Файл: Ажогин, Ф. Ф. Коррозионное растрескивание и защита высокопрочных сталей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Как указывалось выше, гидропескоструйная обработ ка стали перед хромированием резко уменьшает вредное влияние твердого хромового покрытия на предел вынос ливости и статическую выносливость при повторном растяжении.
Проведенные исследования показали, что защитные свойства комбинированного покрытия хромом (10 мкм) -(-оксидный фоофат+гидрофобизирование, нане сенного на гидроопескоструенную и шлифованную по верхность, практически одинаковы: коррозии стали в тропической камере не наблюдалось в течение 390 суток.
Глава XII |
1 |
ТЕХНОЛОГИЯ НАНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ НА ДЕТАЛИ ИЗ ВЫСОКОПРОЧНЫХ СТАЛЕЙ
Исследование коррозионного и водородного растрес кивания высокопрочных сталей в процессе подготовки и нанесения металлических и неметаллических неорга нических покрытий дает возможность выбрать рацио нальную технологию их нанесения.
ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ
Для получения качественных покрытий большое зна чение имеет подготовка поверхности.
Обезжиривание деталей из высокопрочных сталей целесообразно производить либо органическими раство рителями типа трихлорэтилен, перхлорэтилен, уайт-спи рит и др., либо химическое обезжиривание в фосфатнощелочных растворах, в состав которых входит фосфор нокислый натрий трехзамещенный, едкий натр, угле кислый натрий, силикат натрия, ОП-7 или ОП-Ю.
Электрохимическое катодное обезжиривание деталей из высокопрочных сталей в фосфатно-щелочных раство рах не рекомендуется из-за опасности наводороживания и связанного с этим ухудшения механических свойств стали. Допускается обезжиривание на аноде.
Продукты коррозии с поверхности деталей из высо копрочных сталей наиболее целесообразно удалять пес коструйной обработкой. Для этих целей применяется также обдувка чугунным песком, который получают пу
237
тем размола дроби и поставляют гранулами различного размера. Обычно используется чугунный песок гранула ми ~ 0,3 мм. Допускается добавка к этому песку неко торого количества более крупной фракции с размером частиц 0,5 мм. Соотношение этих фракций может изме няться в пределах от 1:1 до 2:1. Чугунный песок обычно используют для черновой очистки крупногабаритных деталей.
При обдувке чугунным песком грануляции 0,3— 0,5 мм чистота поверхности стальных деталей снижает ся на 1—2 класса по* сравнению с пескоструйной обра боткой кварцевым песком.
Чугунный песок гранулами 0,3 мм также применяется для очи стки внутренней поверхности стальных трубчатых деталей. На спе циальных герметичных пескоочистительных установках пропускают под давлением песок через внутреннюю полость деталей из одной емкости в другую и обратно. Применение переходных штуцеров поз воляет одновременно очищать несколько трубопроводов одного диа метра. Для очистки внутренней поверхности деталей типа баллонов от окалины и ржавчины может также применяться обдувка чугун ным песком.
Преимущество обдувки чугунным песком состоит в высокой про изводительности и малой запыленности воздуха.
Как было показано, при обдувке чугунным песком в поверхно стном слое деталей из высокопрочных сталей создаются сжимающие напряжения, способствующие повышению сопротивления коррозион ному и водородному растрескиванию.
Однако этот метод очистки имеет недостатки; получается более шероховатая поверхность, чем при обдувке кварцевым песком, а также возможно внедрение частиц чугунного песка в обрабатывае мую поверхность детали.
При обдувке корундовым песком в поверхностном слое стали
также создаются сжимающие напряжения, в результате чего сопро тивление коррозионному и водородному растрескиванию высоко прочных сталей сильно повышается. В отличие от чугунного песка внедрение частиц корунда в обдуваемую поверхность не происхо дит и чистота обработки при этом снижается на 1—3. класса.
В последнее время стальные детали подвергают гидропеско струйной обработке, которая позволяет устранить запыленность ра бочей атмосферы кварцевым песком. При этом чистота обработки поверхности несколько выше, чем при обдувке сухим кварцевым песком. Так, если после обдувки сухим кварцевым песком при дав лении 392—490 кПа (4—5 ат) средняя высота гребешков состав ляет 14 мкм, то после гидропескоструйной обработки при давлении от 343 до 686 кПа (3,5—7 ат) — всего 9 мкм.
Гидропескоструйная обработка так же, как и обдувка сухим кварцевым песком, повышает сопротивление высокопрочных сталей коррозионному растрескиванию. Однако без применения специальных защитных средств гидропескоструйная обработка вызывает корро зию углеродистых и низколегированных сталей, в том числе и вы-
2 3 8
сожшрочных Для .предотвращения коррозии стали в процессе гид ропескоструйной обработки в пульпу с песком добавляют до 1% углекислого натрия. После этого детали промывают в воде, а за тем обрабатывают в содово-хромпиковом растворе (1,5—2,5 кг/м3 углекислый натрий, 0,5—1,0 кг/м3 хромпик калиевый или натрие вый) или 7—10%-ном растворе нитрита натрия. После указанной обработки в процессе сушки сталь не корродирует.
Опыт работы показывает, что гидропескоструйная обработка пригодна для подготовки поверхности перед нанесением металличе ских покрытий электролитическим способом, а также неметалличе ских неорганических покрытий.
Для удаления окалины и ржавчины используют также химические методы. Проведенное исследование показа ло, что при травлении в растворе состава: 15% соляной кислоты, с присадкой 30 кг/м3 БА-6 и 30 кг/м3 уротропина высокопрочные стали не подвергаются ни коррозионно му, ни водородному растрескиванию. При комнатной температуре в указанном растворе окалину средней тол щины удаляют в течение 30—40 мин, ржавчину (напри мер, полученную переменным погружением в 'Во допроводную воду в течение 30 суток) — в течение
10 мин.
Корректировку травильного раствора производят до бавкой 20—30% раствора соляной кислоты с таким же количеством ингибитора БА-6. Уротропин вводят непо средственно в травильный раствор. Данный раствор при меняют для очистки от окалины и ржавчины пружин и других деталей.
Для обеспечения необходимой прочности сцепления металлических покрытий, наносимых электролитическим способом, после обдувки песком и травления необходимо производить декапирование в растворе соляной кислоты (100 кг/м3) с добавкой 40—50 кг/м3 уротропина. Данный раствор можно использовать только после предваритель ной выдержки в течение 1 суток. За это время в растворе накапливаются поверхностно активные катионы, наличие которых предотвращает коррозионное и водородное раст рескивание высокопрочных сталей.
НАНЕСЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОКРЫТИИ
Металлические покрытия наносят на детали из сталей средней прочности электролитическим, химическим, го рячим, диффузионным способами и металлизацией.
2 3 9
Для деталей из высокопрочных сталей нанесение ме таллических покрытий горячим и диффузионным спосо бами непригодно из-за резкого ухудшения механических свойств.
Металлизация — наиболее приемлемый способ нанесения покры тий, поскольку при этом не происходит наводороживания и связан ного с ним охрупчивания стали. Этот метод отличается простотой технологии, позволяет наносить практически покрытия любой тол щины на различные металлы и сплавы, а также на детали больших размеров. Наиболее широкое распространение получила металлиза ция цинком, сплавом алюминий — цинк и алюминием. Следует от метить, что при нанесении указанных покрытий металлизацией не образуется поверхностных диффузионных слоев, наличие которых может приводить к ухудшению механических свойств сталей.
Для защиты от коррозии стальных деталей, работающих в обыч ных условиях, наносят цинковое покрытие толщиной ~40 мкм или алюминиевое------100 мкм. В последнее время начали применять покрытие сплавом алюминий — цинк. В сельской местности лучшей коррозионной стойкостью обладают покрытия с высоким содержа нием цинка (—90%), а в атмосфере индустриального района — с высоким содержанием алюминия. Сплав, состоящий из 50% Zn и 50% А1, дает хорошие результаты во всех атмосферных условиях. При повышенной влажности (тропические условия) покрытия цин ком и алюминием не обеспечивают надежной защиты от коррозии. Поэтому детали из высокопрочных сталей после металлизации цин ком или алюминием рекомендуется окрашивать.
Прочность оцепления покрытий со сталью определяется главным образом шероховатостью и температурой поверхности детали. Пе ред нанесением покрытий металлизацией детали подвергают обдувке
металлическим песком.
При этом в поверхностном слое высокопрочных сталей создают ся значительные сжимающие напряжения, резко повышающие со противление коррозионному растрескиванию.
Однако металлизацию распылением нельзя использовать для де талей 2-го и 3-го классов точности.
Вотличие от металлизации электролитический спо соб позволяет наносить тонкие металлические покрытия
свысокими защитными свойствами. При выборе вида по крытия, состава электролита и режима электролиза необ ходимо в первую очередь учитывать возможность водо родного растрескивания высокопрочных сталей в процес се нанесения, защитные свойства покрытия и его влияние на статическую и циклическую усталость стали.
Вусловиях повышенной влажности и температуры (тропические условия) наиболее высокой коррозионной
стойкостью и защитными свойствами обладает кадмиевое покрытие.
При кадмировании в хлористоаммонийном электро лите состава (кг/м3) : 40—50 хлористого кадмия, 200—250 хлористого аммония, 30—40 хлористого натрия, 7—10
240
тиомочевины, 1—2 столярного клея при pH = 44-4,5 и плотности тока 80—120А/м2не происходит водородного растрескивания высокопрочных сталей при растягиваю щем напряжении 1450 МН/м2 (145 кгс./мм2). Перед кад мированием детали из высокопрочных сталей рекоменду ется подвергать пескоструйной или гидропескоструйной обработке и декапированию в растворе соляной кислоты (ICO кг/м3) с добавкой 40—50 кг/м3 уротропина. Кадми рование в указанном хлористоаммонийном электролите не понижает статической и циклической усталости.
Для повышения коррозионной стойкости кадмиро-
ванные детали подвергают хроматированию или фосфатированию.
Для деталей из высокопрочных сталей, работающих на трение, широко используется хромирование.
Для предотвращения водородного растрескивания в процессе хромирования и уменьшения вредного влияния хромового покрытия на механические свойства высоко-' прочной стали детали перед хромированием подвергают обдувке корундовым песком или гидропескоструйной об работке при давлении 392—490 кПа (4—5 ат.) до выве дения следов механической обработки. Хромированию подвергаются только гладкие участки поверхности, при чем хромированный участок не должен доходить до ра диусов переходов на деталина ~ 5 мм. Хромирование де талей из высокопрочных сталей рекомендуется произво дить в электролите состава (кг/м3): 125—250 хромового ангидрида, 1,2—2,5 серной кислоты, 3,0 Сг3+ при тем пературе 55—60°С и плотности тока 5 кА/м2.
Для обеспечения прочного сцепления хромового по крытия стальные детали подвергают анодному декапиро ванию в электролите, состоящем из хромового анги дрида (125—200 кг/м3) и серной кислоты (2,5 кг/м3)-
Наряду с сернокислым хромовым электролитом для хромирования используют также саморегулирующийся хромовый электролит состава (кг/м3): 200—275 хромо вого ангидрида, 20 калия кремнефтористоводородного, 6 сернокислого стронция, температура электролита60°С, плотность тока 60—120 кА/м2.
Перед хромированием в саморегулирующемся элек тролите также следует производить анодное декапиро вание.
Отличительная особенность саморегулирующегося электролита — его высокая коррозионная активность по отношению к стали на участках поверхности, где не про
241
исходит осаждения хрома. Для уменьшения коррозион ной активности в саморегулирующийся хромовый элект ролит целесообразно вводить 40 кг/м3 бихромата калия.
После хромирования с целью обезводороживания де тали прогревают в масляной ванне при 200°С в течение 3 ч, а затем производят механическую доводку хромиро ванных участков до заданных размеров и чистоты.
Как -показывают результаты коррозионных испыта ний в тропических условиях, минимальная толщина хро мового покрытия, обеспечивающая защиту сталей от коррозии, составляет 50 мкм. Толщина хромового покры тия может быть снижена, если наносить его по следу ющей схеме: хромирование (толщина покрытия~20 мкм); прогрев в воздушной печи при 200°С в течение2ч; оксидное фосфатирование или фосфатирование в универсальной ванне; обработка в 3—5%-ном растворе этилгидрополисилоксана в бензине или другом органи ческом растворителе; сушка при ПО—130°С в течение 1 ч. В случае необходимости механической доводки произво дится суперфинирование или хонингование.
НАНЕСЕНИЕ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ПОКРЫТИИ
Наибольшее распространение из неметаллических не органических покрытий для деталей из высокопрочных сталей получили фосфатные покрытия. Фосфатирование высокопрочных сталей рекомендуется производить в цинкфосфатной ванне, в ванне оксалатного, оксидного фосфатирования, и универсальной ванне фосфатирова ния, Перед фосфатированием детали из высокопрочных сталей необходимо подвергать обдувке песком или гид ропескоструйной обработке. Ванна оксидного фосфати рования и универсальная ванна фосфатирования позво ляют получать мелкозернистые фосфатные пленки на поверхности шлифованных и полированных деталей без предварительной пескоструйной обработки.
Фосфатирование после пескоструйной обработки де талей проводят по следующей схеме: монтаж; фосфати рование; промывка в холодной и теплой воде; обработка
врастворе бихромата калия (50—80 кг/м3) при 70—80°С
втечение 10—15 мин; промывка в теплой воде; сушка; дополнительная защита (окраска, промаслирание или гидрофобная обработка).
2 4 2
Детали, пескоструйная обработка которых невозмож на, фосфатируют в ванне оксидного фосфатирования или в универсальной ванне но следующей схеме: монтаж; хи мическое обезжиривание в фосфатно-щелочном растворе; промывка в теплой и холодной воде; декапирование в со ляной кислоте с добавкой уротропина; промывка в холод ной воде; фосфатирование; промывка в холодной и теп лой воде; обработка в растворе бихромата калия (50— 80 кг/м3) при 70—80°С в течение 3—5 мин; промывка в теплой воде; сушка; дополнительная защита.
Фосфатирование деталей из высокопрочных сталей в цинкфосфатной ванне состава, кг/м3: 33—35 монофосфа та цинка, 49—53 азотнокислого цинка, 13—14 ортофосфорной кислоты производят при 92—98°С в течение 10— 15 мин. Приготовление цинкофосфатной ванны рекомен дуется производить следующим образом.
Предварительно приготовляют концентрат А состава, кг: 370—380 монофосфата цинка, 550—560 азотнокислого цинка, 140—150 ортофосфорной кислоты, 490—500 воды.
Раствор для фосфатирования составляют из девяти объемных частей концентрата А в 91 части воды. Приго товленный таким образом фосфатирующий раствор дол жен иметь общую кислотность 60—80 «точек». При сни жении общей кислотности ниже 60 точек производится корректировка фосфатирующего раствора концентратом Б состава, кг: 460—470 монофосфата цинка, 470—480 азотнокислого цинка, 210—220 ортофосфорной кислоты, 520—530 воды.
Корректировку ванны производят из расчета: на ка
ждую недостающую «точку» |
на 0,1 |
м3 фосфатирующего |
|||
раствора добавляют 108 см3 концентрата Б. |
|
||||
Не рекомендуется |
производить |
фосфатирование |
|||
■в. цинкфосфатной ванне при температуре кипения, |
так |
||||
как при этом происходит взмучивание находящегося |
на |
||||
дне |
осадка, который |
оседает на |
детали и нарушает |
||
сплошность фосфатной пленки. |
|
|
|||
Для фосфатирования стали при комнатной темпера |
|||||
туре |
(в течение 20—30 мин) |
целесообразно применять |
раствор следующего состава, кг/м3: 60—75 монофосфата цинка, 75—100 азотнокислого цинка, 0,2—1,0 нитрита на трия при общей кислотности 75—95 точек.
При холодном фосфатирования следует особо тща тельно подготовить поверхность стальных деталей.
Оксидное фосфатирование деталей из высокопрочных
2 4 3