Файл: Кутузов, Б. Н. Взрывные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3

5

6

о

>Ѳ<

о

Bi

И

О)

К

4

о

и

о

О ч

С

' 9

в è «

K yft

S2*

«ä 3

оо . ab й

в 2 а „

о £ 2 я S*

X оI

2 I ё *

о« 2 й й

в 0J 2К О Ц

ксе в £а З

В Н

&s

м S"

gs

2 и S.S

H s

V ее

£ » m °

Ф E

В

S

Ен t ,

~ s

PQ

M

CЯ оtt ÜRb

CC Я i ~

В О - с в з

§&S|s

« a s g

_ Я

O CO К .

g » | H s & » H Cr1“аёя'

о

О

 

Ю

X

o>

в

о

СО

СО

Он

Р ч

о

со

со

о

О

 

И

 

О

 

а

Ю

PG

ч

о

н

<0

Р ч

о

со

о

о

га

к

о

н

СО

Н

СО

ь

со

tt

СО

в

я

о

«а

к

ш

2

Й

ч

к

от

О ч

о

га

к

о

н

со

н

оо

а

о>

и

сеs

ÜS*

Я

В

^

се

я °

 

2 *

 

В се

 

 

а

 

*-н**

 

S и

 

И З

 

о в

 

в

 

 

ЕнВ

 

 

g e

 

В со

 

О

 

 

В л

 

» S

 

1 і

 

О В

 

в 2

 

2 ?*»

 

В £>

 

Sa­

 

fi X

 

gg

 

ща

 

а„*

 

я 2

 

К

X

 

О

 

О

н

 

Н

Р*

 

® в

 

се

I

3 2-

о►?

а в

« а

есе 5 а®

оа

 

ІО

£

 

со

5

 

« S

 

в ее

 

g s

 

в а>

 

Орч

 

В ^

 

о

-

 

?»са

 

и «

 

S о

 

й" «

 

£*н

 

а с

 

« 2

 

 

5*

 

S §

 

X fi­

г

ts 2

» а

в

“ я

п

<Еия

 

£®

 

1 е

 

8 g

S

ЕГ й

а

о

ез

и

В о

QB .

9

ftg

••sffl S

«SM £

БS - , «

И §S§

« . s ä S f«яавя ов °я

S ° я в в

в § § « В * g G g S

ВJ£ «о<

о. HP

8с Sc gt

ор*о

Иtt Е-

342


ВМ в этих вагонах подаются непосредственно к местам произ­ водства взрывов; остальное время вагоны с ВМ стоят в специальном железнодорожном тупике около карьера или на территории склада ВМ.

При транспортировании ВМ, предназначенных для нескольких взрывов, расположение их в вагоне должно быть таким, чтобы не мешать постепенной выгрузке ВМ на отдельных участках. ВМ со­ провождает специальное лицо, имеющее право на руководство или ведение взрывных работ, и вооруженная охрана. Вагоны должны быть оборудованы противопожарными средствами.

Рис. 192. Расположение на автомашине совместно пе­ ревозимых ВВ и СВ

При перевозке ВМ автомобильным транспортом шоферы и воз­ чики должны быть проинструктированы о порядке перевозки, по­ грузки и выгрузки ВМ.

Перед выходом в рейс в путевом листе машины механик или заведующий гаражом должен записать: «Автомобиль проверен, вполне исправен и пригоден для перевозки взрывчатых грузов». На автомобиле должны быть вставлены спереди и позади отличитель­ ные знаки в виде красных флажков, а в ночное время специальные отражательные знаки. В зимнее время на ведущие колеса надевают цепи против скольжения. На автомашине должно быть не менее двух огнетушителей. Глушители автомашины оборудуются специаль­ ными искрогасителями.

Скорость движения и загрузка автомобилей при перевозке аммо­ нитов регламентируется общими правилами автоинспекции и грузо­ подъемностью машин. В городских условиях ВМ разрешается перевозить в закрытых автомобилях (передвижных складах) с отличи­ тельными знаками — красной диагональной полосой шириной 15 см на каждом борту. К управлению автомобилем в этом случае допу­ скаются только шоферы I и II класса.

В нагруженном автомобиле могут находиться, кроме шофера, ответственного лица и лица вооруженной охраны, а также грузчики

343

или взрывники. Лица охраны должны размещаться в передней части кузова, для чего им необходимо оставлять места. Общее число пер­ сонала для взрывных работ не должно превышать четырех человек.

При транспортировании гужевым транспортом установлены сле­ дующие нормы перевозки: для одноконных повозок — 500 кг, для пароконных — 800 кг.

Переноска ВМ непосредственно к месту работ. Доставка ВМ непосредственно к месту работ разрешается без охраны, но под обя­ зательным наблюдением взрывника с привлечением стажеров-взрыв- ников или проинструктированных рабочих.

При совместной переноске ВВ и СВ взрывник имеет право пере­ носить одновременно не более 12 кг ВВ. При переноске только ВВ норма составляет 20 кг. При переноске в заводской упаковке (в меш­ ках) на расстояние не более 300 м и при удобном пути норма равна 40 кг. Для получения и переноски СВ у взрывника должны быть специальные сумки.

Для облегчения доставки ВМ взрывникам на некоторых предприя­ тиях устраивают передвижные склады ВМ в крытых и специально оборудованных автомобилях. Выдача ВМ взрывникам производится из передвижного склада в непосредственной близости от места произ­ водства взрыва.

Доставленные к месту работ ВМ перед заряжанием должны охра­ няться взрывниками или проинструктированными рабочими.


Г л а в а XVI

УНИЧТОЖЕНИЕ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ

Уничтожению подлежат ВМ, если они признаны непригодными к использованию или когда закрываются шахты или рудники и остатки неиспользованных ВМ по каким-либо причинам не могут быть переданы другим предприятиям.

Уничтожение ВМ производится по письменному распоряжению главного инженера предприятия или руководителя взрывных работ. При этом обязательно составление акта (в двух экземплярах) с ука­ занием количества и наименований уничтоженных ВМ, а также причины и способа уничтожения. Руководить работами по уничтоже­ нию ВМ должен заведующий складом или руководитель взрывных работ.

Взрывчатые материалы разрешается уничтожать взрыванием, сжиганием, потоплением и растворением в воде.

§ 122. Уничтожение взрыванием

Этот способ применяется для уничтожения детонаторов, детони­ рующего шнура и взрывчатых веществ, если может быть обеспечена полнота их взрыва.

Количество ВМ, взрываемых за один прием, и место уничтожения устанавливают для каждого отдельного случая с учетом местных природных условий и при обязательном соблюдении безопасных расстояний.

Место для уничтожения ВМ выбирают вдали (не ближе 500 м) от населенных пунктов, строений и дорог. На безопасном расстоянии от места уничтожения устраивается надежное укрытие для взрыв­ ников.

Уничтожение ВМ взрыванием разрешается производить электри­ ческим и, в крайнем случае, огневым способом, при этом огнепровод­ ные шнуры зажигательных трубок должны прокладываться прямо­ линейно и с подветренной стороны. Взрывание ВМ необходимо производить при помощи патронов-боевиков, изготовленных из доброкачественных ВВ и укладываемых сверху на уничтожаемые ВМ.

Взрывчатые вещества с пониженной детонационной способностью разрешается взрывать в специальных ямах, закрытых щитами.

345


Детонаторы взрывают в заводских коробках, зарытых в землю, во избежание разброса и для обеспечения их полной детонации.

§ 123. Уничтожение сжиганием

Этим способом уничтожают только те ВМ, которые утратили способность детонировать. Детонаторы сжигать запрещено.

ВМ разрешается сжигать только в сухую погоду на специальной площадке, вдали от строений и населенных пунктов. Порошкообраз­ ные ВВ при сжигании рассыпаются дорожками шириной не более 0,3 м и высотой не более 0,1 м. Расстояние между дорожками должно быть не менее 5 м. Зажигают одновременно не более трех доро­ жек ВВ.

Перед сжиганием ВМ необходимо предварительно убедиться, нет ли в них детонаторов, могущих при сжигании вызвать взрыв. Сжигать ВМ в таре запрещается.

Пригодная для дальнейшего использования тара тщательно очищается от остатков ВМ, а поврежденная или со следами эксудации нитроглицерина сжигается отдельно от ВМ.

Костры и дорожки ВВ поджигают огнепроводным шнуром и лег­ ковоспламеняющимся материалом (стружка, хворост, бумага и т.п.), располагаемым с подветренной стороны дорожкой длиной не менее 5 м.

Поджигание производится после окончания подготовительных работ и вывода людей из опасной зоны. Взрывники при сжигании должны находиться в укрытии, пока не сгорит костер со взрывча­ тыми материалами.

Приближаться к месту сжигания можно только после оконча­ ния горения ВМ. Обнаруженные в золе остатки несгоревших ВМ собирают и повторно сжигают.

§ 124. Уничтожение растворением и потоплением в воде

Растворением в сосудах с водой уничтожают неводоустойчивые аммиачно-селитренные ВВ и дымный порох. Раствор ВВ сливают в специальную яму, а нерастворившийся остаток собирается и уничто­ жается сжиганием.

Нерастворимые ВМ разрешается уничтожать потоплением в от­ крытом море. Уничтожаемые материалы могут потопляться в завод­ ской таре; при этом надо обязательно прочно привязать к ним доста­ точно тяжелый груз на проволоке диаметром не менее 5 см.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД*

Значительное снижение эффективности и увеличение стоимости проходки шпуров и скважин механическими способами бурения, опасность в обращении и применении ВВ для взрывания массивов и вторичного дробления негабарита требуют изыскания способов бурения и дробления, эффективность которых бы мало зависела от прочности разрушаемых пород. Эти способы изучаются в СССР

и в зарубежных странах уже более 25 лет, однако они пока не вышли из стадии лабораторно-промышленного эксперимента за исключе­ нием термического бурения.

Кратко рассмотрим эти методы, получившие в технической лите­ ратуре обобщенное название электрофизических, с точки зрения перспектив их применения при разработке твердых полезных иско­ паемых. Наиболее разнообразны методы, предложенные для буре­ ния скважин. Для отбойки руды от массива взрывы ВВ пока остаются единственным реальным и универсальным методом.

Известные в настоящее время новые схемы разрушения можно

классифицировать

следующим образом:

П о в и д у

р а з р у ш е н и я : в результате механических

напряжений; термических напряжений; плавления и частичного испарения; химических реакций с горной породой и в результате комбинированного воздействия.

П о в и д у в о з д е й с т в и я н а г о р н у ю п о р о д у : магнитострикционными устройствами; высоконапорными струями жидкости; высоконапорными струями раскаленных газов; твердым наконечником, нагретым до температуры выше температуры плавле­ ния породы; электромагнитными волнами; электрическим разрядом большой мощности; потоком электронов; лазерным лучом; хими­ ческими веществами.

Комбинированные способы сочетают в основном тепловое и меха­ ническое воздействие твердым инструментом на ослабленную породу, а также тепловые и охлаждающие воздействия в определенных сочетаниях.

Ниже проанализированы схемы некоторых из указанных спо­ собов бурения скважин по данным отечественных и зарубежных исследований.

* По данным иностранной литературы [8]-

347


Электронагревательные буровые установки. В США разработана плавящая установка (рис. 193), в которой рабочий торец нагревается до 1200—1600° С, что обеспечивает плавление пород (гранита, ба­ зальта) с образованием скважины. Для охлаждения боковых сторон установки используется вода. Давление на инструмент 200—400 кгс направляет расплавленную породу к центру установки (указано стрелками на рис. 193), где струя гелия гранулирует породу и выду­ вает ее из скважины. Скорость бурения в базальте составила 10 мм/мин при диаметре 5 см. Установки такого типа наиболее пер­ спективны для бурения льда.

Рис.

193. Схема

электронагреватель-

Рис. 194. Схема

бура с

ядерным

 

 

ного

бура:

реактором:

 

1

— вольфрамовый наконечник; 2 — расплав-

1 — вольфрамовый наконечник;

2 — рас-

леяная

порода; 3

— нагревательная спираль;

плавленная порода; 3

— вода или газ; 4

4

— охлаждающая

вода; 5 — электрический

атомный

реактор

 

 

 

 

кабель

 

 

 

Ядерные плавящие буровые установки. Тепло, выделяемое ядерными реакторами, используется для нагревания, плавления породы и образования скважины (рис. 194). Газ или вода удаляют распла­ вленную породу с забоя аналогично вышеописанному. Для лучшей эффективности наконечник плавящего бура делается из тугоплавкого металла.

Максимальная скорость проникания буров с ядерными реакторами в породу будет сопоставимой со скоростью проникания электронагре­ вательных буров.

Электродуговые буровые установки. В электродуговых установ­ ках температура достигает 5520—16 500° С, при которой пропла­ вляются скважины в любой породе. Электрические дуги образуются

врезультате непрерывных разрядов электрического тока через про­ водящий газ.

На рис. 195 показана конструкция электродуговой установки,

вкоторой используется дуга между центральным электродом и рас­

348