Файл: Рубежный контроль 1 по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Рубежный контроль № 1
по дисциплине
«Человек и его права в контексте современной реальности»
ФИО студента | Белова Ирина Андреевна |
Направление подготовки | Сестринское дело |
Группа | СЕД-Б-02-В-2022-1 |
Москва 2022
Рубежный контроль 1
Внимательно изучите главу 2 учебника (стр. 40 – 77). Файл расположен по ссылке «Учебные материалы».
Письменно ответьте на следующие вопросы, используя изученные материалы:
-
Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах? -
Как изменился статус человека с образованием государства? -
Опишите первые законы, определявшие права и обязанности человека. -
Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение проблемы прав и свобод человека. -
Как религия влияет на понимание статуса человека? -
Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека? -
Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуфендорфа на права человека и народов. -
Какое влияние оказала Американская революция XVIII века на формирование теории прав человека? -
Что вы знаете о «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции? -
Какие аспекты прав человека развиты Гегелем, Кантом и Марксом? -
Какую роль сыграли социальные революции XIX-XX вв. в развитии теории и практики прав и свобод человека?
Ответ на каждый вопрос должен быть развернутым. При ответе можно опираться на источники права и использовать иные учебные материалы (в этом случае обязательны ссылки на источники и литературу).
1.Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах?
Первоначально в системе человеческих ценностей преобладают потребности преимущественно физиологического характера. Прежде всего, человек воспринимает себя как часть живой природы, как представитель животного мира. Как и любое другое живое существо, он уделял главное внимание и тратил всю свою энергию на добывание пищи, поддержание и защиту своей жизни, отражению угроз, исходивших от других живых существ и неведомых для него сил природы.
В процессе длительной эволюции Homo erectus (прямоходящий) и Homo habilis (умелый) постепенно отделяется от других животных, как бы возвышается над ними, превращаясь в существо разумное — Homo sapiens. Происходит расширение системы ценностей. Человек начинает находить в себе некое духовное начало и некую индивидуальность со специфическими данными, отличающими его от других ему подобных существ. Он начинает осознавать свои способности и дарования, испытывает радость и наслаждение в процессе их реализации.
Постепенно происходит естественная дифференциация общественных функций и обязанностей: наиболее сильные и ловкие охотятся, физически слабые (женщины и дети) собирают растительную пищу поблизости, готовят еду, присматривают за детьми. Члены социума с ярко выраженными интеллектуальными данными обобщают жизненный опыт, размышляют над многообразными проявлениями природы, ее повторяющимися явлениями, прогнозируют события, становятся прорицателями и жрецами.
В конечном итоге социальная дифференциация людей привела к индивидуализации, персонификации и институционализации власти со всеми вытекающими последствиями.
2.Как изменился статус человека с образованием государства?
С образованием государств и институтов власти человек обретает новый статус, превращается в подданного или гражданина, прямо или опосредованно вовлекается почти во все акции этих институтов, в том числе и в борьбу между ними. Он принуждается к уплате налогов, к содержанию аппарата власти и управления, призывается на военную службу с целью защиты государства и расширения его границ, время от времени приглашается к участию в выборах должностных лиц, к оценке действий других граждан или подданных.
3.Опишите первые законы, определявшие права и обязанности человека.
в XVIII веке до н. э. царь Вавилона Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) составил кодекс из 282 статей, в котором он «даровал право и законы на языке страны» с целью «водворения в стране справедливости и истребления беззакония, чтобы сильный не притеснял слабого».
«Законы Ману»: победитель в войне мог забрать себе имущество побежденного, продавать захваченных в плен людей в рабство. Но запрещалось убивать женщин, детей, стариков, раненых и сдавшихся в плен. Здесь можно видеть и первые попытки запрета «варварских видов» оружия (зубчатых, ядовитых и т. п.).
«Законы Солона и Ликурга»: провозглашали личную свободу афинян и спартанцев, а также их равенство перед законом, считая все это основой общественного порядка.
4. Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение проблемы прав и свобод человека.
Философия прав и свобод человека в различных регионах и странах мира, а вместе с нею и практика их признания и реализации, складывалась и развивалась, таким образом, в неразрывной связи с утвердившейся здесь религией и в тесном взаимодействии с философией религии. Однако во все времена религиозные нормы и каноны больше служили укреплению власти, чем утверждению и соблюдению прав и свобод человека.
5. Как религия влияет на понимание статуса человека?
Исходя из истории самой религии формируется статус человека, например:
Согласно индуизму, мир представляет собой некое упорядоченное целое, где всякое живое существо имеет свое естественное, раз и навсегда установленное место, которое неизменно. Человек навсегда принадлежит к одной из четырёх каст.
Согласно иудаизму, законы диктуются свыше, с небес, сообщаются народу через избранных Богом лиц, а народ обязан беспрекословно соблюдать их и нести общую ответственность за отношение к ним всех его членов.
Согласно христианству, человеку приписывается статус «раба божьего», а всему человечеству — «стада божьего», ведомого пастырями. Оно проповедует и упрямо отстаивает догму о естественном неравноправии полов. («Муж есть глава жены»)
Согласно исламу,
Коран провозглашает, что человек создан как самое совершенное и благородное творение в мире. Человек сотворен Богом свободным существом, превращение его в раба противоречит воли Бога и сами люди должны оберегать свою свободу.
-
Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека?
Современные взгляды на права и свободы человека начинают формироваться в Декларации независимости США 1776 года и в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года.
-
Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуфендорфа на права человека и народов.
Право, по мнению Гроция, — это синоним справедливости. Свобода морей, считал он, должна стать ключевым аспектом связи между странами и государствами. Ни одно государство не может присваивать себе право контроля над морями и океанами ввиду их необъятности и отсутствия фиксированных границ. Гроций же одним из первых в новое время писал о методах урегулирования споров. Первый метод — это конференция конкурентов или соперников и переговоры между ними. Второй метод он называл компромиссом, в котором каждая сторона отказывается от некоторых своих требований или делает уступки конкуренту. И, наконец, это решение спора путем войны. Но, считал Гроций, иногда лучше отказаться от прав, чем пробовать добиваться их силой. Им была сформулирована концепция международного сообщества, которое объединено вместе общими, совместно выработанными правилами, приложимыми ко всем принявшим их государствам и правителям. Вина (зло) должна быть наказана, армия является орудием наказания. Гроций рассматривал войну как способ защиты прав индивида и народа и наказания зла, называл ее «необходимым злом» для утверждения мира, которое требует своего регулирования. Только война в защиту прав народа или государства может считаться правой. На основе опыта истории он выделял три основания справедливой войны: защита, возмещение ущерба и наказание виновных.
Пуфендорф одним из первых заявлял, что первым соглашением людей они учредили общество (civil society), вторым соглашением — республику, которую он, как и Цицерон, понимал, как общее дело (commonweal) и общее богатство (commonwealth) народа, и только третьим соглашением формировал публичную власть и передал ей определенные полномочия, необходимые для обеспечения мира и безопасности общества. То есть интересы обществ и граждан являются основой и целями, во имя которых существуют государства и которым правители должны подчинять свою деятельность. Пуфендорф отвергал идею божественного и абсолютного права монарха и отстаивал идеи свободы человека в утверждении общественного порядка. Этот правовед олицетворял собой тех, кто пропагандировал «счастье гражданского общества при демократической форме правления». Он писал о том, что каждый человек как социальное существо обладает достоинством и имеет естественное право на равенство и свободу, в том числе и на свободу совести. Пуфендорф отвергал тезис Аристотеля о природном характере рабства. Он считал, что собственность создается путем физического захвата людьми какой-либо ценности и закрепления ее за собой с санкции государства.
Все люди по природе равны, считал Локк. Труд является источником и обоснованием собственности. Государство, учреждаемое договором или согласием граждан, устанавливает пределы собственности. Индивид относительно самостоятелен и независим. Люди рождаются свободными и равными в правах. Естественная свобода человека состоит в том, чтобы быть свободным от любой верховной власти на земле, поступать по своей собственной воле, но в согласии с законами и нормами природы, а не по воле или желанию законодательного органа. Свобода человека в политическом обществе состоит в том, чтобы быть свободным от любой законодательной власти кроме той, которая установлена общим согласием сообщества. Локк писал, что свобода людей в государстве означает жизнь по постоянным законам, принятым законодательной властью, учрежденной этим обществом, и обязательным для каждого его члена. Это возможность человека следовать его собственной воле во всех делах в пределах, предписанных законом, и не быть подчиненным неустойчивой, неуверенной, неизвестной, произвольной воле другого человека. Эта свобода от абсолютной, произвольной власти является настолько необходимой для безопасности человека, что он не может делиться ею с государственной властью, позволять ей порабощать себя и забирать его жизнь. В противном же случае он подвергнется рабству.
-
Какое влияние оказала Американская революция XVIII века на формирование теории прав человека?
Американская революция XVIII века избавила США от колониальной зависимости и помогла принять Декларацию независимости США, суть которой заключалась в запрете устанавливать законодательным путем государственную религию, запрещать или ограничивать право исповедания других религий, ограничения права американца хранить и носить оружие, размещения солдат в квартирах в мирное время и без согласия на то самих владельцев квартир и т. д.
-
Что вы знаете о «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции?
Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным Собранием Франции после непродолжительного обсуждения 26 августа 1789 г., внешне похожа на американскую Декларацию независимости, однако она менее решительна и менее последовательна. Декларация содержит скорее обещания, которые могут быть выполнены в будущем, нежели реальные права. Она провозглашала народ верховным сувереном, равенство всех французов перед законом, являющимся выражением воли общества. Все граждане имеют право участвовать «лично или через своих представителей» в формировании правительства, а общество — требовать от любого института власти или должностного лица отчета о своей деятельности. За человеком провозглашалась свобода слова и признавалось право на частную собственность. Сама собственность объявлялась нерушимой и священной,