Файл: Волков, М. И. Методы испытания строительных материалов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 0
2.Корпус 1 и сердечник 2 прибора (рис. 59, а) тщательно промыть авиа ционным бензином и высушить; в каждый подшипник 3 ввести по две капли приборного масла МВП; наружные обоймы подшипников 3 слегка смазать смазкой ГОИ-54; сердечник 2 вставить в корпус 1 и закрепить сверху гай кой И.
3.Заправочный цилиндр 4 полностью заполнить предварительно подго товленным битумом так, чтобы в стакане не образовались воздушные пу зырьки; ввинтить его в основание корпуса 1 и затянуть гаечными ключами; на свободный конец цилиндра 4 навинтить колпачок 5, а смотровые окна за
крыть заглушками.
4. Собранный прибор укрепить верхним хвостовиком сердечника 2 в пат роне редуктора и поместить до уровня заглушек на 1 0 мин в термостатирую-
щую жидкость (температура испытания для вязких битумов 60°С, для жид
ких битумов 40°С).
5. Установить минимальную скорость вращения, при которой предпола гается проводить испытание. По истечении 10 мин вынуть прибор из тер мостата и открыть заглушку 10.
6 . Включить мотор и, придерживая левой рукой при помощи ключа кор
пус 1, правой рукой при помощи другого ключа поворачивать колпачок 5 заправного пресса для подачи битума в зазор вискозиметра. Подачу битума прекратить после появления его в нижней части смотрового окна. После этого мотор остановить, смотровое окно закрыть заглушкой 10, а прибор поместить в термостат для выдерживания при температуре испытания на глубину до по ловины диаметра заглушки.
7. Торсион нужного диаметра закрепить одним концом на лимбе, а дру-,
пим — на штативе прибора. |
Корпус прибора соединить с измерительным лим |
||
бом 7 ниткой или ввести в |
зацепление зубчатое колесо, |
если |
диаметр тор- |
сиона равен или более 0,9 |
мм. Фиксирующую стрелку |
лимба |
7 установить |
на нуль. |
|
|
|
8 . Включить мотор для приведения во вращение реірдечника 2. Движение
сердечника 2 передается через слой испытуемого битума корпусу 1. Послед ний, будучи соединен с лимбом 7 нитью или зубчатым колесом, приводит к закручиванию торсиона 9. Угол поворота лимба 7 определяют по стрелке. Если он меньше 15 делений шкалы лимба, торсион заменяют на менее жест кий, а если угол поворота достигает максимально допустимого для данного торсиона значения, торсион заменяют более жестким. Сердечник 2 следует вращать до тех пор, пока не будет достигнут постоянный во времени угол за кручивания торсиона.
9. Результаты испытаний записать по следующей форме:
Модуль |
Частота |
|
Угол за |
Напряже |
Напряже |
Напряже |
|
||||
Градиент |
кручивания |
Вязкость |
|||||||||
торсиона |
вращения |
торсиона ф. |
ние |
сдвига |
ние сдвига |
ние |
сдвига |
||||
С, гс-см/ |
сердечника |
скорости, |
деления |
общее |
при холо |
битума |
битума |
||||
деление |
—1 |
у сек — 1 |
шкалы |
Т , |
, Па |
стом ходу |
Т |
ист |
, Па |
7], Па-с |
|
|
п, мин |
|
лимба |
общ |
тхол . Па |
|
|
|
1
I
і 1
-
1 |
1 |
132
10. Рассчитать градиент скорости у .в сек по формуле |
|
|
|
||||
|
о |
тс dc |
|
п, |
|
|
|
|
у = ------------------ |
|
|
|
|||
|
|
30 (dK — 4 ) |
|
|
|
|
|
где d e — диаметр |
рабочей |
части сердечника в см; dK— внутренний |
диа |
||||
метр конуса в см; |
п — частота вращения |
сердечника |
в |
мин~'. |
|
||
11. Вычислить на участке |
стабилизации |
напряжение |
сдвига (т) в Па по |
||||
формуле |
|
р |
|
|
|
|
|
|
X =* 1962 |
|
|
|
|
|
|
|
— --------------- -------------- Сер, |
|
|
|
|||
|
|
я R2 dl (t |
+ |
~г^ |
|
|
|
где R 1 — радиус |
барабана |
корпуса на |
приборе в см; |
R2— радиус |
бара |
бана лимба ів см; dc — диаметр рабочей части сердечника в см; I — длина ра
бочей части сердечника в см; С — модуль то-рсиона в гс-см/деление |
шкалы |
||||
лимба; |
<р — угол закручивания |
торсиона |
в делениях шкалы лимба. |
|
|
12. |
Вычислить напряжение |
сдвига |
испытываемого битума по формуле |
||
|
Т |
___ |
'■г’ |
____ «г- |
|
|
факт |
общ |
хол» |
|
|
где Тобщ — напряжение сдвига |
общее в Па; тХол — напряжеше |
сдвига |
вприборе без битума в Па.
13.Определить вязкость битума (г[) в Па-с при данной температуре по
формуле
и |
.- |
Тфакт |
, |
|
10 |
— -— |
|
||
' |
|
О |
‘ |
- |
|
|
у |
||
где Тфакт — напряжение • сдвига |
битума |
о |
скорости в |
|
в Па; у — градиент |
сек-1.
14. Определить показатель вязкости битума при заданной температуре как среднее арифметическое из результатов трех измерений, если отклонение их от среднеарифметического не превышает 1 0 %'
Результаты испытания можно представить в виде графической зависимо сти напряжения сдвига от скорости деформации (рис. 60).
Определение комплексной вязкости при периодическом деформировании.
Определение паіраметров, характеризующих процесс деформирования битума -при динамическом воздействии, задаваемом, как правило, по гармоническому закону, позволяет достаточно объективно судить о структурных особенностях битума и его эксплуатационных свойствах. Динамические испытания дают воз можность определить количественно упругую и мнимую составляющие комп лексной вязкости или комплексного -модуля.
Комплексную вязкость при периодическом деформировании можно оп ределить виброореометром1.
Прибор (рис. 61) -состоит из рабочего узла, системы, задающей синусо идальные колебания, и регистрирующей аппаратуры.
Рабочий узел, аналогичный узлу, используемому для определения вязко сти при постоянной скорости деформирования в пла-сто-вискозиметре .ПВР-1, укреплен на двух подшипниках упорного кронштейна. Интенсивность цикли ческого деформирования задается элекгромотрр-ом, на вал которого насажено устройство, позволяющее изменять эксцентриситет и соответственно через коромысло, жестко связанное с внешним цилиндром рабочего узла, амплиту ду колебания внешнего цилиндра.
Для регулирования колебаний внутреннего цилиндра к его хвостовику крепится крестовина, на которую навеши-вают сменные грузы в виде метал
1 Разработан А. И. Исаевым и Г. В. Виноградовым в лаборатории рео
логии полиме-ро-в ИНХС АН СССР.
133
лических цилиндров разных размеров и веса. Частота колебаний изменяется за счет регулируемого числа оборотов электромотора.
Параметры деформирования регистрируются двумя тензометрическими балочками, связанными соответственно с внутренним и'наружным цилиндрами. Сигналы с тензодатчиков усиливаются, а затем поступают на стрелочные мил лиамперметры, измеряющие в электрических величинах амплитуду колебания
|
Логарирм напряжения сдвига |
|
|
|
|
|
|
|
' |
(дин/см2) |
|
|
|
|
|
Рис. 60. Зависимость |
напряжения сдви- |
Рис. 61. Виорореометр |
|
||||
га битума БНД-60/90 от скорости |
1, |
2 — тензометр,ические |
балоч- |
||||
формации при различной температуре |
ки; 3 — коромыюло; |
4 — кронштейн; |
|||||
/ — 45°С; |
2 — 40°С; 3 — 35°С; 4 — 30°С; |
5 |
— рабочий |
узел; |
6 — эксцентрик; |
||
7 — электромотор; |
8, — хвостовик; |
||||||
25°С |
|
|
9 |
— крестовина; 10 — сменный ци |
|||
|
|
|
линдрический |
груз |
|
|
внутреннего и наружного цилиндра. Кроме того, сигналы от усилителей до полнительно преобразуются и подаются на стрелочный миллиамперметр, из меряющий сдвиг по фазе между колебаниями двух цилиндров. Шкала мил лиамперметра градуирована ів градусах. Частота колебаний измеряется часто
томером. Испытание |
рекомендуется вести |
в следующем порядке. |
||
1 . Протарировать |
датчики |
миллиамперметром по |
амплитуде колеба |
|
ний. Для этого жестко скрепить |
между |
собой наружный |
и внутренний ци |
линдры. С помощью индикатора |
установить минимальную амплитуду, равную |
0 , 1 мм, и снять показания обоих |
миллиамперметров при нескольких значениях |
частоты. Повторить операцию для амплитуд 0,35, 0,5; 1; 2; 3 мм. При этом показание миллиамперметра, измеряющего сдвиг фаз, должно быть равно ну лю. Построить график зависимости показаний миллиамперметра для всех де кад усилителя. При правильной работе регистрирующей системы эти зависи мости представляют собой семейство прямых.
2. Проверить ,и подготовить рабочий узел прибора (так же, как для вис козиметра ПВР-1) (с. 132).
3. Предварительно подготовленный и расплавленный битум залить в ра бочий зазор между внутренним и внешним цилиндрами по методике, аналогич ной для вискозиметра ПВР-1, исключая операцию вращения внутренне™» цилиндра во время заправки.
134
4. Погрузить рабочий узел до середины заглушек наружного цилиндра в термостатирующую жидкость циркуляционного термостата .или сосуда Дюара и выдержать рабочий узел при заданной температуре в течение 30 мин. Если испытание ведут при положительной температуре, термостатирующей жидко стью могут быть вода или глицерин, при отрицательных температурах исполь зуется смесь изопропилового спирта с твердой углекислотой.
5. Установить минимальную амплитуду колебания наружного цилиндра по индикатору часового типа с точностью до 0 , 0 1 мм.
6 . Подвесить симметрично на крестовину, жестко соединенную с хвосто
виком внутреннего цилиндра, максимальный груз в виде двух металлических цилиндров.
7. Включением двигателя сообщить периодические колебания минималь ной частоты наружному цилиндру. Через исследуемый битум колебания пере даются на внутренний цилиндр рабочего узла. При этом сдвиг по фазе меж ду колебаниями внешнего и внутреннего цилиндров должен находиться в диапазоне 60—140 град.
8 . Записать в журнал показания амперметров, соответствующие колеба
ниям обоих цилиндров, а также сдвиг по фазе. По тарировочным прямым оп ределить поворот цилиндров.в мм.
9. Изменяя грузы, подвешенные на внутренний цилиндр, определить эти же параметры во всем рабочем диапазоне частот реометра от 6 до 150 Гц. Ес
ли необходимо изучить зависимость динамических характеристик битума от амплитуды колебания, то нужно провести измерения во всем диапазоне ча стот для данной температуры при различных амплитудах колебания внешнего цилиндра (от меньшей к большей), устанавливаемых увеличением эксцентри ситета на валу электродвигателя.
10. Вычислить действительную и мнимую части комплексной вязкости ц*
по формуле |
|
|
|
|
/т — cos cp —■г |
si п ф\ ’ |
|
|
' |
т |
! |
где |
— отношение |
амплитуды колебания внутреннего (радиусом |
Ar) и наружного (радиусом Ав ) цилиндров; (р — угол сдвига фаз между ам плитудой колебания внутреннего и внешнего цилиндра; со= 2 л/ — круговая ча
стота; / — частота колебаний ; В — коэффициент, характеризующий жесткость динамометра; А — коэффициент, учитывающий инерцию внутреннего цилинд ра и геометрию образца (приводится в паспорте на прибор и зависит от ве личины и положения груза, подвешенного на крестовину внутреннего ци линдра).
|
/ (fl2 __Г2) |
|
4 я h R2 г2 |
где R, |
г — радиус соответственно наружного и внутреннего цилиндров; |
h.— длина |
рабочей части внутреннего цилиндра; / — .момент инерции внутрен |
него цилиндра с подвешенным грузом в г-см2.
где К — константа динамометра (тензодатчика), равная моменту, вызы вающему смещение связанной с ним измерительной поверхности на радиан.
После подстановки данных и выполнения преобразований уравнение для Н* приобретает следующий вид:
Г)* = ц' — і Г)",
135
где т)' — действительная часть комплексной |
вязкости |
или динамическая |
||||||||
11. |
вязкость в Па-с; г\" — мнимая часть комплексной вязкости в Па-с. |
|||||||||
По |
величинам |
динамической |
вязкости |
и |
мнимой части |
комплексной |
||||
зязкости |
найти |
абсолютное |
значение |
комплексной |
динамической |
вязкости |
||||
модуль упругости G' и модуль потерь G", абсолютное значение комп |
||||||||||
лексного |
модуля |
сдвига G*, |
а также тангенс |
угла |
механических потерь tgö: |
|||||
|
|
И |
* |
Ѵ(цТI = |
+ |
O l " |
) 2 |
: |
|
|
|
|
|
|
G '= |
три; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
G" = |
г\' то; |
|
|
|
|
|
|
|
IG* I = |
У (G')2 + |
(G")2; |
|
|
|
12. Результаты измерения и расчета записать в таблицу и показать гра фически (рис. 62). Расхождение между результатами трех определений не должно превышать 1 0 %.
Наименование битума, его марка |
Условия испытания: темпе ратура, величина зазора, амплитуда по индикатору, коэффициент В |
Показания амперметра на ружного цилиндра |
1 |
2 |
3 |
Амплитуда
колебания
наружного
цилиндра
0> |
X |
|
X |
||
я |
га |
|
о |
S |
|
о, |
cf |
|
= * |
я |
|
Е- . |
а |
|
аг |
||
о * |
||
С< |
|
|
4 |
5 |
внут |
|
Показания амперметра |
реннего цилиндра |
6
Амплитуда
колебания
внутреннего
цилиндра
А г, |
|
|
|
|
тарировке |
|
II |
Я |
’ll |
|
< |
<N |
а |
•J о: |
|
- |
^ р: |
||
по мм |
|
|
|
£ |
7 |
|
8 |
|
9 |
Частота колебания f , Гц |
Сдвиг фаз ср, град |
Круговая частота (о = 2 я f |
Динамическая вязкость т\', П а - с |
Мнимая часть комплексной вязкости т)", П а - с |
Модуль комплексной вязко |
сти Ir* 1, Па - с |
1 |
|
|
|
|
|
|
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
15 |
В качестве показателя условной вязкости битума принимают глубину проникания стандартной иглы в образец под нагрузкой 100 гс в течение 5 мин при температуре 25°С и под нагрузкой 200 гс в течение 60 сек при температуре 0°С.
Для определения глубины проникания применяют пенетро метр (рис. 63). Опорная площадка 1 прибора снабжена тремя установочными винтами для приведения ее в горизонтальное положение. К опорной площадке прикреплены стойка с крон штейнами и вращающийся предметный столик для установле ния кристаллизатора 2 с металлической чашкой, содержащей испытуемый битум. На верхнем кронштейне укреплены лимб 3, разделенный на 360°, и кремальера 4. На нижнем кронштейне
136