ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
ностями чугуна: низкими пластическими свойствами, которые являются причиной значительных остаточных напряжений и появления трещин при сварке; склонностью к образованию зака ленных и отбеленных структур при недостаточно медленном охла ждении, что придает чугуну высокую твердость и хрупкость и часто исключает возможность механической обработки после сварки; значительной разнородностью химического состава и структуры как различных отливок, так и в пределах одной и той же отливки; наличием графита, легко соединяющегося с кис лородом, проникающим в металл шва и вызывающим склонность к пористости шва, и т. д.
Существует несколько способов заваривания дефектов чугуна, однако ни один из них не может быть признан вполне удовлетвори тельным для всех случаев, встречающихся на практике. Приме няют холодную и горячую сварку чугуна. Холодную сварку вы полняют с применением электродов: чугунных, стальных мало углеродистых со стабилизирующими обмазками, медножелезных и из монель-металла. Химический состав в % прутков для сварки чугуна (марка А для газовой сварки и для стержней электродов
при горячей сварке; |
марка |
Б — для стержней |
электродов при |
|||||||
горячей |
и |
холодной |
сварке) |
следующий: |
|
|
|
|||
|
|
С |
|
Si |
Mn |
Р |
S |
Cr |
Ni |
|
Марка |
А |
3,0 —3,6 |
3,0 —3,5 |
0,5 —0,8 |
0,2 —0,5 |
sc0 ,0 8 |
s=0,05 |
s=0,3 |
||
Марка |
Б |
3,0 —3,6 |
3,6— 4,8 |
0,5—0,8 |
0,3—0,5 |
s=0,08 |
s^0,05 |
sc0 ,3 |
Технология сварки и состав обмазок должны быть выбраны так, чтобы скорость охлаждения шва была меньшей, и с обмазкой в шов вводились элементы, способствующие получению структуры серого чугуна. Чтобы увеличить прочность соединения при ре монте толстостенных изделий, в свариваемых кромках устанавли вают шпильки из малоуглеродистой стали. Количество шпилек должно быть таково, чтобы суммарная их площадь составляла не более 25% площади излома свариваемой детали. Диаметр шпилек d обычно равен 0,3—0,4 толщины стенки, глубина вверты вания 1,0— 1,5d, высота выступающей части 0,5— 1,0d. Первона чально обваривают шпильки, а затем заплавляют всю разделку.
Горячая заварка — весьма совершенный метод устранения пороков чугунных отливок, однако выполнение ее трудоемко и дорого. Пороки, подлежащие горячей заварке, тщательно выру бают. Форма вырубки U-образная. Место вокруг вырубленного участка формуют специальными графитовыми, угольными или коксовыми пластинами, или формовочным песком, замешанным на жидком стекле. Цель такой формовки — предотвратить возмож ность вытекания жидкого металла. Иногда формовку для горячей сварки выполняют в опоках.
Детали, подлежащие исправлению, нагревают в печи или в горне до 600—700° С. Сварку ведут в нижнем положении, так как ванна довольно значительного объема в течение всего процесса
222
заварки остается жидкой. Если подлежащий исправлению участчЖ деталей велик, то при формовке объем наплавки делят на два или более участков графитовыми перегородками и заваривают участок за участком с повторными нагревами. Для горячей сварки при меняют чугунные электроды или чугунные присадочные прутки (при сварке с угольным электродом). Сила тока и диаметр элек тродов при горячей сварке значительно больше, чем при холодной.
Пороки чугунных отливок можно исправлять газовой сваркой. В качестве присадочного материала применяют литые чугунные прутки с содержанием кремния до 3—3,5%. Сварку ведут с пред варительным подогревом до 300—400° С. Охлаждение изделия после сварки должно быть замедленным.
СВАРНО - ЛИТЫЕ И СВАРНОЛИСТОВЫЕ Ц И Л И Н Д Р Ы
Из углеродистых, хромомолибденованадиевых, упрочненных высокохромистых и других сталей производят как цельнолитые, так и сварно-литые заготовки верхних и нижних половин цилин дров высокого и среднего давления в многокорпусных паротурбин ных агрегатах большой мощности и соответствующие отсеки цилиндров однокорпусных турбин. Применение сварно-литых ци линдров, как показал опыт, является весьма целесообразным и эффективным с технической и экономической точки зрения.
В большинстве конструкций современных паровых турбин участки цилиндра, где имеют место наиболее высокие температуры и давления, выполняют в виде отдельных отливок или поковок из специальных сталей. Таким образом изготовляют, например, клапанные и сопловые коробки. Это позволяет упростить конфи гурацию и уменьшить массу отливок цилиндров или отсеков высокого давления, существенно облегчить механическую обра ботку цилиндров, уменьшить ее трудоемкость, сократить произ водственный цикл, так как паровые и сопловые коробки могут быть полностью или почти полностью механически обработаны независимо друг от друга до их соединения с цилиндрами.
Разница температур по длине цилиндра может быть весьма значительной. В связи с этим требования, которые предъявляют к металлу цилиндра в высокотемпературной его части, оказываются излишними для металла части цилиндра на стороне выпуска пара. Поэтому технически и экономически целесообразно выполнять цилиндры сваренными из отливок, металл которых имеет различ ные характеристики жаропрочности. Большие возможности, от крывшиеся в направлении создания таких цилиндров для многих типов турбин, обусловлены значительными успехами, достигну тыми в области сварки сталей разнородных марок. В современных паровых турбинах большой мощности сварными из отливок, изго товленных из сталей различных марок, выполняют цилиндры высокого и среднего давления. Например, часть цилиндра, рабо тающую при температурах до 565° С, изготовляют из стали
223
15Х1М1ФЛ, а часть, испытывающую воздействие температур, не превышающих 400° С, — из углеродистой стали. Такое решение позволяет снизить стоимость металла цилиндра на 20—30%. Кроме того, облегчается производство отливок, так как размеры и масса каждой из них уменьшаются, а форма упрощается.
Цилиндры низкого давления в турбинах большой мощности достигают значительных размеров и массы. Так, длина нижней половины цилиндра низкого давления турбины мощностью 300 тыс. кВт составляет более 9,8 м, ширина 9 м, а высота — около 3 м. По условиям службы цилиндр низкого давления для такой турбины мог бы быть выполнен из чугуна, однако производ ство отливки таких размеров представляет существенные труд ности, особенно при относительно тонких стенках цилиндра. Поэтому цилиндры и отсеки низкого давления в современной прак тике турбостроения изготовляют в основном сварными из листо вого проката. Сварнолистовыми выполняют обоймы низкого давления, опоры подшипников и многие другие детали и узлы паровых и газовых турбин.
Применение сварно-литых, сварно-кованых, сварно-штампован ных и сварнолистовых конструкций в производстве деталей и узлов статоров турбин дает значительный технический и экономи ческий эффект, снижает трудоемкость производства, затраты на исправление дефектов литья и пр. Сварка позволяет осуществлять рациональные конструкции требуемой конфигурации и проч ности, выполнять монолитные детали статоров турбины практи чески любых необходимых размеров. Детали, из которых свари вают конструкции крупных габаритных размеров, можно предва рительно подвергать механической обработке, что наряду с сокра щением цикла производства позволяет уменьшить загрузку круп ного и уникального металлорежущего оборудования — карусель ных станков с большим диаметром планшайбы, крупных про дольно-строгальных и других станков.
При проектировании сварных конструкций деталей и узлов статоров турбин предусматривают изготовление каждой из их составных частей наиболее рациональными технологическими приемами. Например, элементы конструкции, которые характе ризуются сложностью формы, выполняют различными методами литья; детали, требующие высокой степени чистоты поверхности в заготовке без механической обработки, изготовляют штампов кой и т. д.
Разработку конструкции и технологического процесса про изводства сварных изделий, имеющих крупные габаритные раз меры, как например, цилиндры, выпускные патрубки и др., осуществляют обычно на основе формирования их из отдельных свариваемых между собой узлов. Эти узлы представляют собой сварные, сварно-литые или сварно-кованые изделия, сварные швы которых могут быть выполнены в удобном положении с мини мальным количеством кантовок. Деление на узлы и последова-
224
тельность сварочных операций должны обеспечить минимальные напряжения деформаций сварной конструкции. Узлы должны быть достаточно жесткими, чтобы их можно было стыковать с необхо димой точностью со смежными узлами, транспортировать, под вергать механической обработке и пр.
Сварные конструкции деталей и узлов статоров турбин выпол няют с применением различных методов сварки плавлением — ручной дуговой сварки электродами с различными покрытиями, полуавтоматической и автоматической сварки под слоем флюса, сварки в газовых средах (углекислый газ, аргон), электрошлаковой сварки и др. Ввиду относительно небольшой серийности произ водства турбин ручную дуговую электросварку используют весьма широко.
Сварные конструкции выполняют из сталей различных классов и марок. При выборе металлов сварных конструкций необходимо учитывать их свариваемость — способность образовывать сварное соединение, могущее работать в требуемых условиях эксплуата ции. Оценивают свариваемость на основе анализа широкого ком плекса разносторонних характеристик свойств металла, опреде ляемых различными методами. В. П. Фоминых отмечает, что опи сано более 150 методов оценки свариваемости, которые можно разбить на две основные группы:
исследования, проводимые при разработке новых марок стали, новых способов сварки и сварочных материалов и пр.;
испытания, применяемые при проверке уже изученной марки стали для изготовления новых видов сварных конструкций.
Важное значение для оценки свариваемости имеют следующие характеристики: стойкость различных зон сварного соединения к образованию при сварке трещин и хрупких или разупрочненных участков в зоне термического влияния сварки; уровень прочности и, особенно, пластичности сварного соединения; длительная проч ность сварного соединения в условиях высоких температур, в частности при циклически изменяющихся температурах.
Свариваемость перлитных сталей, наиболее широко приме няемых в сварных конструкциях паровых и газовых турбин, зависит от содержания углерода и уровня легирования стали. Необходимо стремиться к тому, чтобы содержание углерода в свариваемых сталях этого класса не превышало 0,2—0,3%. Стали с 12% хрома обладают наиболее удовлетворительной сва риваемостью при содержании углерода в пределах 0,1—0,2%.
Существуют различные методы приближенной оценки свари ваемости стали в зависимости от ее химического состава, например по так называемому «эквивалентному содержанию углерода»
4 KD — ^ - т 6 ^ 3 ' 15 ^ 4 ^ 5 '
Для определения Сэкв данной стали в правую часть формулы вместо символов элементов вписывают их процентное содержание
15 м . Ф. Сичиков |
225 |