Файл: А. Н. Леонтьев определяет педагогическое общество как профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного пси.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Свиридов Дмитрий Сергеевич

Преподаватель:

Семенова Евгения Викторовна
Задание 1.

 Проведите сравнительный анализ определений понятий «общение» и «профессионально – педагогическое общение» Выделите сходные  и  отличительные  признаки данного  понятия с учетом подходов, обозначенных К.А. Абульхановой-Славской, Г.К. Селевко, Н.П. Ерастовым, А.Н. Леонтьевым  и др.


Определение понятия “общение”

Сходные

признаки

Отличительные признаки

Определение понятия «общение».

А.Н. Леонтьев определяет педагогическое общество как “профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива”.

Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

Общение занимает значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования.

Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направленно не только на само взаимодействие и на воспитанников в целях их личностного развития, но и является основным для самой педагогической системы, направленно на организацию освоения знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само взаимодействие, на воспитанников и на предмет освоения.

Определение понятия «профессионально- педагогическое общение».

И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение “как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся”.




Задание 2.

Смоделируйте ситуацию диалога между обучающимися и педагогом дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Какие вопросы Вы бы включили в данный диалог? Какие аспекты должен обсудить с обучающимися педагог? Перечислите и охарактеризуйте их.

Ситуация: Учащиеся, дети от 8-ми до 10-ти лет, начинают выполнять задание на тему «Морские обитатели» по дисциплине «ИЗО».
Вопросы для диалога:

1. Каких морских обитателей вы знаете? Расскажите о них.

2. Каких морских обитателей ты выбрал? Почему?

3. Ты когда-нибудь видел этого морского обитателя? Как это произошло? Хотел бы увидеть его?

4. Тебя устраивает выбранный тобою цвет? Какие ещё цвета ты хочешь использовать?

5. У вас всё получается? Кому-нибудь нужна подсказка, помощь?

6. Старайтесь работать аккуратно, не мешая другим ученикам, представьте ваш результат и постарайтесь прийти к нему.

7. Не забудьте протереть использованные инструменты и убрать за собой рабочее место.
Затронутые аспекты в ходе данного диалога:

1. Педагог задал вопрос, несущий познавательный характер - в ходе ответов на него всех обучающихся, некоторые из них могу узнать от своих сверстников что-то новое, что поспособствует позитивному расположению первых ко вторым.

2. Педагог показал свою что ему не безразличны интересы и мнения ученика.

3. Педагог дисциплинирует учащихся.

4. Так же подразумевается, что в ходе общения педагог затронет важность техники безопасности, уделит время и покажет свою заинтересованность, расположение к каждому ученику.

Задание 3.

Разработайте примерное содержание этапов общения педагога дополнительного образования, реализующего программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, с ребенком.
При разработке опирайтесь на модель структуры педагогического общения, предложенную В.А. Кан-Каликом:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с одним ребенком или группой детей (прогностический этап).
2. Организация непосредственного общения с ребенком в момент изначального взаимодействия с ним (начальный период общения, который условно можно назвать коммуникативной атакой).
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе — важнейший элемент профессиональной коммуникации.


4. Анализ осуществленной системы общения (соотнесение цели, средств и результата) и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Примерные темы:
«Искусство в современном обществе»
«Моя будущая профессия»
«Каким должен быть творческий человек?»
Авторская тема
Тема: «Моя будущая профессия»
Класс: 9

Цель: Помощь учащимся в выборе будущей профессии;

Задачи: сформулировать представление о мире профессий, а так же требованиях, предъявляемых профессиями к человеку; развить черты характера, обеспечивающие успех в профессиональной деятельности и навыки самопрезентации; воспитать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; развить способность обучающегося принимать и сохранять учебно-профессиональную цель;

Ход внеклассного мероприятия:
Педагог: Сегодня мы поговорим о профессиях. Совсем в скором времени вы столкнётесь с выбором области будущей вашей профессиональной деятельности.

Профессия определяет, чем человек будет заниматься значительную часть своей жизни, оказывает влияние на социальный статус человека, его финансовое положение, общественные, социальные группы, с которыми он будет взаимодействовать.

Основные вопросы мероприятия:

• Какие профессии вам известны?

• Какие профессии вас привлекают?

• Какие профессии для вас являются менее привлекательными?

• Какая профессия у вас в приоритете?

• Какие навыки необходимы для выбранной вами профессии?
Учащиеся называют профессии.
П: Классификация профессора Климова Евгения Александровича составлена по отношению человека к объектам труда. Е.А. Климов выделяет пять основных типов профессий:
1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы.
Попробуйте назвать представителей данного типа. (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)
2. Человек- человек. Предметом труда здесь является другой человек, характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей.
Попробуйте назвать представителей данного типа. (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)

3. Человек-знак. Это профессии связанные с анализом и обработкой данных, цифрами, буквами.
Попробуйте назвать представителей данного типа. (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)
4. Человек-техника. Сюда относятся все технические профессии.
Попробуйте назвать представителей данного типа (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)
5. Человек художественный образ. Здесь мы имеем профессии, связанные с искусством и творчеством.
Попробуйте назвать представителей данного типа. (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)
П: Давайте определим профессии по типу. Показываются иллюстрации, учащиеся определяют.
П: Как вы думаете, что необходимо учитывать при выборе профессии?
Ведётся диалог с учащимися, обязательно должны прозвучать термины «востребовательность», «доходность».
Далее педагог рассказывает о том, что со временем востребовательность одних профессий изменяется, другие устаревают, появляются новые; сообщает, что это зависит от разных факторов; перечисляет профессии, которые будут актуальны всегда. Вступает в диалог с учащимися о том, что дело их жизни не должно приносить им раздражение, дискомфорт.
Показывается видеоролик на тему существующих профессий, профессий, существующих недавно и востребованные профессии в нашей стране, во всём мире.
Педагог упоминает, что есть различные уровни карьеры. Приводит примеры, говорит о важности личного профессионального плана.
Проводиться тест по профориентации.
По результатам профориентации, учащиеся изучают определённую профессию в информационных источниках.
Оканчивается занятие диалогом с учащимися, в ходе которого педагог может определить степень усвоенной информации.


Задание 4. Составьте диагностическую «Карту интересов» для подростка 12 лет, занимающегося в объединении учреждения дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.

Для составления данной карты используйте примерную схему. Добавьте свои пункты, связанные с особенностями деятельности ребёнка в объединении учреждения дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.
Примерная схема «Карты интересов»
1. ФИО: Федорова Александра Андреевна
2. Возраст: 12
3. Состав семьи: полная
4. Увлечения, их характеристика: активно увлекается изобразительным искусством, иллюстрациям и фотографией
5. Любимые занятия. Их продолжительность и характеристика: рисовать иллюстрации, играть в видеоигры, чтение художественных книг, фотография.
6. Особые таланты: хорошо понимает людей, чувствует красоту вокруг себя.
7. Другое: является учеником художественной школы.

Задание 5.

Определите основные цели и задачи деятельности педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Приведите конкретные примеры реализации целей и задач педагогической деятельности в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства при проведении консультации обучающихся в учреждении дополнительного образования, в беседе с его родителями, при организации КТД (тематика на выбор обучающегося).
Цели деятельности педагога дополнительного образования:
1. Создание благоприятного психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, безоценочностью, взаимным доверием;
2. Проявление симпатии и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное поддержание всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;
3. Обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи;
4. Предоставление взаимности обмена мнениями, безоценочное обсуждение особенностей процесса решения творческой задачи и его результатов.
Задачи деятельности педагога дополнительного образования:
Основная задача: В доступной форме донести до сознания ученика мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всех богатствам образного строя вещи.
Перспективные задачи:
1. Организация образовательной деятельности данной направленности в соответствии с вызовами образовательной в обществе и потребностями личности;
2. Использование современных образовательных технологий, обеспечивающих формирование субъектной и созидательной позиции обучающегося;