Файл: Содержание введение Риторика и ее развитие Невербальная риторика как средство убеждения Заключение Список используемой литературы Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..….3

1. Риторика и ее развитие………………………………………………..5

2.Невербальная риторика как средство убеждения………………..…...7

Заключение………………………………………………………….……11

Список используемой литературы…………………………….………..12

Введение

Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством. Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий.

Можно обучать, как пользоваться сим божественным даром; можно обучать (позвольте мне сие выражение), каким образом сии драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать от их коры, умножать отделкой их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой. ( М. М. Сперанский )

Почему же люди пытаются овладеть ее секретами? Любому, наверное, не раз приходилось переживать из-за своих неудачных выступлений, излишнего волнения, либо приходилось скучать, слушая монотонную или невнятную речь. Владение риторическими навыками позволяет научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории ваши мысли, воздействовать не только на ум, но и на чувства слушателей.

Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимы - риторика и красноречие.

Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым словом.

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.

Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством». Жители классического города - государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях (среди них - Фемистокл, Демосфен), полководцы произносили речи перед войском (к примеру, Перикл), граждане боролись за справедливость в суде (такие, как Антифон, Лисий), восхваляли героев, общественные события (в эпидейктическом (торжественном) красноречии были особенно искусны Горгий, Исократ, философы (Сократ, Платон и другие) вели диалоги, словесные баталии. Появились даже
новые профессии - ритора - учителя красноречия, логографа - составителя речей.

Другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом. Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном («Оратор», «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах»), Квинтилианом («Риторические наставления») и другими античными мыслителями.

1. Риторика и ее развитие

На протяжении веков на первый план выдвигались разные стороны ораторского искусства. Во времена греческой античности одной из ведущих была формула "риторика - искусство убеждать". В теории римского красноречия наиболее популярно было определение Квинтилиана: риторика - это "искусство говорить хорошо". Во времена Средневековья и Возрождения актуальной была такая трактовка: риторика - это искусство украшения речи. Таким образом, ораторское искусство - явление историческое. Оценивая деятельность того или иного оратора, мы всегда должны учитывать ту историческую эпоху, которая его породила.

В древности и в эпоху средневековья риторикой называли науку об ораторском искусстве. Классическая риторика определяла три задачи красноречия: убедить, усладить и взволновать; сами же речи подразделялись на политические, судебные и торжественные. В риторической разработке речи насчитывалось 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Учение о словесном выражении составляло центральную часть риторики. Выражение должно было быть правильным, ясным, красивым и уместным. Риторика подробно описывает средства, необходимые для достижения такого результата1.

В Словаре русского языка риторика определяется так:

-Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

-Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

-В старину: название младшего класса духовной семинарии.

До начала ХVII в. обучение риторическому искусству в России происходит с помощью освоения "образцовых" текстов (Священное Писание, богослужебные тексты) и

подражания ораторам и писателям2.

Известен переводной риторический трактат "О образех" Георгия Хировска. Риторика Макария, соседствовавшая в сборниках с Грамматикой Мелетия Смотрицкого и Диалектикой Иоанна Дамаскина, долгое время считалась первой русской Риторикой. Однако при более внимательном изучении она оказалась переведенной Риторикой Филиппа Меланхтона. Тем не менее именно эта Риторика положила начало освоению механизма создания текста на новой основе. В ХVII в. обучение риторике в основном ведется на латинском языке, хотя существуют и опыты перевода риторик на русский язык — например, переводы текстов Иоанникия Галятовского (Голятовского) "Наука албо способ сложеня казаня" и "Ключ розумения" (обе 1659). В конце ХVII — начале ХIIХ в. Россия переживает своеобразный "риторический" бум: создаются новые Риторики: Яна (Андрея) Белобоцкого, 1690г.; Михаила Усачева, 1699г.; Софрония Лихуда, 1698г.; Козьмы, 1710г.; "Риторическая рука" Стефана Яворского, 1705г.; Риторика Георгия Даниловского , 1720г.

Свидетельством активного изучения Риторики в это время служат многочисленные сборники упражнений по составлению текстов, выполненных обучающимися в школах и академиях. Анализ этого материала еще не завершен. Первым печатным учебником Риторики стало "Краткое руководство к красноречию" М. В. Ломоносова; однако, несмотря на авторитетность этого текста, видимо, степень его самостоятельности можно будет оценить только после изучения предшествующей риторической традиции текстологами, лингвистами, литературоведами3.

Интерес к риторикам начинает угасать в конце ХIХ в., в связи с переосмыслением роли автора в процессе создания художественного произведения и ростом индивидуального начала в литературе. В это время она уже утрачивает и былые функции, схожие с функциями литературной критики в последующий период.4

2.Невербальная риторика как средство убеждения

Составляющим элементом любой речевой коммуникации наряду с собственно речевым знаком является невербальный сигнал. Невербальные средства общения сопровождают, дополняют речь, а в некоторых случаях и заменяют слова, т.е. могут выступать как средство передачи информации.

Впервые серьезным исследованием невербального общения занялся в конце 70-х годов Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации, внедряющейся в крупном обучающем центре "Пиз Трейнинг Корпорейшен" в Австралии.


А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, значимо - как это делается5.

И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника означает также понимать язык жестов.

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.6

Искусство речевого воздействия заключается в умении говорящего усилить свою коммуникативную позицию, защитить ее от давления собеседника. С этой целью используются различные вербальные и невербальные приемы коммуникации. Изучением невербальных сигналов занимается целый ряд наук: психология, теория массовой коммуникации, персонал — менеджмент, реклама, социология, конфликтология. Особый интерес они представляют и в лингвистических дисциплинах: традиционная лингвистика, психолингвистика, коммуникативная лингвистика, риторика.

Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи - это главное, что подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения. Во многих научных работах существует некоторая путаница в понятиях "невербальное общение", "невербальная коммуникация", "невербальное поведение" чаще всего использующихся как синонимы. Нам представляется важным дифференцировать эти понятия и уточнить контекст, в котором предполагается дальнейшее их употребление.

Понятие "невербальное общение" является более широким
, чем "невербальная коммуникация". Мы придерживаемся определения, предложенного В.А. Лабунской, согласно которому, «невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека7.

Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система"8.

В невербальном поведении традиционно выделяется экспрессивная и перцептивная стороны. Экспрессия, или внешнее выражение эмоций, является неотъемлемым компонентом невербального поведения.

Понятие перцепции характеризует процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению. Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми.

Невербальные средства общения необходимо применять прежде всего в деловом общении или во время выступления перед аудиторией. Используя определенные неязыковые средства, жесты значительно повышается эффективность воздействия на слушающих. Цель изучения невербальной риторики- проанализировать виды жестов, объяснить их значения, выделить средства, повышающие эффективность речевого воздействия, как средства убеждения.

Жестами необходимо сопровождать речь, желательно демонстрировать открытые позы и жесты. Руки должны быть подвижны, раскрыты, направлены в сторону слушателей. Лучше всего использовать движения рук всторону слушателей, когда ладони раскрыты (ладони оратора должны быть видны аудитории)9.

Важно использовать риторические жесты: руки должны слегка расходиться и сходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению.

Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям:

-быть естественной, следовать естественным импульсам человека к жестам;