Файл: Сичиков, М. Ф. Металлы в турбостроении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

деленных условиях при отпуске в хрупкое состояние, и быстрое охлаждение на воздухе, если можно ожидать развития такой хрупкости. В зависимости от температуры нагрева различают несколько видов отпуска.

Высокий отпуск выполняют с нагревом для конструкционных сталей до 450—670° С. Термическую обработку, состоящую из закалки и высокого отпуска, называют улучшением.

Средний отпуск с нагревом до температур, обычно не превы­ шающих 350—480° С, осуществляют в тех случаях, когда необ­ ходимо сохранить упругие свойства в сочетании с достаточной вязкостью. Такому отпуску подвергают, например, некоторые виды пружин.

Низкий отпуск с нагревом до 250° С используют в тех слу­ чаях, когда необходимо сохранить высокую твердость.

Отпуску подвергают не только закаленные, но и нормализо­ ванные металлы и сплавы. Для легированных жаропрочных ста­ лей обычно применяют высокий отпуск с нагревом до 600—700° С. Выбор температуры при отпуске имеет большое практическое значение для сталей, работающих при высоких температурах, так как структура стали будет в процессе эксплуатации тем ста­ бильнее, чем значительнее температура отпуска превышает ра­ бочую температуру. В практике турбостроения отпуску подвер­ гают практически все закаливаемые и большую часть нормали­ зуемых заготовок и деталей.

Из операций химико-термической обработки в турбостроении находит применение азотирование (нитрирование) — насыще­ ние поверхностного слоя изделий азотом, выделяющимся в про­ цессе диссоциации аммиака при нагреве до 500—600° С. В струк­ туре азотируемой стали образуются соединения металла с азо­ том — нитриды, обладающие высокой твердостью и теплостой­ костью. Для азотируемых деталей применяют стали, содержа­ щие легирующие элементы, способные образовывать с азотом проч­ ные нитриды. Поверхностная твердость изделия после азотиро­ вания достигает 1300ЯІ7 и почти равна твердости алмаза.

Азотирование увеличивает предел выносливости стали, ее коррозионную стойкость в паровой, масляной и воздушной сре­ дах и износостойкость. Применение азотирования в турбострое­ нии все более расширяется, так как оно повышает надежность деталей регулирования и парораспределения, сегментов сопел, болтов и шпилек разъемов цилиндров и др.

Диффузионное насыщение. Поверхностные слои металла часто насыщают хромом, алюминием, что значительно повышает стой­ кость к газовой коррозии. Такую химико-термическую обработку применяют, например, для плоских пружин лабиринтных уплотнений.

В последние годы предложены новые способы повышения проч­ ности металлов: механико-термическая обработка (МТО), термо­ механическая обработка (ТМО), термо-механико-магнитная,

53


термо-магнитная и другие виды упрочняющих обработок. Все они представляют собой сочетание различных видов воздействия на металл: деформирование с последующим или одновременным нагревом и длительной выдержкой при сравнительно невысоких температурах; наложение электромагнитного поля на термически обрабатываемое изделие и др.

Такие способы комбинированной обработки, базирующиеся на создании в металле, в соответствии с основными положениями дислокационной теории, структур, обеспечивающих наибольшую сопротивляемость деформированию и разрушению, уже раз­ рабатываются применительно к металлам, используемым в котло- и турбостроении. Например, были изучены возможности приме­ нения, после обычной нормализации и отпуска труб пароперегре­ вателей из стали 12Х1МФ, упрочняющей механико-термической обработки в целях повышения долговечности труб.

Наибольший эффект упрочнения был достигнут в результате применения двухили трехкратной механико-термической обра­ ботки с начальной деформацией 1,5— 10% и промежуточным ста­ рением труб в разгруженном состоянии при 150° С в течение 6 ч. Срок службы стали, определенный методом экстраполяции ре­ зультатов испытаний на длительную прочность, после дополни­ тельной упрочняющей обработки во много раз превышает срок службы стали после обычной термообработки — нормализации

иотпуска.

И.А. Одинг, 3. Г. Фридман и П. В. Зубарев исследовали влия­ ние механико-термической обработки на жаропрочность стали 1Х18Н9 (деформирование на 10% при 600° С и отжиг при этой

температуре в течение 100 ч), сплава ЭИ437 (деформирование на 0,3% при 600° С и отжиг при этой температуре в течение 100 ч) и сплава ЭИ617 (деформирование на 1% при 6009 С и отжиг при этой температуре в течение 100 ч). Было установлено, что в ука­ занных металлах и сплавах в результате механико-термической обработки значительно возрастают предел длительной прочности, срок службы и релаксационная стойкость, а скорость ползучести снижается.

Восстановительная термообработка. Особое место занимают некоторые виды термообработки, имеющие целью обеспечить на­ дежную службу металла, в котором в процессе эксплуатации при высоких температурах (в условиях воздействия постоянных или переменных напряжений) возникли повреждения и уже достигли известной степени развития.

По современным теориям процесс разрушения развивается в металле постепенно. При деформации вначале образуются суб­ микроскопические повреждения, которые становятся микроско­ пическими, затем макроскопическими и приводят в результате к разрушению металла. Эффективным для повышения долговеч­ ности может явиться «залечивание» возникших в металле повреж­ дений. Проведено немало исследований возможности «залечива-

54


ния» повреждений, в частности металлов, применяемых в энерго­ машиностроении.

В. С. Иванова и Н. А. Воробьев изучали возможность устра­ нения накопленных повреждений, возникших в металле прутков 014 мм из стали IX18Н9Т и прутков 02 0 мм из никелевого сплава ЭИ437А при различных способах нагружения. Образны стали IX18Н9Т для «залечивания» отжигали при 1100° С в течение 30 мин, сплава ЭИ437А— при 1150° С в течение 1 ч. В результате были сделаны выводы, что при такой термической обработке в исследо­ ванных металлах может происходить «залечивание» субмикроско­ пических трещин и что в принципе существуют эффективные ме­ тоды повышения долговечности поврежденного металла специаль­ ной термообработкой.

П. А. Антикайн исследовал возможности устранения поврежде­ ний, накапливаемых при переменных напряжениях в металле образцов углеродистой стали 15кп. И. И. Трунин исследовал образцы сталей ЭИ257 и 1Х18Н9Т после испытаний на ползучесть и длительную прочность и пришел к заключению, что если де­ фекты в деформируемом металле не достигли некоторых крити­ ческих размеров, восстановительная термическая обработка мо­ жет существенно повысить долговечность его службы.

Режимы восстановительной термической обработки следует определить для каждого металла и сплава конкретно, на основе анализа характера накопившихся повреждений.

СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТАЛЕЙ И СПЛАВОВ

При испытаниях и исследованиях металлов, используемых в турбостроении, приходится встречаться с описываемыми ниже структурными составляющими сталей и сплавов.

Железо — элемент, обладающий полиморфизмом. При темпе­ ратуре до 910° С железо имеет объемноцентрированную кристал­ лическую решетку Fea. Постоянная решетки — длина ребра куба а = 2,86 ІО-7 мм или 2,86 Â (атомные расстояния выра­ жаются в специальных единицах— ангстремах: 1 Â = 1 10~7 мм). При температуре металла 910° С происходит перестройка этой решетки в гранецентрированную решетку Fe?, которая при 1400° С вновь превращается в объемноцентрированную, обозначаемую Fe6. При температуре 768° С в железе, без перестройки решетки, происходит изменение магнитных свойств. Если температура выше 768° С, то железо становится нема" нитным; в этом состоянии его иногда называют ß-железом.

Феррит. Твердый раствор углерода в a -железе называют ферритом. Растворимость углерода в a -железе очень невелика: от 0,006% при комнатной температуре до 0,04% при 723° С. Твердость феррита (примерно) НВ 60—80. Феррит— вещество ферромагнитное. Ферритную составляющую можно наблюдать при изучении структуры турбинных валов из углеродистой и

55


легированной сталей, дисков, стальных отливок цилиндров. Под микроскопом феррит при обычном травлении светлый. Он наблю­ дается в виде отдельных полиэдров — зерен или в виде сетки. На рис. 22 показана структура турбинного диска из углеродистой стали при 130-кратном увеличении. Светлая тонкая сетка вокруг темных зерен — феррит. На рис. 23 изображена структура (при 250-кратном увеличении) трубы паропровода из стали, содержащей 0,5% молибдена. Светлые участки представляют собой зерна феррита.

Цементит. Химическое соединение железа с углеродом Fe3C называют цементитом. В составе цементита 93,33% железа и 6,67% углерода. В отличие от феррита цементит характеризуется хрупкостью и высокой твердостью (~ Я 5 800). Так как раствори­ мость углерода в a -железе очень мала, углерод в стали обычно входит в состав цементита или других карбидов. Цементит ферро­ магнитен до температуры 217° С. В сталях цементит наблюдается в различных формах — от пластинок до сфероидов. При длитель­ ном воздействии высоких температур происходит процесс сфероидизации цементитной составляющей, который существенно изме­ няет прочность стали.

В определенных условиях цементит распадается с выделением свободного углерода в виде графита. В связи с этим в сталях мо­ жет происходить процесс графитизации, последствия которой могут быть весьма опасны. Наличие в конструкционной стали структур­ носвободного цементита нежелательно. Обычно цементит при­ сутствует в стали в составе перлита.

Перлит. Механическую смесь феррита и цементита называют перлитом. В составе перлита семь частей феррита и одна часть цементита. Перлит бывает пластинчатый и зернистый. На рис. 24 при 800-кратном увеличении представлена структура пластинча­ того перлита. В зернистом или глобулярном перлите цементит в форме сфероидов равномерно распределен в ферритной массе.

Предел прочности при разрыве пластинчатого перлита дости­ гает примерно 90 кгс/мм2, относительное удлинение—-до 10%. Прочность зернистого перлита ниже, чем пластинчатого, а пла­ стичность выше.

При определенном содержании углерода, составляющем 0,8—0,9% для углеродистых сталей с различным содержанием кремния и марганца, сталщ имеет перлитную структуру. Такой состав стали называют эвтектоидным. При более низких со­ держаниях углерода сталь имеет перлитную и ферритную струк­

туру.

В зависимости от степени дисперсности пластинчатый перлит подразделяют (ГОСТ 8233—56) на 10 баллов с межпластинчатыми расстояниями (определяемыми под микроскопом при 1000-кратном увеличении): для первого балла — менее 0,20 мкм; для десятого балла — более 2 мкм. Зернистый перлит также подразделяют на 10 баллов со средним диаметром зерен цементита при указанном

56


Рис. 22. Ферритная сетка в микроструктуре

рис. 23. Зерна феррита в микрострук­

диска турбины из углеродистой стали

туре металла паропровода высокого

 

давления

Рис. 24. Пластинчатый перлит (Х 800)

57

увеличении для первого балла (точечного) до 0,25 мкм, для десятого балла (грубозернистого) более 3 мкм.

При содержании углерода выше эвтектоидного структура со­ стоит из перлита и свободного цементита. Структурносвободный цементит наблюдается и в сталях с малым содержанием углерода, очень далеким от состава сплава, соответствующего эвтектоидному.

В конструкционных сталях, из которых изготовляют детали паровых турбин, содержание углерода обычно не превышает 0,3—■ 0,4%. Эти стали в состоянии нормализации или отжига характе­ ризуются феррито-перлитной структурой. На рис. 25 показаны подобные структуры вала, диска и цилиндра турбины.

Сорбит. Как и перлит, сорбит представляет собой механическую смесь феррита и цементита. Однако строение сорбита значительно более тонкое. Структуру сорбита имеют турбинные лопатки из высокохромистых нержавеющих сталей, поковки турбинных дисков, валов и роторов из легированных сталей (хромомолибде­ новой, хромоникельмолибденовой и др.) после закалки и отпуска. На рис. 26 показана структура сорбита на шлифе металла турбин­ ной лопатки из стали 2X13 после закалки при температуре 1000° С в масле и последующего отпуска при 650° С с охлаждением на воздухе. Прочность и твердость сорбита выше, чем перлита.

Аустенит. Твердый раствор углерода в у-железе, которое имеет кристаллическую пространственную решетку куба с цен­ трированными гранями, называют аустенитом. Параметр решетки равен 3,65 Â. у-железо растворяет углерод в количестве до 1,7%. Атомы в нем размещены значительно плотнее, чем в а-железе. Поэтому переход а-железа в модификацию у сопровождается уменьшением объема металла. Структура аустенита показана на рис. 27. Подобную структуру имеют, например, высоколегиро­ ванные стали, применяемые для изготовления рабочих лопаток газовых турбин.

Аустенит характеризуется относительно невысокой твердостью, пониженной прочностью и высокими пластическими свойствами: относительное удлинение достигает 50%; ударная вязкость вы­ сока. Сталь со структурой аустенита имеет максимальную плот­ ность, высокое электрическое сопротивление, немагнитна и устой­ чива против коррозии в растворах кислот.

Таковы основные структурные составляющие сталей, приме­ няемых в турбостроении.

«Стальной угол» диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов показан на рис. 28. Н иже температур, лежащ их на линии АЕ, стали находятся в твердом состоянии. Неправильный четырехугольник AESG ограничивает область аусте­

нитного

состояния стали.

 

Температура окончания процесса затвердевания стали зависит от

содерж а­

ния в

ней углерода и определяется по линии АЕ.

 

При дальнейшем охлаждении аустенит претерпевает превращения,

которые

в зависимости от содержания углерода начинаются при температурах, соответ­

ствующих линиям GS или S E ,

и заканчиваются при температурах, соответствую­

щих линии PS. Превращения

в сталях, обычно применяемых в турбостроении,

58