ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
С. Л. АЛЫЕРМАН, И. Н. ПАВЛОВ
ПОСОБИЕ
ДЕЖУРНОМУ ПО СТАНЦИИ
Издание второе, дополненное и переработанное
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974
УДК 656.21.071.4(075.8)
Пособие |
дежурному |
по станции. |
А л ь т е р- |
м а'н С. Л ., |
П а в л о в И. |
Н. «Транспорт», |
1974. 312. с, |
В книге освещены устройства и работа желез нодорожных станций, организация грузовых и пас сажирских перевозок, даются понятия о графике движения и плане формирования поездов, пропуск ной способности линий, описаны устройства пути, сигнализации, централизации, блокировки и связи, правила пользования ими, подвижной состав желез ных дорог, автоматизация процессов управления дви жением] поездов.
Пособие рассчитано на дежурных по станции, а также может быть использовано в системе профтех образования и для повышения квалификации работ ников станций, ' связанны* с движением поездов. Табл. 9, рис. 52, библ. 16.
Иадательвтво «Транспорт» 1674
ВВЕДЕНИЕ
Развитие материально-технической базы железнодорожного транс порта в девятой пятилетке осуществляется на основе технического прогресса путем широкого внедрения новейших достижений науки и техники, наиболее прогрессивных видов подвижного состава, машин и механизмов, более совершенной технологии е применением комп лексной механизации и автоматизации важнейших производственных процессов.
Основным направлением в развитии железнодорожного транспорта является увеличение пропускной и провозной способности железных дорог. С этой целью улучшается техническое оснащение транспорта, расширяется и усиливается сеть путей сообщения, особенно в восточ ных районах страны, осуществляется программа строительства но вых железнодорожных линий и вторых путей, пополняется вагонный парк, усиливается перерабатывающая способность станций, узлов
иподъездных путей промышленных предприятий, осуществляется дальнейшая электрификация грузонапряженных направлений, ши роко внедряются новейшие устройства автоматики, телемеханики и связи.
Внастоящее время развитие железнодорожных станций и узлов осуществляется на базе внедрения новой современной техники, по зволяющей механизировать й автоматизировать транспортные про цессы. Широким фронтом проводятся работы по удлинению путей, оборудованию стрелочных переводов электрической централизацией, механизации и автоматизаций сортировочных горок, оснащению гру* зового хозяйства высокопроизводительными погрузочно-разгрузоч ными машинами.
Усиление пропускной способности ряда важнейших направлений
исооружение новых железнодорожных линий повлекут за собой раз витие многих узлов и станций.
Дальнейшее повышение эффективности работы железнодорож ного транспорта в текущей пятилетке должно быть достигнуто за счет роста производительности труда на 23%. Это означает, что весь воз растающий объем перевозок должен быть освоен без увеличения экс плуатационного контингента на основе технического прогресса и прежде всего механизации и автоматизации производственных про цессов, а также за счет повышения уровня использования техниче ских средств и особенно подвижного состава, сокращения его про-
з
стосз и порожних пробегов, экономии материальных и денежных ресурсов. Все это в конечном счете позволит увеличить накопления и повысить рентабельность работы транспорта.
Изменением качественной характеристики системы управления является внедрение за последние годы отдельных элементов автомати зированной системы планирования и управления. Уже теперь прак тически на всех железных дорогах имеются электронно-вычислитель ные машины, которые помогают успешно решать многие вопросы орга низации работы и вагонопотоков, составления графика движения поез
дов и |
их плана формирования, расчетов пропускной |
способности и |
целый |
ряд других важных эксплуатационных и экономических задач. |
|
Большая роль в дальнейшем улучшении работы железнодорожных |
||
станций и узлов принадлежит дежурным по станциям. |
г |
В современных условиях, когда станции и узлы оборудуются но вейшими техническими средствами, электронно-вычислительными ус тройствами и другой аппаратурой, от дежурного по станции требуётся знание различных вопросов, связанных как с эксплуатационными, так и техническими проблемами.
Цель настоящей книги — оказание необходимой помощи при-изуче нии дежурными по станциям основных вопросов эксплуатации желез ных дорог и отдельных положений, относящихся к использованию их технических средств.
Пособие может быть использовано также и другими работниками станций, связанными в организацией движения поездов.
Г Л АВ А
РОЛЬ ТРАНСПОРТА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ СССР
Т. Экономико-географическая характеристика СССР
Союз Советских Социалистических Республик — величайшее го сударство земного шара. Территория его, равная 22,4 млн. кв. км, простирается с запада на восток на 11 тыс. км ив севера на юг на 4,5 тыс. км.
По размерам территория СССР занимает первое место в мире. Общая протяженность границ нашей страны свыше 60 тыс. км, 2/3 из них около 40 тыс. км, приходится на морские границы.
В этих условиях большую роль играет транспорт.
Наряду Gдобывающей_и обрабатывающей промышленностью и сель ским хозяйством транспорт также является отраслью материального производства. Его задача состоит в перемещении средств производства и людей и в доставке готовой продукции к потребителю.
Развитие транспорта не только отражает закономерность разме щения производительных сил, но и существенно влияет на последнее, создавая условия для освоения природных богатств в новых районах. В основе размещения производительных сил в период развернутого строительства коммунизма в нашей стране положены следующие важ нейшие принципы:
всемерное приближение производства к источникам сырья и топ ливно-энергетическим ресурсам, а также к районам потребления, что позволяет лучше использовать естественные ресурсы, обеспечить зна чительную экономию общественного труда и ускорить темпы роста социалистического производства. Например, овладение гидроэнер гетическим потенциалом реки Ангары в среднем ее течении путем со оружения Братской ГЭС, разработка ангароилимских железных руд, эксплуатация лесов Среднего Приангарья стали возможными в пол ной мере лишь после сооружения железнодорожной линии Тайшет — Братск —Якурим;
быстрый подъем хозяйства национальных республик и районов
ипостепенное выравнивание уровня их экономического развития, что способствует дальнейшему укреплению братского единства народов Советского Союза и росту его могущества. Это видно на примере от сталых ранее союзных республик: Казахской, Узбекской, Киргизской
иряда других. Строительство железных дорог в этих районах яви лось условием широкого использования богатейших природных ре сурсов и сыграло большую роль в приобщении их народов к эконо мической, политической и культурной жизни страны;
Ь
равномерное размещение промышленности и транспорта на террито рии страны, обеспечивающее образование новых городов и промышлен ных центров в районах, обладающих весьма благоприятными эконо мическими и природными условиями. Перемещению промышленности на восток, строительству крупнейших по объему производства и со вершенных по техническому уровню предприятий в новых районах, успешному выполнению поставленной партией и правительством зада чи освоения целинных и залежных земель для увеличения производ ства зерна способствовало также железнодорожное строительство;
правильное территориальное разделение труда между экономиче скими районами в сочетании с комплексным развитием хозяйства внутри них, что сокращает излишне дальние и другие нерациональ ные перевозки, способствует лучшему использованию местных источ ников сырья;
пропорциональное развитие отдельных отраслей производства в пределах страны в целом и внутри отдельных экономических районов о соблюдением правильных соотношений между производством и по треблением;
специализация и комплексное развитие хозяйства экономических районов с учетом более эффективного использования их природных и трудовых ресурсов. Специализация производства означает, что каж дое предприятие производит лишь один или несколько видов продук ции или работ. Специализация производства целесообразна не только по предприятиям, но и по районам. Так, районы Средней Азии специа лизируются на производстве хлопка, районы Поволжья дают нефте продукты, Донбасс и Кузбасс — руду, уголь, металлы и т. д.;
укрепление обороноспособности Советского Союза, обеспечиваю щего вместе с другими социалистическими странами надежную защиту и безопасность всего социалистического лагеря.
Продолжая производственный цикл в процессе обращения, выпол няя большую роль в социалистическом воспроизводстве, транспорт
СССР является важным орудием осуществления экономической по литики Советского государства.
Важнейшим условием развития всего народного хозяйства являет ся топливно-энергетическая база. На долю топливных грузов прихо дится более V, грузооборота всех видов транспорта. За последние годы в топливно-энергетическом балансе страны значительно увеличился удельный вес наиболее экономичных и эффективных видов топлива —
нефти и газа — за счет снижения |
удельного |
веса угля. |
Все |
же уголь и в дальнейшем останется |
одним из |
основных |
видов |
топлива. |
|
|
|
В СССР созданы и работают крупнейшие энергосистемы: энергети ческая система европейской части СССР, включающая электростан ции Центра, Поволжья, Украины и Урала; единая энергосистема Цен тральной Сибири, охватывающая пространство юга Сибири от Байкала до Омска; энергосистемы Северо-Запада, Закавказья, Средней Азии. Продолжаются работы по созданию Единой энергетической системы
СССР, которая позволит перебрасывать электроэнергию из восточных районов в европейскую часть страны.
«
За годы Советской власти произошли сдвиги в размещении уголь ной и коксохимической промышленности. Помимо увеличения добы чи угля в Донбассе, освоены новые угольные районы как в европейской (Печорский, Львовско-Волынский, Центрально-Украинский, Подмо сковный, Кизеловский, Южно-Уральский), так и в азиатской части страны (Кузнецкий, Карагандинский, Экибастузский, Канско-Ачин- ский, Черемховский, Райчихинский, Ангренский и др.). Из года в год возрастает в добыче угля доля районов, находящихся восточнее Урала.
Нефтяная промышленность выдвинулась в ряд ведущих отрас лей народного хозяйства СССР, при этом добыча и переработка нефти стала существенной частью промышленного комплекса многих эконо мических районов страны.
Коренные изменения произошли в размещении нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.
Выявлены и интенсивно разрабатываются новые месторожде ния нефти, из которых наиболее перспективными являются месторож дения Западной Сибири. В целях ликвидации нерациональных пере возок наряду с сооружением нефтеперерабатывающих заводов в районах добычи были созданы предприятия в крупнейших центрах потребления нефтепродуктов.
В отличие от нефтяных грузов газ почти полностью транспортиру ется по трубопроводам. Исключение составляет лишь перевозка газа в баллонах.
Крупные месторождения газа открыты: в Средней Азии — Газлинское, Ачакское, Мубарекское, Шатлыкское, Учкырское; в Западной Сибири — Уренгойское, Пурпейское, Заполярное, Медвежье; на Ук раине, Северном Кавказе, в Поволжье.
Черные и цветные металлы являются материальной основой ма шиностроения, строительства, транспорта, всех отраслей народного хозяйства и обороноспособности страны. ^
Производство металла и доставка его потребителям связаны с боль шими перевозками. Для производства 1 т металла необходимо перевез ти до 6 т руды, угля, флюсов, огнеупоров и других материалов.
Железорудная база СССР представлена такими важнейшими бассейнами, как Криворожский, Керченский, Курская магнитная ано малия, Кустанайский, месторождениями Урала, Хакассии, АнгароИлимского района, Алдано-Чульманского района в Южной Якутии
имногими другими.
Вдореволюционной России металлургическая промышленность
была сосредоточена главным образом в Донбассе и на Урале.
При Советской власти новые металлургические предприятия соз давались как в районах добычи железной руды— Кривой Рог, Магни тогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Ново-Троицк, так и в угольных районах — в Донбассу, Кузбассе и Караганде, а также в районах по требления металла — Череповец, Рустави.
В размещении цветной металлургии большое значение имеют бли зость рудного сырья и дешевой электрической энергии. Например, такие крупные алюминиевые заводы, как Волховский, Сумгаитский,
7
Ереванский, Уральский, Богословский, медеплавильное комбинаты в Казахстане, Узбекистане, Закавказье, на Урале, а также цинковие заводы в Усть-Каменогорске, Белове, Орджоникидзе, Челябинск* и никелевые предприятия в Орске, Норильске, Мончегорске и т. д. работают главным образом на местном сырье, Новокузнецкий, Иркут ский, Красноярский и Братский алюминиевые заводы были сооруже ны у источников дешевой электроэнергии.
Высокими темпами развивается в нашей стране машиностроение — сердцевина современной индустрии. Разнообразные станки, обору дование для металлургической, нефтяной, угольной, химической, лесной, строительной, легкой, пищевой промышленности, инструмент, электротехническая аппаратура, приборы, автомобили, суда, теплово
зы, электровозы, вагоны, |
самолеты, |
тракторы, сельскохозяйствен |
|
ные машины |
составляют |
в общей сложности не менее V4 общего |
|
объема промышленного |
производства страны в стоимостном выра |
||
жении. |
центры металлоемкого |
машиностроения расположены, |
|
Крупные |
в частности, в Донецко-Приднепровском. Уральском, Западно-Сибир ском, Центральном, Северо-Западном и некоторых других районах страны.
В период строительства материально-технической базы коммуниз ма важнейшее значение имеет химическая промышленность.
За годы социалистической индустриализации крупные химические
предприятия возникли в районах Центра, на |
Урале, |
в Кузбассе, |
|
Средней Азии и т. д. |
развитие |
- |
s |
В девятой пятилетке получила дальнейшее |
электроэнер |
гетика, в том числе атомная, машиностроение, нефтехимическая и га зовая промышленность.
2. География транспортных путей СССР
Железнодорожный транспорт является универсальным видом тран спорта для перевозок всех грузов. Он имеет высокую провозную спо собность, обеспечивает регулярность перевозок независимо от кли матических условий, времени года и суток. На железнодорожном транс порте сравнительно, небольшая себестоимость перевозок грузов и пас сажиров, более высокая скорость доставки грузов по сравнению с реч ным транспортом и др.
Характерной особенностью географии железнодорожной сети на шей страны является исторически сложившийся радиальный принцип сооружения дорог. Наиболее важное значение имеют линии, связы вающие крупные экономические районы, месторождения сырья с пунк тами его переработки. На эти линии приходится основная часть пере возок. К числу важнейших линий для связи Сибири с Дальним Во
стоком относится двухпутная магистраль Новосибирск — Иркутск — Владивосток.
Наиболее грузонапряженными линиями со значительными раз мерами пассажирских перевозок для связи Сибири s Уралом являют-
6