Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 6
Н. Д. ЩЕРБЮК, н. В. ЯКУБОВСКИЙ
РЕЗЬБОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ТРУБ
НЕФТЯНОГО
СОРТАМЕНТА
И ЗАБОЙНЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ
МОСКВА-«НЕДРА» - 1974
|
Гос. публичная |
|
научно-техническая |
|
библиотека СОС?» |
|
^цоггг^п П.ПГ» |
УДК 622.24.053 |
, « и у д ;;^ }ОГ *: ЗАЛА |
ДЧ |
№ ЗЬ5чь |
' ъ з и ъ |
|
Щербюк Н. Д., Якубовский Н. В. Резьбовые сое динения труб нефтяного сортамента и забойных дви гателей. М., «Недра», 1974. 256 с.
В книге описаны конструкции резьбовых соедине ний труб нефтяного сортамента и забойных двигате лей. Приведены прочностные характеристики, а также методы их определения.
Особое внимание уделено исследованию влияния конструктивных и технологических факторов на по вышение эксплуатационных характеристик резьбовых соединений труб нефтяного сортамента, а также турбо
буров и электробуров.
Освещены вопросы технологии изготовления и контроля конических резьбовых соединений.
Книга рассчитана на инженерно-технических работ ников, занимающихся вопросами расчета, конструирова ния и эксплуатации резьбовых соединений труб и забой ных двигателей.
Табл. 58, ил. 127, список лит. 65 назв.
30803—408 |
210-74 |
6) Издательство «Недра», 1974. |
|
043(01)—74 |
|||
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Конические резьбовые соединения получили широкое распро странение в нефтяной, горнорудной и угольной промышленности. Только для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин ежегодно изготовляются миллионы изделий (в основном труб) с коническими резьбами. В условиях растущих глубин скважин, высоких давлений, форсированных режимов бурения резко воз росли требования к прочности и герметичности резьбовых соеди нений. Поэтому вопросы повышения эксплуатационных характери стик резьбовых соединений труб нефтяного сортамента и забой ных двигателей приобрели особую остроту и значение.
В книге изложены вопросы, относящиеся к повышению эксплуа тационных свойств конических резьбовых соединений труб нефтя ного сортамента и забойных двигателей, их взаимозаменяемости, контроля и технологии изготовления. Более подробно освещены результаты исследования влияния конструктивных и технологиче ских факторов на повышение эксплуатационных характеристик резьбовых соединений.
Особое внимание в книге уделено исследованию резьбовых со единений новых конструкций обсадных, бурильных, насосно-ком прессорных труб с высокопрочными и высокогерметичными резь бовыми соединениями (ОТТМ1, ОТТГ1, ТБО, НКБ1, НКМ, ТБНК, ТБВК , УБТС1 и др.), а также конструкций резьбовых соединений
забойных двигателей — турбобуров и |
электробуров. |
||||
Одним из существенных вопросов |
является |
расчет резьбовых |
|||
соединений обсадных колонн |
на |
растяжение. |
|
||
На |
основании теоретических |
выводов и |
экспериментальных |
||
данных |
дается обоснование |
целесообразности |
ведения расчета |
резьбовых соединений обсадных колонн на растяжение с учетом разрушающих нагрузок. Обосновано преимущество резьбовых со единений обсадных труб с трапецеидальными резьбами.
Значительное место отводится в книге резьбовым соединениям бурильной колонны. По данным экспериментальных исследований рекомендованы крутящие моменты свинчивания замковых резьбо вых соединений и обоснованы необходимые прочностные показа
3
тели механических свойств — материала замков. Аргументированы конструкции высокопрочных резьбовых соединений бурильных труб типа ТБВК, ТБНК, УБТС1 и др., доказана целесообразность применения резьбы с углом профиля 30, 60 и 90°.
Отдельная глава посвящена конструкциям резьбовых соедине ний забойных двигателей — турбобуров и электробуров, их иссле дованию в стендовых условиях для выявления конструктивных и технологических факторов, влияющих на повышение эксплуата ционных свойств. Особое внимание уделено функциональной взаи мозаменяемости конических резьбовых соединений забойных дви гателей по наиболее важному выходному параметру — натягу. Д а ны рекомендации по крутящим моментам свинчивания.
В книге приводятся рекомендации по технологии изготовления резьбовых соединений, выполнение которых в значительной мере способствует повышению их эксплуатационных характеристик.
Приведены также необходимые информационные материалы по новым типам .конических и цилиндрических резьбовых соединений, нашедших достаточно широкое распространение в промышлен ности.
При написании книги наряду с другими материалами исполь зовались работы, выполненные авторами во Всесоюзном ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательском институте буровой техники (ВНИ ИБТ).
Главы II, IV и V написаны Н. Д. Щербюком, главы I, III и VI — Н. В. Якубовским.
Авторы выражают глубокую благодарность док-ру техн. наук проф. Г. М. Саркисову, взявшему на себя труд рецензирования книги и сделавшему ряд ценных замечаний.
КОНИЧЕСКИЕ РЕЗЬБОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ КОНИЧЕСКИХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИИ
Для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин ис пользуются бурильные, обсадные и насосно-компрессорные колон ны, составленные из отдельных труб, соединенных между собой с помощью конических резьбовых соединений. Значительное число конических резьбовых соединений используется в турбобурах и электробурах.
Требования к соединениям бурильных, обсадных и насосно компрессорных труб диктуются условиями их эксплуатации. Для соединений бурильной колонны в первую очередь требуется бы строта сборки замковых соединений, их износостойкость, высокая статическая л усталостная прочность при знакопеременных на грузках, отсутствие утечек в резьбовых соединениях. Для соеди нений обсадных и насосно-компрессорных труб требуется доста точная сопротивляемость растягивающим нагрузкам и надежная герметичность.
Конические резьбовые соединения по сравнению с цилиндриче скими обладают целым рядом преимуществ.
1.Возможность получения оптимальных прессовых посадок в резьбе путем фиксации заданного осевого натяга при свинчива нии. Прессовые посадки способствуют герметичности соединений, предотвращают расстройство соединений в результате действия динамических и вибрационных нагрузок.
2.Конические резьбы могут значительно сократить время на сборку и разборку соединения, так как число оборотов, необходи мых для закрепления и раскрепления соединений, не зависит от числа ниток, находящихся в сопряжении
2 h + |
Д |
(1. 1) |
|
||
KS |
|
’ |
где п — число оборотов, требуемых |
при свинчивании конической |
резьбы; h — рабочая высота профиля; Д — диаметральный натяг
5
свинченного соединения; К — конусность резьбы; S — шаг резьбы. Это преимущество наглядно реализовано в замковых соедине ниях. Так, например, для закрепления резьбы 3-121 с конусностью
1 : 4, шагом 5,08 мм и числом ниток |
в зацеплении |
17 требуется |
|||||
4,1 оборота, а для резьбы |
3-147 |
с |
конусностью |
1 :6 , |
шагом |
||
6,35 мм и числом ниток в |
зацеплении 18 — 6,2 |
оборота, |
т. е. в |
||||
три-четыре раза меньше, чем для |
аналогичных |
цилиндрических |
|||||
резьб. |
Конические резьбы |
создают |
благоприятные |
условия сборки |
|||
3. |
|||||||
замковых соединений, так как в процессе посадки |
ниппель входит |
||||||
|
|
|
в муфту на глубину до 90 мм, |
||||
|
|
|
чем обеспечивает |
самоцентри |
6рование резьбы и распределе ние удара на значительное
|
|
|
|
число ниток. |
|
|
|
типа |
||||
|
|
|
|
4. |
Для |
соединений |
||||||
|
|
|
|
«труба в трубу», габариты ко |
||||||||
|
|
|
|
торых |
|
ограничены |
толщиной |
|||||
|
|
|
|
стенки, |
конические |
резьбы |
||||||
|
|
|
|
могут |
|
обеспечить |
большую |
|||||
|
|
|
|
прочность |
к |
растягивающим |
||||||
|
|
|
|
нагрузкам |
за |
счет увеличения |
||||||
|
|
|
|
площади опасных сечений под |
||||||||
|
|
|
|
последними |
нитками |
резьбы, |
||||||
|
|
|
|
находящимися |
в |
зацеплении * |
||||||
|
|
|
|
(рис. 1). |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
5. |
В |
процессе |
изготовления |
|||||
Рис. 1. Прочность при растяжении |
конических |
резьб |
обеспечи |
|||||||||
для |
цилиндрической |
и конической |
вается |
точное |
выполнение |
|||||||
|
|
резьбы. |
|
диаметральных |
размеров пу |
|||||||
а н б — опасные |
сечения |
для цилиндри- |
||||||||||
тем |
соблюдения |
заданного |
||||||||||
ческой |
резьбы; |
в и г — опасные сечения |
||||||||||
|
для конической |
резьбы. |
осевого |
базорасстояния. |
Так, |
|||||||
|
|
|
|
например, для замковой резь |
||||||||
бы 3-147 допуск на приведенный средний диаметр резьбы в основ |
||||||||||||
ной плоскости составляет приблизительно 0,04 мм, что обеспечи |
||||||||||||
вается |
подрезкой упорного торца |
на заданном |
расстоянии |
от |
||||||||
измерительной плоскости калибра с допуском 0,25 мм. |
|
|
||||||||||
6. |
При ремонте конических резьб в результате износа |
профиля |
резьбы или наличия повреждений резьбовой поверхности требу ется отрезать только незначительную часть длины резьбы, чтобы дать возможность нескольких перенарезок, имея небольшой запас по длине резьбовой детали. В замковых соединениях для полной перенарезки профиля требуется 25— 30 мм, а при ремонте изно шенной резьбы— 15—20 мм длины детали замка.
] . * Иногда используют цилиндрические двухступенчатые резьбы более слож ные в изготовлении.
Для восстановления первоначальных размеров равномерно из ношенных замковых резьб утяжеленных бурильных труб применя ют портативную шлифовальную установку, позволяющую прошли фовать упорные торцы.
Внутренняя
р е з ь б а
Рис. 2. Типы конических резьб.
а — резьба |
треугольного профиля с посадкой по боковым |
||||||||
сторонам |
профиля; |
б — резьба трапецеидального |
профи |
||||||
ля с |
посадкой |
по |
внутреннему |
диаметру |
|
резьбы. |
|||
h\ — высота |
профиля; |
h — рабочая |
высота |
профиля; |
|||||
а — угол |
профиля; |
S — шаг |
резьбы; |
И — высота |
остро |
||||
угольной |
резьбы; |
ф — угол |
уклона; |
р и v — углы на |
|||||
клона |
профиля; Л н— высота |
профиля |
ниппеля; |
Лм— вы |
|||||
|
|
|
сота |
профиля муфты. |
|
|
Для изготовления конических резьб используются резьбона резные станки, оснащенные копирными или иными устройствами, обеспечивающими требуемый угол наклона. При контроле кониче ской резьбы обычно не применяются предельные калибры, поэтому помимо проверки калибрами необходим поэлементный контроль по основным параметрам (шагу, углу профиля, конусности и др.). По скольку конические резьбы, применяемые в нефтяной промышлен ности, используются для соединения деталей колонны, габариты которой строго ограничены по наружному и внутреннему диамет рам, то в процессе выбора основных параметров резьбы в большин стве случаев исходят из ограниченной толщины стенки изделия.
7
Крупный шаг и большой угол уклона облегчают и ускоряют свинчивание и развинчивание, но вместе с тем уменьшают число ниток, находящихся в зацеплении. Увеличение глубины резьбы и шага повышает ее износостойкость и сопротивляемость ниток смятию, но способствует уменьшению площади сечения изделия под резьбой. Уменьшение угла наклона боковой стороны профиля, ко торая воспринимает растягивающие нагрузки, повышает сопротив ляемость резьбового соединения этим нагрузкам за счет уменьше ния радиальной составляющей.
Конические резьбы различаются характером посадки по про филю резьбы. Наиболее известны конические резьбы с углом 60°, посадкой по боковым сторонам профиля и зазорами по наружному и внутреннему диаметрам резьбы (рис. 2, а), К ним относятся резьбы стандартных обсадных, бурильных и насосно-компрессор ных труб, а также замковые резьбы.
Все более широкое применение находят конические резьбовые соединения с трапецеидальным или упорным профилем, с посадкой по внутреннему или по внутреннему и наружному диаметрам резьбы и зазорами по боковой стороне профиля (рис. 2 ,6 ). Ко нические резьбы с зазорами по боковой стороне профиля позволя ют использовать крупный шаг при малой глубине резьбы, боковые стороны профиля могут выполняться с малым и даже отрица тельным углом наклона профиля. Эти резьбы обеспечивают также хорошую взаимозаменяемость, что дает возможность, соблюдая за данные диаметральные натяги по резьбе, применять в соединении дополнительные уплотнительные или силовые посадочные поверх ности для повышения герметичности или восприятия нагрузок.
|
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОНИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ |
|
И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
Основная |
плоскость — расчетное сечение, перпендикулярное к |
оси резьбы, расположенное на заданном расстоянии от базы кону |
|
са. За базу |
резьбового конуса на трубах обычно принимается ко |
нец сбега резьбы (последняя риска на трубе), а у замковых резьб — упорный уступ ниппельной части и упорный торец муфто вой части. В основной плоскости задаются основные расчетные диаметральные размеры.
Средний диаметр резьбы d cр — диаметр воображаемого соос ного с резьбой конуса, образующая которого пересекает профиль резьбы в точках, где проекция ширины канавки на ось резьбы равна половине номинального шага резьбы. Определение сред
него диаметра резьбы не распространяется на |
коническую резьбу |
с зазорами по боковым сторонам профиля. |
|
Наружный диаметр резьбы dBар — диаметр |
воображаемого ко |
нуса, описанного вокруг вершин профиля для наружной резьбы или вокруг впадин профиля для внутренней резьбы, в основной плоскости или в заданном сечении.
8