ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
Победа Великой Октябрьской социалистической революции дала широкий простор развитию науки и техники. Огромные за дачи индустриализации и электрификации страны, широкое внедрение новой техники и автоматизация производства потре бовали координации всех работ по автоматике из единого цент ра. В связи с этим в 1934 году при Академии наук СССР была создана комиссия автоматики и телемеханики.
Комиссия с 1936 года начала издавать журнал «Автоматика и телемеханика», объединяющий вокруг себя многих советских ученых и являющийся одним из ведущих журналов по теории ав томатического регулирования и управления.
К середине XX века автоматика постепенно проникает во все отрасли техники и начинает охватывать самые разнообразные процессы. Усложнение систем автоматического регулирования и повышение требований к качеству процессов регулирования при вели к развитию методов исследования устойчивости и качества процессов регулирования. Получают развитие частотные методы анализа систем автоматического регулирования, перешедшие в автоматику из радиотехники.
Частотный критерий устойчивости усилителей с обратной связью был разработан в 1932 году американским инженером Найквистом. Частотные методы исследования систем автоматиче ского регулирования получили развитие в работах А. В. Михай лова в 1938 г. Частотные н структурные методы анализа систем автоматического регулирования были развиты также в работах советских ученых В. В. Солодовникова, Я. 3. Пыпкина, А. А. Во ронова, А. А. Красовокого, А. А. Фельдбаума, А. С. Шатало ва и ряда других. В разработке теории нелинейных систем сы грали большую роль основополагающие работы сороковых го дов А. А. Андронова, Н. М. Крылова и Н. Н. Боголюбова. Эти работы вместе с работой А. М. Ляпунова являются теоретиче ской основой для решения задач теории нелинейных автоматиче ских систем. Частотные методы исследования нелинейных си стем, предложенные в работах Н. М. Крылова и Н. Н. Боголю
бова, |
были развиты советскими учеными Л. С. Гольдфарбом, |
Е. П. |
Поповым и др. |
При исследовании автоматических систем, находящихся под воздействием случайных сигналов и помех, большую роль сыгра ли статистические методы, основанные на теории стационарных случайных процессов, разработанной советскими учеными А. Н. Колмогоровым и А. Д. Хннчиным и развитой американским уче ным Н. Винером. Статистические методы исследования систем автоматического управления получили дальнейшее развитие в работах В. В. Солодовникова, В. С. Пугачева и других.
В последние годы широкое развитие получили электронные вычислительные машины различного назначения. Применение электронных цифровых вычислительных, машин в контурах уп равления и использование различных видов импульсных уст-
8
роііств в автоматических системах приводят к разработке теории дискретных систем автоматического управления. Большая роль в развитии этого направления принадлежит советским ученым Я. 3. Цыпкину, В. В. Перову, Л. Т. Кузину и другим, а также за рубежным ученым Э. Джури, Л. А. Заде, Дж. Рагаццини.
Теория автоматического регулирования и управления отно сится к числу бурно развивающихся областей науки. В настоя щее время .получают широкое развитие и более совершенные ти пы систем автоматического управления, к числу которых’ отно сятся оптимальные и самонастраивающиеся системы. Разработ кой теоретических основ таких систем в Советском Союзе зани маются А. А. Красовский, А. А. Фельдбаум, В. В. Солодовников и др.
Автоматика в настоящее время является достоянием широ кого круга инженерно-технических работников. Как учебная дис циплина она введена почти во все технические учебные заведе ния страны. Целью настоящего пособия является изложение ос нов современной теории автоматического управления, примени тельно к .потребностям подготовки слушателей академии.
§2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Сзарождением техники во всех ее областях появилась проб лема управления. Очевидна необходимость управления средства ми транспорта, машинами, физическими процессами, химически ми реакциями и пр. В результате управления человек стремится обеспечить нужные ему режимы, заданное /гротекание процессов или определенное состояние техники.
Такая организованная целенаправленная деятельность, пред назначенная для изменения процессов в желаемом направлении, называется управлением. Стремление избавиться от тяжелого и утомительного физического труда, а также использовать методы и средства для облегчения некоторых процессов умственной дея тельности человека приводит к созданию автоматических уст ройств, выполняющих определенные функции без непосредствен ного участия человека.
Сам термин «автоматизация» происходит от греческого сло ва «automatic», что означает самодействующий.
Под автоматизацией понимается частичное или полное устра нение непосредственного участия человека в управлении некото рым процессом.
Бурное развитие авиации неразрывно связано с широкой ав томатизацией процессов управления самолетом, двигателями н другими объектами. На современном самолете имеется большое разнообразие автоматических устройств и систем: автоматиче ская сигнализация, автоматический контроль, автоматическая защита и блокировка, дистанционное управление, системы авто матического регулирования различного назначения и др.
9
Такая автоматизация авиационной техники повышает боевые ц тактические возможности самолетов, улучшает надежность и безопасность полетов, облегчает условия работы экипажа при выполнении боевой задачи.
Введем некоторые понятия, связанные с теорией управления. Управление некоторым процессом или объектом может осуществ ляться либо человеком, либо специальным автоматическим уп равляющим устройством. В первом случае мы имеем неавтома тическую систему, а во втором — автоматическую систему.
Управляемым процессом будем называть процесс, в протека ние которого вмешивается человек, либо автоматическое управ ляющее устройство.
Объект управления — это устройство, в котором протекает управляемый процесс.
Автоматическое управляющее устройство — это совокупность элементов, обеспечивающих управление объектом. В некоторых руководствах автоматическое управляющее устройство называ ется системой автоматического управления (САУ) или регулято ром.
Совокупность автоматического управляющего устройств-a и объекта называется автоматической системой.
№
a(t) • |
|
% Т Т"Т |
V/-) |
|
|
“Г |
J ft . |
||
|
|
|
[ № |
|
|
|
|
I V |
|
|
а) |
|
5) |
|
Рис. 0.1. Схема прохождения сигналов в |
||||
|
объектах |
управления: |
|
|
а — одномерный объект, б — многомерный |
||||
|
|
объект: |
|
|
и(0 |
— управляющие воздействия; f(t) — |
|||
возмущающие воздействия; ij(t) |
— выход |
|||
|
|
ные сигналы |
|
|
Положение (или‘состояние) объекта управления в каждый |
||||
момент времени |
может |
быть |
охарактеризовано значениями |
|
некоторых параметров |
|
|
—> |
|
(Уі (г1). у2(0. • ■• УпѴ)) — У(0- которые |
принято называть выходными сигналами, выходными функциями или выходными параметрами (рис. 0.1).
Совокупность сведений о состоянии объекта управления на зывается информацией о его выходных параметрах (координа тах).
іи
Информация о состоянии объекта и задачах управления игра ет определяющую роль в процессах управления. Положение объ екта может быть изменено с помощью некоторых управляющих
воздействий {и, (tf), u2(t'h . . . um(t)} = u[t), представляющих со бой отклонение регулирующих органов («рулей») объекта. Эти воздействия принято называть входными сигналами, входными функциями или входными параметрами для объекта управления. Кроме того, положение объекта может изменяться из-за воздей ствия на объект различных факторов {/i (t),
= f { t ),не относящихся к сигналам управления. Эти воздействия принято называть возмущающими воздействиями или помеха ми (ом. рис. 0.1).
Рассмотрим примеры объектов управления.
Электрический генератор постоянного тока (рис. 0.2). Выход
ным сигналом является напряжение генератора |
иг (/), входным |
|||||||
сигналом— ток возбуждения iB(t)\ |
отклонение |
Дш=ш (f) —шн |
||||||
скорости вращения |
«о |
якоря от некоторого номинального |
||||||
значения |
%, |
а также отклонение тока нагрузки генератора от |
||||||
номинального |
для авиационных |
генера |
|
|
||||
торов можно рассматривать |
как |
возму |
|
|
||||
щающие воздействия. |
Выходными |
сигна |
|
|
||||
Самолет (ракета). |
|
|
||||||
лами летящего самолета (ракеты) мож |
|
“г® |
||||||
но считать: курс, крен, тангаж, угол ата |
|
|||||||
ки, угол |
скольжения, |
поперечную, |
бо |
|
|
|||
ковую и продольную перегрузки, скорость ' |
. . |
„ |
||||||
и высоту полета; входными сигналами — т |
||||||||
отклонение управляющих |
поверхностей: гРе“есрат0ор |
ЭЛпос?о” г0 |
||||||
стабилизатора, руля поворота и элеронов тока |
_ пример объекта |
|||||||
и величину тяги двигателя, порывы вет- |
управления |
|||||||
ра можно рассматривать как помехи, воз |
|
|
||||||
мущающие движение самолета (ракеты). |
|
|
||||||
Заметим, что при рассмотрении конкретных задач управления |
||||||||
не всегда |
необходимо |
принимать |
во 'внимание все |
возможные |
выходные и входные координаты объекта, а можно ограничить ся лишь какой-то частью из них, интересных в рамках постав ленной задачи.’ Например, можно исследовать лишь продольное движение самолета и принимать во внимание лишь -соответствую щую этому движению часть входных и выходных сигналов.
•Целью управляющей системы является выработка таких уп- —►
равняющих сигналов u(t) на заданном отрезке времени, чтобы
—V
движение у (і) объекта управления под действием этих управ ляющих сигналов в некотором смысле было как можно ближе к
заданному движению x(t).
11
Различают два вида управления: замкнутое управление и ра зомкнутое управление. В первом случае автоматическая система включает в себя: а) объект управления; б) источники информа-
|
—> |
объекта и |
ции -о текущих значениях выходных параметров y(t) |
||
-> |
системы, в) уст- |
|
заданных значениях входных параметров x(t) |
||
ройетва для вычисления величины отклонения |
u(t) |
«рулей» по |
известным данным о заданных x(t) и действительных выходных
координатах объекта y(t); г) исполнительные устройства, пере мещающие соответствующие рули объекта. Функциональная схема замкнутой автоматической системы приведена на рис. 0.3.
Р и с. 0.3. Функциональная схема замкнутой автоматической системы
На рис. 0.3 с помощью помех |
WO* WO и WO учтены |
погрешности источника информации |
о заданном положении |
объекта f\(t), погрешности исполнительных устройств WO* воз мущающие силы, воздействующие на объект /3(t), и погрешности измерительных устройств выходных координат объекта WO-
Замкнутые системы называют иногда также системами с об
ратной связью. Под «обратной связью» понимают передачу вы- —>
ходных сигналов y(t) (см. рис. 0.3) снова «на вход» системы —
.в устройство вычисления управляющих сигналов.
Рис. 0.4. Функциональная схема разомкнутой автоматической системы
'12
При разомкнутом способе управления управляющие, сигналы
—>
и(Ь) вырабатываются без учета текущих значений координат y(t) (рис. 0.4).
Такие системы также называют системами без обратной свя зи, так как выходные сигналы не учитываются при выработке управляющих сигналов <и передачи выходных сигналов «на вход» системы здесь не происходит.
Разомкнутый способ управления применяется в тех случаях, когда свойства объекта управления заранее хорошо известны, а помехи, воздействующие на автоматическую систему, незначи тельны. Такого рода системы применяются, например, для про граммного управления взлетом баллистических ракет, управле ния металлорежущими станками, различными механизмами и т. д.
Рис . 0.5. Функциональная схема системы автоматического регулирования
Простейшей разновидностью замкнутых автоматических си стем являются системы автоматического регулирования (САР).
Автоматическим регулированием называется такой вид уп равления, при котором выходные параметры объекта управления поддерживаются на заданном уровне или изменяются по опре деленному закону во времени. Указанные выходные параметры называются регулируемыми величинами.
Замкнутые системы, в которых регулируемые величины под держиваются на неизменном уровне или изменяются по заданно му закону, называются системами автоматического регулирова ния (САР).
Функциональная схема системы автоматического регулирова ния приведена на рис. 0.5. Схема состоит из задающего устрой ства 3, вырабатывающего сигнал их, пропорциональный за данному значению регулируемой величины х; датчика сигнала Д, воспринимающего (измеряющего) регулируемую величину у и преобразующего ее в сигнал иг удобный для сравнения; срав нивающего устройства СУ; усилителя У; пополнительного уст ройства ИУ и объекта автоматического регулирования ОР с ре гулирующим органом РО. Выходная регулируемая величина
13