Файл: Сичиков, М. Ф. Металлы в турбостроении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нии низка. Отпуск при 100—300° С не вызывает достаточно интен­ сивного выпадения карбидов и обеднения феррита легирующими элементами. Интенсивное выпадение карбидов наблюдается при нагреве до 650° С. Внутреннее трение начинает возрастать и до­ стигает наибольшего значения тогда, когда термическая обработка обеспечивает наименьшую легированность, а следовательно, и наи­ большую пластичность феррита, т. е. после высокого (600—700° С) и продолжительного отпуска.

Отметим, что общепринятой методики определения декремента затуханий пока нет, экспериментальный материал, характеризую­ щий значения декремента сталей в различных условиях, весьма ограничен, встречаются противоречивые данные.

По способности гасить колебания стали 1X13 и 2X13 занимают первое место среди сталей, применяемых в настоящее время в паротурбостроении для лопаток. При прочих равных условиях у стали 1X13 эта способность выше, чем у стали 2X13.

Пределы ползучести и длительной прочности, а также релак­ сационная стойкость сталей 1X13 и 2X13 приведены в табл. 16 и 17.

 

16.

Характеристики жаропрочности сталей 1X13 и

2X13

 

 

Параметры

 

1X13 (ат — 41-=-45 кгс/мм2)

2X13 (ат =

 

 

= 52 кгс/мм2)

 

 

 

 

 

 

 

Температура

испытаний

 

 

 

 

 

в ° С ...........................................

400

450

500

450

500

Предел

ползучести

(1 %;

 

 

 

 

 

100 000 ч) в

кгс/мм2 . . .

12,3

10,5

5,7

12,8

7

Предел

длительной

прочно­

 

 

 

 

16

сти (100 000

ч) в

кгс/мм2

 

22

12

26

Было исследовано влияние длительных (до 10 000 ч) выдержек при высоких температурах (от 470 до 600° С) на механические свой­ ства сталей 1X 13 и 2Х13, определяемые при комнатной температуре после окончания выдержки. Исследование показало, что характе­ ристики прочности и пластичности в этих условиях не претерпе­ вают существенных изменений.

Сопротивление эрозии хромистых сталей невысокое. Причи­ ной эрозионного разрушения лопаток последних ступеней части низкого давления турбин являются удары капель воды, образую­ щихся в процессе частичной конденсации пара и увлекаемых его потоком. Известно, что эрозионное разрушение тем больше, чем выше кинетическая энергия действующих частиц. Заметное повре­ ждение вызывают крупные капли, вырывающиеся из скоплений воды на направляющих лопатках и корпусе.

Интенсивность эрозии возрастает с увеличением влажности пара, размеров капелек воды, скорости удара их об лопатки. Во многих исследованиях и наблюдениях отмечается следующая за­ кономерность: после определенного значения (порога) скорости

132


17. Релаксационная стойкость сталей 1X13 и 2X13

Темпе­

Началь­

 

Остаточное напряжение в кгс/мм2 за время в ч

 

ное на­

 

 

 

 

 

 

 

 

ратура

пряжение

 

 

 

 

 

 

 

 

R °С

в

100

500

1000

2000

3000

4000

5000

10 000

 

кгс/мм2

 

 

 

 

 

 

 

 

Сталь 1X13

400

30

23,1

19,3

18,6

18,6

18,3

17,9

17,8

400

25

20,2

16,7

16,3

15,9

15,8

15,4

15,3

400

20

16,6

15,5

14,8

14,4

14,1

13,9

13,8

450

30

17,3

15,2

14,5

13,5

12,8

12,3

11,8

450

25

15,1

13,2

12,4

11,7

11,2

10,9

10,7

450

20

13,3

11,4

10,9

10,2

9,8

9,2

8,8

450

15

9,8

8,4

8,1

7,5

7,3

Сталь 2X13

400

35

25,0

23,8

23,0

22,8

20,3

19,8

19,5

400

30

22,7

20,9

20,7

19,9

18,2

17,0

17,0

400

25

18,1

17,7

17,5

17,1

16,6

16,5

16,3

400

20

14,5

14,3

13,7

13,5

13,4

13,0

13,0

450

35

17,3

15,9

14,9

13,2

12,5

11,8

11,3

450

30

15,8

14,0

13,0

11,6

10,8

10,3

9,6

450

25

12,2

11,6

10,9

10,0

9,0

8,5

8,0

П р и м е ч а н и е .

Значения остаточных напряжений за 5000 и 10 000 ч получены

экстраполяцией.

удара капелек воды эрозия становится значительной и интенсив­ ность ее возрастает приблизительно пропорционально кубу ука­ занной скорости. Порог скорости изменяется в весьма широких пределах в зависимости от твердости подвергающегося воздействию эрозии металла — от 90 м/с для мягкой стали до 300 м/с для стел­ лита. На рис. 50 показаны лопатки из нержавеющей стали с раз­ рушенными эрозией входными кромками.

Характер эрозионного повреждения различен в зависимости от условий, в которых оно развивается, направления потока ча­ стиц, вызывающих эрозию, размеров частиц, их скорости и т. д. В некоторых случаях на поверхности металла образуются борозд­ ки, ориентированные в направлении потока. Когда поток частиц направлен перпендикулярно поражаемой поверхности, появляются изъязвления округлой формы. Первоначально происходит удаление мельчайших частиц металла с поверхности лопаток, а с течением времени развивается локальное разрушение этой поверхности.

На лопатках последних ступеней процесс эрозионного разру­ шения происходит, как показали наблюдения, следующим обра­ зом: через некоторое, иногда очень короткое (несколько часов), время после начала эксплуатации на входной части спинки в верх­ ней части лопатки поверхность металла покрывается тусклым налетом. Далее на участке, где имеется этот налет, появляется очень большое количество точечных углублений диаметром от со­ тых до десятых долей миллиметра. Эти углубления увеличиваются

т


вглубь и вширь, соединяются между собой, поверхность лопатки становится на пораженном участке губчатой. Входная кромка утончается. По мере износа входной кромки зона поражения пере­ двигается в глубь лопатки.

Рис. 50. Входные кромки лопаток турбин: I — участок кромки, разрушенный эрозией

Эрозионное разрушение развивается особенно сильно в на­ чальный период после пуска турбины. С течением времени и уве­ личением износа скорость развития эрозии заметно уменьшается. Проведенными наблюдениями над лопатками одной из мощных турбин было установлено, что эрозионный износ входных кромок лопаток последней ступени на глубину до 4 мм произошел после первой тысячи часов эксплуатации. Дальнейшее увеличение глу­ бины износа еще на 4 мм произошло только после 30 000 ч эксплуа­ тации турбиньі.

134

Эрозионное разрушение не представляет серьезной опасности, пока оно не подойдет слишком близко к проволочному бандажу или к основанию шипа для крепления ленточного бандажа. Эро­ зионное разрушение оснований шипов может привести к отрыву ленточного бандажа.

Борьбу с эрозией ведут различными способами: улучшением конструкции элементов проточной части турбин, способствующим менее интенсивному развитию эрозии; удалением влаги; примене­ нием металлов, устойчивых против эрозии. По данным исследова­ ний, выполненных английскими турбостроительными фирмами, применение двухъярусной конструкции предпоследней ступени части низкого давления (лопатки Баумана) способствует снижению интенсивности развития эрозии. Разработаны разнообразные кон­ струкции водоулавливающих камер, отбора пара, отводящих уст­ ройств, обеспечивающие в большей или меньшей мере удаление влаги из проточной части. Устанавливаются специальные сепа­ раторы влаги между цилиндрами турбин или группами сту­ пеней.

Экспериментально определено, что эрозионное разрушение вызывают не все капельки воды, увлекаемые потоком пара, а

восновном те из них, диаметр которых близок к 150 мкм. Между тем в процессе конденсации в среде водяного пара образующиеся капельки воды имеют во много раз меньшие размеры — настолько меньшие, что даже с учетом увеличения капелек при их движении

втурбине они должны подходить к последним ступеням лопаток с диаметром в несколько десятых долей микрона. Крупные капли, как правило, образуются из скоплений воды на различных уча­ стках проточной части. Особенно опасны, по-видимому, скопления влаги в виде пленки, появляющейся на поверхности направляющих лопаток.

Всвязи с этим в последнее время применяют конструкцию диафрагм с пустотелыми направляющими лопатками, снабженными щелями для отсоса влаги. Выходные кромки направляющих лопа­ ток заостряют, чтобы капли воды, отрывающиеся от кромки, имели возможно меньшие размеры. Аксиальные зазоры между выходной кромкой направляющей лопатки и входной кромкой рабочей ло­ патки увеличивают, что повышает вероятность разрушения круп­ ных капель влаги потоком пара и уменьшает разность скоростей движения пара и воды.

Используют различные способы защиты поражаемых эрозией поверхностей лопаток. К таким способам относятся припайка защитных пластин или наплавка на эти поверхности твердых спла­ вов, специальная термическая или термохимическая обработка лопаток. Эти способы защиты основаны на том, что интенсивность эрозионного разрушения металлов тем меньше, чем выше их твер­ дость и износоустойчивость.

Впрактике советского турбостроения применяют защиту входных кромок лопаток последних ступеней напайкой тонких

135


стеллитовых пластин (рис. 51), которые, принимая насебя удары капель воды, предохраняют кромку лопатки от их разрушитель­ ного действия. Пластины изготовляют методом точного литья, обычно из стеллита ВЗК — углеродосодержащего сплава на основе кобальта и хрома следующего химического состава (в %):

С

Со

Cr

W

Si

S

Fe

1,0— 1,2

60— 65

25—28

4 —5

2,0 —2,5 '

< 0 ,0 7

Остальное

Стеллит ВЗК склонен к образованию трещин. Поэтому необ­ ходима осторожность при выполнении операций напайки пластин на лопатки. Пайку выполняют серебряным припоем ПСр-45. Твердость стеллитовых пластин, которая должна быть не ниже HRC 40, при правильном осуществлении процесса пайки не сни­ жается; не меняется также и структура металла лопаток.

Опыт показывает, что не всегда прочность серебряного припоя оказывается достаточной для надежного крепления стеллитовых пластин. Предел выносливости лопаток с припаянными стелли­ товыми пластинами заметно ниже, чем лопаток без пластин, а усталостное разрушение начинается обычно в стыке между пла­ стинами. Поэтому иногда для защиты от эрозии значительно на­ груженных лопаток последних ступеней мощных турбин наплав­ ляют стеллитом входные кромки.

Прутки и пластины для наплавки получают методом точного литья. Химический состав прутков (в %) следующий:

С

Со

Cr

W

Si

N i

S

 

Fe

0.9 — 1,3

58— 63

28— 32

4 —5

1,7—2,7

< 2

< 0 ,0

7

Остальное

Перед наплавкой лопатки подогревают до —600° С. Стеллит наплавляют обычно в нейтральном или слегка восстановительном кислородно-ацетиленовом пламени во избежание изменения со­ держания углерода в наплавляемом металле. Особенно нежела­ тельно науглероживание, так как оно может повысить чувстви­ тельность стеллита к образованию трещин. При наплавлении ис­ пользуют флюс (25% борной кислоты, 25% буры и 50% плавико­ вого шпата).

После наплавки проводят отпуск лопаток при 700° С, жела­ тельно в печи с нейтральной атмосферой. Исследования показали, что при термической обработке с нагревом в интервале температур от 700 до 1100° С и охлаждением в различных средах (с печью, в воде, на воздухе) заметных структурных превращений и измене­ ний механических свойств в стеллите не наблюдается. Только длительные выдержки при температурах выше 700° С вызывают значительное упрочнение стеллита. Чтобы уменьшить деформацию лопаток, наплавку их стеллитом и последующую термообработку - выполняют в жестких приспособлениях.

Для исследования явления эрозии и разработки мероприятий по защите от нее лопаток созданы специальные машины, позволяю-

136


щие оценивать влияние различных факторов на развитие процесса эрозии. По специально получаемым электронным и оптическим микрофотографиям наблюдают, как происходит разрушение ме­ талла. В некоторых установках для анализа процесса эрозион­ ного разрушения используют высокоскоростные киносъемочные

камеры, позволяющие получать до 200 тыс.

кадров

в минуту.

 

 

 

Эрозионную стойкость испытывают и в дей­

ствующих турбинах.

Например, на

тепловой

электростанции Кастл Доннингтон в

Англии

в течение 18 месяцев на турбине мощностью

100 МВт, несущей базовую нагрузку, в выхлоп­

ном пространстве испытывали смонтированные

на специальной раме цилиндрические образцы

из сталей различных марок и твердости, в том

числе полученных методом вакуумной плавки,

а также стеллиты.

сопротивляемости эрозии

Для

повышения

некоторых деталей турбин, изготовляемых из

сталей 1X13 или 2X13 (например, сегментов

сопел), их азотируют по специально разрабо­

танному технологическому процессу. В резуль­

тате получают твердость азотированной поверх­

ности НѴ 800—850 и глубину азотированного

слоя

0,25—0,30 мм.

 

азотированного

Характерной особенностью

слоя нержавеющей стали является сравнитель­

но резкий перепад твердости при переходе от

этого слоя к сердцевине изделия. Переходная

зона

практически отсутствует.

Несмотря на

этот

недостаток, азотированные сегменты сопел

турбин

высокого давления

характеризуются

 

 

 

 

удовлетворительной эрозионной

стойкостью в

Рис.

51. Лопатка

по­

условиях

эксплуатации. При

азотировании

следней ступени

тур­

бины

высокого

дав­

наблюдается незначительное

увеличение

раз­

ления со стеллитовы­

меров

образцов — 0,03—0,04

мм

на сторону

ми

пластинами

на

 

входной кромке:

(при размерах образцов 7x15x80 мм). Струк­

1

— стеллитовые пла­

тура азотированного слоя нержавеющей стали

 

 

стины

 

мало отличается от структуры его

сердцевины

с

включениями

и представляет собой сорбит

тонкого строения

нитридов,

расположенными в виде тонкой

сетки по границам зе­

рен, и с отдельными мелкими их включениями.

Для защиты от эрозии рабочих лопаток последних ступеней применяют электроискровое упрочнение входных кромок.

Эрозионные повреждения лопаточного аппарата могуѴ быть вызваны ударами не только капель воды, но и твердых частиц, которые иногда несет поток пара. Так, на некоторых электростан­ циях отмечены эрозионные разрушения первых рядов лопаток

137