ВМ в этих вагонах подаются непосредственно к местам произ водства взрывов; остальное время вагоны с ВМ стоят в специальном железнодорожном тупике около карьера или на территории склада ВМ.
При транспортировании ВМ, предназначенных для нескольких взрывов, расположение их в вагоне должно быть таким, чтобы не мешать постепенной выгрузке ВМ на отдельных участках. ВМ со провождает специальное лицо, имеющее право на руководство или ведение взрывных работ, и вооруженная охрана. Вагоны должны быть оборудованы противопожарными средствами.
Рис. 192. Расположение на автомашине совместно пе ревозимых ВВ и СВ
При перевозке ВМ автомобильным транспортом шоферы и воз чики должны быть проинструктированы о порядке перевозки, по грузки и выгрузки ВМ.
Перед выходом в рейс в путевом листе машины механик или заведующий гаражом должен записать: «Автомобиль проверен, вполне исправен и пригоден для перевозки взрывчатых грузов». На автомобиле должны быть вставлены спереди и позади отличитель ные знаки в виде красных флажков, а в ночное время специальные отражательные знаки. В зимнее время на ведущие колеса надевают цепи против скольжения. На автомашине должно быть не менее двух огнетушителей. Глушители автомашины оборудуются специаль ными искрогасителями.
Скорость движения и загрузка автомобилей при перевозке аммо нитов регламентируется общими правилами автоинспекции и грузо подъемностью машин. В городских условиях ВМ разрешается перевозить в закрытых автомобилях (передвижных складах) с отличи тельными знаками — красной диагональной полосой шириной 15 см на каждом борту. К управлению автомобилем в этом случае допу скаются только шоферы I и II класса.
В нагруженном автомобиле могут находиться, кроме шофера, ответственного лица и лица вооруженной охраны, а также грузчики
или взрывники. Лица охраны должны размещаться в передней части кузова, для чего им необходимо оставлять места. Общее число пер сонала для взрывных работ не должно превышать четырех человек.
При транспортировании гужевым транспортом установлены сле дующие нормы перевозки: для одноконных повозок — 500 кг, для пароконных — 800 кг.
Переноска ВМ непосредственно к месту работ. Доставка ВМ непосредственно к месту работ разрешается без охраны, но под обя зательным наблюдением взрывника с привлечением стажеров-взрыв- ников или проинструктированных рабочих.
При совместной переноске ВВ и СВ взрывник имеет право пере носить одновременно не более 12 кг ВВ. При переноске только ВВ норма составляет 20 кг. При переноске в заводской упаковке (в меш ках) на расстояние не более 300 м и при удобном пути норма равна 40 кг. Для получения и переноски СВ у взрывника должны быть специальные сумки.
Для облегчения доставки ВМ взрывникам на некоторых предприя тиях устраивают передвижные склады ВМ в крытых и специально оборудованных автомобилях. Выдача ВМ взрывникам производится из передвижного склада в непосредственной близости от места произ водства взрыва.
Доставленные к месту работ ВМ перед заряжанием должны охра няться взрывниками или проинструктированными рабочими.
Г л а в а XVI
УНИЧТОЖЕНИЕ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ
Уничтожению подлежат ВМ, если они признаны непригодными к использованию или когда закрываются шахты или рудники и остатки неиспользованных ВМ по каким-либо причинам не могут быть переданы другим предприятиям.
Уничтожение ВМ производится по письменному распоряжению главного инженера предприятия или руководителя взрывных работ. При этом обязательно составление акта (в двух экземплярах) с ука занием количества и наименований уничтоженных ВМ, а также причины и способа уничтожения. Руководить работами по уничтоже нию ВМ должен заведующий складом или руководитель взрывных работ.
Взрывчатые материалы разрешается уничтожать взрыванием, сжиганием, потоплением и растворением в воде.
§ 122. Уничтожение взрыванием
Этот способ применяется для уничтожения детонаторов, детони рующего шнура и взрывчатых веществ, если может быть обеспечена полнота их взрыва.
Количество ВМ, взрываемых за один прием, и место уничтожения устанавливают для каждого отдельного случая с учетом местных природных условий и при обязательном соблюдении безопасных расстояний.
Место для уничтожения ВМ выбирают вдали (не ближе 500 м) от населенных пунктов, строений и дорог. На безопасном расстоянии от места уничтожения устраивается надежное укрытие для взрыв ников.
Уничтожение ВМ взрыванием разрешается производить электри ческим и, в крайнем случае, огневым способом, при этом огнепровод ные шнуры зажигательных трубок должны прокладываться прямо линейно и с подветренной стороны. Взрывание ВМ необходимо производить при помощи патронов-боевиков, изготовленных из доброкачественных ВВ и укладываемых сверху на уничтожаемые ВМ.
Взрывчатые вещества с пониженной детонационной способностью разрешается взрывать в специальных ямах, закрытых щитами.
Детонаторы взрывают в заводских коробках, зарытых в землю, во избежание разброса и для обеспечения их полной детонации.
§ 123. Уничтожение сжиганием
Этим способом уничтожают только те ВМ, которые утратили способность детонировать. Детонаторы сжигать запрещено.
ВМ разрешается сжигать только в сухую погоду на специальной площадке, вдали от строений и населенных пунктов. Порошкообраз ные ВВ при сжигании рассыпаются дорожками шириной не более 0,3 м и высотой не более 0,1 м. Расстояние между дорожками должно быть не менее 5 м. Зажигают одновременно не более трех доро жек ВВ.
Перед сжиганием ВМ необходимо предварительно убедиться, нет ли в них детонаторов, могущих при сжигании вызвать взрыв. Сжигать ВМ в таре запрещается.
Пригодная для дальнейшего использования тара тщательно очищается от остатков ВМ, а поврежденная или со следами эксудации нитроглицерина сжигается отдельно от ВМ.
Костры и дорожки ВВ поджигают огнепроводным шнуром и лег ковоспламеняющимся материалом (стружка, хворост, бумага и т.п.), располагаемым с подветренной стороны дорожкой длиной не менее 5 м.
Поджигание производится после окончания подготовительных работ и вывода людей из опасной зоны. Взрывники при сжигании должны находиться в укрытии, пока не сгорит костер со взрывча тыми материалами.
Приближаться к месту сжигания можно только после оконча ния горения ВМ. Обнаруженные в золе остатки несгоревших ВМ собирают и повторно сжигают.
§ 124. Уничтожение растворением и потоплением в воде
Растворением в сосудах с водой уничтожают неводоустойчивые аммиачно-селитренные ВВ и дымный порох. Раствор ВВ сливают в специальную яму, а нерастворившийся остаток собирается и уничто жается сжиганием.
Нерастворимые ВМ разрешается уничтожать потоплением в от крытом море. Уничтожаемые материалы могут потопляться в завод ской таре; при этом надо обязательно прочно привязать к ним доста точно тяжелый груз на проволоке диаметром не менее 5 см.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД*
Значительное снижение эффективности и увеличение стоимости проходки шпуров и скважин механическими способами бурения, опасность в обращении и применении ВВ для взрывания массивов и вторичного дробления негабарита требуют изыскания способов бурения и дробления, эффективность которых бы мало зависела от прочности разрушаемых пород. Эти способы изучаются в СССР
и в зарубежных странах уже более 25 лет, однако они пока не вышли из стадии лабораторно-промышленного эксперимента за исключе нием термического бурения.
Кратко рассмотрим эти методы, получившие в технической лите ратуре обобщенное название электрофизических, с точки зрения перспектив их применения при разработке твердых полезных иско паемых. Наиболее разнообразны методы, предложенные для буре ния скважин. Для отбойки руды от массива взрывы ВВ пока остаются единственным реальным и универсальным методом.
Известные в настоящее время новые схемы разрушения можно
классифицировать |
следующим образом: |
П о в и д у |
р а з р у ш е н и я : в результате механических |
напряжений; термических напряжений; плавления и частичного испарения; химических реакций с горной породой и в результате комбинированного воздействия.
П о в и д у в о з д е й с т в и я н а г о р н у ю п о р о д у : магнитострикционными устройствами; высоконапорными струями жидкости; высоконапорными струями раскаленных газов; твердым наконечником, нагретым до температуры выше температуры плавле ния породы; электромагнитными волнами; электрическим разрядом большой мощности; потоком электронов; лазерным лучом; хими ческими веществами.
Комбинированные способы сочетают в основном тепловое и меха ническое воздействие твердым инструментом на ослабленную породу, а также тепловые и охлаждающие воздействия в определенных сочетаниях.
Ниже проанализированы схемы некоторых из указанных спо собов бурения скважин по данным отечественных и зарубежных исследований.
* По данным иностранной литературы [8]-
Электронагревательные буровые установки. В США разработана плавящая установка (рис. 193), в которой рабочий торец нагревается до 1200—1600° С, что обеспечивает плавление пород (гранита, ба зальта) с образованием скважины. Для охлаждения боковых сторон установки используется вода. Давление на инструмент 200—400 кгс направляет расплавленную породу к центру установки (указано стрелками на рис. 193), где струя гелия гранулирует породу и выду вает ее из скважины. Скорость бурения в базальте составила 10 мм/мин при диаметре 5 см. Установки такого типа наиболее пер спективны для бурения льда.
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
193. Схема |
электронагреватель- |
Рис. 194. Схема |
бура с |
ядерным |
|
|
ного |
бура: |
реактором: |
|
1 |
— вольфрамовый наконечник; 2 — расплав- |
1 — вольфрамовый наконечник; |
2 — рас- |
леяная |
порода; 3 |
— нагревательная спираль; |
плавленная порода; 3 |
— вода или газ; 4 — |
4 |
— охлаждающая |
вода; 5 — электрический |
атомный |
реактор |
|
|
|
|
кабель |
|
|
|
Ядерные плавящие буровые установки. Тепло, выделяемое ядерными реакторами, используется для нагревания, плавления породы и образования скважины (рис. 194). Газ или вода удаляют распла вленную породу с забоя аналогично вышеописанному. Для лучшей эффективности наконечник плавящего бура делается из тугоплавкого металла.
Максимальная скорость проникания буров с ядерными реакторами в породу будет сопоставимой со скоростью проникания электронагре вательных буров.
Электродуговые буровые установки. В электродуговых установ ках температура достигает 5520—16 500° С, при которой пропла вляются скважины в любой породе. Электрические дуги образуются
врезультате непрерывных разрядов электрического тока через про водящий газ.
На рис. 195 показана конструкция электродуговой установки,
вкоторой используется дуга между центральным электродом и рас