Файл: Система это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы. Элемент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторая группа — методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления.

Среди них можно выделить следующие классы:

— аналитические (включают методы классической математики — интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);

— статистические (включают теоретические разделы математики — математическую статистику, теорию вероятностей — и направления прикладной математики, использующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний и другие методы статистического имитационного моделирования);

теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы
дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);

— графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

К третьей группе относятся комплексные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов. К третьей группе также относят методы исследования информационных потоков.

27. Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:

1) взаимодействие факторов производства;

2) единство фаз воспроизводства – потребления, обмена, распределения и производства;

3) ведущее место собственности.

Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике, необходимо определить ее главные составляющие:


1) какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;

2) какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;

3) какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;

4) каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).

Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:

1) общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами – специализация);

2) кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);

3) централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);

4) концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);

5) интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).

28. Главная особенность социально-экономической системы (СЭС) – ее
целенаправленное поведение. Целенаправленное поведение элемента СЭС
связано с присутствием в нем человека, который реализует целенаправленное
поведение. Целенаправленным поведением обладает элемент, который
способен автономно выбирать и менять цели своего функционирования (автономно – значит вне прямой зависимости от основной системы).

У этого свойства есть важное следствие: любая СЭС имеет систему управления, состоящую из управляющей подсистемы и объекта управления (или управляемой подсистемы). Если в технических системах границы между управляющей и управляемой подсистемами очевидны, то в СЭС такое разграничение однозначно не устанавливается, а выбирается в зависимости от решаемых задач.

2. Вторая особенность СЭС – их полиструктурность, которая
проявляется в иерархичности системы управления и неиерархичности
функциональной подсистемы, отражающей технологию основного вида
деятельности СЭС. Поэтому проблемы управления СЭС выделяют в
специфичную группу проблем, решаемых в рамках общей теории
управления.

3. Третья особенность СЭС – изменчивость окружающей среды. Так, например, технические системы создаются для функционирования в рамках


определенных, обозначенных техническим заданием, внешних условиях.
СЭС организуется и функционирует при воздействии системы постоянно
изменяющихся внешних факторов.

  1. Четвертая особенность СЭС - перестроение структуры как инструмент адаптации системы к изменяющимся условиям внешней среды. В отличие от технических систем, структура которых меняется в одну сторону - в сторону распада, СЭС оптимизируют свои структуры для повышения эффективности основных видов деятельности.

  2. Пятая особенность СЭС - одновременно наличие признаков естественных и искусственных систем.

29. В основе процедуры выявления первичного элемента СЭС лежит функция распорядительства, которая обычно проявляется в форме управления видами деятельности системы. Эта функция:

играет структурообразующую роль, отделяя подсистемы и
элементы (подразделения) в рамках единой системы;


определяет процесс реализации общей функции СЭС.
Условием движения (изменения) СЭС является активная деятельность


ее элементов. Каждый элемент состоит из двух основных частей:

субъекта - носителя процесса принятия решения (человека-
распорядителя);


объектов, на которые эти решения распространяются (ресурсы).
Устойчивое обособленное объединение распорядителей и ресурсов


принято называть первичным элементом СЭС или распорядительным (технологическим) центром - РЦ.

Масштаб РЦ может изменяться в зависимости от масштаба системы, в которой он выделяется. Ресурсы в РЦ, как правило, многообразны, а распорядитель - всегда один (в качестве распорядителя может выступать и группа людей с общими целями, задачами и ответственностью).

Ресурсы обычно рассматривают как определенные ограничения, которые формируют решения распорядителя и связаны с видами деятельности системы.

Классификация ресурсов:

Ресурсы 1 группы – ресурсы, необходимые для процесса

преобразования и непосредственно входящие после процесса преобразования

в выходной продукт (услугу).

Ресурсы 2 группы - необходимы для процесса преобразования, но непосредственно в выходной продукт не входят.

К неосязаемым ресурсам системы относят:

• репутацию (престиж, торговая марка, имидж);

• ноу-хау;

• персонал (квалификация, опыт, компетенция, известность
управленческой команды).


На входе системы возможна любая комбинация этих видов ресурсов.

Особое место среди ресурсов РЦ занимает власть - нормативно закрепленное право распоряжаться, приказывать, требовать подчинения. Власть является ресурсом, принадлежащим определенному элементу структуры, определенной должности.

В отдельно взятом РЦ субъективный фактор приобретает особое значение. Распорядитель, обладая определенными знаниями, опытом формирует поведение, траекторию движения РЦ. В знаниях выделяют два вида нормирующих элементов:

  • элементы с устойчивым информационным содержанием (мотивы, стереотипы, интересы, установки);

  • элементы с неустойчивым информационным содержанием (представление о текущем состоянии дел, критерии, и т. п.).

В зависимости от объема выполняемой работы и масштабов РЦ выделяют три уровня распорядителей:

• руководители, выполняющие управленческие и производственные функции (мастер, бригадир);

• руководители, выполняющие только управленческие функции (как правило, имеют в подчинении более 30 человек);

• распорядители, выполняющие только функции руководства (как правило, имеют в подчинении порядка 15 - 20 управленческих работников).

Использование ресурсов власти приводит в движение всю ее структуру, делает реальностью властный процесс, который проходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль. Как уже отмечалось, ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно - это приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и противоборству в сфере власти управляющих и влияния управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишь своими частными ресурсами, потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, которые постоянно ведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и усиление над ними социального контроля.

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном их использовании они укрепляют саму власть, однако при некомпетентном подходе они подтачивают саму власть, способствуют возникновению политических кризисов.

  • 31.Основные задачи управления .
    Основными задачами управления является сохранение
    структуры системы, поддержание режима ее деятельности и реализация ее целей и программ.
    Между всеми видами управления есть нечто общее. Это законы, закономерности и принципы.
    Законы управления – это постоянно действующие причинно-следственные общие связи (устойчивые, повторяющиеся) и взаимозависимости между явлениями и процессами управления.
    Закон необходимого разнообразия заключается в том, что разнообразие сложной системы требует управления, которое обладает некоторым разнообразием (У.Р. Эшби).
    Закон эмерджентности гласит – чем больше система и чем больше различия в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что
    свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. То есть потенциал объекта может быть больше (меньше) простой суммы
    потенциалов входящих в нее систем. Эмерджент англ. – внезапно возникающий.
    32.Аксиомы теории управления
    Аксиома – это исходное положение научной теории, принимаемое без доказательства в силу непосредственной убедительности.
    Для управления необходимо выполнение ряда естественных условий, которые сформулируем в виде аксиом.
    Аксиома 1. Наличие наблюдаемости объекта управления. Наблюдаемость обеспечивается контролем текущего состояния объекта управления (ОУ) и воздействий внешней среды. Без этой информации управление или невозможно, или неэффективно.
    Аксиома 2. Наличие управляемости, т.е. способности ОУ переходить из текущего состояния в требуемое под воздействием управляющей системы. Если состояние ОУ не меняется, то понятие управления теряет смысл.
    Аксиома 3. Наличие цели управления. Под целью управления понимают набор значений количественных и качественных характеристик, определяющих требуемое состояние ОУ. Если цель неизвестна, управление не имеет смысла.
    Аксиома 4. Свобода выбора – возможность выбора управляющих воздействий (решений) из некоторого множества допустимых вариантов. Если эти воздействия (решения) не влияют на изменение состояния ОУ, то управления не существует.
    Аксиома 5. Наличие критерия эффективности управления. Обобщенным критерием эффективности управления считается степень достижения цели функционирования системы.
    Аксиома 6. Наличие ресурсов (материальных финансовых, трудовых и т.д.), обеспечивающих реализацию принятых решений. Отсутствие ресурсов равносильно отсутствию свободы выбора. Управление без ресурсов невозможно.
    Из аксиом управления следует, что управление заключается в ограничении разнообразия состояний управляемого объекта.
    33. Типы структур СЭС.
    Структура – важная характеристика системы. Она придает системе необходимую целостность, определяет ее устойчивые характеристики. Под структурой системы понимают способ взаимосвязи, взаимодействия, отношений компонентов, образующих систему, которые определяются исходя из распределения целей, поставленных перед системой.
    Структурная модель СЭС обычно состоит из нескольких типов структурных срезов системы.
    1) функциональная структура;
    2) организационная структура;
    3) техническая структура. В соответствии с принципами системного анализа функциональную
    структуру СЭС можно считать первичной по отношению к ее организационной структуре (рис. 2.6). Довольно часто ЛПР совершает системную ошибку, пытаясь реализовать новую функциональную структуру в рамках старой организации.
    34. Механистическая СЭС.
    Суть механистического подхода к построению организации заключается в том, что организация рассматривается как система, сходная с машиной, которая работает точно по заранее установленному порядку.
    Управление организацией такого типа имеет следующие основные характеристики:
    • четко определенные стандартные задачи;
    • узкая специализация работ;
    • централизованная структура;
    • строгая иерархия полномочий;
    • преобладание в структуре вертикальных связей;
    • обезличенность отношений, использование формализованных правил и процедур;
    • власть основана на положении, которое ЛПР занимает в иерархии;
    • сопротивление изменениям;
    • строгая система учета и контроля.



Такие организации обычно называют бюрократическими .
Эффективность их деятельности обеспечивается за счет экономии времени, высокой производительности и качества выполнения работ.
35. Органистическая СЭС.
Для таких систем характерны гибкость, относительно легкая приспосабливаемость к быстрым и частым внешним изменениям.
Этот термин был предложен в 1961 г. английскими исследователями Т. Барнсом и Дж. М. Сталкером для обозначения организаций с гибким менеджментом, для которого характерны:
• гибкая структура;
• динамика решаемых проблем, создание временных трудовых коллективов (групп) для их решения;
• децентрализация полномочий и ответственности;
• преобладание в структуре горизонтальных связей;
• минимальное использование формализованных правил и процедур; власть основана на знаниях и опыте; готовность к изменениям;
• участие каждого сотрудника в решении общих задач организации;
• самоконтроль и контроль со стороны коллег.