Н И Е 1 9 7 4
I
3-9G
УДК 62-135 : 533.6.011.6
,4 ^ № '33357
Зысина-Моложен Л. М., Зысин Л. В., Поляк М. П. Теплообмен в турбо машинах. Л., «Машиностроение» (Ленингр. отд-ние), 1974 . 336 с.
В книге рассмотрено современное состояние теории тепло обмена, изложены основы теории пограничного слоя, элементы теории подобия и моделирования, а также специальные вопросы конвективного теплообмена в охлаждаемых турбинных лопат ках и расчета температурных полей в элементах турбин. Представлены результаты экспериментальных исследований обтекания различных элементов проточной части паровых и газовых турбин. Рассмотрены отдельные задачи, связанные с течением газожидкостных потоков, специфические для неко торых конструкций систем охлаждения лопаток газовых тур бин, а также для определения граничных условий теплооб мена в элементах влажнопаровых ступеней и турбин. Приве дена оценка пределов применимости и точности различных методов расчета современных турбин.
Книга рассчитана на научных работников НИИ и КБ за водов. Она также может быть широко использована инженернотехническими работниками, занимающимися вопросами проек тирования нового энергооборудования.
Табл. 8. Ил. 128. Список лит. 254 назв.
Р е ц е н з е н т заел, деятель науки и техники РСФСР д-р техн. наук
проф. И. И. Кириллов
30303—115 3 038(01)—74
@ Издательство «Машиностроение», 1974 г,
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современные тенденции в развитии энергомашинострое ния характеризуются стремлением к форсированию процессов теплообмена в турбомашинах и к повышению их рабочих параметров, причем Ставится вопрос о необходимости работы турбин в условиях переменных нагрузок и нестационарных режи мов, об ускорении периодов пуска и останова машины. В связи с этим к современным и перспективным турбинам наряду с требо ваниями высокой эффективности и экономичности предъявляются высокие требования надежности. Последняя во многом, как из вестно, зависит от точности и достоверности расчета теплового
инапряженного состояния элементов ротора и статора машины.
Всовременных мощных паровых турбинах до- и сверхкритиче ских параметров температурный уровень элементов статора и ро тора на номинальном режиме работы не вызывает опасений,
однако при переходе на переменные режимы из-за неравномер ности обогрева или охлаждения могут возникнуть градиенты температур, обусловливающие появление больших температурных напряжений" и неодинаковых удлинений близлежащих элементов, что может вызвать задевание частей ротора о статор. При правиль ном расчете температурного состояния элементов турбины воз можна разработка рационального графика пуска и останова ма шины, позволяющего избежать возникновения вышеуказанных явлений.
В современных стационарных газовых турбинах относительные скорости движения газа в проточной части сравнительно неве лики (как правило, М < 0,6). Однако в транспортных и в созда ваемых в настоящее время перспективных стационарных машинах имеют место также и сверхзвуковые режимы обтекания. Кроме того, главная тенденция в повышении параметров в области газотурбостроения заключается в стремлении к максимальному повы шению температуры газа Т перед турбиной. В связи с этим воз никает необходимость в охлаждении как сопловых, так и рабо чих лопаток. Задачей такого охлаждения является не только общее снижение температурного уровня лопаток, но и обеспече ние равномерного температурного поля в теле лопатки. Последнее возможно только при умении правильно рассчитывать локальные коэффициенты теплоотдачи по контуру лопатки. Учет конструк тивной схемы охлаждения лопатки приводит к дополнительным
5
трудностям при разработке метода расчета локальной тепло отдачи на поверхности лопатки. Влияние вращения, турбу лентности — все это факторы, осложняющие задачу. Кроме того, задача создания эффективных систем охлаждения для вы сокотемпературных газовых турбин не может быть рационально решена только путем подбора системы с наибольшей интенсив ностью охлаждения. Необходима комплексная постановка, когда решения тепловой, аэродинамической, прочностной и технологи ческой задач совмещаются. В подобных случаях особенно жела тельна разработка методов расчета, допускающих максимальное использование ЭВМ.
Таким образом, очевидно, что для решения задачи создания высокоэффективных, высокоманевренных мощных паровых и вы сокотемпературных газовых турбин, обладающих большой на дежностью, необходимо наряду с решением других проблем со вершенствовать методы расчета, в частности расчета теплообмена в элементах проточной части. В настоящее время в научно-иссле довательских и учебных институтах и в лабораториях передовых турбостроительных заводов ведутся теоретические и эксперимен тальные исследования, и имеются определенные успехи в этом направлении, однако не все работы являются равноценными, информация о них имеет разрозненный характер. В результате этого далеко не все эффективные методы расчета используются в практике, а некоторые методы используются за пределами их до стоверной применимости.
В настоящей монографии авторы попытались изложить совре менное состояние теории теплообмена и результаты эксперимен тальных исследований применительно к задачам турбостроения.
Ограниченность |
объема |
монографии не позволила в пол |
ной мере сочетать |
анализ |
теплового состояния с анализом |
потерь энергии в проточной части. Ряд вопросов, касающихся этой проблемы, не вошел в монографию, хотя авторы считают, что расчетный анализ необходимо проводить совместно.
Главы I—V, п. 37, 41, 44 написаны проф. д-ром техн. наук
Л. М. |
Зысиной-Моложен, главы VI (кроме п. 37) |
и VII (кроме |
|
п. 41, |
44) — канд. техн. наук Л. В. Зысиным, |
гл. |
VIII — канд. |
техн. |
наук М. П. Поляк, п. 33 — совместно |
Л. |
М. Зысиной- |
Моложен и М. П. Поляк.
Авторы благодарны Н. В. Зайцевой за большую помощь при подготовке и подборе библиографии по рассматриваемым в моно графии вопросам.
Авторы будут признательны за любые замечания по поводу содержания книги, которые можно присылать по адресу: 191065, Ленинград, ул. Дзержинского, 10,
ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
В связи с тем, что в монографии рассмотрен широкий круг вопросов, непосредственно связанных или примыкающих к теории теплообмена, то в не которых случаях пришлось применять одну и ту же букву для обозначения раз ных величин. Например, буквой X обозначаются коэффициент сопротивления
(в теории ламинарного и турбулентного движения в трубе), длина волны возму щающего движения (в теории устойчивости ламинарного пограничного слоя), коэффициент теплопроводности (в теории теплообмена); буквой х обозначаются
декартова координата (в аэродинамике и теории теплообмена) и степень сухости пара (в термодинамике); буквой г обозначаются скрытая теплота парообразо
вания (в термодинамике) и коэффициент восстановления температуры (в газо динамике) и т. д.
Величины общего значения |
|
|
|
|
|
||||||
|
х, |
у, |
г — декартовы координаты |
|
|
|
|
||||
|
г, |
ф, г — цилиндрические координаты |
|
слое |
|||||||
и, |
v, |
w — составляющие |
скорости |
в |
пограничном |
||||||
U, |
V, |
W — составляющие |
скорости |
вне |
пограничного слоя |
||||||
|
|
|
со — угловая |
скорость |
|
|
|
|
|
||
|
|
р, |
р — плотность, средняя |
плотность |
|
||||||
v = |
|
(х — коэффициент динамической |
вязкости |
|
|||||||
р/р — коэффициент кинематической |
вязкости |
|
|||||||||
|
|
L, |
р — давление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I — длина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г, |
а — радиус |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
d — диаметр |
|
|
|
или лобовая площадь тела |
||||
|
|
|
F — смоченная площадь |
||||||||
|
|
|
п — нормаль |
к поверхности |
|
|
|
|
|||
Вязкая жидкость, сопротивление, теплоотдача |
|
||||||||||
|
|
|
Т — температура |
потока |
|
|
|
|
|
||
|
|
Tw — температура |
стенки |
|
|
торможения |
стенки |
||||
|
|
Taw — температура |
|
адиабатного |
|||||||
|
|
|
t — время |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т — касательное напряжение |
|
|
|
|
||||
|
|
тш — касательное |
|
напряжение |
на |
стенке |
|
||||
= |
V W p — динамическая скорость |
пограничного |
слоя |
||||||||
|
|
|
б — толщина |
динамического |
|||||||
|
|
|
бт — толщина |
теплового |
пограничного слоя |
|
|||||
|
|
|
6* — толщина |
вытеснения |
|
|
|
|
|||
|
|
б** — толщина |
потери импульса |
|
|
|
|||||
|
|
|
бт — толщина теплового |
вытеснения |
|
б** — толщина потери энергии
А, — коэффициент сопротивления при движении жидкости в трубе, коэффициент теплопроводности
7
Ср — полный коэффициент сопротивления трения при внешнем
обтекании
cf — местный коэффициент сопротивления трения q — удельный тепловой поток
|
а , а — коэффициент |
теплоотдачи, |
средний коэффициент теплоот |
||||||
|
а, |
дачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
ах — местный коэффициент |
теплоотдачи |
|
||||||
а = XI(рср) — коэффициент температуропроводности |
при постоянном |
||||||||
|
ср, |
cv — удельная |
|
теплоемкость |
соответственно |
||||
|
|
давлении |
и объеме |
|
|
|
|
||
и', |
v', |
G — массовый |
расход |
|
|
пульсации |
скорости |
||
w' — составляющие |
турбулентной |
||||||||
|
|
е — степень турбулентности |
|
|
|
||||
|
|
I — длина пути |
перемешивания |
|
течения |
||||
г] = |
|
х — эмпирическая |
постоянная |
турбулентного |
|||||
y v j v — безразмерное |
расстояние |
от |
стенки |
|
|||||
ср = |
ц/и* — безразмерная |
скорость |
|
|
|
|
|||
|
|
k — показатель |
адиабаты, |
высота элемента |
шероховатости |
г— скрытая теплота парообразования, коэффициент восста новления температуры
[ — энтальпия
Расчет температурных полей в элементах турбин |
|
|
||||||
|
|
т — время |
|
|
|
|
|
|
г, |
|
t — температура |
|
|
|
|
|
|
ф, |
0 — сферические |
координаты |
|
|
|
|
||
Нижние индексы |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
s — параметры |
на |
границе |
области |
|
|
|
|
|
п — параметры потока |
|
|
|
|
||
|
охл — параметры охлаждающего агента |
|
|
|||||
|
|
оо — параметры |
невозмущенного |
потока |
|
|
||
|
|
О — параметры |
вне |
пограничного |
слоя |
|
|
|
|
|
w — параметры на стенке |
|
|
|
|
||
|
1, |
s — параметры |
на |
линии насыщения |
выходе из решетки |
|||
|
2 — параметры |
соответственно |
на входе и |
|||||
|
|
профилей |
|
|
|
|
|
|
|
|
ж — параметры жидкости |
|
|
|
|
||
|
ср — среднее значение величины |
|
|
|
|
|||
Верхние индексы |
|
|
|
|
|
|
||
|
', |
* — параметры торможения |
|
|
|
в двух |
||
|
" — параметры соответственно жидкости или пара (газа) |
|||||||
', |
", |
фазных (газожидкостных) потоках |
функции |
по ар |
||||
— перрая, вторая |
и третья |
производные |
||||||
|
|
гументу |
|
|
|
|
|
|
ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ ТЕОРИИ ТЕПЛООБМЕНА
1. Некоторые определения н основные понятия
Теория теплообмена как наука практически начала форми роваться только в XX в. До этого существовали теория теплопро водности и набор эмпирических формул и рекомендаций для опре деления коэффициентов теплоотдачи, логически и теоретически никак не связанные друг с другом. Аналогичное положение было и с аэродинамикой, вместо которой существовали классическая теоретическая гидродинамика идеальной жидкости и эмпирическая гидравлика.
В 1904 г. Л. Прандтль в своей работе «О движении жидкостей при малом трении» показал, что при изучении процесса обтекания можно весь объем жидкости разбить на две неравные области: узкую пристенную область, названную впоследствии пограничным слоем, где в основном проявляется влияние сил трения, и осталь ную область пространства (так называемый внешний поток), где можно с достаточным приближением пренебречь влиянием сил трения и рассматривать потенциальное обтекание идеальной (без трения) жидкости.
Неоднородность полей скоростей в потоке приводит к возник новению в жидкости, с одной стороны, сил внутреннего трения, с другой — конвективных ускорений, которые определяют инер ционные эффекты. Большинство задач современной техники связано с потоками, в которых инерционные эффекты существенно преобладают над влиянием сил трения. Именно в этом случае и имеют место классические задачи теории пограничного слоя, когда основной поток можно считать идеальным, а влияние вяз кости рассматривать только в тонком пограничном слое.
Дальнейшее развитие учения о пограничном слое показало, что вопросы взаимодействия тел с потоком — вопросы сопротивле ния тел и теплоотдачи — определяются процессами, протека ющими непосредственно в пограничном слое. Создание теорий динамического и теплового пограничного слоя позволило теоре тически решить основные задачи сопротивления и конвективного теплообмена в однородных средах для целого ряда практических приложений.
9
Теория пограничного слоя нашла весьма широкое применение в авиационной и ракетной технике, во внешней баллистике, в су достроительной технике. В ряде случаев теоретические расчетные методы в этих областях достигли к настоящему времени большого совершенства.
В последнее время появилась новая область применения тео
рии пограничного слоя — расчег потерь энергии |
и теплоотдачи |
в проточной части турбомашин. Позднее внедрение теоретической |
|
аэродинамики в эту область техники обусловило |
недостаточную |
теоретическую разработанность вопросов теплового расчета тур бомашины. По существу тепловой расчет проточной части турбо машины во многом представляет собой комбинацию эмпирических соотношений, эмпирических кривых и рекомендаций. Задача создания теоретически обоснованного метода теплового расчета проточной части турбомашины включает, в частности, задачу дальнейшего совершенствования и развития теории пограничного слоя. Имеющиеся уже в настоящее время результаты теоретиче ских и экспериментальных исследований в области пограничного слоя позволяют более надежно и обоснованно решать целый ряд вопросов при расчетах проточной части турбомашин и поэтому заслуживают более широкого внедрения в расчетных отделах турбостроительных заводов.
В настоящей книге в соответствии с условиями развития про цессов в проточной части турбомашин рассматриваются вопросы, связанные с течением вязкой сжимаемой жидкости. Прежде всего следует остановиться на формулировке основных понятий, кото рые будут использоваться в последующем изложении.
Вязкая жидкость. Вязкой жидкостью в отличие от идеальной называется такая, при течении которой кроме нормальных сил су ществуют силы касательные, способствующие возникновению касательных напряжений между слоями жидкости и между жидкостью и стенкой. В результате воздействия касательных сил кроме обычного условия непроницаемости стенки, имеющего место и при обтекании идеальной жидкостью и характеризующегося условием равенства нулю нормальной составляющей скорости (v = 0) при у —■0, возникает явление прилипания вязкой жид кости к стенке, т. е. в вязкой жидкости при у — 0 все составля ющие скорости v = и — w ■=-■=0. В идеальной жидкости касатель ных сил не существует, поэтому у стенки имеет место разность скоростей, т. е. скольжение жидкости по стенке.
Трение между слоями жидкости и между жидкостью и стенкой проявляется в сопротивлении движению. Сила этого сопротивле ния пропорциональна градиенту скорости движения жидкости в направлении, перпендикулярном движению. Величина этой силы, отнесенная к единице поверхности, называется к а с а т е л ь н ы м н а п р я ж е н и е м т р е н и я .
Внутреннее трение и теплопроводность. Молекулярная струк тура реальных газов и жидкостей определяет наличие в них вну
10