ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
— задачи |
|
развития |
|
матема |
— алгоритмизации |
171, |
173 |
|||||||||||
тического |
|
аппарата |
|
биологии |
— генетический |
|
(конструктив |
|||||||||||
148—150, |
|
180 |
|
|
|
|
|
ный) |
122, |
125 |
|
|
|
|
|
|
||
— истинность в математике 145, |
— гипотетико-дедуктивный 123, |
|||||||||||||||||
146 |
|
|
|
|
|
математичес |
125, |
151 |
|
|
различия |
68 |
||||||
— применимость |
|
— единственного |
||||||||||||||||
ких методов в других науках |
— единственного |
сходства |
68 |
|||||||||||||||
43—46 |
|
|
|
|
|
|
|
|
— математических |
гипотез |
126 |
|||||||
— роль в ней буквенных обо |
— наблюдений |
122 |
|
|
|
|
||||||||||||
значений |
|
48 |
|
|
|
|
|
— остатков |
68 |
|
|
|
|
|
|
|||
Математическая логика 134, 135, |
— сопутствующих изменений 68 |
|||||||||||||||||
160—164, 166, 168. 170, 187, |
— статистического |
|
моделиро |
|||||||||||||||
189, |
217, |
|
317, |
|
361 |
|
|
|
вания 53 |
|
|
|
|
|
|
|
||
— и техника |
134 |
|
|
|
— теоретико-информационный |
|||||||||||||
Математическаь |
|
теория экспе |
219, |
253, |
307, |
339, 344, |
365 |
|||||||||||
римента — см. |
|
Планирова |
— «черного |
ящика» |
177, |
|
178 |
|||||||||||
ние |
эксперимента |
|
232, |
233 |
Методы (каноны) Милля 68, 70 |
|||||||||||||
Материальность |
связи |
Методы научного |
исследования |
|||||||||||||||
Машина 112—114, 116—119 |
122-125 |
|
123 |
|
|
|
||||||||||||
— дискретного |
|
и |
непрерыв |
— дедуктивные |
|
|
|
|||||||||||
ного |
действия |
|
38 |
|
|
|
— машинно-математические 158 |
|||||||||||
•— управляющая |
|
13 |
|
|
|
— недедуктивные |
123 |
|
128, |
|||||||||
— и мышление, их соотношение |
— общенаучные |
121—122, |
|
|||||||||||||||
106—108, |
|
114—119 |
|
|
|
213 |
|
|
|
122—123 |
|
|
||||||
— диалектико-материалистиче |
— теоретические |
|
|
|||||||||||||||
ское'понимание машины 114 |
— эмпирические |
122—123 |
|
|
||||||||||||||
— обобщение |
понятия |
машины |
— экспериментальные 122 |
|
|
|||||||||||||
в кибернетике |
113—115 |
|
— ,точные методы в исследова |
|||||||||||||||
— понятие машины у К. Маркса |
ниях культуры |
|
и |
искусства |
||||||||||||||
112-113 |
абстракции при рас |
157-158 |
|
|
179, |
180 |
|
|
||||||||||
— уровни |
Микроподход 55, |
|
|
|||||||||||||||
смотрении машин 39 |
|
Многосмысленность |
363 |
|
|
|||||||||||||
Машина Поста 38, 204, 208 |
|
Многофакторное |
исследование |
|||||||||||||||
Машина Тьюринга 37, 171, 204, |
69 |
|
|
|
причин |
|
68 |
|||||||||||
207, |
208 |
|
|
интеллект» — см. |
Множественность |
|
||||||||||||
«Машинный |
|
Моделирование 19, 57, 59, 89, |
||||||||||||||||
«Мыслящие |
машины» |
188, |
120, |
127—130, 178—181, |
|
184, |
||||||||||||
Машинный |
|
перевод |
134, |
185, |
213, |
214, |
254 |
|
|
|
||||||||
261 |
|
|
|
эксперимент |
105, |
— адаптации |
и |
|
самооргани |
|||||||||
Машинный |
|
|
зации 89, |
299 |
|
|
процес |
|||||||||||
137, |
139, |
|
154, |
|
157 |
суждения» |
— биоэволюционных |
|||||||||||
«Мера |
информации |
сов |
82 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
(по Р. Карнапу и |
И. Бар- |
— живого 99, 100, 104 |
|
|
||||||||||||||
Хиллелу) |
321—323 |
суждения» |
— идеальное 301 |
|
|
|
|
|
||||||||||
«Мера |
содержания |
— кибернетическое 129, 215 |
|
|||||||||||||||
(по Р. Карнапу и И. Бар- |
— математическое 129, 147, 215 |
|||||||||||||||||
Хиллелу) |
321—323 |
|
|
|
— мыслительных |
|
(интеллекту |
|||||||||||
Метанаука |
|
164 |
|
165 |
|
|
альных) процессов 29, 41—43, |
|||||||||||
Метатеория |
163, |
|
|
56, |
102, |
108, |
109, |
112, |
|
115, |
||||||||
Метаязык |
163, |
216 |
|
213, 218 |
117—119, |
162,’ 177, |
197, |
369 |
||||||||||
Метод |
121—125, |
203, |
— на |
электронных |
цифровых |
|||||||||||||
— аксиоматический |
|
(дедук |
машинах 92,139, |
154,157, 215 |
||||||||||||||
тивно-аксиоматический) 125, |
—, отражение как моделирова |
|||||||||||||||||
127, |
174 |
|
|
|
|
/ |
|
|
|
ние |
254 |
|
|
|
|
|
|
|
398
—, виды (типы) моделирования
20, 108, 109
—, понятие |
моделирования |
127-128 |
|
Модель 14, |
109, |
127—130, |
135, |
||
152, |
185, |
186, |
199, |
202, |
254 |
—вероятностная 57
—логическая, процесса комму никации 332
—математическая (математико логическая) 105, 129, 143, 151—153, 157, 333, 339
—мозга 144
—поведения 143
—эскизная 151
—потребного будущего 287
—семантической информации
335, 338
Модельный эксперимент 186 «Мыслящие машины», вопрос об их возможности 116, 117; см. также «Искусстенный интел лект», «Искусственный мозг» Мышление 100, 105—111, 225, 296, 313, 354-357, 360,364,
369
—логическое 123, 173
—оперативное 344
Надежность 15, 42, 53, 54, 78, 79, 197, 202
—человека 204 Наука, науки
—дедуктивные 123, 125, 127, 186
—и практика 125
—недедуктивные 124, 125
—описательные 142
—эмпирические 127, 142, 186
—экспериментальные 124, 142,
186
—виды наук 121—122
—синтаксический, семанти ческий и прагматический ас
пекты науки 163, 216
— смысл термина «наука» 120 Науковедение 197, 212, 213 Наукометрия 197 Научно-техническая информа
ция — см. Информация Негэнтропийный принцип ин
формации 241, 288, 291, 310 Негэнтропия 21, 266, 273, 291,
292
Неконструктивность 359 Нелапласовскнй детерминизм
6 2 -6 4
Неопределенность 28, 55, 57, 230, 238, 241, 243-246, 279, 332, 340
—альтернативная 342
—временная 342 Непредвиденность (непредска
зуемость) 231, 232, 307
Непрерывность («пепрерывностный» подход, «непрерывност-
ные» методы) 94—96, 98—101, 133, 138, 203, 204
Непротиворечивость 146, 169, 216
Неспецифицированные предметы
(объекты) 47, 48
Нефорхмальный лидер 200—201 Нечеткий класс 358; см. так
же |
Нечеткое |
множество |
|||
Нечеткий |
предикат |
358, |
361, |
||
362, |
369 |
|
|
|
|
Нечеткое |
имя 358 |
5, |
358, |
||
Нечеткое |
множество |
||||
359 |
|
понятие |
5, |
359—362 |
|
Нечеткое |
|||||
Нечеткое |
свойство |
358 |
|
||
Ноосфера |
289 |
|
|
|
Нормальный алгорифм 204, 207 208
Образ 27, 207; см. также Форма
—идеальный (психический) 27, 107
—образы кодирования (ко довые образы) 256—258
—образы как элементарные уровни понимания 353
Обратная связь 14, 15, 26, 62, 64, 65, 77, 87, 202, 282, 286,
— и причинность 64, 65, 286 Обучающая программа 351
Обучение 26, 77, 118, 195, 197, 203, 339, 351, 353
—автомата 177, 178, 195, 203
—системы управления 55
—алгоритмизация обучения 42 Общенаучные понятия 14, 202 —
206, 213, 221, 226, 227, 244
Объяснение эмпирического за кона 72
Однозначно - детерминированный (детерминистский) и вероят-
399
постный принципы (закономер ности) 52, 53, 56, 58
Однофакторпыіі эксперимент 67, 68, 71
Операнды 250 Оператор наеден ня н рассмот
рение 356 Операторные (логические) схемы
алгоритмов 172, 175 «Описание состояния» 320, 322,
323, |
328 |
|
(оптимальность) |
||||
Оптимизация |
|||||||
14, 54, 57, |
68—70, |
73 , 78, 79, |
|||||
218, |
298 |
|
192, |
|
194, |
195, |
|
— и |
человек |
|
|||||
199,348 |
|
|
|
потенциал» |
|||
«Организационный |
|||||||
300 |
|
|
|
|
фактор |
199 |
|
Организационный |
|||||||
Организация |
26, |
28, 49, |
58, |
||||
87, |
202, |
262, |
264, |
267, |
271, |
||
273, |
283, |
284, |
287, |
288, |
290, |
||
291, |
298, |
310, |
|
317, |
329, |
||
348 |
|
|
|
|
|
|
|
—биологическая 100, 300
—добиологическая 100, 298— 300
Оригинальность |
231, |
232, 307, |
|
309, |
348 |
|
Смысл |
Осмысленность — см. |
|||
Основной гносеологический ре |
|||
зультат кибернетики 114—116 |
|||
Основной тезис |
(гипотеза) тео |
||
рии алгоритмов 143, 208—209 |
|||
Осуществимость 41 |
|
||
— реальная |
(практическая, |
||
фактическая) 41, 115, 172 |
|||
Отбор |
298, 354 |
|
|
«Отвергнутое разнообразие» 328 Открытие 123, 157
Отношение |
равенства — см. |
Отношение |
типа равенства |
Отношение сходства (толерант ности) 138
Отношение типа равенства 137, 138
Отождествление — см. Различие
и отождествление |
|
20, |
||||
Отражение |
|
(отображение) |
||||
25—28, |
30, 247—250, |
252 — |
||||
255, |
266, |
267, |
269, |
287 |
|
|
— психическое |
27, |
368 |
|
|||
— опережающее |
287, |
299 |
— и взаимодействие 25, 64
— и |
принцип |
всеобщей |
связи |
|
20, |
25 |
|
|
247 — |
— и |
разнообразие 242, |
|||
250, |
252, |
253, |
266 |
|
—непсихические формы отра жения 27
—синтаксический, семанти ческий и прагматический ас пекты отражения 266
Отраженное разнообразие 248— 250, 253, 254, 284, 326— 328
Память |
195, 261, 287, |
335, |
||
339, |
344, |
365, |
369 |
|
Парадокс — см. Антиномия |
||||
Парадокс Рассела |
168, 169 |
им |
||
Парадоксы |
материальной |
|||
пликации |
325 |
|
|
«Передача разнообразия» 244,
246, |
248, |
250, |
254 |
Перцептрон |
178, |
179 |
Планирование эксперимента 57,
69, |
70, |
73, |
131, |
160, |
178, |
231, |
|
232 |
|
|
|
|
|
336, |
337, |
Поведение 190—192, |
|||||||
339, |
347, |
350, |
365 |
|
|
||
Подобие |
19, |
21 |
|
|
|
Поиск логического вывода (до казательства) 166, 177
Поисковая система — см. Ин формационно-поисковая си стема
Полнота теории 146, 169
Понимание 188—190, 309, 335, 353, 355—357, 361—363
— три уровня понимания 360— 363
Порождающая грамматика 132, 369
Порядок — см. Организация Потребности 88, 286, 365 Правдоподобные заключения
(рассуждения) 123, 312
Прагматика 190, 311, 326, 331,
337, |
356, |
369 |
357 |
||
Предикат |
320, |
356, |
|||
Предписание |
|
алгоритмического |
|||
типа |
145, |
|
175, |
206 |
|
Принцип |
активности 75, 88 |
||||
Принцип |
единства |
количества |
|||
и качества |
43—50 |
Принцип единства формального
400
И содержательного подходов
43 «Принцип массового производ
ства» природы 148 Принцип «независимости от ма
териала» 300 Принцип нормализации А. А.
Маркова 143 «Принцип простоты» 212
Принцип психофизического па раллелизма 301, 302
Принятие решения 54, 58, 309, 329, 339, 356
Причинная сеть 59, 63, 64, 81, 221
Проблема значения 188, 190, 316 Проблема нейродинамического кода субъективных явлений
303—305
Проблема «человек — человек»
193, 197, 198-201
Программированное обучение 168; см. также Дидактическое программирование
«Пропускная способность» че ловека 340, 343, 344, 347, 348
Псевдоматематизация 153 Псевдослучайная последователь
ность 54
Психика 100, 105, 180, 190, 192, 193, 197, 297, 302, 347, 349, 350, 357, 365
Психологическая микроклима тология 200, 201
Психология
—инженерная 193, 339, 340
—«информационная» 339, 343, 344
—математическая 195 Публикации научные 214
—их логико-эмпирический ана лиз 214—218
Различение и |
отождествление |
|||
47, |
68, |
187, |
243, |
259 |
Различие — см. |
Тождество и |
различие Разнообразие 225, 240, 242, 245,
246, 248—253, 258, 266, 267, 269, 270, 288, 291—293, 297, 317, 329, 331, 341, 366; см.
также Концепция разнообра
зия «Разнообразностиая» концеп
ция — см. Концепция разнооб разия
Разрешимость 169 Расплывчатое понятие 359—361;
см. также Нечеткое понятие Расплывчатый алгоритм —см.
Алгоритм расплывчатый Расплывчатый класс (множество) 358; см. также Нечеткий класс, Нечеткое множество Распознавание (опознавание,
узнавание) 29, 42, 118, 136—- 138, 178, 179, 197
Реакция выбора 338, 340, 341, 344, 345, 349,365
Самовоспроизведение (самовоспроизводящийся автомат, самовоспроизводящаяся ма шина) 85, 87, 99, 118
Самообучение 118, 197, 354 Самоорганизация 52, 55, 78, 86,
87, 100, 288, 298, 299
Самоорганизующаяся система
(структура) 55, 86, 89, 111, 266, 267, 292, 299, 301, 331
Самоотражение 249, 250 Саморегуляция, самонастройка
26, 77, 118, 288
Самосознание 305 Сведения — см. Информация
Селекционная ценность 100, 299,
330
Семантика 176, 185, 187—189, 311, 326, 331, 335, 337, 356, 369
—дедуктивная (формальная) 187—189
—экспериментальная 189, 337, 363
Семиотизация знания (семиоти ческий подход) 181—186, 191, 213
Семиотика 167, 181, 182, 185, 190, 196, 215, 316, 3171
—экономическая 168, 182—184
—и поведение человека 184, 190-192
Сенсорная изоляция 352
Сигналы 23, 24, 38, 285, 286, 301, 305, 311, 354
Сигнальное воздействие 284; см. также Информационная при чинность
401