Файл: Лукьяненко, В. М. Промышленные центрифуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 12. Выбор материалов для сварки нержавеющих сталей

2 9

е-.н

о U3

Ж «

<т>CJ

а>

п'Й u g

О)

X

ОЗ

X

см

8 о

аз

и

>3

2 ” оо

< Х О оз

#

X

см

S

<

Л

ч

со

Т , о

S b ?

ж ж 4

из

<

СП

 

с о

СО

Н

 

 

 

 

 

^ CN

 

 

 

 

 

ь*

 

 

 

 

 

X X

со

 

 

 

 

 

00 _

 

 

 

 

 

сгз аз

 

 

 

 

 

:>

 

 

 

 

 

XX

Sh

 

 

 

 

 

Tt* 00

 

 

 

 

 

о о

со

 

 

 

 

 

CM '

 

 

 

 

 

03

03

X с

 

 

 

 

 

и и

8 &

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

Н Н

 

 

со

 

 

 

со

со

н

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

°

X

со

 

со2

 

 

 

4

 

 

 

 

X X

СО

 

S О

 

 

 

оз о

 

 

 

 

 

— см

 

 

0 4 СМ

 

 

 

X X

 

 

X X

 

 

 

О

<£>

Ж1?

 

£г оо

 

 

 

О О

 

о о

 

 

 

03*03

СОI—<

03 03

 

 

 

<М1—1

 

 

 

и и

§ 2 -

 

и и

 

 

 

>5

 

 

 

t-,

 

 

 

 

 

 

 

°о _

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

§ 4

 

 

Ж©

 

 

 

Ж s

со

 

? Ж

 

 

S n

О

 

03

03

 

 

 

Ж

 

 

 

СЧ

 

 

 

СО

 

 

 

 

 

 

 

(—г

 

 

 

<

 

1

 

< і

 

 

 

 

 

 

0 )

 

 

 

СП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ю

со

>>

 

 

in оо

h- со СО

2 да —

т- _

 

 

4 з4 6

é

ЧО

сч

X

о

4 g

X 4

C0E-S

* Ч §

s

ЖЖ

4

со

О Ж со

ж о <

со X

го

со

Ж О

оз

 

оз

О

 

 

 

 

 

из

 

 

 

 

СЧ

 

сч

 

1

 

из

 

 

 

 

2

<

 

 

<

 

1

 

<

 

 

 

 

 

03

03

 

 

СП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

со

 

 

 

 

 

ь

s

 

 

 

 

н

см

 

 

 

 

о

 

 

 

 

ННН

9

X

5

 

 

 

со

оо

Г--

н

 

 

CN СО ОО

s

X

X

 

Н

S S S

о

н

00

 

 

 

о

со со со

СМ

+

+

 

о

Ж

жжж

X

 

Ж

со

со

СО

X

00

00

I—

СМ

 

н

X

X

X X X

X

 

о

о

 

U

Кроме деталей, работающих в азотнокислых средах.



и, следовательно, меньшие поводки, большие плотность, сплошность и коррозионную стойкость швов. Сварка нержавеющих сталей ве­ дется только на постоянном токе (при ручной электродуговой сварке — на обратной, а при аргоно-дуговой — на прямой поляр­ ности). При аргоно-дуговой сварке можно применять аргон групп А и Б. Присадочные материалы и электроды выбираются с учетом марки стали и характера агрессивного воздействия среды. Реко­ мендации по выбору присадочных материалов приведены в табл. 12.

Режимы ручной электродуговой сварки нержавеющих сталей выбираются из расчета не более 35 А на 1мм диаметра электрода

при напряжении

на дуге

18—22 В. Ориентировочные режимы руч­

ной аргоно-дуговой сварки приведены в табл.

13.

 

Таблица 13.

Примерные режимы ручной аргоно-дуговой сварки

Толщина

 

Диаметр,

мм

Расход

Сварочный

Напряжение

 

 

 

металла,

вольфрамового

присадочной

аргона,

мм

л/мнн

,ток, А

Дуги, В

 

электрода

проволоки

 

 

 

 

2

 

3

і,б

8 -10

 

80-100

10-12

5

 

4

3

8 -1 0

140—180

10-12

8

 

4

4

6 - 8

-

160-200

10-12

14

 

4

5

6 - 8

 

160-210

10-12

20

 

5

б

6 - 8

 

80-220

10-12

Высокий коэффициент линейного расширения нержавеющей стали обусловливает значительные деформации даже при незна­ чительных нагревах. Для предотвращения таких деформаций при­ нимают следующие меры:

сварку ведут небольшими ниточными швами длиной 100—120 мм с возобновлением ее после полного остывания;

применяют принудительное охлаждение швов мокрым асбестом; охлаждают обратную сторону шва струей воды; помещают ремонтируемую деталь в ванну с водой; применяют проковку сварных швов.

Если в детали есть отверстия (например, в ступице ротора), имеющие посадочные размеры, их заглушают резиновыми проб­ ками и охлаждают проточной водой.

Следует отметңть, что все перечисленные меры не только умень­ шают коробление, но и благотворно сказываются на коррозионной устойчивости сварных швов.

Коррозия является наиболее час гой причиной выхода из строя деталей центрифуг из нержавеющих сталей. При ремонте этих де­ талей необходимо соблюдать следующие правила:

1) установить, какой из видов коррозионного разрушения имее место; в зависимости от этого определяются технология сварки и меры по обеспечению химической стойкости дефектных мест после исправления;

366


2) при расчистке мест, пораженных коррозией, после достиже­ ния металлического блеска поверхности разделки расширить ее еще на 5—8 мм в каждую сторону, поскольку следы коррозионного разрушения далеко не всегда можно определить визуально;

3) установить, каким видом сварки и с применением каких материалов был выполнен прежний шов и подобрать электроды или присадочную проволоку, наиболее соответствующие им по хи­ мическому составу.

Чаще всего детали центрифуг бывают поражены общей, меж­ кристаллитной, точечной или питинговой коррозией, коррозионным растрескиванием, под напряжением развивающимся, как правило, в околошовных зонах или вблизи концентраторов напряжений от эксплуатационных нагрузок.

Ниже приводятся некоторые способы исправления дефектов в зависимости от характера коррозионного разрушения.

1. При исправлении дефектов, образованных общей коррозией, чрезвычайно важно обеспечить соответствие химического состава шва и основного металла. Поэтому наиболее желательна аргоно­ дуговая сварка. Если материал шва существенно отличается по составу от основного металла и развилась общая коррозия, необхо­ димо перекрыть прежний сварной шов не только на прокорродировавших участках, но и на всем его протяжении, предварительно углубив его на здоровых участках на 3—4 мм.

2.При ремонте дефектов, образованных межкристаллитной коррозией, чрезвычайно опасен перегрев деталей, особенно пере­ грев металла прежнего шва. В этих случаях применяют замачива­ ние, охлаждение струей воды или сварку в ванне с водой. Необхо­ дим также строгий контроль режимов сварки.

3.Устранение питингов обычно производится после их разделки высверловкой. В этом случае поверхность свариваемой детали пе­ ред сваркой необходимо обмазать меловым раствором и просушить. Если позволяет конструкция, нужно применять и другие меры за­ щиты от попадания на поверхность металла брызг при сварке. Заваренный питинг также желательно сразу охладить водой.

4.Особенные трудности вызывает ремонт мест коррозионного

растрескивания. Как правило, этот вид коррозии поражает значи­ тельные площади деталей, для ремонта которых необходимы встав­ ки и вварышы. Швы вварки вставок всегда создают очень высокие остаточные сварочные напряжения, которые быстро вызывают по­ вторное коррозионное растрескивание. Если установлено, что при­ чиной выхода деталей из строя явилось коррозионное растрески­ вание под напряжением, то после сварки обязательна термообра­ ботка этой детали с целью снятия остаточных напряжений. Для нержавеющих сталей можно применять отжиг при температуре 850—870 °С с последующим охлаждением на воздухе. В случае невозможности термообработки деталей, подвергшихся растрески­

ванию, ремонт их нецелесообразен.

Термообработку рекомендуется применять и после исправления ѵсталостных трещин. В этом случае необходимо также обеспечи­

367


вать с помощью обработки шлифмашинками плавные переходы от швов к основному металлу, особенно в тавровых и угловых соеди­ нениях. Совершенно недопустимо оставлять подрезы и наплывы

на сварных швах таких деталей.

При ремонте футерованных деталей (станины, валы и т. п.) целесообразна только ручная аргоно-дуговая сварка. Исправлению должно предшествовать определение всех мест несплошности фу­ теровки путем смазывания ее поверхности раствором медного ку­ пороса. При исправлении футерованных стальных деталей первый корневой проход следует выполнять с применением проволоки Св. 07Х25Н13, а последующие в соответствии с рекомендациями табл. 12. Ни в коем случае нельзя заваривать дефект за один проход. При исправлении футерованных чугунных деталей нужно избегать расплавления чугуна. С этой целью в корень разделки запускают закладку из сварочной проволоки или узкой полосы нержавеющей стали. При замене больших участков футеровки, когда трудно обеспечить плотное прилегание нержавеющей стали к основной детали, следует применять для стальных деталей элек­ трозаклепку, а для чугунных — постановку шпилек из нержавею­ щей стали, привариваемых затем к футеровке.

Контроль качества сварки

Наиболее распространенные методы контроля, применяемые при изготовлении деталей, к сожалению, неприменимы или ограниченно применимы при ремонтных работах. Так, совершенно неприменим контроль образцов-свидетелей (во-первых, из-за отсутствия метал­ лов тех же плавок, что и металл ремонтируемых изделий, во-вто­ рых, из-за трудностей имитации условий сварки). Очень затруд­ нено применение гамма- и рентгенографии, хотя иногда эти методы используются, в частности при контроле исправления сквозных де­ фектов. Поэтому особое значение приобретает предварительный и сопутствующий контроль.

Предварительные контрольные операции включают:

контроль правильности разделки дефектного места под сварку (углы скоса, чистота подготовки поверхности, полнота удаления дефектного места, наличие засверловок при исправлении трещин

и т. д.);

контроль качества сварочных материалов, наличия на них мар­ кировок и сертификатных данных;

контроль применяемого оборудования путем проведения проб­ ных сварок, а также проверка наличия и пригодности электроиз­ мерительных приборов;

контроль квалификации сварщика; химический анализ основного и ранее наплавленного металла.

В сопутствующие контрольные операции входят:

контроль назначенных режимов сварки (по показаниям при­ боров) ;