Файл: Волков, М. И. Методы испытания строительных материалов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.Корпус 1 и сердечник 2 прибора (рис. 59, а) тщательно промыть авиа­ ционным бензином и высушить; в каждый подшипник 3 ввести по две капли приборного масла МВП; наружные обоймы подшипников 3 слегка смазать смазкой ГОИ-54; сердечник 2 вставить в корпус 1 и закрепить сверху гай­ кой И.

3.Заправочный цилиндр 4 полностью заполнить предварительно подго­ товленным битумом так, чтобы в стакане не образовались воздушные пу­ зырьки; ввинтить его в основание корпуса 1 и затянуть гаечными ключами; на свободный конец цилиндра 4 навинтить колпачок 5, а смотровые окна за­

крыть заглушками.

4. Собранный прибор укрепить верхним хвостовиком сердечника 2 в пат­ роне редуктора и поместить до уровня заглушек на 1 0 мин в термостатирую-

щую жидкость (температура испытания для вязких битумов 60°С, для жид­

ких битумов 40°С).

5. Установить минимальную скорость вращения, при которой предпола­ гается проводить испытание. По истечении 10 мин вынуть прибор из тер­ мостата и открыть заглушку 10.

6 . Включить мотор и, придерживая левой рукой при помощи ключа кор­

пус 1, правой рукой при помощи другого ключа поворачивать колпачок 5 заправного пресса для подачи битума в зазор вискозиметра. Подачу битума прекратить после появления его в нижней части смотрового окна. После этого мотор остановить, смотровое окно закрыть заглушкой 10, а прибор поместить в термостат для выдерживания при температуре испытания на глубину до по­ ловины диаметра заглушки.

7. Торсион нужного диаметра закрепить одним концом на лимбе, а дру-,

пим — на штативе прибора.

Корпус прибора соединить с измерительным лим­

бом 7 ниткой или ввести в

зацепление зубчатое колесо,

если

диаметр тор-

сиона равен или более 0,9

мм. Фиксирующую стрелку

лимба

7 установить

на нуль.

 

 

 

8 . Включить мотор для приведения во вращение реірдечника 2. Движение

сердечника 2 передается через слой испытуемого битума корпусу 1. Послед­ ний, будучи соединен с лимбом 7 нитью или зубчатым колесом, приводит к закручиванию торсиона 9. Угол поворота лимба 7 определяют по стрелке. Если он меньше 15 делений шкалы лимба, торсион заменяют на менее жест­ кий, а если угол поворота достигает максимально допустимого для данного торсиона значения, торсион заменяют более жестким. Сердечник 2 следует вращать до тех пор, пока не будет достигнут постоянный во времени угол за­ кручивания торсиона.

9. Результаты испытаний записать по следующей форме:

Модуль

Частота

 

Угол за­

Напряже­

Напряже­

Напряже­

 

Градиент

кручивания

Вязкость

торсиона

вращения

торсиона ф.

ние

сдвига

ние сдвига

ние

сдвига

С, гс-см/

сердечника

скорости,

деления

общее

при холо­

битума

битума

деление

—1

у сек — 1

шкалы

Т ,

, Па

стом ходу

Т

ист

, Па

7], Па-с

 

п, мин

 

лимба

общ

тхол . Па

 

 

 

1

I

і 1

-

1

1

132


10. Рассчитать градиент скорости у сек по формуле

 

 

 

 

о

тс dc

 

п,

 

 

 

 

у = ------------------

 

 

 

 

 

30 (dK — 4 )

 

 

 

 

где d e — диаметр

рабочей

части сердечника в см; dK— внутренний

диа­

метр конуса в см;

п — частота вращения

сердечника

в

мин~'.

 

11. Вычислить на участке

стабилизации

напряжение

сдвига (т) в Па по

формуле

 

р

 

 

 

 

 

 

X =* 1962

 

 

 

 

 

 

— --------------- -------------- Сер,

 

 

 

 

 

я R2 dl (t

+

~г^

 

 

 

где R 1 — радиус

барабана

корпуса на

приборе в см;

R2— радиус

бара­

бана лимба ів см; dc — диаметр рабочей части сердечника в см; I — длина ра­

бочей части сердечника в см; С — модуль то-рсиона в гс-см/деление

шкалы

лимба;

<р — угол закручивания

торсиона

в делениях шкалы лимба.

 

12.

Вычислить напряжение

сдвига

испытываемого битума по формуле

 

Т

___

'■г’

____ «г-

 

 

факт

общ

хол»

 

где Тобщ — напряжение сдвига

общее в Па; тХол — напряжеше

сдвига

вприборе без битума в Па.

13.Определить вязкость битума (г[) в Па-с при данной температуре по

формуле

и

.-

Тфакт

,

 

10

— -—

 

'

 

О

-

 

 

у

где Тфакт — напряжение • сдвига

битума

о

скорости в

в Па; у — градиент

сек-1.

14. Определить показатель вязкости битума при заданной температуре как среднее арифметическое из результатов трех измерений, если отклонение их от среднеарифметического не превышает 1 0 %'

Результаты испытания можно представить в виде графической зависимо­ сти напряжения сдвига от скорости деформации (рис. 60).

Определение комплексной вязкости при периодическом деформировании.

Определение паіраметров, характеризующих процесс деформирования битума -при динамическом воздействии, задаваемом, как правило, по гармоническому закону, позволяет достаточно объективно судить о структурных особенностях битума и его эксплуатационных свойствах. Динамические испытания дают воз­ можность определить количественно упругую и мнимую составляющие комп­ лексной вязкости или комплексного -модуля.

Комплексную вязкость при периодическом деформировании можно оп­ ределить виброореометром1.

Прибор (рис. 61) -состоит из рабочего узла, системы, задающей синусо­ идальные колебания, и регистрирующей аппаратуры.

Рабочий узел, аналогичный узлу, используемому для определения вязко­ сти при постоянной скорости деформирования в пла-сто-вискозиметре .ПВР-1, укреплен на двух подшипниках упорного кронштейна. Интенсивность цикли­ ческого деформирования задается элекгромотрр-ом, на вал которого насажено устройство, позволяющее изменять эксцентриситет и соответственно через коромысло, жестко связанное с внешним цилиндром рабочего узла, амплиту­ ду колебания внешнего цилиндра.

Для регулирования колебаний внутреннего цилиндра к его хвостовику крепится крестовина, на которую навеши-вают сменные грузы в виде метал­

1 Разработан А. И. Исаевым и Г. В. Виноградовым в лаборатории рео­

логии полиме-ро-в ИНХС АН СССР.

133


лических цилиндров разных размеров и веса. Частота колебаний изменяется за счет регулируемого числа оборотов электромотора.

Параметры деформирования регистрируются двумя тензометрическими балочками, связанными соответственно с внутренним и'наружным цилиндрами. Сигналы с тензодатчиков усиливаются, а затем поступают на стрелочные мил­ лиамперметры, измеряющие в электрических величинах амплитуду колебания

 

Логарирм напряжения сдвига

 

 

 

 

 

 

'

(дин/см2)

 

 

 

 

 

Рис. 60. Зависимость

напряжения сдви-

Рис. 61. Виорореометр

 

га битума БНД-60/90 от скорости

1,

2 — тензометр,ические

балоч-

формации при различной температуре

ки; 3 — коромыюло;

4 — кронштейн;

/ — 45°С;

2 — 40°С; 3 — 35°С; 4 — 30°С;

5

рабочий

узел;

6 — эксцентрик;

7 — электромотор;

8, — хвостовик;

25°С

 

 

9

крестовина; 10 — сменный ци­

 

 

 

линдрический

груз

 

 

внутреннего и наружного цилиндра. Кроме того, сигналы от усилителей до­ полнительно преобразуются и подаются на стрелочный миллиамперметр, из­ меряющий сдвиг по фазе между колебаниями двух цилиндров. Шкала мил­ лиамперметра градуирована ів градусах. Частота колебаний измеряется часто­

томером. Испытание

рекомендуется вести

в следующем порядке.

1 . Протарировать

датчики

миллиамперметром по

амплитуде колеба­

ний. Для этого жестко скрепить

между

собой наружный

и внутренний ци­

линдры. С помощью индикатора

установить минимальную амплитуду, равную

0 , 1 мм, и снять показания обоих

миллиамперметров при нескольких значениях

частоты. Повторить операцию для амплитуд 0,35, 0,5; 1; 2; 3 мм. При этом показание миллиамперметра, измеряющего сдвиг фаз, должно быть равно ну­ лю. Построить график зависимости показаний миллиамперметра для всех де­ кад усилителя. При правильной работе регистрирующей системы эти зависи­ мости представляют собой семейство прямых.

2. Проверить ,и подготовить рабочий узел прибора (так же, как для вис­ козиметра ПВР-1) (с. 132).

3. Предварительно подготовленный и расплавленный битум залить в ра­ бочий зазор между внутренним и внешним цилиндрами по методике, аналогич­ ной для вискозиметра ПВР-1, исключая операцию вращения внутренне™» цилиндра во время заправки.

134


4. Погрузить рабочий узел до середины заглушек наружного цилиндра в термостатирующую жидкость циркуляционного термостата .или сосуда Дюара и выдержать рабочий узел при заданной температуре в течение 30 мин. Если испытание ведут при положительной температуре, термостатирующей жидко­ стью могут быть вода или глицерин, при отрицательных температурах исполь­ зуется смесь изопропилового спирта с твердой углекислотой.

5. Установить минимальную амплитуду колебания наружного цилиндра по индикатору часового типа с точностью до 0 , 0 1 мм.

6 . Подвесить симметрично на крестовину, жестко соединенную с хвосто­

виком внутреннего цилиндра, максимальный груз в виде двух металлических цилиндров.

7. Включением двигателя сообщить периодические колебания минималь­ ной частоты наружному цилиндру. Через исследуемый битум колебания пере­ даются на внутренний цилиндр рабочего узла. При этом сдвиг по фазе меж­ ду колебаниями внешнего и внутреннего цилиндров должен находиться в диапазоне 60—140 град.

8 . Записать в журнал показания амперметров, соответствующие колеба­

ниям обоих цилиндров, а также сдвиг по фазе. По тарировочным прямым оп­ ределить поворот цилиндров.в мм.

9. Изменяя грузы, подвешенные на внутренний цилиндр, определить эти же параметры во всем рабочем диапазоне частот реометра от 6 до 150 Гц. Ес­

ли необходимо изучить зависимость динамических характеристик битума от амплитуды колебания, то нужно провести измерения во всем диапазоне ча­ стот для данной температуры при различных амплитудах колебания внешнего цилиндра (от меньшей к большей), устанавливаемых увеличением эксцентри­ ситета на валу электродвигателя.

10. Вычислить действительную и мнимую части комплексной вязкости ц*

по формуле

 

 

 

 

— cos cp —■г

si п ф\ ’

 

'

т

!

где

— отношение

амплитуды колебания внутреннего (радиусом

Ar) и наружного (радиусом Ав ) цилиндров; (р — угол сдвига фаз между ам­ плитудой колебания внутреннего и внешнего цилиндра; со= 2 л/ — круговая ча­

стота; / — частота колебаний ; В — коэффициент, характеризующий жесткость динамометра; А — коэффициент, учитывающий инерцию внутреннего цилинд­ ра и геометрию образца (приводится в паспорте на прибор и зависит от ве­ личины и положения груза, подвешенного на крестовину внутреннего ци­ линдра).

 

/ (fl2 __Г2)

 

4 я h R2 г2

где R,

г — радиус соответственно наружного и внутреннего цилиндров;

h.— длина

рабочей части внутреннего цилиндра; / — .момент инерции внутрен­

него цилиндра с подвешенным грузом в г-см2.

где К — константа динамометра (тензодатчика), равная моменту, вызы­ вающему смещение связанной с ним измерительной поверхности на радиан.

После подстановки данных и выполнения преобразований уравнение для Н* приобретает следующий вид:

Г)* = ц' і Г)",

135


где т)' — действительная часть комплексной

вязкости

или динамическая

11.

вязкость в Па-с; г\" — мнимая часть комплексной вязкости в Па-с.

По

величинам

динамической

вязкости

и

мнимой части

комплексной

зязкости

найти

абсолютное

значение

комплексной

динамической

вязкости

модуль упругости G' и модуль потерь G", абсолютное значение комп­

лексного

модуля

сдвига G*,

а также тангенс

угла

механических потерь tgö:

 

 

И

*

Ѵ(цТI =

+

O l "

) 2

:

 

 

 

 

 

G '=

три;

 

 

 

 

 

 

 

 

G" =

г\' то;

 

 

 

 

 

 

IG* I =

У (G')2 +

(G")2;

 

 

 

12. Результаты измерения и расчета записать в таблицу и показать гра­ фически (рис. 62). Расхождение между результатами трех определений не должно превышать 1 0 %.

Наименование битума, его марка

Условия испытания: темпе­ ратура, величина зазора, амплитуда по индикатору, коэффициент В

Показания амперметра на­ ружного цилиндра

1

2

3

Амплитуда

колебания

наружного

цилиндра

0>

X

X

я

га

о

S

о,

cf

= *

я

Е- .

а

аг

о *

С<

 

4

5

внут­

 

Показания амперметра

реннего цилиндра

6

Амплитуда

колебания

внутреннего

цилиндра

А г,

 

 

 

 

тарировке

 

II

Я

’ll

 

<

<N

а

•J о:

 

-

^ р:

по мм

 

 

 

£

7

 

8

 

9

Частота колебания f , Гц

Сдвиг фаз ср, град

Круговая частота (о = 2 я f

Динамическая вязкость т\', П а - с

Мнимая часть комплексной вязкости т)", П а - с

Модуль комплексной вязко­

сти Ir* 1, Па - с

1

 

 

 

 

 

 

10

11

12

13

14

 

15

В качестве показателя условной вязкости битума принимают глубину проникания стандартной иглы в образец под нагрузкой 100 гс в течение 5 мин при температуре 25°С и под нагрузкой 200 гс в течение 60 сек при температуре 0°С.

Для определения глубины проникания применяют пенетро­ метр (рис. 63). Опорная площадка 1 прибора снабжена тремя установочными винтами для приведения ее в горизонтальное положение. К опорной площадке прикреплены стойка с крон­ штейнами и вращающийся предметный столик для установле­ ния кристаллизатора 2 с металлической чашкой, содержащей испытуемый битум. На верхнем кронштейне укреплены лимб 3, разделенный на 360°, и кремальера 4. На нижнем кронштейне

136