Файл: Шаповалов, Б. Т. Электрооборудование насосных станций учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Обмотки реле

соединены (последовательно, параллельно)

 

/ р.уст

/

р.трог

/ р.возвр.

к .

Коэффициент возврата должен быть равен « 0 ,8 —0,9. Отчет о выполнении работы должен содержать:

1 ) запись типа и номинальных параметров реле;

2)схему опыта (в принятых по ГОСТ условных обозначениях);

3)результаты измерений и вычислений;

4)заключение о состоянии реле (реле исправно или неисправно);

5)общую релейную характеристику;

6 ) Ответы на следующие вопросы:

каким образом можно регулировать ток уставки реле?

каково время действия реле, предусмотрено ли в конструкции его регули­ рование?

с помощью какого прибора подключается реле к контролируемой им цепи? какое качество реле характеризуется его коэффициентом возврата?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Изучение шкафа комплектного распределительного устройства выкатного типа с выключателем

З а д а н и е .

Ознакомиться с конструкцией, принципом действия

и свойства­

ми комплектных

распределительных

устройств и их шкафов (шкаф

КРУ) (см.

стр. 2 2 2 —228).

 

 

 

 

Порядок

выполнения работы

 

1.Осмотреть шкаф и ознакомиться с его мнемонической схемой.

2.Открыть передние двери, ведущие в отсек тележки. Определить, в каком положении находится тележка. Пользуясь съемной ручкой доводки, перевести тележку из рабочего положения в контрольное.

3.Открыть дверцы тележки и ознакомиться с конструкцией привода выклю­

чателя, пружинами механизма отключения, демпферным устройством.

 

4. Положить па пол раму с направляющими рельсами, правильно ее распо­

ложить (надеть крючками

на ребро нижнего

уголка рамы шкафа) и, взявшись

за

ручки, укрепленные на

передней стенке

тележки, выкатить ее из шкафа

ремонтное положение).

Ознакомиться с

оборудованием, установленным на

тележке: выключателем, подвижными контактами втачных разъединителей; изо­ ляторами. Уяснить кинематику механизма преобразования вращательного движе­ ния вала привода в поступательное движение контактов выключателя.

5.Осмотреть камеру тележки. Обратить внимание на предупреждающие надписи. Уяснить механизм действия предохранительных шторок. Открыть и за­ крыть шторки вручную. При открытых шторках осмотреть неподвижные верхние

инижние контакты втачных разъединителей.

6. Вкатить тележку в шкаф, довести ее ручкой доводки до рабочего положе­ ния и закрыть на замок (для достижения рабочего фиксированного положения необходимо вставить ручку доводки в ее гнездо, приложив при этом достаточное усилие, опустить ее до упора вниз и сдвинуть влево), затем ручку доводки вынуть.

7. Подать на шкаф напряжение оперативного тока (при этом должны вклю­ чаться лампы, освещающие отсек тележки). Осмотреть через смотровые окна

312


камеру, выключатель, указатели уровня масла в его цилиндрах.

8 . При наличии шкафа двустороннего обслуживания открыть дверцы с зад­ ней его стороны (дверцы отсека с трансформаторами тока и неподвижными контактами разъединителей). Осмотреть трансформаторы тока, включенные кон­ такты верхних и нижних разъединителей.

9. Открыть дверцы шинного отсека шкафа. Осмотреть сборные шины и рас­ положение их на изоляторах. Уяснить путь прохождения основного тока по фа­ зам от сборных шин шкафа до кабеля потребителя.

10.Открыть дверцы отсека измерительных приборов и релейной защиты. Осмотреть его. Найти реле: тока, времени, промежуточное, указательное (блинкер).

11.При открытых передних дверцах шкафа, тележки и приборного отсека с помощью ключа управления, расположенного на передней панели шкафа, вклю­ чить и выключить его выключатель. Проследить действие всех работающих при этом элементов конструкции.

12.Включить выключатель. Предположить, что произошло какое-либо по­ вреждение в первичной цепи, которое должно повлечь за собой действие защиты на отключение, например, междуфазное короткое замыкание. Для демонстрации

действия защиты изоляционной палочкой замкнуть контакты максимального токового реле максимальной защиты и пронаблюдать все этапы работы защиты и конечный ее результат — отключение выключателя. Повторить опыт при другой уставке реле времени, обратить внимание на выпадение сигнального флажкаблинкера.

Отчет о выполнении работы должен содержать:

1 ) трехлинейную схему основных (первичных) соединений шкафа, выполнен­ ную в принятых по ГОСТ условных обозначениях;

2 ) эскиз шкафа в трех проекциях с указанием места расположения основ­ ных отсеков;

3)общее краткое описание конструкции с перечислением основных номиналь­ ных параметров;

4)ответы на следующие вопросы:

вчем состоят основные преимущества использования комплектных распре­ делительных устройств со шкафами выкатного типа?

какие работы должны быть выполнены при монтаже КРУ? какова в настоящее время область применения КРУ?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Изучение конструкции и испытания электромагнитного привода выключателей (привода типа ПС)

З а д а н и е . Изучить конструкцию, схемы включения и произвести испыта­ ния электромагнитного привода типа ПС. Ознакомиться со вспомогательной ап­ паратурой, работающей в схеме привода (двухпозиционным постом управления, контактором постоянного тока цепи включающей катушки).

Краткое описание лабораторной установки.

Для проведения работы с приводом он должен быть смонтирован на доста­ точно прочной металлической раме в положении, соответствующем установке на выключателе.

Вал привода снабжают пружиной, обеспечивающей четкое отключение при­ вода при подаче на его устройства отключающего воздействия.

Контактор и пост управления (кнопки «Включить» и «Отключить») могут находиться либо на раме, где привод, или на лабораторном столе. Стол должен получать питание от источника постоянного тока 110 или 220В, способного обес­ печить необходимый ток для включения привода.

Порядок выполнения работы

1.Изучить заводскую инструкцию, прилагаемую к приводу.

2.Произвести внешний осмотр привода и его вспомогательного обору­

дования.

313



3. Найти (в натуре) основные элементы привода:

вал привода, включающий и отключающий соленоиды и их сердечники, си­ стему ломающихся рычагов, обеспечивающих при соответствующих воздействиях, поворот вала в положение «Включено», удержание его в этом положении и осво­ бождение (перевод в положение «Отключено»), систему блок-контактов, сигналь­ ное табло.'

4.Медленно включить привод вручную (с помощью отрезка годовой трубы длиной 600—700 мм, один конец которой надевают на рычаг ручного управления привода) и проследить кинематику действия его элементов.

5.Отключить привод для чего ударить рукой снизу на выступающий конец

сердечника соленоида отключения. Проследить процесс отключения.

6 . Пользуясь приведенными в заводской инструкции принципиальной и мон­ тажной схемами, собрать схему дистанционного управления приводом. После проверки ее преподавателем или лаборантом произвести (несколько раз) дистан­ ционное включение и отключение привода, проследив механизм действия его эле­ ментов. Обратить внимание на положение указательного табло при включенном и отключенном положении привода.

Отчет о выполнении работы должен содержать: 1 ) основные параметры изученного привода; 2 ) принципиальную схему его управления;

3)кинематическую схему действия привода;

4)ответы на следующие вопросы:

каково назначение и область применения изученного привода?

приводом при

какие изменения должны быть сделаны

в схеме управления

переключении напряжения оперативного постоянного тока с 110 В до 220 В?

какой из токов управления приводом (включения пли отключения)

больше?

укажите значение токов включения и

отключения

и объясните

причину,

обусловливающую их различие.

 

 

 

,

Что представляет собой механизм свободного расцепления

привода и ка­

кие преимущества он создает в эксплуатации?

объясните,

возможна ли

подача

Пользуясь схемами управления привода,

включающего и отключающего токовых импульсов при включенном положении привода и отключающего и включающего импульсов, когда он отключен.

Какова длительность протекания токов включения и отключения привода при подаче соответствующих команд управления, каким образом это время в при­ воде ограничивается?

Для каких целей могут быть использованы блок-контакты привода? Почему в схеме управления приводом применен контактор?

Допускается ли ручное включение привода, установленного на включателе, при наличии в силовых цепях нормального напряжения?

Какие преимущества и недостатки характерны для привода типа ПС?


О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стр.

Введение.............

................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

3

Глава I. Выбор электродвигателей

для

насосов

и их эксплуатация

6

 

§

1.

Определение

мощности двигателя и

режим

его работы

6

 

§

2.

Выбор типа двигателей для привода

 

насосов

9

 

§

3.

Пуск двигателей

..........

 

 

 

16

 

§

4. Основные неисправности асинхронных короткозамкнутых

 

 

 

 

и синхронных электродвигателей..........................................

 

2 1

 

 

§ 5.Уход за электродвигателями в процессе эксплуатации . .

31

Глава II.

Тарификация электрической энергии и ее учет, улучшение

 

 

 

 

коэффициента

мощности

потребителей

насосной станции

3 3

§

6 . Основные

правила

установки тар и ф а ................................

gg

 

 

§

7. Причины

низкого

значения

коэффициента

мощности

 

 

 

 

электрических установок и последствия этого.....................

3 5

 

 

§

8 . Повышение коэффициента мощности..................................

 

3 7

 

Глава

III.

Источники электроснабжения

насосных станций................

 

§9. Особенности насосных станций как потребителей элект­ роэнергии и их электроснабжение.................................. ....

§10. Питание собственных нужд насосной станции................

§11. Месячные графики нагрузки трансформаторных подстан­

ций при насосных станциях сельскохозяйственного назна­

 

чения, число и мощность

главных трансформаторов . .

52

§ 12. Выбор числа и мощности

трансформаторов подстанции

55

Глава IV. Токи короткого замы кания......................................................

58

§ 13.

Виды коротких замыканий..................

58

§ 14.

Физическая картина протекания токов

короткого замы­

 

кания .................................................................................................

60

§ 15. Расчет трехфазного короткого замыкания по кривым за­

 

тухания ..............................................................................................

64

§ 16. Порядок расчета токов короткого замыкания по кривым

 

затухания......................

6 6

§17. Термическое и электродинамическое действие токов ко­ роткого замыкания на аппаратуру и токоведущие части

 

установки ......................................................................................

 

 

 

Глава V. Электрическая аппаратура

напряжением до

1000 и свыше

 

1000 В ........................................

. . • • .

j . | . | . ; . .

 

§ 18.

Воздушные неавтоматическиевыключатели

.............................

88

§ 19.

Автоматические воздушныевыключатели(автоматы) . .

92

§ 20.

Контакторы......................................................................................

 

 

97

§21.

Магнитные пускатели....................................................................

 

 

98

315