Файл: Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Нижнетагильский железнодорожный техникум.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский железнодорожный техникум»
(ГАПОУ СО «НТЖТ»)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
_________________
А.С. Еремеева
ОБСЛУЖИВАНИЕ КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ СЦБ
(дипломная работа)
Разработал:
обучающийся группы 45 АиТ
Наумов Семён Константинович
_____________________
(подпись)
Руководитель:
преподаватель ВКК
Заровнятных Александр Николаевич
_______________________
(подпись)
Нижний Тагил
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 |
1. Кабель, применяемый в устройствах сигнализации, централизации и блокировки | 6 |
1.1. Основные сведения | 6 |
1.2. Конструкция кабелей сигнализации, централизации и блокировки | 8 |
1.3. Основные типы кабелей сигнализации, централизации и блокировки | 15 |
2. Техническое обслуживание, и проверка кабельных линий сигнализации централизации и блокировки | 20 |
2.1. Техническое обслуживание кабельных линий | 20 |
2.2. Проверка и измерение изоляции | 22 |
2.3. Проверка изоляции между фазами | 24 |
3. Виды повреждений кабельных линий сигнализации централизации и блокировки | 27 |
3.1. Виды повреждений | 27 |
3.2. Методы определения зон повреждения кабельных линий | 27 |
3.3. Современные способы поиска трасс прохождения кабельных линий и их повреждений | 33 |
4. Охрана труда и техника безопасности при выполнении работ с кабельными линиями сигнализации, централизации и блокировки | 37 |
4.1. При выполнении путевых работ | 37 |
4.2. Земляные работы | 42 |
4.3. Погрузка, разгрузка и перемещение барабанов с кабелем | 45 |
4.4. Прокладка, перекладка кабелей и переноска муфт | 47 |
4.5. Протягивание кабеля в кабельной канализации | 49 |
4.6. Погрузка, транспортировка, выгрузка и прокладка кабелей | 51 |
Заключение | 53 |
Список литературы | 54 |
ВВЕДЕНИЕ
Кабельные линии обладают большой эксплуатационной надёжностью по сравнению с воздушными линиями, так как они подвержены меньшим вредным воздействием окружающей среды (атмосферные осадки, ветровые нагрузки и другие). И обладают большой защищённостью от опасных и мешающих влияний электромагнитных полей различных линий электропередачи, включая и контактную сеть электрифицированных железных дорог.
На железнодорожном транспорте широко распространены и используются: совмещенные магистральные линии железнодорожной связи, автоматики и телемеханики; сети местной связи.
Кабельные сети станционных и напольных устройств автоматики и телемеханики предназначены для передачи управляющих и контрольных сигналов в системах электрической централизации, переездной сигнализации и подводки электропитания к элементам этих систем - стрелочным электроприводам, светофорам, рельсовым цепям и т.д.
Кабельные линии автоматики и телемеханики на перегонах прокладывают для размещения линейных цепей автоблокировки. В некоторых случаях допускается размещение в них цепей межстанционной и перегонной связи. Трасса кабелей, проходящая вдоль путей, позволяет удешевить работы по прокладке кабелей, а также объединить цепи каждой сети в групповом кабеле на участках от поста централизации до разветвительных муфт и частично между последними. Только на участках от муфт до объекта прокладывают индивидуальные кабели.
Для дальнейшей экономии кабелей допускается совмещение в одном групповом кабеле цепей различного назначения. Однако нельзя объединять цепи питающих и релейных концов рельсовых цепей, поскольку при повреждении кабеля с сообщением жил это может привести к ложному сигналу свободности участка пути, а также цепей четного и нечетного направления движения. Однако, при рельсовых цепях тональной частоты допускается размещение в одном кабеле передающих и приемных концов рельсовых цепей с одинаковыми несущими и моделирующими частотами сигнального тока, если длина их совместной прокладки не превышает допустимого значения.
В настоящее время в устройствах сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) широко применяются многопарные многожильные кабели с полиэтиленовой изоляцией жил или в поливинилхлоридной оболочке.
В моей дипломной работе рассмотрено обслуживание кабельных линий сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что обслуживание кабельных линий является наиболее частой и ответственной работой электромонтеров СЦБ (сигнализация, централизация и блокировка) и электромехаников, обеспечивающей безопасность на железнодорожном транспорте.
Цель дипломной работы: изучить технологию обслуживания кабельных линий сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
В соответствии с целью поставлены задачи:
1. Изучить кабель, применяемый в устройствах сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
2. Исследовать технологию проверки изоляции кабеля.
3. Рассмотреть охрану труда при обслуживании кабельных линий.
1. КАБЕЛЬ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ В УСТРОЙСТВАХ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ
1.1. Основные сведения
Для устройств СЦБ применяют сигнальные кабели в герметизированной свинцовой оболочке, толщина которой может быть от 1,05 до 1,7 мм. Эти кабели имеют медные жилы диаметром 1 мм и изолированы пропитанной кабельной бумагой. Жилы кабеля скручены в повивы и обмотаны двумя бумажными лентами. В каждом повиве с числом жил 7 и более две смежные жилы (счетная пара) имеют расцветку, отличающую их одна от другой и от остальных, жил данного повива. В кабелях с числом жил менее 7 одна жила имеет расцветку иную, чем все остальные.
На железнодорожном транспорте используются многочисленные и разнообразные устройства железнодорожной автоматики и телемеханики, устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), непосредственно обеспечивающие безопасность при организации поездной и маневровой работы.
Устройства СЦБ применяются и на станциях, и между станциями − на перегонах.
Для объединения отдельных звеньев, элементов, узлов устройств СЦБ в единый комплекс, обеспечивающий безопасную работу железных дорог, требуются линейные сооружения, которые могут быть воздушными и кабельными. Воздушные линии применяют на территории станций ограниченно из-за наличия многих других железнодорожных обустройств и требований габаритов приближения строений.
Для выполнения соединений в устройствах СЦБ на территории станций, а в ряде случаев и на перегоне используются кабельные линии различных марок.
Несмотря на различие в конструкции всем видам кабеля свойственны некоторые общие технические данные:
-
токопроводящие жилы − медные; -
диаметр жил − 1 мм; -
изоляция токопроводящих жил − полиэтиленовая; -
номинальная толщина изоляции − 0,45 мм; -
электрическое сопротивление 1 км токопроводящих жил постоянному току при температуре +20°С − 23,5 Ом; -
электрическое сопротивление изоляции кабеля, пересчитанное на 1 км длины кабеля, − не менее 5000 МОм; -
рабочая емкость пар кабелей парной скрутки, пересчитанная на 1 км длины, − не более 100 нФ, а одиночных жил кабелей простой скрутки − не более 100 пФ.
Примечание. В настоящее время заводами выпускаются кабели СЦБ, как правило, с парной скруткой.
Кабели предназначены для эксплуатации в неподвижном состоянии при температуре окружающей среды от −40 до +60°С, кабели в полихлорвиниловой оболочке (ПВХ) − от −50 до +60°С.
Кабели без предварительного подогрева должны прокладываться при температуре окружающего воздуха не ниже −15°С.
Радиус изгиба кабеля при его прокладке и монтаже должен быть не менее 12 диаметров кабеля для бронированных и 7 − для остальных типов.
Для обеспечения надежной изоляции цепей, проложенных в кабелях СЦБ, используется оболочка ПЭ (полиэтиленовая) или ПВХ (поливинилхлоридная).
Кабели с такими типами оболочки используются в пожарной сигнализации и автоматике с номинальным напряжением 380 В для переменного и 700 В для постоянного тока.
1.2. Конструкция кабелей сигнализации, централизации и блокировки
Токопроводящие жилы кабелей должны обладать хорошей электропроводностью, гибкостью и достаточной механической прочностью. Наиболее подходящим материалом является мягкая отожженная проволока из красной меди и проволока из алюминия.
Жилы железнодорожных сигнальных кабелей изготовляют из медной проволоки диаметром 1 мм. Жилы контрольных кабелей выполняют из цельной медной проволоки (однопроволочные) или нескольких свитых между собой проволок (многопроволочные). Применяют также жилы из цельной алюминиевой проволоки сечением от 1 мм2 и выше. При сечении 25 мм2 и более алюминиевые жилы делают только многопроволочными.
Кабели, состоящие из симметричных пар, называют симметричными. Жилы симметричных кабелей связи изготавливают из медной проволоки диаметром 0,4; 0,5; 0,7; 0,8; 0,9; 1,0; 1,05; 1,2 мм и алюминиевой диаметром 1,2 и 1,6 мм.
Особое устройство имеют коаксиальные (концентрические) кабели, состоящие из полой цилиндрической гибкой трубки из медной ленты и расположенного по оси этой трубки сплошного цилиндрического проводника - медной круглой проволоки. Наиболее распространенные коаксиальные кабели имеют жилы диаметром 1,2 и 2,6 мм, а внутренний диаметр трубки - 4,4 и 9,4 мм. Жилы кабеля изолируют специально намотанной на них лентой. В качестве изолирующей ленты применяют кабельную бумагу, полиэтилен, поливинилхлорид, стирофлекс, фторопласт, пористую резину, бумажную массу и т.д.
Жилы сигнальных кабелей, используемых в устройствах автоматики и телемеханики, изолируют сплошной полиэтиленовой или поливинилхлоридной изоляцией и бумагомасляной изоляцией, состоящей из нескольких слоев бумажной ленты, пропитанной масляно-канифолевым составом. Жилы контрольных кабелей изолируют резиной, полиэтиленом, поливинилхлоридом, фторопластом, а жилы силовых кабелей, кроме того, - масляной кабельной бумагой.
В кабелях местной и городской телефонной связи применяют трубчато-бумажную изоляцию, т.е. жилы изолируют лентами из кабельной бумаги, пористой бумажной массой, полиэтиленом и поливинилхлоридом. Бумажную ленту накладывают на жилу в виде спиральной трубки. Бумажную ленту наматывают так, чтобы она прилегала к жиле не плотно, а с воздушным зазором. Такую изоляцию называют воздушно-бумажной. Наличие зазора приводит к уменьшению электрической емкости между жилами кабеля, уменьшению затухания токов тональной и высоких частот и, следовательно, увеличению дальности телефонной передачи.
Широкое распространение получили кабели связи с кордельно-бумажной и кордельно-стирофлексной изоляцией жил (кабели дальней связи).
В кабелях с кордельно-бумажной изоляцией каждую жилу обвивают спиралью из корделя (жгут d = 0,4—0,85 мм скручен из кабельной бумаги). Поверх корделя жилу спиралеобразно обертывают кабельной бумагой с перекрытием 25-30%. Кордель служит каркасом, поддерживающим трубку из навитой кабельной бумаги на некотором определенном расстоянии от жилы, и придает ей большую механическую прочность. В этом случае емкость между жилами кабеля меньше, чем при воздушно-бумажной изоляции, так как воздушный зазор между жилами будет больше.
Кордельно-стирофлексная изоляция отличается от кордельно-бумажной тем, что кордель и лента состоят из стирофлекса-пластмассы, изготовляемой на базе жидкого стирола (химического продукта переработки нефти или каменного угля).
В кабелях дальней связи применяют баллонно-кордельную изоляцию, представляющую собой тонкостенную полиэтиленовую трубку, обжатую полиэтиленовым корделем; баллонную изоляцию и изоляцию в виде шайб толщиной 1,5-2,0 мм из твердого диэлектрика, насаживаемых на жилу кабеля через 20-30 мм. Применяют также пористо-бумажную изоляцию жил. В этом случае кабельную жилу покрывают кашицеобразным слоем бумажной массы (целлюлозы). После высыхания образуется пористый бумажный цилиндр, уменьшающий емкость между жилами. Аналогично наносят слой из пористого полиэтилена. Такая воздушно-пластмассовая изоляция называется пористо-полиэтилецовой.
Внутренний проводник коаксиальных кабелей изолируют пластмассовой шайбовой, кордельно-трубчатой, баллонной, пористо-полиэтиленовой и пористо-стирофлексной изоляцией.
Отдельные изолированные кабельные жилы скручивают в повивы. Различают простую и сложную скрутку жил. В простой кабельной скрутке, применяемой в кабелях автоматики и телемеханики, повивы состоят из одиночных изолированных жил, а в сложной, используемой в симметричных кабелях связи,-из изолированных жил, предварительно скрученных в группы.