Файл: Шлюпка. Устройство и управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наименование

имущества

 

 

 

 

П родолжение

 

Количество

на

одну

шлюпку

 

О)

 

Ялы

 

 

 

<£>=

весель-•1 ­

ный

весель-2 ­ ный

Тузик

Вельбот весельны-6

Катер10-в сельный

 

л

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

и

OI «

? 3

Компас шлюпочный

 

 

 

 

1

Шлюпочная

сигнальная

 

 

 

1

книга

 

 

 

 

1

Подвесной мотор с запас-

 

 

ными частями и инструмен­

 

 

 

 

 

 

том .

секторный с бра-

1

1

Румпель

сами

чехол

1

 

 

 

 

1

Леер под

1

1

Румпель

прямой

 

1

Румпель

изогнутый

 

1

 

Парусное

 

вооружение в

 

 

1

сборе

 

 

 

 

 

 

 

 

8—460


9.3. Содержание и расчет времени занятий на шлюпках

Занятие 1.

У с т р о й с т в о

ш л ю п к и

 

и о б у ч е н и е г р е б л е — 3 ч

 

 

1. Назначение, классификация и размеще­

Время, мин

—10

ние шлюпок на корабле.

 

 

-10

2. Мореходность, пассажировместимость и

грузоподъемность шлюпок.

 

—20

3. Устройство корпуса шестивесельного яла.

4. Предметы шлюпочного снабжения.

—20

5. Подгонка и проверка равновесия весел.

— 5

6. Правила пользования шлюпкой и уход

—10

за ней.

 

 

 

 

спаса­

— 5

7. Пользование индивидуальными

тельными средствами.

 

 

 

—10

8. Распределение по банкам, обязанности,

правила поведения и посадки гребцов.

—10

9. Спуск

шлюпки

на

воду и

посадка

гребцов.

 

 

 

 

 

 

10. Отход

шлюпки

от

 

борта

корабля

— 5

(берега).

 

 

 

 

 

11. Отработка действий гребцов с веслами

—65

по командам «Уключины вставить», «Вес­

 

ла разобрать», «Весла», «На воду», «Су­

 

ши весла», «Весла по борту», «Весла в

 

воду», «Табань», «Шабаш». Обучение

 

гребле на три счета.

 

 

 

 

12. Подъем шлюпки на корабль и приведе­

-1 0

ние ее в порядок.

 

 

 

 

 

Занятие 2. О б у ч е н и е

г р е б л е — 3 ч

 

1. Спуск шлюпки на воду, посадка гребцов

-1 0

и отход шлюпки от борта корабля или

 

от берега.

 

 

 

 

- 15

2. Отработка действий гребцов по коман­

дам первого занятия.

 

 

 

—20

3. Отработка действий гребцов по командам

«Весла

под рангоут»,

«Весла на укол»,

 

«Весла на валек», «Весла за борт», «На­

 

вались»,

«Легче гресть»,

«Береги

весла».

 

202


 

 

 

 

 

Время, мин

4.

Содержание Шлюпочной сигнальной кни­

—10

5.

ги и правила пользования ею.

 

—60

Обучение гребле на два счета. Трени­

 

ровка

в выполнении различных команд.

-5 5

6. Обучение гребле без подсчета. Развора­

 

чивание шлюпки с помощью весел. Отра­

 

 

ботка

действий гребцов

по

командам

 

 

«Правая

на воду — левая табань», «Пра­

 

 

вая на

воду — левая в

воду»,

«Правая

 

7.

навались — левая легче гресть».

 

—10

Подъем шлюпки и приведение ее в поря­

 

док.

 

 

 

 

В ходе занятия во время перерывов производится оп­ рос по устройству и снабжению шлюпки. Для отработки навыков в пользовании ШСК на посту поднимаются сиг­ налы.

Занятие 3. У с т р о й с т в о п а р у с н о г о

 

в о о р у ж е н и я .

П о с т а н о в к а

 

и у б о р к а р а н г о у т а

 

и п а р у с о в — З ч

 

1.

Назначение и устройство парусов, ран-

—20

2.

гоута и такелажа шестивесельного яла.

—40

Изучение обязанностей старшины и греб-

 

цов при постановке рангоута и подъеме

 

 

парусов по командам «Шабащ, рангоут

 

 

ставить», «Ворочай», «Чехол снять», «Ран­

 

 

гоут разобрать», «Приготовиться рангоут

 

 

ставить», «Рангоут ставить», «На фале»,

 

3.

«Паруса поднять», «По местам».

—30

Изучение обязанностей старшины и греб-

 

цов при уборке рангоута и парусов по

 

 

командам «На

фале», «Паруса долой»,

 

 

«Паруса перенести», «Наметку откинуть»,

 

4.

«Рангоут рубить», «Чехол», «Ворочай».

—45

Тренировка в постановке и уборке ран-

5.

гоута и парусов.

— 5

Правила поведения гребцов на шлюпке

 

под парусами.

 

—10

6. Направления ветра относительно шлюпки.

7. Действие ветра на паруса.

—15

203


 

 

Время, мин

8.

Влияние крена и дифферента на управ-

—10

9.

ление шлюпкой.

— 5

Приведение шлюпки в порядок.

Занятие проводится на палубе корабля или на берегу непосредственно у шлюпки. Паруса раскладываются на палубе (берегу) или до начала занятий поднимаются спе­ циально назначенной командой. При изучении направлений ветра, действия ветра на паруса и влияния крена и диф­ ферента используются чертежи.

Занятие 4. О б у ч е н и е

у п р а в л е н и ю

 

ш л ю п к о й на в е с л а х и п о д

 

 

п а р у с а м и — 3 ч

 

 

 

 

Обучение управлению на веслах

 

 

1. Спуск шлюпки, посадка гребцов и отход

—10

шлюпки от

борта

корабля (берега).

—20

2. Обучение гребле без подсчета.

 

3. Снятие шлюпки с мели.

 

 

— 5

4. Подход к пирсу, отход от пирса. Отра-

—55

ботка действий старшины и гребцов по

 

командам

«Шабаш»,

«Задержаться»,

 

«Протянуться»,

«Оттолкнуть

нос»,

 

«Уключины вставить», «Весла разобрать».

 

«Весла», «На воду», «Отваливай».

 

 

Обучение управлению под парусами

 

 

1. Отработка действий при постановке ран-

—15

гоута и подъеме парусов.

 

—10

2. Показ выполнения маневров «привестись»

и «увалиться», изучение курсов шлюпки

 

относительно ветра.

 

 

—10

3. Показ выполнения поворота оверштаг.

4. Удифферентовка шлюпки.

 

— 5

5. Движение под парусами. Отработка обя-

—25

занностей старшины и гребцов при вы­

 

полнении маневров «привестить» и «ува­

 

литься», а также поворота оверштаг.

—15

6. Уборка рангоута и парусов.

 

204


 

Время, мин

7. Подъем шлюпки и приведение ее в поря-

—10

док.

 

В ходе этого и последующих занятий проводится кон­ трольный опрос и принимается зачет по устройству и снабжению шлюпки, правилам пользования шлюпкой, а также тренировки и зачет в пользовании Шлюпочной сиг­ нальной книгой.

Занятие 5.

О б у ч е н и е

у п р а в л е н и ю

 

ш л ю п к о й на в е с л а х и п о д

 

п а р у с а м и — З ч

 

 

 

Обучение управлению на веслах

 

 

1. Спуск шлюпки на воду, посадка гребцов

—10

и отход

шлюпки от борта корабля (бе­

 

рега).

 

 

 

—15

2. Тренировка в гребле.

 

 

3. Подход к трапу корабля. Отход от трапа.

—35

Отработка действий старшины и гребцов

 

по командам «Шабаш»,

«Задержаться»,

 

«Протянуться», «Оттолкнуть нос», «Отва­

 

ливай».

 

 

 

—10

4. Подход к трапу корабля и отход от него

в свежую погоду.

и на

бакштов.

—10

5. Постановка под выстрел

6. Подход к бочке. Отход от бочки.

 

—10

Обучение управлению под парусами

 

 

1. Постановка рангоута и подъем

парусов.

—Ю

2. Правила расхождения шлюпок.

 

—10

3. Показ выполнения поворота через форде-

—10

винд.

 

 

 

 

4. Движение под парусами и отработка обя­

 

занностей старшины и гребцов:

 

—20

при выполнении поворота оверштаг;

при выполнении поворота через фор-

—20

девинд.

 

 

 

—10

5. Уборка рангоута и парусов.

 

6. Подъем шлюпки и приведение ее в поря-

—10

док.

 

 

 

 

205