Файл: Сичиков, М. Ф. Металлы в турбостроении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диаметр наплыва (2 а0) определяли после сошлифовывания на­ плыва наждачной бумагой по остающемуся на образце следу.

В результате дальнейших исследований было установлено, что вместо специального конуса с углом при вершине 90° может быть применен обычный алмазный конус прибора Роквелла с углом при вершине 120° С. Кроме того, диаметр наплыва можно опреде­ лять при помощи микроскопа с небольшим увеличением (в про­ веденном исследовании использовалось 32-кратное увеличение), снабженного окуляром с прозрачной шкалой.

Для косвенного определения относительного удлинения б предложен следующий метод: измеряют диаметр d отпечатка и диаметр 2а0 наплыва при вдавливании в испытываемый образец шарика диаметром 5 мм под нагрузкой 750 кгс; б10 определяют

по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

610 = 2,5-р^-ЮО,

где

k =

2а

2,5 — коэффициент,

относящийся к углеродистым

сталям;

F — площадь

шарового

сегмента;

 

 

 

F =

(D — \ rD- --d ^ ).

На значительном экспериментальном материале был разра­ ботан и проверен способ косвенного определения относительного сужения по формуле

Ф = 15,2 +

(SK- SL) (1,30 -

0,004St ),

 

 

86

где SK— истинное сопротивление разрушению, SK= —^----- 136;

Ь — ширина царапины,

получаемой при

испытании металла на

твердость методом царапины (наносимой алмазным конусом при­ бора Роквелла под нагрузкой 8 кгс на полированную пластину испытываемого металла с плоскопараллельными поверхностями); SL— истинное напряжение, соответствующее 15,2% напряжения относительного сжатия и равное 0,32 HL\ HL — твердость, опре­ деляемая при вдавливании конуса с углом при вершине 90°.

М. П. Марковец и В. Г. Борисов предложили уточнить метод косвенного определения ф, внеся поправки в зависимость b (SK), учитывающие то обстоятельство, что царапина образуется в ре­ зультате одновременного выдавливания и среза испытываемого металла.

В турбостроении методы косвенного определения механических свойств могут иметь практическое значение, особенно для анализа повреждений, главным образом при контроле сталей, из которых изготовляют лопатки, паропроводы и другие детали.

Косвенные методы определения прочностных характеристик металла применяют на тепловых электростанциях. Эту работу систематически проводят лаборатории металлов ряда районных

23


энергоуправлений. Московским энергетическим институтом раз­ работан метод косвенного определения предела прочности и пре­ дела текучести при помощи переносного прибора непосредственно на роторах, валах, трубах паропроводов и других деталях.

Применительно к высокохромистым сталям 1X13 и 2X13, широко используемым для изготовления лопаток турбин, автором, совместно с Б. П. Захаровым и Ю. В. Козловой, проведено иссле­ дование, позволившее рекомендовать весьма простые методы опре­ деления механических свойств без испыта­

 

 

 

ний образцов на разрыв.

 

 

из стали

 

 

 

Три

горячекатаных

полосы

 

 

 

1X13

были

подвергнуты

термообработке

 

 

 

по 10

различным

вариантам,

а

три по­

 

 

 

лосы

из

стали 2X13 — по

11

вариантам:

 

 

 

изменяли температуры

термических опе­

 

 

 

раций, время выдержки и т. д.

 

 

 

 

Для каждого варианта были выпол­

 

 

 

нены испытания на

растяжение

и на тех

 

 

 

же образцах

косвенными

методами вдав­

 

 

 

ливания

алмазных

и

стальных

конусов

 

 

 

экспериментальные

определения

предела

 

 

 

текучести, предела прочности, относитель­

Рис. 9.

Зависимость

между

ного удлинения

и

относительного суже­

пределом текучести

и .вели­

ния стали.

 

 

 

 

 

 

 

 

чиной l/d

 

Исследование

позволило сделать сле­

а)

 

 

дующие

выводы.

 

 

 

 

 

в металл

Предел текучести можно

определять, вдавливая

на приборе Роквелла стандартный алмазный конус под нагрузкой

150 кгс и вычисляя затем

 

 

 

 

 

 

или

стт =

171 (Vd) —*142

кгс/мм2

 

 

 

_

Р

_

47,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ат — яа2 —

а2

>

 

 

где

d — диаметр отпечатка

при

вдавливании алмазного

конуса;

а — внешний радиус кольцеобразного

наплыва

металла

вокруг

того

же отпечатка.

рекомендуется определять

под микроско­

Значения d или а

пом, имеющим окуляр с прозрачной шкалой.

Зависимость ат (1Id), полученная по первой формуле, приведена на рис. 9. Средняя ошибка определения от по указанным формулам составляет 1—2%.

б) Предел прочности можно определить, вдавливая на приборе Роквелла в испытываемый металл под нагрузкой 150 кгс алмазный конус. По шкале В (а не С, как обычно делают при определении твердости вдавливанием алмазного конуса) определяют величину условной твердости, обозначаемой RB 120°. В результате исследо­

24


вания была получена (рис. 10) зависимость между значениями условной твердости RB 120° и величинами предела прочности а„. При определении ав таким методом средняя ошибка составила 1,1 %.

в) Относительное удлинение можно получать, вычисляя отно шения (Ріа и по кривой (рис. 11), определяя б5 для испытываемого металла. Средняя ошибка в этом случае составляет 1,1%.

<?0,хгс/ммг

Рис.

10. Зависимость

между aß и услов­

Рис. 11.

Зависимость

ной

твердостью R B

(120°, 150 кгс)

б, =

f (d 3/ a )

 

нержавеющей стали

 

 

г)

Относительное сужение

можно определять по формуле

 

Ф = 15,2 + (5К-

SL) (1,3 - 0,004Sl ),

где

106;

68,6

d2

 

 

 

 

Средняя ошибка при вычислении ф по этой формуле состав­

ляет

1,5%.

 

 

Пользуясь приведенными зависимостями, можно, сделав один отпечаток алмазным конусом на приборе Роквелла, определить прочность и пластичность сталей 1X13 и 2X13.

Предложенный метод был успешно применен на одном из турбо­ строительных заводов для определения пригодности большой партии (несколько тысяч штук) окончательно изготовленных ло­ паток турбин. После проверки их механических свойств указан­ ными косвенными методами лопатки были установлены в турбины, где надежно работали.

Испытания на ударную вязкость. Одним из важнейших требо­ ваний, предъявляемых к металлам, используемым в турбостроении, является требование достаточной вязкости, исключающей воз­ можность разрушения детали без предшествующей значительной

25


пластической деформации. Нередки случаи, когда сталь обнару­ живает достаточную вязкость при статическом приложении на­ грузки и склонность к хрупкому разрушению при динамическом нагружении вследствие наличия концентраторов напряжений и других факторов. Поэтому, выбирая или контролируя металлы для ответственных деталей турбин, необходимо иметь представление о вязкости металла при больших скоростях деформации в условиях ударного нагружения. Это особенно важно для деталей роторной группы, которые в процессе эксплуатации могут подвергаться

воздействию резко возрастающих на­ грузок.

В промышленности широко при­ меняют испытания на ударную вяз-

\кость, которые позволяют оценить способность металла противостоять

«Щ1 КЩ1

Рис. 12. Схема испытаний на удар­

Рис. 13. Форма и размеры

образца для

испы­

ную

вязкость:

таний на

ударную вязкость

 

1 — станина

копра;

2

— шкала со

 

 

 

 

стрелкой, связанной

с

маятником;

динамическим

нагрузкам и

вы­

3 — образец;

А

— исходное положе­

ние маятника;

Б — максимальная

явить его склонность к хрупкому

высота подъема маятника после раз-

рушения образца

разрушению.

Определяемая

при

 

 

 

 

 

этих испытаниях

ударная

вяз-

кость является более чувствительной характеристикой, чем характеристики статических свойств, определяемые при растяже­ нии. Ударная вязкость существенно изменяется в зависимости от структурного состояния стали, величины ее зерна, степени раскисленности и загрязненности посторонними примесями. Поэтому результаты испытаний на ударную вязкость полезны для оценки правильности технологического процесса производ­ ства стали и ее термической обработки.

Недостатком испытаний на ударную вязкость является невоз­ можность определения напряжения металла и получения харак­ теристик, которые могли бы быть использованы как расчетные. Поэтому мерилом вязкости металла при динамическом нагружении и критерием его сопротивляемости удару является работа, затра­ чиваемая на разрушение образца.

Наибольшее применение нашли испытания на ударную вяз­ кость образцов с надрезом, осуществляемые на копрах маятнико­ вого типа. На рис. 12 представлена схема испытания, а на

26


рис. 13 — форма и размеры одного из наиболее часто применяемых для таких испытаний образцов. Надрез образца создает объемное и неравномерно напряженное состояние металла, затрудняет раз­ витие пластической деформации и является эффективным сред­ ством получения хрупкого разрушения. Характеристикой удар­ ной вязкости служит удельная работа удара ап (в кгсм/см2) или отношение работы А п (в кгсм), затраченной на разрушение образца, к первоначальной площади F (в см2) поперечного сече­ ния образца в месте надреза:

Работа удара к площади поперечного сечения образца в месте надреза отнесена условно, так как удар маятника воспринимается определенным объемом образца вокруг надреза. Величина той части объема образца, которая претерпела деформацию, тем зна­ чительнее, чем более способен металл к рассредоточению пласти­ ческой деформации. Поэтому следовало бы относить работу дина­ мического разрушения к единице деформированного объема. Однако определить величину деформированного объема весьма сложно, и при испытаниях на ударную вязкость этого не делают.

Результаты испытаний на ударную вязкость при надрезе образ­ цов не подчиняются закону подобия. Надежное сравнение этих результатов возможно только в случае использования образцов одинаковой формы и размеров. Образцы для испытаний необхо­ димо изготовлять очень тщательно. Особое внимание должно быть уделено выполнению надреза.

Образцы для испытаний на ударную вязкость металлов и за­ готовок отбирают, как правило, из тех жё участков, что и для испытаний на растяжение. Величину допускаемой минимальной ударной вязкости нельзя определить расчетом. Ее устанавливают для каждой марки стали на основе опытных данных и результатов исследований, в которых характеристики ударной вязкости опре­ деляют для различных вариантов термической обработки, а затем увязывают с другими показателями механических свойств стали при нормальной и при высоких температурах.

Оценивая результаты испытаний на ударную вязкость, сле­ дует обращать внимание не только на величину работы удара, но и на вид излома разрушенного образца. При высокой ударной вязкости излом очень мелкозернистый, матовый, серого цвета; форма его поверхности неправильная, есть участки, как бы выр­ ванные из другой половины образца. При низкой ударной вяз­ кости излом крупнозернистый, блестящий (частично или по всему сечению образца), форма поверхности плоская, как будто образец при испытании подвергали не изгибу, а срезу. Признаков пласти­ ческой деформации материала в этом случае не наблюдается.

27