Файл: Волков, М. И. Методы испытания строительных материалов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где т — напряжение сдвига в Па\

Y — скорость деформации в

І/сек;

Ц

коэффициент вязкости в Па-с*.

 

 

 

 

 

 

Это уравнение

(уравнение

Ньютона) справедливо

для

идеальных жидкостей. Графически это

уравнение

в координа­

тах напряжение

сдвига — скорость

деформации

выражается

прямой линией.

Вследствие многокомпонентное™

состава и

специфической

структуры зависимость

сопротивления

сдвига

битума от скорости деформирования

является более сложной.

Графически она изображена на рис. 57, откуда следует, что при изменении скорости деформирования или напряжения сдвига битум проходит через три состояния, характеризуемые коэффи­ циентом вязкости: состояние неразрушенной структуры, харак­ теризуемое постоянной наибольшей вязкостью; состояние не­ прерывного изменения структуры, характеризуемое эффектив­ ной или структурной вязкостью, которая изменяется в широких пределах и является функцией напряжения или скорости де­ формирования; состояние полностью разрушенной структуры, характеризуемое постоянной наименьшей вязкостью.

Для участков наибольшей и наименьшей вязкости (рис. 57) справедливо уравнение Ньютона; участок структурной вязкости характеризует битум как аномальную жидкость, для которой это уравнение неприменимо.

Для определения истинной вязкости наиболее распространен метод ротационной вискозиметрии. Общей особенностью рота­ ционных вискозиметров является наличие в них коаксиальных

цилиндров, в зазор между которыми помещается

испытуемый

битум.

 

 

В этом случае определение вязкости можно производить при

постоянном крутящем моменте

(MKp = const); при непрерывном

деформировании с постоянной

 

О

скоростью деформации (у =

= const); при периодическом деформировании

(динамическое

воздействие).

Для определения вязкости могут быть использованы также методы, основанные на измерении времени протекания жидко­ сти через капиллярные трубки определенного размера под дей­ ствием заданного давления.

Определение вязкости при MKV=const отличается простотой методики и аппаратуры — вискозиметров Волоровича РВ-7 или РВ− 8 (рис. 58). Порядок испытания следующий.

1. Установить вискозиметр по уровню с помощью установоч­ ных винтов. Промыть внутренний и внешний цилиндры виско­ зиметра бензином или другим растворителем и установить их в несущем гнезде прибора.

2 . Проверить величину трения подшипников прибора. Для этого к нитям, закрепленным на барабане внутреннего цилинд­ ра, присоединить грузы по 0,5 г и отпустить тормоз. Если в те-

* 1 П а -с= 10 пз.

128


 

 

 

 

 

— S -----

1н.б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п1н.м

 

 

Н а п р я ж е н и е

сдвига

 

Скорость деформации

Рис.

57.

Зависимость

скорости

деформа­

ции

от

напряжения

 

сдвига и

вязкости от

скорости деформации

 

 

 

(Чн g — наибольшая

вязкость

неразрушенной

структуры;

7)

• наименьшая вязкость предельно

разрушенной структуры;

т}эф -

эффективная

вязкость)

 

 

 

 

 

 

б)

Рис. 58. Вискозиметр М. П. Воларовича

2

Рис. 59. Пластовискозиметр

1 — внутренний

вращающийся

цилиндр;

а — ПВР-1; б — ПВР-2

внешний

неподвижный цилиндр;

3 — ось враща­

ющейся

системы; 4 — шкив;

5 блочек;

6

 

тормоз;

7 — стрелка; 8 — разделенный

друг;

9

 

термопары;

10 — термостат;

11— сосуд

для

тер-

 

мостатирующей

жидкости;

12 — мешалка;

13 —

 

подставка;

14 — установочный

винт;

15 — нить

 

чение 1 мин не наблюдается вращения внутреннего цилиндра, подвесить к нитям дополнительные грузы по 0,25 г каждый. Эту операцию повторять до тех пор, пока внутренний цилиндр не начнет вращаться. Минимальную величину груза на двух ни­

5 Зак. 506 *

129


тях, при котором начинается вращение, принять за величину ста­ тического трения в подшипниках. Если величина трения больше 3 г, изъять внутренний цилиндр из гнезда, промыть подшипни­ ки и снова (проверить трение.

3.Во внешний цилиндр прибора налить 25—30 г испытуемо­ го битума, закрепить внешний цилиндр соосно внутреннему, причем битум в узком зазоре должен подняться на 5—7 см по высоте внутреннего цилиндра.

4.Опустить цилиндры в термостат, заполненный водой, если температура проведения испытания менее 80°С, или маслом,

если эта температура выше 80°С.

5. Отрегулировать температуру в бане с помощью контакт­ ного ртутного термометра (цена деления 0,5°С), тѳрмореле и ва­ риатора, включенных в систему обогрева. Выдержать битум при

заданной температуре 30 мин.

6. К нитям, вращающим внутренний цилиндр, подвесить грузы, отпустить тормоз и измерить время одного оборота, начи­ ная отсчет после первого полного оборота. Подобрать груз, ко­ торый обеспечивал бы вращение внутреннего цилиндра с часто­ той в пределах 3 -10-1—6 -10~3 сек~х.

7. После выбора нужного груза дать возможность внутрен­ нему цилиндру, последовательно отпуская тормоза и затем на­ матывая нити на барабан, сделать 10—12 оборотов. Измерить время пяти оборотов, начиная отсчет после полных двух оборо­ тов. Повторить измерение при трех других нагрузках, отличаю­ щихся друг от друга на 20—25% ■

8.Извлечь рабочий узел из термостата, снять наружный цилиндр и определить высоту слоя битума в зазоре по шкале внутреннего цилиндра.

9.По графику, приведенному в паспорте вискозиметра, оп­ ределить постоянную прибора К в зависимости от высоты слоя битума в зазоре. Зависимость коэффициента К от высоты слоя битума регулярно проверяется и корректируется для каждого

прибора с помощью эталонной жидкости, например глицерина. 10. Определить вязкость испытуемого битума в Па-с при

данной температуре по формуле

F - F

 

r\t = K

N

 

 

 

 

где

К — постоянная ротационного

вискозиметра;

F — масса груза на

обеих нитях, вращающих цилиндр, в г; F0—‘Величина трения в подшипниках

прибора

в Я; N — частота вращения

цилиндра в

сек~\ соответствующая

данному

грузу.

 

 

11.Результаты измерений записать по форме, приведенной •на стр. 131.

12.Показатель вязкости битума при данной температуре оп­ ределить как среднее арифметическое из результатов трех из-

130



„\° пробы

Температура

Масса

Число

Время

Число оборо­

Вязкость в

битума

Л? образ­

испытания

груза в г

оборотов

в сек

тов в 1 сек

Па с

ца

в JC

 

 

 

 

 

I

мерешій, если отклонение результатов параллельных испытаний от среднего арифметического не превышает 10%.

Определение вязкости при постоянной скорости сдвига (y —const) основа­ но на определении сопротивления сдвигу битума, находящегося в зазоре меж­ ду двумя коаксиальными цилиндрами при вращении внутреннего цилиндра с ■определенной скоростью.

Вязкость по этому «методу определяют в ротационных пластовискозиметрах ПВР-1, ПВР-2, сельсинном эластовиокозиметре и др.

Пластовиекозиметр ПВР-1 (рис. 59,а) состоит из корпуса 1, сердечника 2, смонтированного «а прецизионных подшипниках 3, заправочного преоса (в свою очередь состоящего из цилиндра 4, колпачка 5 и поршня 6), синхронного электромотора с редуктором (на чертеже не показаны), с помощью которых сердечнику 2 может быть сообщена частота вращения, стабильно поддержи­ ваемая в течение испытания: 0,192; 0,96; 2,4; 4,8; 120; 600 и 1500 в мин-1, из­ мерительного лимба 7, сидящего на прецизионном подшипнике 8 и имеюще­ го в верхней части барабан для наматывания нити, а я нижней — зубчатое колесо, которое при необходимости можно вводить в зацепление с зубчатым колесом корпуса 1, и торсиона 9, закрепленного одним концом в измеритель­ ном лимбе 7, а другим в станине прибора. Для контроля уровня испытуемого материала предусмотрены смотровые окна с заглушками 10. Комплект торсином допускает измерение напряжения сдвига от 20 до 5000 Па.

Сопротивления сдвигу в пластовискозиметре ПВР-2* измеряют балка­ ми с наклеенными на них тензодатчиками по схеме полумоста. Возникающее усилие может записываться потенциометром ЭПП-09 или осциллографом. Об­ щая схема прибора ПВР-2 показана на рис. 59,6.

Электродвигатель 1 (для ПВР-2) при невключенном электродвигателе 2 вращает ротор последнего. В случае включения электродвигателя 2 двига­ тель 1 от него отсоединяется.

Коробка передач 3 имеет клавишное управление и позволяет последова­ тельно переходить от одной передачи к другой! На валу, выходящем из ко­ робки передач, установлена зубчатая муфта J, которую можно вводить в за­ цепление с муфтой 5. Соединительная муфта 6 служит для крепления хво­ стовика 7 сердечника. Наружный цилиндр 8 связан гибкой нитью 9 со смен­ ными тензометрическими балками 10. Передвижной столик 11 с термостатом может перемещаться по установленной на плите 12 стойке 13.

Порядок определения следующий.

1. Определить по углу закручивания торсиона сопротивление, создавае­ мое узлами трения вискозиметра на холостом ходу при івсех вариантах ско­ рости вращения, применяя торсион наименьшего диаметра.

* Принципиальные схемы приборов ПВР-1 и ПВР-2 аналогичны. Различа­ ются они лишь конструкцией измерительного узла.

Зак. 506

131