Файл: Шаповалов, Б. Т. Электрооборудование насосных станций учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
GD2nv |
|
tразгона |
(4) |
375 (ЛГд.средн -Л4н.среди) |
|
где GD2— маховой момент агрегата, |
кгм2, равный сумме маховых |
моментов двигателя и насоса; Мд.СредН— средний за период разгона момент двигателя; Мн.Средн—'Средний за период разгона момент со
противления на валу насоса (может быть принят |
равным 0,3 от |
номинального). |
быть опреде |
Средний момент асинхронного двигателя может |
|
лен по формуле |
|
МД.среди (0,45— 0,5) (44нач “Ъ -Ломакс) • |
(5) |
Здесь Мнач — начальный или пусковой момент двигателя; ММакс — максимальный момент двигателя. Значения Мнач и Ммакс даются в каталогах.
Определение продолжительности разгона агрегата имеет суще ственное значение для расчета теплового режима, пусковой аппа ратуры и двигателя насоса. С увеличением продолжительности разгона тепловой режим ухудшается, количество выделяемого теп ла увеличивается. Так как пусковой ток может быть в несколько раз больше номинального, то количество выделяемого тепла, про порциональное квадрату этого тока и длительности разгона, может быть настолько значительным, что вызывает повышенный нагрев двигателя и пусковой аппаратуры. Это снижает срок их службы, таю как ведет к быстрому старению изоляции. Обычно допустимой продолжительностью разгона считается время до 15 с. В каталогах иногда приводятся максимальные значения маховых моментов приводимых механизмов, допустимые для данного двигателя в за висимости от условий пуска.
§ 2. ВЫБОР ТИПА ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРИВОДА НАСОСОВ
Для электроприводов насбсов принимаются асинхронные и син хронные двигатели. Ротор асинхронного двигателя, как известно, вращается с меньшей скоростью, чем синхронного. Разница между скоростью вращения магнитного поля статора (синхронной ско ростью) и скоростью вращения ротора (скольжение) при полной нагрузке двигателя колеблется в пределах 0,012—0,06 от синхрон ной скорости. Причем большие значения скольжения соответствуют двигателям меньшей мощности.
В каталогах асинхронных двигателей приведены значения скольжения S и синхронной скорости пс для каждого двигателя. Располагая этими данными, можно определить скорость вращения
двигателя по формуле |
- |
(6) |
п = п0( \ — S): |
Синхронная скорость двигателя зависит от числа пар р, его по люсов и при стандартной частоте / = 50 Гц может быть определена по формуле
«о = |
3000 |
т |
---------• |
(7) |
9
Таким образом, чем больше пар полюсов имеет асинхронный двигатель, тем меньше его синхронная и номинальная скорости вращения. Тихоходные асинхронные двигатели характеризуются низкими значениями к.п.д. и coscp. Поэтому двигатели средних и малых мощностей, как правило, изготовляют быстроходными, ско рость их вращения — не менее 750 об/мин. Двигатели специально го назначения обычно большой мощности, скорость их вращения—• 375—680 об/мин (например, двигатели серии ВДД вертикального исполнения).
Все асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, если позволяет мощность питающей сети, можно пускать прямым вклю чением на полное напряжение.
Значения пусковых моментов современных короткозамкнутых
асинхронных двигателей |
составляют (1-г-1,9) Л4Н0М в зависимости |
от мощности двигателя, |
что для привода насосов достаточно. |
Источники питания, как правило, имеют большой запас мощ ности, позволяющий осуществлять прямой пуск асинхронных ко роткозамкнутых двигателей. В случае необходимости в цепь ста тора могут быть включены добавочные сопротивления, ограничи вающие пусковой ток, при этом для пуска короткозамкнутых двигателей потребуется меньшая мощность питающей сети. В ре зультате перечисленных факторов, а также простого пуска асин хронные короткозамкнутые двигатели являются одним из основных типов двигателей, широко применяемых для привода насосов на сосных станций.
Асинхронные двигатели с фазовым ротором для привода насо сов используются редко. Они сложнее по конструкции, чем корот козамкнутые, дороже (на 40—50%), выпускаются только в гори зонтальном исполнении и поэтому не могут быть использованы для вертикального монтажа.
При мощности насосов от нескольких сот до 10 000 кВт и более широко применяются синхронные двигатели. Они имеют ряд важ ных преимуществ по сравнению с асинхронными. При применении асинхронных двигателей большой мощности для привода насосов с числом оборотов в минуту 600 и менее, энергетические показате ли агрегата (к.п.д. исоэф ) оказываются сильно заниженными. Использование же синхронных двигателей в этом случае позволя ет избавиться от этих недостатков.
К преимуществам синхронных двигателей следует отнести также ‘их большую устойчивость в работе при случайных колебаниях напряжения в питающей сети. Действительно, момент синхронного двигателя пропорционален первой степени питающего напряжения, а асинхронного — его квадрату. Регулируя силу тока в обмотках возбуждения, можно заставить синхронные двигатели работать с опережающим cos ср, т. е. использовать их одновременно и как ис точник реактивной мощности для увеличения cos ф системы. Одна ко это возможно только при большой мощности двигателей и не достатке реактивной мощности в системе.
При наличии в системе других типов компенсирующих устано
30
вок, например статических конденсаторов, асинхронные двигатели можно применять при мощностях до 1000 кВт.
Пуск современных синхронных двигателей, как правило, асин хронный. Для такого пуска в пазы полюсных башмаков двигателя завод-изготовитель закладывает специальную короткозамкнутую пусковую обмотку. При включении статора двигателя в питающую сеть обмотка возбуждения разомкнута, и благодаря наличию пус ковой обмотки двигатель разгоняется как асинхронный До скорости, близкой к синхронной, и только тогда ток подается в обмотку воз буждения двигателя. При этом возникает синхронизирующий мо мент, который «втягивает» ротор в синхронизм, т. е. заставляет его вращаться с синхронной скоростью.
Для привода насосов могут использоваться двигатели как син хронные общепромышленного применения, так и специально изго товленные. Большинство общепромышленных синхронных двигатетелей имеют горизонтальный вал. Изготовляемые промышленнос тью специально для привода мощных насосов синхронные двигатели имеют вертикальный вал, например двигатели серый ВДС. Для скоростей вращения 750 об/мин с вертикальным валом могут быть изготовлены двигатели серии МС-320 и др.
При решении вопроса, какой из типов двигателей выбрать для привода данного насоса — асинхронный короткозамкнутый или синхронный, необходимо, кроме того, выяснить, выпускаются ли дв'игатели нужных параметров нашей промышленностью, так как изготовление двигателей по специальному заказу обходится Дорого и связано со значительными трудностями. Необходимо также при нимать во внимание пусковые свойства двигателей и так называе мый входной момент синхроннот*о двигателя. (Все эти вопросы будут рассмотрены ниже.)
В зависимости от мощности двигатели рассчитаны на одно из стандартных напряжений— 380, 500, 660, 3000, 6000, 10 000 В, при чем напряжение 500 В встречается значительно реже, чем 380 В, и в новых установках не применяется, так как по всем показателям уступает напряжению 660 В. Следует учесть, что к.п.д. электродви гателей, рассчитанных на напряжение до 1000 В, выше чем анало гичных электродвигателей, рассчитанных на более высокие напря жения. Общие потери энергии при использовании этих двигателей, даже с учетом потерь при промежуточной трансформации, оказы ваются меньше, чем при использовании двигателей, работающих с напряжением более 1000 В. Стоимость двигателей, рассчитанных на напряжение до 1000 В, также ниже, чем двигателей, использую щих более высокое напряжение. Практикой установлены рацио нальные пределы мощности для каждого из стандартных напря жений.
В табл. 1 и 2 приведены значения пределов мощности асинхрон ных и синхронных двигателей при различных напряжениях и ско рости вращения.
В зависимости от условий окружающей среды двигатель дол жен иметь соответствующую форму исполнения, защищающую его
П
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1 |
|
Пределы мощности асинхронных электродвигателей общего назначения с короткозамкнутым ротором, кВт |
|
||||||||
|
|
|
Синхронная скорость вращения, |
об/мин |
|
|
|
|
||
Тип |
3000 |
1500 |
1000 |
750 |
600 |
500 |
375 |
250 |
Напряжение, |
В |
|
|
|
||||||||
|
1—10 |
0,6—7 |
1—4,5 |
|
|
— |
— |
|
127 |
|
А |
126 |
0,6—125 |
1—125 |
4,5—125 |
55—125 |
|
|
220 |
|
|
1—320 |
0,6—320 |
1—320 |
125—250 |
100—160 |
|
_ |
380; 500 |
|
||
|
160—400 |
100—400 |
100—250 |
|
3000 |
|
||||
|
320—400 |
200—320 |
200 |
|
|
|
|
|
6000 |
|
АО, АО |
0,6—100 |
0,6—100 |
1—75 |
4 ,5 -5 5 |
320—500 |
200—320 |
|
|
220; 380; 500; |
|
(ДАЗО) |
|
400—1000 |
250—800 |
200—630 |
|
|
3000 |
|
||
|
|
320—800 |
320—630 |
250—500 |
250—400 |
200—250 |
— |
— |
6000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
МА-36 |
75—250 |
120—145 |
80—100 |
65 -80 |
— |
— |
— |
— |
380; 500 |
|
МА-35 |
18—125 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
220; 380; 500 |
|
КО |
8—100 |
8—90 |
6—75 |
4—50 |
— |
— |
— |
— |
380 |
|
К |
— |
4 -1 5 |
3—15 |
4 -11 |
— |
— |
— |
— |
380 |
|
КОМ |
0,6—100 |
0,6—100 |
2,8—30 |
7—55 |
— |
— |
— |
— |
380 |
|
МА-140 |
— |
5,5—85 |
3,8—61 |
2,7—46 |
— |
— |
— |
— |
380; 500; 660 |