ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
Г. П. ГРИНЕВИЧ,
И.И. МАЧУЛЬСКИЙ,
Е.А. АЛЕПИН
ВИЛОЧНЫЕ
ПОГРУЗЧИНИ
От т )'Ч г>
Т->- с»
М о с к в а „ М А Ш И Н О С Т Р О Е Н И Е " 1 9 7 4
Г85
У Д К 621.869.4 '9
Гриневич Г. П., Мачульский И. И., Алепин Е. А.
Вилочные погрузчики. М., «Машиностроение», 1974,
216с.
Вкниге описаны современные конструкции вилоч ных погрузчиков, приведены их технические харак теристики и рекомендации по применению. Рассмо трены действующие нагрузки и методы расчета этих машин на прочность, надежность и устойчивость.
Книга рассчитана на инженерно-технических работ ников, занятых проектированием, исследованием и производством погрузчиков, а также механизацией работ с применением данных машин.
Табл. 31, ил. 109, список лит. 7 назв.
Главы I и I I |
написаны д-ром |
техн. |
наук |
Грине- |
|
еичем |
Г. П., глава I I I и § 3 главы V — канд. |
техн. |
|||
наук |
Алепиным |
Е. А., главы IV , V I |
и V I I и §§ 1 |
||
и 2 главы V — канд. техн. наук |
Мачульским |
И. И. |
Рецензент д-р техн. наук проф. Крутиков И. П.
3137-210
210-74
038(01)-74
© Издательство «Машиностроение», 1974
Г л а в а I
КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВИЛОЧНЫХ ПОГРУЗЧИКОВ
§1. Вилочные электро- и автопогрузчики
иих использование
Вилочным погрузчиком называют универсальную подъемно-транс портную машину, состоящую из самоходной тележки, оборудо ванной телескопической рамой, по которой вверх и вниз движется каретка с основным видом грузоподъемного оборудования — ви лами, служащими для подхвата груза, его подъема и укладки в штабель или стеллаж, взятия со штабеля (стеллажа) и погрузки (или выгрузки) в подвижной состав.
На рис. 1, а показан вилочный электропогрузчик, у которого источником энергии для привода механизмов является аккуму ляторная батарея, расположенная над задним мостом погрузчика. Подача энергии к таким погрузчикам может осуществляться и по электрокабелю. На рис. 1, б показан автопогрузчик с приводом от двигателя внутреннего сгорания — карбюраторного или ди зельного. Кроме источника энергии, оба вида погрузчиков отли чаются передачей механизмов передвижения и управления. Устройство грузоподъемных механизмов и захватных приспособ лений у погрузчиков аналогичное. Обычно в передней части рамы машины шарнирно укреплена грузоподъемная телескопическая рама, верхняя часть которой перемещается под действием штока вертикального гидроцилиндра и одновременно перемещает ка ретку с вилочным захватом. Для удобства захвата груза рама наклоняется вперед, а при транспортировании груза — назад в сторону погрузчика. Вилочный захват может быть заменен и другим рабочим сменным приспособлением для перегрузки раз нообразных штучных грузов, а также массовых грузов — на сыпных и кусковых.
Вилочные погрузчики широко используются не только на по- грузочно-разгрузочных, но и на подъемно-транспортных работах при выполнении основных производственных операций в цехах промышленных предприятий, при межцеховых перевозках и на малоэтажном строительстве. Они обеспечивают высокую эффек тивность при перевозках грузов пакетами. Как показывает опыт, один вилочный погрузчик заменяет труд 8—15 грузчиков и оку
пается |
за полгода. |
При |
перемещении продукций-изделий из сферы производства |
в сферу |
потребления или для дальнейшей переработки железно- |
1* |
3 |
донов и других типов, размеров и номинальной грузоподъем ности, если они обеспечивают более эффективное использование складов, оборудования и транспортных средств.
На рис. 2 показаны некоторые схемы укладки и способы креп ления грузов на деревянных поддонах. В зависимости от конфи гурации и размеров грузов применяют различные способы укладки груза в пакеты и его крепления. Грузы могут укладываться' стоп ками, в перевязку с поворотом на 90° и другими способами, обес печивающими наилучшую их устойчивость.
Поддоны изготовляют четырехзаходными, когда вилы погруз чика могут быть введены с любой стороны поддона, и двухзаходными, когда вилы могут быть введены только с двух противополож ных сторон. Первые поддоны более удобны, вторые — более прочны и просты в изготовлении. Поддоны могут быть однонастильные и двухнастильные (с окнами в нижнем настиле), а также с высту пами с узкой стороны и без выступов.
Реже применяют металлические поддоны сварной конструкции; они относительно дороги и менее устойчивы при перемещении на вилах погрузчика. Находят применение штампованные поддоны,
изготовляемые из |
прессованной пластмассовой бумажной |
массы, |
а также поддоны, |
плетенные из проволоки. Для грузов, |
которые |
при укладке на обычные поддоны могут упасть либо подвергнуться разрушению, применяют стоечные или ящичные поддоны (ГОСТ 9570—67), снабженные стойками, постоянными или съемными бор тами. Размеры поддонов 835 X 1240 X (920 или 1150) и 1040 X 1240X1150 мм.
Высота пакета с поддоном должна быть не более 1900 мм, что соответствует высоте дверного проема вагона за вычетом размера дорожного просвета и зазора между грузом и верхней поперечи-
6) |
г) |
д) |
е) |
.ж) |
з) |
|
Рис. 2. |
Схема укладки |
груза |
на поддоны: |
|
а — д е р е в я н н ы й п о д д о н ч е т ы р е х з а х о д н ы й ; б — то же , д в у х э а х о д н ы й ; в и д — б л о ч н а я у к л а д к а с п е р е в я з к о й с т а л ь н о й лентой; г — то ж е , с п е р е в я з к о й поясом из прочной т к а н и ; е — б л о ч н а я у к л а д к а б е з п е р е в я з к и ; ж и ? — у к л а д к а ц и л и н д р и ч е с к и х г р у з д э
5
ной двери. Если для максимального использования грузоподъем ности вагона нужно заполнить весь его объем, пакеты укладывают в два яруса при высоте пакета не более 1150 мм. Для двухъярусной перевозки пакетов в вагонах объемом 120 м3 высота пакета может составлять до 1350 мм, а для трехъярусной — до 900 мм.
Для международных перевозок приняты поддоны |
размерами . |
1000 X 1200, 800 X 1200 и 800 X 1000 мм, которые должны |
длительно |
в процессе транспортирования выдерживать распределенную на грузку 1 тс и при укладке штабеля в четыре яруса рассчитываться на равномерно распределенную нагрузку 4 тс. Предусматривается, что такие поддоны должны быть четырехзаходными, а крупно габаритные—иметь устройство для кранового захвата, чтобы
обеспечить |
перегрузку |
кранами. |
Расчетная удельная нагрузка |
для крупногабаритных |
поддонов |
принимается: единичная — |
|
2 тс/м2 , в |
штабеле — 8 |
тс/м2 . |
|
Основным рабочим органом погрузчиков является вилочный захват, однако применение различного рода съемных приспособле ний делает вилочные погрузчики универсальными машинами. К таким приспособлениям относятся: вилы с изменяющейся дли ной; специальные удлинители вил; вилы откидные вверх, при использовании погрузчиков как тягачей; сталкиватели груза; штыри и различного рода зажимы для захвата грузов, манипуля торы для вращения груза; грейферы для насыпных и лесных гру зов; ковши для насыпных грузов; крановые стрелы и другие при способления.
За последние годы значительно возрос спрос на малогабарит ные электропогрузчики повышенной маневренности грузоподъем ностью 0,8; 1,0; 1,25 и до 2 тс для работы в стесненных условиях складов, в крытых вагонах, трюмах судов, особенно в связи с раз витием контейнерных и пакетных перевозок тарно-штучных гру зов. Расширяется применение и электропогрузчиков грузоподъем ностью до 5 тс.
При почти одинаковых капитальных затратах на электро- и автопогрузчики эксплуатационные расходы при использовании автопогрузчиков значительно больше и требуется более высокой квалификации обслуживающий персонал. По данным отечествен ного опыта, эксплуатация автопогрузчиков обходится на 50% при дизельном двигателе и на 70% при бензиновом двигателе выше, чем эксплуатация электропогрузчиков. Расходы на топливо при использовании автопогрузчиков выше расходов на электроэнер гию для электропогрузчиков. Расходы на техническое обслужи вание автопогрузчиков и запасные части также на 125—130% больше, чем при эксплуатации электропогрузчиков. Однако огра ниченная энергоемкость аккумуляторных батарей, являющихся источниками питания привода механизмов электропогрузчиков, требует дополнительных расходов (при двух- и трехсменной ра боте) на приобретение запасных комплектов аккумуляторов и их зарядку. Автопогрузчики всегда готовы к работе, но отсутствие.
6
серийно изготовляемых устройств очистки выхлопных газов огра ничивает их применение в закрытых помещениях и складах.
Расширению применения электропогрузчиков способствует их техническое усовершенствование: увеличение скоростей подъема груза и передвижения, уменьшение габаритных размеров и ра диуса вписывания в кривые (что значительно уменьшает потреб ные размеры проездов), применение различных быстро заменяемых грузозахватных приспособлений, увеличение срока службы до 10 лет.
Несмотря на более высокие эксплуатационные расходы и сравнительно меньший срок службы (до 8 лет), автопогрузчики все более широко применяются в промышленности и на транспорте. Это объясняется наличием у таких погрузчиков автономного дви гателя, независимого от источника питания, что особенно важно,' когда машина применяется в условиях двухсменной работы и на
открытой |
площадке. Вилочные погрузчики |
грузоподъемностью |
|
от 2 до 10 тс изготовляются преимущественно |
с двигателем вну |
||
треннего сгорания, однако в последнее время |
появились |
малога |
|
баритные |
автопогрузчики грузоподъемностью до 2 тс для |
работы |
в крытых вагонах и на складах, с устройством очистки выхлопных газов или работающие на сжиженном газе. Автопогрузчики грузо
подъемностью |
от 10 до 45 тс также уже не являются |
ред |
костью. |
|
|
Широкому |
применению электро- и автопогрузчиков на |
подъ |
емно-транспортных работах способствует значительное разно образие их типов и типоразмеров, приспособленных к различным эксплуатационным условиям работы. В США, Англии, ФРГ вы пускается несколько десятков типов вилочных электро- и автопо
грузчиков, |
представляющих несколько сот типоразмеров, |
что, |
безусловно, |
осложняет их производство, выбор и эксплуатацию. |
|
В СССР разработкой и совершенствованием конструкций |
элек |
тропогрузчиков занимается Калининградский ВНИИэлектротранспорта, а конструкций автопогрузчиков — Львовское ГСКБ автопогрузчиков. Производство электро- и автопогрузчиков орга низовано на ряде заводов. В настоящее время изготовляется сравнительно ограниченное количество типов этих машин.
Непрерывно растущая потребность народного хозяйства СССР
и стран социалистического содружества в погрузчиках обуслав ливает увеличение выпуска этих машин и быстрые темпы развития данной отрасли производства. Наряду с этим в области эксплуа тации вилочных погрузчиков имеются большие резервы. Коэф фициент использования по времени вилочных погрузчиков в про мышленности и на железнодорожном транспорте составляет 0,5—0,75, а на водном транспорте и предприятиях строительной индустрии 0,4—0,6. Коэффициент использования вилочных элек тропогрузчиков по грузоподъемности, т. е. отношение среднего веса одного подъема груза за смену к номинальной грузоподъем ности машины, составляет 0,4—0,9 (для непакетированных грузов
7
0,4—0,7, для пакетированных — 0,9). Средний пробег вилочных погрузчиков за смену при работе на предприятиях металлургии составляет 25—65 м для внутрицеховых перевозок и 150—300 м при межцеховых перевозках, на предприятиях строительной ин дустрии соответственно 35—65 и 100—150 м, на железнодорожном транспорте (при работе на перегрузке грузов) 80—100 м, а на вод ном транспорте 50—150 м.
Для рационального использования вилочных электро- и авто погрузчиков необходимо расширение их номенклатуры по грузо подъемности. При этом погрузчики промежуточных грузоподъемностей могут создаваться на основе базовых моделей основной грузоподъемности.
Коэффициент использования погрузчиков по грузоподъем ности может быть значительно повышен за счет увеличения веса каждого подъема груза и сокращения непроизводительных про бегов. Для этого необходимо обеспечение поддонами, контейне рами, унифицированной и специальной тарой (как внутризавод
ской, так и общего назначения); применение пакетирования |
грузов |
и оснастки для крепления их при перевозке без поддонов; |
созда |
ние и широкое применение машин для формирования и расформи рования пакетов из тарно-штучных грузов, длинномерных, лесных и других грузов; повышение универсальности вилочных погруз чиков за счет оптимального расширения их типоразмеров и осна щения большей номенклатурой съемных захватных приспособле ний. Эффективность использования вилочных погрузчиков повы шается за счет оптимизации их основных параметров и улучше ния качества изготовления на специализированных предприятиях. Опыт показывает, что наиболее эффективной является специали зация предприятий по выпуску погрузчиков с программой порядка 10—15 тыс. в год.
Использование погрузчиков может быть улучшено на основе централизации управления внутрицеховыми, межцеховыми и внешними перевозками грузов с научно обоснованной системой управления, регулирования и контроля за работой подъемнотранспортных средств. Значительный технико-экономический эф фект может быть получен за счет применения централизованного технического обслуживания и проведения планово-предупреди тельных ремонтов погрузчиков.
§ 2. Классификация вилочных погрузчиков
Классификация вилочных погрузчиков определяется совре менным состоянием их производства и эксплуатации. Она необ ходима при выборе погрузчиков для определенных условий ра боты и при конструктивной оценке машины и ее параметров.
В зависимости от источника энергии вилочные погрузчики раз деляются на электропогрузчики и автопогрузчики, а по назначе нию — на погрузчики общего назначения и специальные. Погруз-
8