Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
Министерство высшего и среднего специального образования Р С Ф С Р
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ХИМИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
Г.А.АРТЕМОМ
ОСНОВЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
КОНСТРУИРОВАНИЯ
Москва 1974
Гее. рус ..-<::.€■'■'ЛЯ
Ф 0 Л И О Т & Л -Л - ^.JJ? 'Э К 8 0
|s ЧИТАЛЬНОГО ЗАДА
Конспект лекций рассчитав на студентов всех специально стей ТИХМа, изучающих курс "Основы художественного конструи рования" и соответствует программе, утвержденной Учебно-ме тодическим управлением по высшему образованию ИВ и ОСО СССР.
В конспекте лекций рассматриваются основные принципы и приемы художественного конструирования Машин и аппаратов, современные требования к проектированию промышленных изде лий. Освещаются вопросы состояния художественного конструи рования за рубежом, эволюция архитектурных и . промышленных форм, эргономики, цвета, композиции, художественно-конструк
торского анализа и стадий проектирования промышленных изде лий. Имеются указания студентам-заочникам и библиографичес
кий список.
Конспект лекций утвержден методическим Советом институ та в качестве учебного пособия для студентов всех специаль ностей.
- Московский институт химического машиностроения 1974 г.
Г л а в а I
ПРИМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА "ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ"
§1. Роль художественного конструирования
вформировании предметной среды
Всовременном обществе человека окружает множество раз личных предметов материальной культуры, как производственно го назначения (машины, станки, приборы, средства транспортах так и предметов бытового потребления (телерадиоаппаратура, электроприборы, мебель, одежда и т.д.). Все эти изделия про мышленности создают предметную среду, в которой живет и ра ботает человек м ?
Красота предметного мира во все большей степени зависит от промышленности. Методы художественного конструирования в настоящее время находят широкое применение в промышленности.
ВПрограмме КПСС записано: "Художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека".
Художник-конструктор |
в совместной работе с |
инженероы- |
конструктором воспитывает |
художественные вкусы, |
помогая |
в большой степени формированию |
нравственных идеалов человека, |
|
эстетизирует предметную среду, |
ибо эстетически |
совершенное |
изделие способствует утверждению прекрасного, |
формирует |
вкус человека, т.е.художественное конструирование становится действенным средством эстетического воспитания [l4],
*В скобках указан порядковый номер работы на соответствую щую тему (см.библиографический список).
3
Художественное конструирование должно активно способство вать преобразованию предметной среды, создавать условия для всестороннего гармоничного развития человека. Значит в центре внимания художественного конструирования всегда находится че ловек с его общественными и индивидуальными запросами, с его эстетическими потребностями [7, 53].
§2. Художественное конструирование - метод проектирования промышленных изделий
Основной проблемой художественного конструирования явля ется многогранная проблема качества выпускаемой промышленной продукции.
Современное промышленное изделие должно удовлетворять определенным технико-эстетическим требованиям, которые вклю чают в себя не только внешнюю отделку, но и совершенство кон
струкции, |
удобство пользования |
изделием ,новизну и |
привлека |
|
тельность |
[20]. |
|
|
|
Художественное конструирование является |
методом проекти |
|||
рования промышленных изделий, |
поэтому нельзя |
сейчас |
считать |
полноценным специалистом инженера без знания основ художест венного конструирования.
Неправильно считать, что работа художника-конструктора начинается после того, как закончено конструирование и ему только остается оформить (приукрасить, а иногда просто покра
сит^ готовое изделие [13] . Красота изделия не |
создается |
за |
счет каких-то дополнительных элементов и украшений. Она - |
в |
|
самом изделии, в совершенной форме изделия, в |
логичности |
и |
целесообразности, в гармонической согласованности отдельных его частей в целом. А за этим кроется большая кропотливая ра бота. Это достигается только тогда, когда проектирование ве дется в условиях тесного контакта инженера-конструктора, ху дожника-конструктора, технолога, психолога, гигиениста, физи олога, экономиста, эргономиста, начиная с рассмотрения техни ческого задания и кончая выполнением рабочего проекта.
Только при совместной работе этих специалистов можно со здать общественно-целесообразные, технологически совершенные изделия, отвечающие современным требованиям техники, экономи ки и технической эстетики.
4
Художественное конструирование теснейшим образом связано с технической эстетикой - наукой о красоте техники.
Техническая эстетика является частью науки марксистсколенинской эстетики, которая изучает закономерности развития эстетических отношений человека к действительности вообще и в особенности к искусству, как специфической деятельности обще
ственного СОЗНаНИЯ. (УС;
Таким образом, техническая эстетика - научная дисциплина, предметом которой является область деятельности художника-кон-
структора. Техническая эстетика изучает общественную |
природу |
|
и закономерности развития дизайна* основополагающие |
принципы |
|
и методы художественного конструирования, проблемы |
стиля |
и |
мастерства.
Каковы же направления технической эстетики в нашей стра-
не? Техническая эстетика развивается в нашей стране в двух направлениях:
1.Проектирование современных изделий промышленности пу тем внедрения методов художественного конструирования.
2.Создание таких рабочих условий на производстве, кото рые бы удовлетворяли эстетическим требованиям, путем измене ния рабочего окружения в соответствии с принципами техничес кой эстетики.
§3. Содержание и задачи курса "Основы художественного конструирования"
Итак, художественное конструирование - это метод проек тирования промышленных изделий, метод создания удобных в эк сплуатации, экономичных в производстве промышленных изделий (машин, станков, приборов, мебели и т.д.) на основе законов технической эстетики.
Каковы же задачи художественного конструирования? Художественное конструирование должно обеспечить:
1)рациональность общей компоновки изделия;
2)удобство управления и обслуживания;
*За рубежом художественное конструирование обозначается ан глийским термином "индустриал дизайн". Употребительна также
его терминологическая вариация - |
"дизайн". Производное |
от |
"дизайн" - "дизайнер". Дизайнер - |
художник-конструктор. |
|
5
3)безопасность работы и простоту технологии производства;
4)повышение экономичности изготовления изделия, эстетическую выразительность формы и цвета изделия;
5)создание таких условий труда, которые отвечают требованиям технической эстетики.
Курс "Основы художественного конструирования" ставит пе
ред собой следующие цели:
1.Разъяснить роль художественного конструирования в де ле борьбы за технический прогресс , за высокие технические, экономические и эстетические качества промышленных изделий.
2.Ознакомить будущих инженеров с основами методики ху дожественного конструирования промышленных изделий.
3.Подготовить студентов к совместной работе с художни- ками-конструкторами, без участия которых немыслимо в настоя щее время проектирование промышленных изделий.
4.Приобретенные знания могут быть использованы при кур совом и дипломном проектировании.
§4. Современные требования
кпроектированию промышленных изделий
Впоследние годы широкое распространение получило комп лексное проектирование‘изделий. Оно качественно отличается от технического или инженерного проектирования [28, 46, 80J.
Еще до недавнего времени конструирование промышленных из
делий велось только по законам технической |
целесообразности |
|
(инженерно-техническое проектирование). |
|
|
Теперь непременным условием является полноценный |
учет |
"человеческого фактора", т.е. учет психологических, физиологи ческих, гигиенистических требований, создающих удобства рабо ты человека. Художественное конструирование - составная часть процесса проектирования.
Техническое и художественное конструирование вместе об разуют единый процесс рационального комплексного проектирова ния. Сущность комплексного проектирования:
Польза + Удобство + Красота.
Итак, первое направление технической эстетики - это со здание совершенных изделий промышленности методами художест венного конструирования.
6ч.
Для создания такой продукции специалист должен,как мини мум, учесть следующие требования, предъявляемые к проектирова нию промышленных изделий:
1. & б о р оптимального варианта кинематики конструкции и компоновки изделия. Это сложный вопрос и в каждом конкретном случае решается по-своему, в зависимости от типа и назначения изделия. Но есть в этом вопросе и общее направление.
Цри создании промышленных изделий стремятся к тому,чтобы кинематические цепи были по возможности короткими,а узлы замк нуты в объеме простых форм, причем, каждая часть изделия, каждый узел должны быть гармонично согласованы с общей конст
руктивной компоновкой. При этом особая роль отводится |
тща |
тельному изучению тенденций формообразования отдельных |
типов |
изделий. Изучаются достоинства и недостатки прототипов |
буду |
щего изделия [57]. |
|
На новое изделие существенно влияют два фактора формооб разования: во-первых, стилевые особенности эпохи, обществен ные вкусы и т.д.; во-вторых, умение правильно использовать закономерности сложения самой формы промышленного изделия,за висящие от того материала, которым владеет художник-конструк тор, как композитор, как творец нового изделия.
Итак, созданию оптимальной формы способствует тщательный анализ тенденций формообразования и учет современных направ лений соответствующих отраслей машиностроения.
На выбор того или иного конструктивного решения влияет экономический фактор. Этот фактор может способствовать измене нию принятой технологии и организации производства. Должны быть учтены экономические требования (производственные и пот
ребительские в том числе потребляемая энергия, частота |
про |
филактики и т.д.). |
|
2. Единство формы и содержания - неотъемлемая черта |
лю |
бого изделия. |
|
Динамичная форма самолета очень хорошо передает его |
со |
держание - стремительность полета, в то же время дииямшптя
форма никак не подходит к тяжелому прессу, так как его форма должна выражать силу, тяжесть, а это хорошо передает статич ная форма; т.е. форма должна говорить о выполняемых машиной функциях, быть информативной [бз].
7