ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
ІОЕННО :J H y Ш Н А Я Щт АЯ ' $ 4 ОРДЕНОВ Л Е Н Ш В И ОКТЯБРЬСКІЙ РЕВОЛЮЦИИ 1
КРАСНОЗНАМЕННАЯ АКАДЕМИЯ |
|
||
имени профессора Н. Е. |
|
ЖУКОДСКОГО. |
|
К* |
. |
ІГГІ- |
> |
|
ЛГУ |
О. А. БАБИЧ, Г. И. БЕЛЬЧАНСКИЙ, Н. К. БОДУНОВ, С. Г. ПОДОБРЯНСКАЯ^
О С Н О В Ы
АВИАЦИОННОЙ
АВТОМАТИКИ
(учебное пособие)
#•
\
л
о
\л
О. А. БАБИЧ, Г. И. БЕЛЬЧАНСКИЙ, Н. К. БОДУНОВ, С. Г. ПОДОБРЯНСКАЯ
О С Н О В Ы
АВИАЦИОННОЙ АВТОМАТИКИ
(учебное пособие)
Под редакцией Н. К. БОДУНОВА
$
УДК 621,382; 621,52; 629,7
Г®с.публичная
иаучно - технидв-н»я
ОИбЛИОІЬ..*» с ЭКЗЕМПЛЯР
ЧИТАЛЬНОЮ ЗАЛА
Учебное пособие предназначено для обеспечения под готовки слушателей академии по курсу «Основы авиа ционной автоматики» и разработано в соответствии с учебными программами 2-го и 4-го факультетов. В кни ге содержится краткое изложение основных методов теории автоматического управления. Книга может быть использована специалистами других профилей, связан ными с авиационной автоматикой, и в строевых частях ВВС.
Иллюстраций — 281; таблиц — 2; библиография — 17.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Решение новых задач автоматического управления сложными техническими системами требует непрерывного совершенствова ния теоретических основ автоматики.
Обеспечение заданной точности и необходимого быстродей ствия системы заставляет совершенствовать методы анализа ди намики систем автоматического управления, находящихся под воздействием регулярных и случайных сигналов. Применение вычислительных машин в контурах управления объектами при водит к необходимости исследования процессов в дискретных си стемах. Исследование процессов управления подвижными объек тами требует привлечения методов анализа существенно неста ционарных систем.
В ряде случаев задача обеспечения высокого быстродействия системы успешно решается применением нелинейных систем уп равления, для анализа которых разработаны специфические методы.
При изучении динамики конкретных систем автоматического управления требуется знание конструкции, принципа действия и динамических свойств элементов автоматических устройств.
Упомянутые разделы теории автоматического управления и рассмотрены в настоящем пособии. Изложение этих вопросов на современном уровне представляет собой довольно сложную за дачу, однако авторы сделали попытку обеспечить необходимую краткость и доступность изложения. Для усиления практической направленности обучения пособие снабжено примерами и зада чами, подкрепляющими изложенные методы.
При написании данного пособия авторами обобщен опыт чте ния ими лекций но курсу «Авиационная автоматика» в ВВИОЛКА им. проф. Н. Е. Жуковского и учтена работа кафедры по методи ческому совершенствованию курса.
3
Гл. |
I, VI, VII и §§ 3—5 введения написаны Б а б и ч е м О. А., |
||
гл. II, |
VIII и § 1 введения — Б о д у н о в ы м Н. К-, гл. Ill, IV и |
||
§§ 5.3, |
5.4 гл. V — П о д о б р я н с к о й С. Г., |
§§ 5.1, 5.2, |
5.5—5.9 |
гл. V — Б е л ьч а н с к.и м Г. И., § 2 введения |
написан |
Б а б и |
|
чем О. А. и Б о д у н о вым Н. К- |
|
|
Авторы будут признательны за все замечания и предложения, которые появятся при пользовании данным пособием.
ВВ Е Д Е Н И Е
§1. РОЛЬ АВТОМАТИЗАЦИИ.
кр а т к и е и с т о р и ч е с к и е с в е д е н и я
Современный уровень развития техники характеризуется ши роким использованием средств автоматизации в управлении раз личными процессами. Функционирование современных предпри ятий я сложных технических систем становится возможным лишь благодаря использованию автоматического управления. Техниче ское развитие Советского Союза и передовых стран мира достиг ло такого уровня, при котором в ряде случаев автоматизация аб солютно необходима. Осуществлять управление атомными элек тростанциями, увеличивать скорость прокатных станов, произво дить непрерывный разлив стали и добиваться изготовления дета лей высокого класса точности в настоящее время невозможно без перехода на автомэтическоеj /нрявление. С уверенностью можно сказать, что все наиболее' выдающиеся научно-технические до стижения в области освоения космоса, атомной энергетики, бес пилотной авиации и вычислительной техники были получены бла годаря использованию .комплексов автоматических устройств и систем.
Особенно велика роль автоматизация в процессе производст ва и повышении производительности труда. «Производительность труда — это в последнем счете самое важное, самое главное для победы нового общественного строя» — говорил В. И. Ленин. Ав томатизацию можно назвать главным направлением техническо го прогресса. Поэтому партия и Советское правительство уделя ют большое внимание развитию автоматизации в СССР; ставят ся все новые и новые задачи по увеличению темпов автоматиза ции производства. В программе КПСС ставится задача осуще ствить в массовом масштабе комплексную автоматизацию произ водства с переходом к автоматизированным цехам и предприя тиям. Это приведет к качественным изменениям в характере производства, позволит успешно выполнить основную экономи ческую задачу построения материально-технической базы ком мунизма. В программе говорятся, что «Автоматизация и комп лексная механизация служат материальной основой для посте пенного перерастания труда социалистического в труд комму нистический». Под комплексной автоматизацией производства
5
понимается, с одной стороны, автоматизация первичных произ водственных операций, а с другой, — автоматизация процесса производства в целом.
Автоматизация первичных производственных операций осу ществляется путем автоматизации отдельных процессов и опера ций, внедрением в производство автоматических систем и стан ков-автоматов. Автоматизация процесса управления производст вом достигается путем создания поточных линий, автоматизиро ванных цехов и полностью автоматизированных предприятий. Аналогичные две тенденции имеются и в военной технике, а в авиации — в особенности.
На современном самолете осуществлена автоматизация от дельных этапов полета самолета, автоматизировано управление вооружением, авиадвигателями, источниками электроэнергии, средствами ориентировки и т. п. Для этой цели используются ав топилот и автоматический прицел, автомат запуска и система ав томатического регулирования скорости вращения авиадвигателя, система регулирования напряжения самолетного генератора и навигационные автоматы, система регулирования передаточного отношения от ручки управления к стабилизатору, автомат растормаживания колес и т. п. Такое широкое внедрение автома тических устройств повышает боевые возможности самолета, так как облегчает экипажу выполнение тактических задач, обес печивая необходимую точность и быстродействие в условиях не прерывно возрастающих скоростей и высот полета.
Дальнейшее повышение боевой эффективности авиации тре бует осуществления полной автоматизации всех режимов полета самолета: взлет, вывод самолета в район цели и сброс бомб или запуск ракет, привод «а аэродром посадки и посадка. Возникает также необходимость объединения отдельных систем автомати ческого управления в единое целое, т. е. должна быть осуществ лена комплексная автоматизация самолета. Все это не только повышает боевые и тактические возможности самолетов, но и позволяет увеличить безопасность полетов и надежность работы авиационной техники. Усложнение технического оснащения са молетов требует от специалистов любого профиля не только зна ния аппаратуры и оборудования, с которыми они сталкиваются в процессе эксплуатации, но и знания принципов построения и основ работы тех сложных комплексов и систем, в которые вхо дит самолет с его установками.
Изучение принципа действия и построения сложных техниче ских систем становится возможным лишь в результате усвоения основ современной автоматики.
Истоки автоматики, то есть первые попытки заменить груд человека механизмами, действующими без его непосредственно го участия, относятся к древности и к средним векам. Однако ав томатические устройства стали прямой технической необходимо стью только после того, как получили достаточное развитие ма
6
шины и механизмы, используемые для преобразования энергии и производства работы. Первыми промышленными автоматиче скими устройствами были регуляторы паровых машин.
В 1765 г. талантливым русским механиком И. И. Ползуновым был изобретен поплавковый регулятор уровня воды в .паровой машине. В регуляторе нашла применение идея регулирования по отклонению, которая легла в основу принципа построения замк нутых систем автоматического управления. В 1784 г. англий ским механиком Дж. Уаттом был создан центробежный регулятор для поддержания постоянной скорости вращения вала паровой машины, который сыграл большую роль в развитии промышленных систем автоматического ре гулирования. В течение XIX в. шло совершенствование регулято ров паровых котлов и паровых машин. Были созданы также ре гуляторы паровых турбин и гидротурбин, разработаны электри ческие регуляторы напряжения генераторов и регуляторы скоро сти вращения для двигателей постоянного тока. Практика при менения промышленных регуляторов потребовала разработки методов их расчета и теоретических исследований протекающих в них процессов.
Первой работой в этой области была работа гениального русского математика П. Л. Чебышева «О регуляторах», 1838 г. В 1876—1877 гг. профессор Петербургского технологического ин ститута И. А. Вышиеградокий создал основы классической тео рии автоматического регулирования. В своих трудах «Об общей теории регуляторов» и «О регуляторах прямого действия» он ука зал на необходимость совместного рассмотрения регулятора и машины как единой динамической системы. При исследованиях он применял линеаризацию уравнений динамики системы и на шел условия устойчивости системы автоматического регулирова ния. Идеи Вышнеградежого развил словацкий ученый профессор А. Стодола и применил к исследованию систем более высокого порядка. Он сформулировал задачу о нахождении аглебраических условий устойчивости системы, описываемой линейным дифференциальным уравнением любого порядка. Эту задачу в 1895 году решил швейцарский математик А. Гурвиц. Параллель но английский математик Раус независимо от Гурвица нашел условия устойчивости системы в несколько ином виде.
В конце XIX века русский математик академик А. М. Ляпу нов в работе «Общая задача об устойчивости движения» создал строгую теорию устойчивости движения, показал законность ис следования системы по линеаризованным уравнениям.
Работа профессора Н. Е. Жуковского «Теория регулирова ния хода машин», опубликованная в 1909 г., была первым изло жением курса лекций, прочитанных ученым по теории регулиро вания в высшем техническом учебном заведении, и явилась даль нейшим развитием теории автоматического регулирования.
7