Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н. Д. ЩЕРБЮК, н. В. ЯКУБОВСКИЙ

РЕЗЬБОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ТРУБ

НЕФТЯНОГО

СОРТАМЕНТА

И ЗАБОЙНЫХ

ДВИГАТЕЛЕЙ

МОСКВА-«НЕДРА» - 1974

 

Гос. публичная

 

научно-техническая

 

библиотека СОС?»

 

^цоггг^п П.ПГ»

УДК 622.24.053

, « и у д ;;^ }ОГ *: ЗАЛА

ДЧ

№ ЗЬ5чь

' ъ з и ъ

 

Щербюк Н. Д., Якубовский Н. В. Резьбовые сое­ динения труб нефтяного сортамента и забойных дви­ гателей. М., «Недра», 1974. 256 с.

В книге описаны конструкции резьбовых соедине­ ний труб нефтяного сортамента и забойных двигате­ лей. Приведены прочностные характеристики, а также методы их определения.

Особое внимание уделено исследованию влияния конструктивных и технологических факторов на по­ вышение эксплуатационных характеристик резьбовых соединений труб нефтяного сортамента, а также турбо­

буров и электробуров.

Освещены вопросы технологии изготовления и контроля конических резьбовых соединений.

Книга рассчитана на инженерно-технических работ­ ников, занимающихся вопросами расчета, конструирова­ ния и эксплуатации резьбовых соединений труб и забой­ ных двигателей.

Табл. 58, ил. 127, список лит. 65 назв.

30803—408

210-74

6) Издательство «Недра», 1974.

043(01)—74

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конические резьбовые соединения получили широкое распро­ странение в нефтяной, горнорудной и угольной промышленности. Только для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин ежегодно изготовляются миллионы изделий (в основном труб) с коническими резьбами. В условиях растущих глубин скважин, высоких давлений, форсированных режимов бурения резко воз­ росли требования к прочности и герметичности резьбовых соеди­ нений. Поэтому вопросы повышения эксплуатационных характери­ стик резьбовых соединений труб нефтяного сортамента и забой­ ных двигателей приобрели особую остроту и значение.

В книге изложены вопросы, относящиеся к повышению эксплуа­ тационных свойств конических резьбовых соединений труб нефтя­ ного сортамента и забойных двигателей, их взаимозаменяемости, контроля и технологии изготовления. Более подробно освещены результаты исследования влияния конструктивных и технологиче­ ских факторов на повышение эксплуатационных характеристик резьбовых соединений.

Особое внимание в книге уделено исследованию резьбовых со­ единений новых конструкций обсадных, бурильных, насосно-ком­ прессорных труб с высокопрочными и высокогерметичными резь­ бовыми соединениями (ОТТМ1, ОТТГ1, ТБО, НКБ1, НКМ, ТБНК, ТБВК , УБТС1 и др.), а также конструкций резьбовых соединений

забойных двигателей — турбобуров и

электробуров.

Одним из существенных вопросов

является

расчет резьбовых

соединений обсадных колонн

на

растяжение.

 

На

основании теоретических

выводов и

экспериментальных

данных

дается обоснование

целесообразности

ведения расчета

резьбовых соединений обсадных колонн на растяжение с учетом разрушающих нагрузок. Обосновано преимущество резьбовых со­ единений обсадных труб с трапецеидальными резьбами.

Значительное место отводится в книге резьбовым соединениям бурильной колонны. По данным экспериментальных исследований рекомендованы крутящие моменты свинчивания замковых резьбо­ вых соединений и обоснованы необходимые прочностные показа­

3


тели механических свойств — материала замков. Аргументированы конструкции высокопрочных резьбовых соединений бурильных труб типа ТБВК, ТБНК, УБТС1 и др., доказана целесообразность применения резьбы с углом профиля 30, 60 и 90°.

Отдельная глава посвящена конструкциям резьбовых соедине­ ний забойных двигателей — турбобуров и электробуров, их иссле­ дованию в стендовых условиях для выявления конструктивных и технологических факторов, влияющих на повышение эксплуата­ ционных свойств. Особое внимание уделено функциональной взаи­ мозаменяемости конических резьбовых соединений забойных дви­ гателей по наиболее важному выходному параметру — натягу. Д а­ ны рекомендации по крутящим моментам свинчивания.

В книге приводятся рекомендации по технологии изготовления резьбовых соединений, выполнение которых в значительной мере способствует повышению их эксплуатационных характеристик.

Приведены также необходимые информационные материалы по новым типам .конических и цилиндрических резьбовых соединений, нашедших достаточно широкое распространение в промышлен­ ности.

При написании книги наряду с другими материалами исполь­ зовались работы, выполненные авторами во Всесоюзном ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательском институте буровой техники (ВНИ ИБТ).

Главы II, IV и V написаны Н. Д. Щербюком, главы I, III и VI — Н. В. Якубовским.

Авторы выражают глубокую благодарность док-ру техн. наук проф. Г. М. Саркисову, взявшему на себя труд рецензирования книги и сделавшему ряд ценных замечаний.

КОНИЧЕСКИЕ РЕЗЬБОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ КОНИЧЕСКИХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИИ

Для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин ис­ пользуются бурильные, обсадные и насосно-компрессорные колон­ ны, составленные из отдельных труб, соединенных между собой с помощью конических резьбовых соединений. Значительное число конических резьбовых соединений используется в турбобурах и электробурах.

Требования к соединениям бурильных, обсадных и насосно­ компрессорных труб диктуются условиями их эксплуатации. Для соединений бурильной колонны в первую очередь требуется бы­ строта сборки замковых соединений, их износостойкость, высокая статическая л усталостная прочность при знакопеременных на­ грузках, отсутствие утечек в резьбовых соединениях. Для соеди­ нений обсадных и насосно-компрессорных труб требуется доста­ точная сопротивляемость растягивающим нагрузкам и надежная герметичность.

Конические резьбовые соединения по сравнению с цилиндриче­ скими обладают целым рядом преимуществ.

1.Возможность получения оптимальных прессовых посадок в резьбе путем фиксации заданного осевого натяга при свинчива­ нии. Прессовые посадки способствуют герметичности соединений, предотвращают расстройство соединений в результате действия динамических и вибрационных нагрузок.

2.Конические резьбы могут значительно сократить время на сборку и разборку соединения, так как число оборотов, необходи­ мых для закрепления и раскрепления соединений, не зависит от числа ниток, находящихся в сопряжении

2 h +

Д

(1. 1)

 

KS

 

где п — число оборотов, требуемых

при свинчивании конической

резьбы; h — рабочая высота профиля; Д — диаметральный натяг

5


свинченного соединения; К — конусность резьбы; S — шаг резьбы. Это преимущество наглядно реализовано в замковых соедине­ ниях. Так, например, для закрепления резьбы 3-121 с конусностью

1 : 4, шагом 5,08 мм и числом ниток

в зацеплении

17 требуется

4,1 оборота, а для резьбы

3-147

с

конусностью

1 :6 ,

шагом

6,35 мм и числом ниток в

зацеплении 18 — 6,2

оборота,

т. е. в

три-четыре раза меньше, чем для

аналогичных

цилиндрических

резьб.

Конические резьбы

создают

благоприятные

условия сборки

3.

замковых соединений, так как в процессе посадки

ниппель входит

 

 

 

в муфту на глубину до 90 мм,

 

 

 

чем обеспечивает

самоцентри­

6рование резьбы и распределе­ ние удара на значительное

 

 

 

 

число ниток.

 

 

 

типа

 

 

 

 

4.

Для

соединений

 

 

 

 

«труба в трубу», габариты ко­

 

 

 

 

торых

 

ограничены

толщиной

 

 

 

 

стенки,

конические

резьбы

 

 

 

 

могут

 

обеспечить

большую

 

 

 

 

прочность

к

растягивающим

 

 

 

 

нагрузкам

за

счет увеличения

 

 

 

 

площади опасных сечений под

 

 

 

 

последними

нитками

резьбы,

 

 

 

 

находящимися

в

зацеплении *

 

 

 

 

(рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

В

процессе

изготовления

Рис. 1. Прочность при растяжении

конических

резьб

обеспечи­

для

цилиндрической

и конической

вается

точное

выполнение

 

 

резьбы.

 

диаметральных

размеров пу­

а н б — опасные

сечения

для цилиндри-

тем

соблюдения

заданного

ческой

резьбы;

в и г — опасные сечения

 

для конической

резьбы.

осевого

базорасстояния.

Так,

 

 

 

 

например, для замковой резь­

бы 3-147 допуск на приведенный средний диаметр резьбы в основ­

ной плоскости составляет приблизительно 0,04 мм, что обеспечи­

вается

подрезкой упорного торца

на заданном

расстоянии

от

измерительной плоскости калибра с допуском 0,25 мм.

 

 

6.

При ремонте конических резьб в результате износа

профиля

резьбы или наличия повреждений резьбовой поверхности требу­ ется отрезать только незначительную часть длины резьбы, чтобы дать возможность нескольких перенарезок, имея небольшой запас по длине резьбовой детали. В замковых соединениях для полной перенарезки профиля требуется 25— 30 мм, а при ремонте изно­ шенной резьбы— 15—20 мм длины детали замка.

] . * Иногда используют цилиндрические двухступенчатые резьбы более слож­ ные в изготовлении.


Для восстановления первоначальных размеров равномерно из­ ношенных замковых резьб утяжеленных бурильных труб применя­ ют портативную шлифовальную установку, позволяющую прошли­ фовать упорные торцы.

Внутренняя

р е з ь б а

Рис. 2. Типы конических резьб.

а — резьба

треугольного профиля с посадкой по боковым

сторонам

профиля;

б — резьба трапецеидального

профи­

ля с

посадкой

по

внутреннему

диаметру

 

резьбы.

h\ — высота

профиля;

h — рабочая

высота

профиля;

а — угол

профиля;

S — шаг

резьбы;

И — высота

остро­

угольной

резьбы;

ф — угол

уклона;

р и v — углы на­

клона

профиля; Л н— высота

профиля

ниппеля;

Лм— вы­

 

 

 

сота

профиля муфты.

 

 

Для изготовления конических резьб используются резьбона­ резные станки, оснащенные копирными или иными устройствами, обеспечивающими требуемый угол наклона. При контроле кониче­ ской резьбы обычно не применяются предельные калибры, поэтому помимо проверки калибрами необходим поэлементный контроль по основным параметрам (шагу, углу профиля, конусности и др.). По­ скольку конические резьбы, применяемые в нефтяной промышлен­ ности, используются для соединения деталей колонны, габариты которой строго ограничены по наружному и внутреннему диамет­ рам, то в процессе выбора основных параметров резьбы в большин­ стве случаев исходят из ограниченной толщины стенки изделия.

7


Крупный шаг и большой угол уклона облегчают и ускоряют свинчивание и развинчивание, но вместе с тем уменьшают число ниток, находящихся в зацеплении. Увеличение глубины резьбы и шага повышает ее износостойкость и сопротивляемость ниток смятию, но способствует уменьшению площади сечения изделия под резьбой. Уменьшение угла наклона боковой стороны профиля, ко­ торая воспринимает растягивающие нагрузки, повышает сопротив­ ляемость резьбового соединения этим нагрузкам за счет уменьше­ ния радиальной составляющей.

Конические резьбы различаются характером посадки по про­ филю резьбы. Наиболее известны конические резьбы с углом 60°, посадкой по боковым сторонам профиля и зазорами по наружному и внутреннему диаметрам резьбы (рис. 2, а), К ним относятся резьбы стандартных обсадных, бурильных и насосно-компрессор­ ных труб, а также замковые резьбы.

Все более широкое применение находят конические резьбовые соединения с трапецеидальным или упорным профилем, с посадкой по внутреннему или по внутреннему и наружному диаметрам резьбы и зазорами по боковой стороне профиля (рис. 2 ,6 ). Ко­ нические резьбы с зазорами по боковой стороне профиля позволя­ ют использовать крупный шаг при малой глубине резьбы, боковые стороны профиля могут выполняться с малым и даже отрица­ тельным углом наклона профиля. Эти резьбы обеспечивают также хорошую взаимозаменяемость, что дает возможность, соблюдая за­ данные диаметральные натяги по резьбе, применять в соединении дополнительные уплотнительные или силовые посадочные поверх­ ности для повышения герметичности или восприятия нагрузок.

 

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОНИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ

 

И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Основная

плоскость — расчетное сечение, перпендикулярное к

оси резьбы, расположенное на заданном расстоянии от базы кону­

са. За базу

резьбового конуса на трубах обычно принимается ко­

нец сбега резьбы (последняя риска на трубе), а у замковых резьб — упорный уступ ниппельной части и упорный торец муфто­ вой части. В основной плоскости задаются основные расчетные диаметральные размеры.

Средний диаметр резьбы d cр — диаметр воображаемого соос­ ного с резьбой конуса, образующая которого пересекает профиль резьбы в точках, где проекция ширины канавки на ось резьбы равна половине номинального шага резьбы. Определение сред­

него диаметра резьбы не распространяется на

коническую резьбу

с зазорами по боковым сторонам профиля.

 

Наружный диаметр резьбы dBар — диаметр

воображаемого ко­

нуса, описанного вокруг вершин профиля для наружной резьбы или вокруг впадин профиля для внутренней резьбы, в основной плоскости или в заданном сечении.

8