Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение.
Центральное место в государственной финансовой системе занимает государственный бюджет. Это государственный финансовый план, имеющий юридическую силу (перечень доходов и расходов) на текущий (отчетный) год. Закон о бюджете Российской Федерации (ЗБ РФ) определяет бюджет как «форму формирования и расходования средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти и органов местного самоуправления».
В принципе тип правления, установившиеся формы правления и отношения между членами общества определяют характеристики финансовой системы. В странах с социалистической моделью экономики, в том числе на постсоветском пространстве, ее основной задачей было обслуживание нужд государства.
Коренные изменения в российской экономике, произошедшие на рубеже 1980-х и 1990-х годов, вызвали серьезные изменения в бюджетном механизме. Появление новых форм собственности, а следовательно, и новых субъектов внесло изменения в систему денежного заработка. Стало возможным регулировать финансовые потоки в основном косвенным путем, тогда как прямое перераспределение средств сильно сократило его масштабы. Еще одним важным направлением фискальной модернизации стало разделение единого государственного бюджета на три части. Федеральный бюджет, бюджеты составных органов федеральной власти и местные бюджеты. Все это привело к коренным изменениям как российской бюджетной системы, так и бюджетной структуры.
Поэтому национальные бюджеты в настоящее время являются актуальным вопросом современной экономической теории и практики управления и подлежат обязательному рассмотрению.
Понятие государственного бюджета.
Прежде чем говорить о бюджетной структуре Российской Федерации, необходимо определить, что же такое собственно государственный бюджет, чтобы выявить его достоинства и недостатки. В наиболее распространенной форме это план государственных доходов и расходов на текущий год, составленный в виде баланса и имеющий юридическую силу. В любой стране государственный бюджет является основным звеном финансовой системы и объединением основных финансовых категорий, таких как налоги, государственные расходы и государственный кредит. Тем не менее, являясь частью государственных финансов, бюджет отражает финансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частичной и государственной собственности) в
связи с его формированием и использованием, можно выделить разные экономические категории. Бюджетные средства предназначены для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, оборонных и административных нужд.
Именно с помощью бюджета государство может иметь возможность концентрировать свои финансовые ресурсы на важнейших направлениях социально-экономического развития, а с помощью бюджета национальный доход делится на отрасли, регионы и перераспределяется. между сферами общественной деятельности. В то же время, отражая экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики, бюджет четко указывает, как финансовые ресурсы поступают в государство от различных субъектов и как указываются централизованные ресурсы государства, соответствует ли размер этой потребности.
Таким образом, при правильном подходе бюджет является не просто средством регулирования народного хозяйства, а реально влияет на рост экономики и социосферы, ускоряет темпы научно-технического прогресса, обновляет материал и может быть улучшен. Техническая основа общественного производства. Но здесь следует подчеркнуть, что проявление присущих бюджету характеристик, использование его как средства распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит отражение в бюджетном механизме, созданном государством. Это конкретное выражение бюджетной политики, отражающее бюджетную направленность решения экономических проблем и социальных задач.
Для России, в силу ее федеративного устройства, важную роль приобретает не только разработка грамотного бюджетного механизма, но и правильная пропорция бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, какова бюджетная концепция. система. Даже хорошо структурированный и сбалансированный федеральный бюджет не может в полной мере выполнять свои перераспределительные и распорядительные функции без соответствующих бюджетных механизмов непосредственно на местах.
Бюджетная система, ее структура и интегрированные в нее принципы организации построения бюджетных отношений определяют бюджетную структуру государства.
Бюджетная система РФ.
Как уже было сказано, бюджетная система во многом определяется нынешним государственным устройством. В едином (едином) государстве бюджетная система содержит два звена: государственные бюджеты и множество местных бюджетов. В федеральных землях России бюджетная система состоит из трех уровней.
1) федеральный бюджет Российской Федерации и бюджет государственных внебюджетных фондов;
2) тематические бюджеты Российской Федерации (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 областных и областных бюджетов, 10 районных бюджетов автономных областей, бюджеты Еврейской автономной области, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга) и Бюджеты внебюджетных фондов территориальных государств.
3) Местные бюджеты (около 29 000 городских, районных, сельских и областных бюджетов.
При этом в бюджетах нижестоящих муниципалитетов не учитываются доходы и расходы вышестоящих.
Важной самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации как суверенного государства является федеральный бюджет. Именно он обеспечит мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для последующего перераспределения и их использования в целях государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики в России. Кроме того, из федерального бюджета покрываются расходы на содержание государственных органов, обеспечение нужд обороны страны, оказание финансовой помощи субъектам федерации, погашение государственного долга, пополнение государственных запасов и резервов.
Еще одним важным звеном бюджетной системы Российской Федерации являются многочисленные местные бюджеты. Если в советское время стремление к всеобщей централизации приводило к тому, что доля местных бюджетов в государственном бюджете СССР не превышала 10-15%, то с началом рыночных реформ сектор экономики Прямые услуги население, социокультурные институты массовых сетей. В настоящее время местные бюджеты финансируют более 80% расходов на здравоохранение и более 60% расходов на образование, при этом значительные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.
Закон о бюджете Российской Федерации включает понятие «консолидированный бюджет» - совокупность бюджетов всех уровней соответствующих региональных бюджетных систем. Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации состоит из бюджета самих субъектов Российской Федерации и
совокупности бюджетов муниципальных образований, расположенных на их территории. Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой объединенный бюджет федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Консолидированные бюджеты дают вам полную картину всех доходов и расходов для вашего региона или всего Содружества. Они не утверждены и используются для аналитических и статистических целей.