Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
ющемуся в результате протекания тока по первичной обмотке. Вслед ствие этого потоки взаимно компенсируются и общий результирующий поток будет невелик. Если вторичная обмотка разомкнута, второго потока не будет, а первый поток вызовет чрезмерный нагрев магнитопровода, в результате чего трансформатор может сгореть. Кроме того, между разомкнутыми зажимами вторичной обмотки возникает значи тельное напряжение (до 1000 в и более), опасное для обслуживающего персонала.
При монтаже и эксплуатации трансформаторов тока необходимо также учитывать, что в случае отключения измерительных и прочих приборов (например, для ремонта) при трансформаторе, не отключен
|
|
|
|
ном от первичной цепи, |
концы его |
|||
|
|
|
|
вторичной |
обмотки |
во |
избежание |
|
|
|
|
|
указанных выше последствий долж |
||||
|
|
|
|
ны быть замкнуты накоротко до |
||||
|
|
|
|
снятия прибора. |
|
|
||
|
|
|
|
Трансформаторы |
напряжения. |
|||
|
|
|
|
Принципиальная схема включения |
||||
|
|
|
|
и конструктивное устройство од |
||||
|
|
|
|
ного из простейших трансформато |
||||
|
|
|
|
ров напряжения НОМ (напряжения |
||||
|
|
|
|
однофазный |
маслонаполненный) |
|||
|
|
|
|
приведены на рис. 229 |
и 230. |
|||
а ) |
|
|
б) |
Конструктивно данный аппарат |
||||
|
|
(см. рис. 230) состоит из магнито- |
||||||
|
|
|
|
|||||
Рис. 230. Конструктивное устройство |
провода 6, на котором размещены |
|||||||
трансформатора напряжения НОМ-Ю: |
обмотки 5 высшего и низшего на |
|||||||
а — общий вид, б — выемная |
часть; |
1 — |
пряжений. Магнитопровод вместе с |
|||||
бак трансформатора, 2 — вывод ВН, |
3 — |
обмотками |
прикреплен |
к крышке |
||||
вывод НН, 4 — пробка |
маслоналивного |
|||||||
отверстия, 5 — обмотки, |
6 — магнитопро |
трансформатора. На крышке распо |
||||||
вод |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
ложены выводы обмоток аппарата. |
||||
|
|
|
|
При этом выводы 2 принадлежат к |
||||
первичной обмотке (высшего напряжения), |
а выводы 3 — ко вторич |
|||||||
ной обмотке (низшего |
напряжения). Бак |
трансформатора |
заполнен |
трансформаторным маслом.
Для того чтобы в процессе работы аппарат имел |
возможность «ды |
|
шать», пробку 4 маслоналивного отверстия |
перед |
пуском аппарата |
в эксплуатацию освобождают от находящейся |
под ней шайбы. В период |
транспортировки трансформатора шайба предотвращает просачивание масла из-под пробки.
Кроме рассмотренного трансформатора при оборудовании про мышленных предприятий применяют трансформаторы НТМИ и НТМК. Они изготовляются на напряжения 6 и 10 кв. Буква Т в обозначении указывает, что аппараты имеют трехфазное исполнение. Буквы И, К обозначают измерительную и компенсирующую обмотки.
Трансформаторы напряжения строят, как правило, на номиналь ное вторичное напряжение 100 в. Вторичные обмотки трансформаторов напряжения и их корпуса заземляют. Этим обеспечивается безопас-
190
ность обслуживающего персонала на случай пробоя между обмотками высшего и низшего напряжений.
Трансформаторы напряжения, как правило, защищают плавкими предохранителями.
§ 46. ЗАЩИТНЫЕ АППАРАТЫ
Плавкие предохранители. Известны два типа плавких предохрани телей: ПК (К — кварцевое заполнение), применяемые для защиты сило вых трансформаторов мощностью до 630 кеа, и ПКТ — для защиты трансформаторов (Т) напряжения.
Кварцевый |
песок. способствует |
|
|
|
|
||||
гашению дуги, возникающей при |
|
|
|
|
|||||
перегорании плавкой |
вставки. Это |
|
|
|
|
||||
происходит в результате того, что |
|
|
|
|
|||||
Дуга, попадая в узкий канал, об |
|
|
|
|
|||||
разовавшийся |
на |
месте сгоревшей |
|
|
|
|
|||
плавкой вставки, |
быстро теряет со |
|
|
|
|
||||
держащиеся в ее среде металличе |
|
|
|
|
|||||
ские пары, уходящие сквозь пес |
|
|
|
|
|||||
чинки кварца. |
В связи с уменьше |
|
|
|
|
||||
нием количества паров металла в |
|
|
|
|
|||||
Дуге ее сопротивление |
повышается |
|
|
|
|
||||
и процесс гашения ускоряется. |
|
|
|
|
|||||
Конструктивное устройство пре |
|
|
|
|
|||||
дохранителя ПК показано на рис. |
|
|
|
|
|||||
231. Он состоит из фарфорового |
|
|
|
|
|||||
патрона 1 с латунными контактны |
|
|
|
|
|||||
ми обоймами 2. В патрон |
встроены* |
|
|
|
|
||||
плавкие вставки |
5. У предохрани |
|
|
|
|
||||
телей на ток до 7,5 а |
их |
наматы |
Рис. 231. Плавкий предохранитель |
||||||
вают на ребристый керамический |
|||||||||
сердечник. При большем токе встав |
|
|
ПК: |
|
|||||
а — общий вид, |
6 — патрон предохрани |
||||||||
ки, свитые спиралями, размещают |
|||||||||
теля в разрезе; |
1 — фарфоровый патрон |
||||||||
в патроне без сердечника. |
|
2 — латунная |
контактная обойма, |
3 — |
|||||
внутри |
опорный изолятор, 4 — фланец, 5 —плав |
||||||||
У предохранителя |
ПК |
кие вставки, |
6 — крышка латунной |
кон |
|||||
патрона проходит |
так |
называемая |
тактной обоймы, |
7 — указатель срабаты |
|||||
|
|
вания |
|
||||||
указательная |
стальная |
вставка, |
|
|
|
|
|||
Удерживающая якорек |
указателя срабатывания 7, |
встроенный в ниж |
нюю часть патрона. При перегорании указательной вставки якорек выталкивается наружу спиральной пружиной.
В сетях с большими токами можно применять спаренные предохра нители ПК.
Предохранители ПКТ отличаются от предохранителей ПК тем, что имеют по одной плавкой вставке, изготовляемой из константановой проволоки, намотанной на фарфоровый сердечник. Поскольку предо хранитель ПКТ не имеет указателя срабатывания, целость его плавкой вставки проверяют приборами.
191
Патроны предохранителя ПКТ укрепляют также на двух опорных изоляторах при помощи контактных латунных обойм. Последние снаб жаются фиксаторами, которые представляют собой упоры, закрепляю щие положение предохранителя. Для предохранителей ПК пре дусматриваются пружинящие замки, предотвращающие выбрасывание патрона из обойм при проте кании токов короткого замы кания и возникновении мощ ных динамических усилий.
Бетонные реакторы. Реак тор состоит из трех индуктив ных катушек, включаемых пофазно в сеть.
Представляя собой значи тельное индуктивное сопро тивление, катушки реактора ограничивают токи короткого замыкания в случае их воз никновения. Общий вид бе тонного реактора показан на рис. 232.
Рис. 233. Вентильный разрядник РВП-6 :
|
/ — ввод, 2 — резиновая шайба, 3 — пружи |
||||
|
на, 4 — искровые промежутки, |
5 — блок ви- |
|||
|
литовых |
дисков, |
6 — фарфоровый кожух, |
||
|
7 — хомут крепления, 8 — стопорная |
пру |
|||
Рис. 232. Бетонный |
жина, |
9 — герметизирующее |
заполнение, |
||
tQ — наружная |
диафрагма, |
И — болт |
для |
||
реактор |
присоединения к линии заземления |
|
Фазы реактора обозначают буквами В, С, Н (верхняя, средняя, нижняя). При этом в процессе установки необходимо соблюдать ука занную последовательность, учитывая, что направление витков обмотки средней фазы обратно направлению витков двух других фаз. Этим обеспечивается работа колонки реактора на сжатие в момент возникно вения токов короткого замыкания.
Если бы средняя фаза не имела указанной особенности, в колонке возникли бы силы отталкивания, что могло бы привести к разрушению реактора при протекании по нему токов короткого замыкания.
192
Вентильные разрядники. Разрядник предназначен для защиты изоляции РУ от перекрытия и пробоя при атмосферных перенапряже ниях, проникающих в установку. Устройство вентильного разрядника РВП (В — вентильный, Г1 — подстанционный) приведено на рис. 233.
Показанные на рисунке искровые промежутки 4 под влиянием повышенного напряжения пробиваются, и ток по вилитовым дискам 5, сопротивление которых резко снижается под действием повышенных напряжений, отводится в землю.
После восстановления в установке нормального режима сопротив ление вилитовых дисков быстро возрастает, и цепь тока между разряд ником и землей оказывается разорванной.
§47. СВЕДЕНИЯ
ОСИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРАХ
Силовые трансформаторы’ служат для преобразования величины напряжения переменного тока.
Конструктивное устройство силового трансформатора приведено на рис. 234. Он состоит из кожуха и помещенной в нем активной
части — магнитопровода |
с |
закре |
|
|
|||||
пленными на нем обмотками выс |
|
|
|||||||
шего и низшего |
напряжений. Ко |
|
|
||||||
жух |
трансформатора |
включает в |
|
|
|||||
себя бак с крышкой, радиаторы, |
|
|
|||||||
предназначенные |
для |
охлаждения |
|
|
|||||
трансформатора, |
и |
транспортные |
|
|
|||||
катки. |
Кожух |
заполнен трансфор |
|
|
|||||
маторным маслом. |
|
|
|
|
|
||||
Изготовляют и сухие трансфор |
|
|
|||||||
маторы. Для заполнения трансфор |
|
|
|||||||
маторов применяется также него |
|
|
|||||||
рючая |
жидкость — совтол. |
|
|
|
|||||
На |
крышке |
трансформатора |
|
|
|||||
расположены |
фарфоровые |
выводы |
|
|
|||||
высшего и низшего напряжений, |
|
|
|||||||
пробка |
маслоналивного |
отверстия, |
|
|
|||||
гнездо для термометра, |
рымы для |
|
|
||||||
подъема активной части, расшири |
|
|
|||||||
тель (рис. 235), |
|
|
|
|
|
|
|||
Р а с ш и р и т е л ь |
вмещает в |
I — бак о радиаторами, 2 — крышка, 3 — |
|||||||
себя до 10% масла трансформатора. |
выводы высшего напряжения, 4 — вывод |
||||||||
На |
торцовой |
части |
расширителя |
низшего напряжения, 5 — рукоятка пере |
|||||
ключателя числа витков обмотки высшего |
|||||||||
устанавливают маслоуказатель, по |
напряжения, в — предохранительная тру |
||||||||
ба, 7 — указатель уровня масла, |
8 — рас |
||||||||
казывающий уровень |
масла |
в рас |
ширитель, 9 — транспортные |
катки |
ширителе. Рядом с маслоуказателем наносят три контрольные черты. Они указывают на то, каким должен
быть уровень масла при температуре —35, +15 и +35° С.
7 Е горов, К о вар ск и й |
1 9 3 |
/ — маслоуказатель, 2 — пробка |
маслоналивного отверстия, 3 — |
||||
подъемный рым, |
4 — пробка |
маслопускного |
отверстия, |
5 — грязе |
|
вик, 6 — пробка |
грязевика, |
7 — дыхательная |
трубка, |
8 — фланец |
|
для присоединения трубопровода, |
связывающего расширитель с баком |
||||
|
трансформатора |
|
|
Рис. 236. Переключатель числа витков для регулировки напряжения трансформатора:
а — общий вид, б — схема; I — ручка переключателя на крышке трансфор матора, 2 — переключатель
В нижней части расширитель снабжен грязевиком, предназначен
ным для удаления отстоев масла, грязи, шлама. |
|
У мощных силовых трансформаторов на крышке |
устанавливают |
п р е д о х р а н и т е л ь н у ю т р у б у 6 (см. рис. |
234). Ее верх |
ний конец закрывают стеклянной диафрагмой. В случае повышения давления внутри трансформатора (при внутренних повреждениях, сопровождающихся разложением масла) диафрагма лопается и масло выбрасывается наружу.
Трансформаторы мощностью 1000 ква и выше оборудуют газовым реле, которое встраивают в трубу между баком трансформатора и расширителем.
При внутренних повреждениях трансформатора, сопровождаю щихся выделением газов, с помощью реле дается импульс на сигнал, а затем и на отключение силового выключателя. То же реле исполь зуется для сигнализации о понижении уровня масла в трансформаторе.
Силовые трансформаторы снабжаются также приборами теплового
контроля, в том числе к о н т а к т н ы м и |
т е р м о м е т р а м и и |
т е р м о м е т р и ч е с к и м и с и г н а л и з а т о р а м и . |
|
Для регулировки величины напряжения |
во вторичных обмотках |
трансформаторы имеют |
на стороне первичной обмотки п е р е к л ю |
ч а т е л и ч и с л а в |
и т к о в (рис. 236). |
ГЛАВА XIII
ОСНОВНАЯ АППАРАТУРА И СХЕМЫ ВТОРИЧНЫХ УСТРОЙСТВ
В состав оборудования вторичных устройств входят аппараты ре лейной защиты, сигнализации и блокировки.
$ 48. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЕ
При эксплуатации действующих электроустановок могут быть нарушения нормальных режимов их работы вследствие неисправно стей изоляции или неправильных действий обслуживающего персо нала, что приводит к перегрузкам и коротким замыканиям.
В случае возникновения коротких замыканий поврежденный участок должен быть как можно быстрее отключен. Это достигается с помощью специальных автоматических аппаратов — реле и прибо ров, объединенных в общее устройство, называемое релейной защитой.
Релейная защита реагирует на повреждение установки либо отклю чением аварийного участка, либо сигналом о намечающемся ненор мальном режиме. Такие режимы могут иметь форму перегрузок, при которых машины, аппараты и сети на протяжении некоторого промежутка времени оказываются под действием токов, больших, чем те, на которые они рассчитаны. При этом находящийся под дей
7* |
195 |