Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Он вступает в социальную группу, люди в которой обладают схожими чертами «зеркального Я». Как полагал Ч. Х. Кули, таким образом люди сохраняют свою самоидентификацию.
Поэтому в школе или на работе ученики или коллеги часто разбиваются на небольшие социальные группы. Люди в таких небольших социальных группах объединены определенными чертами своего «зеркального Я» и имеют общие интересы, похожий образ в обществе и т. д.
Если же какие-либо окружающие люди открыто не согласны с самоидентификацией человека, то человек не будет стремиться общаться с такими людьми или будет полностью избегать взаимодействия с ними. Например, если женщина самоидентифицирует себя как красавицу, то она будет избегать взаимодействия с людьми, сомневающимися в ее красоте.
Можно сделать вывод, что «зеркальное Я» работает в обе стороны. Личность человека формируется исходя из того, как он видит себя в глазах окружающих, но и круг людей, с которыми человек взаимодействует, будет зависеть от того, как человек себя самоидентифицирует. Как указывает Лысак И. В., Ч. Х. Кули хотел описать «неразрывную связь общества и личности, показывая, что общество формирует личности, а личности, в свою очередь, конструируют общество».12
Самоидентификация это процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека. Даже пожилые люди меняют свой образ, так как меняется отношение к ним окружающих.
Ч. Х. Кули стремился описать метод, с помощью которого социологи смогли бы лучше понять то, как формируется «зеркальное Я». Такой метод он назвал симпатическим самонаблюдением.
Исследователь должен представить себя на месте человека, который попадает в ту или иную социальную ситуацию, а затем представить и осмыслить свое поведение в такой ситуации. Осмысление поведения поможет понять, почему те или иные люди сформировали в себе определенное «зеркальное Я».
Исследование «зеркального Я» помогает лучше понять то, как у человека формируются понятия о своих физических и интеллектуальных возможностях, как человек видит себя с моральной и нравственной стороны, как возникают те или иные социальные группы, состоящие из людей, относящихся к определенному типу.
Все это зависит именно от того, кем человек видит себя в глазах окружающих. Как считает Рагулина А. М., «идеи Ч. Х. Кули сегодня получится интегрировать в исследования первичных институтов социализации, таких как семья, школа, религиозные и этнические общности».
13
Ч. Х. Кули полагал, что все человеческое общество с самого своего появления основано на том, что между собой взаимодействуют люди, которые симпатизируют друг другу. Поэтому чтобы понять действия, поведение и причины этого поведения человека необходимо рассматривать не столько самого человека, сколько его окружение, симпатичных ему людей и т. д.
Также Ч. Х. Кули полагал, что стремящийся к одиночеству и отрешенности человек, избегающий любого социального взаимодействия, не сможет сохранить свои человеческие личностные качества. Эти качества, как полагал социолог, сохраняются и появляются только в ходе общественного взаимодействия человека.
Можно сделать вывод, что сама личность человека невозможна без общества. Человек в обществе приобретает целеустремленность, он движется вперед и развивается за счет того образа «зеркального Я», который он видит в глазах других. Маленький ребенок не сможет в полной мере осознать себя, если не будет видеть того, как к нему относятся окружающие люди. Его образ самого себя зависит именно от этого отношения, из этого отношения складывается понимание ребенком своего места во всем обществе, а не только в семье. После взросления человек продолжает опираться на образ «зеркального Я», который изменяется на протяжении всей жизни.
Заключение
Таким образом, Ч. Х. Кули создал теорию «зеркального Я». Социолог в рамках данной теории хотел доказать, что личность человека и черты личности формируются в ходе социального взаимодействия человека с окружающими людьми.
Человек смотрит на поведение, реакции, мнение других людей о нем и создает образ «зеркального Я», с помощью которого самоидентифицирует себя, воспринимает себя. Важной особенностью «зеркального Я» является то, что играет роль именно то, как человек видит себя в глазах окружающих, а не только то, что окружающие на самом деле думают о человеке.
Наиболее значимыми для формирования «зеркального Я» являются люди из ближайшего окружения человека, из первичных групп, таких как семья и близкие друзья. Человек смотрит на то, как его видят другие, смотрят на реакции других людей на его поведение, словно смотрит в зеркало, в котором видит самого себя.
Поведение человека начинает зависеть от сформировавшегося образа «зеркального Я». Человек будет становиться более подавленным или уверенным в себе в зависимости от своего «зеркального Я».
Человек стремится окружить себя людьми, которые имеют схожие черты, стремится прислушиваться к мнению людей, которые согласны с его самоидентификацией. Людей, которые не согласны с самоидентификацией, человек наоборот, стремится избегать или игнорировать. Таким образом, личность человека зависит от окружающих, но и человек сам формирует свой круг общения в зависимости от сформировавшихся черт личности.
Заслуга Ч. Х. Кули в том, что он показал будущим социологом значимость социальных взаимодействий человека, его социальных интеракций. Человек приобретает свои черты личности только тогда, когда взаимодействует с другими людьми. Это происходит на протяжении всей жизни, начиная с младенчества.
Список использованной литературы
-
Королева Ю. А. Роль «значимого другого» в развитии самооценки подростков с умственной отсталостью // КПЖ. — 2020. — №2. — 274-278 с. -
Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 320 с. -
Лысак И. В. Идентичность: сущность термина и история его формирования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. — 2017. — №38. — 130-138 с. -
Маслова Е. С. Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции // Гуманитарий Юга России. — 2019. — №1. — 87-94 с. -
Подвойский Д. Г., Солеймани С. Понятие социальной идентичности: основные исследовательские подходы // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2019. — №4. — 825-834 с. -
Рагулина А. М. Возможности применения классических теорий социализации в современных социологических исследованиях // Общество: социология, психология, педагогика. — 2022. — №5 (97). — 78-84 с. -
Рязанова Е. В. Символическая сущность имиджа // ИСОМ. — 2017. — №2-2. — 194-199 с. -
Фомиченко А. С. Особенности социальной перцепции // Вестник ОГУ. — 2017. — №2 (202). — 17-20 с.
1 Маслова Е. С. Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции // Гуманитарий Юга России. — 2019. — №1. — С. 91
2 Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 136
3 Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 136
4 Маслова Е. С. Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции // Гуманитарий Юга России. — 2019. — №1. — С. 91
5 Подвойский Д. Г., Солеймани С. Понятие социальной идентичности: основные исследовательские подходы // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2019. — №4. — С. 828
6 Рязанова Е. В. Символическая сущность имиджа // ИСОМ. — 2017. — №2-2. — С. 197
7 Лысак И. В. Идентичность: сущность термина и история его формирования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. — 2017. — №38. — С. 132
8 Подвойский Д. Г., Солеймани С. Понятие социальной идентичности: основные исследовательские подходы // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2019. — №4. — С. 828
9 Фомиченко А. С. Особенности социальной перцепции // Вестник ОГУ. — 2017. — №2 (202). — С. 18
10 Королева Ю. А. Роль «значимого другого» в развитии самооценки подростков с умственной отсталостью // КПЖ. — 2020. — №2. — С. 274
11 Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 148
12 Лысак И. В. Идентичность: сущность термина и история его формирования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. — 2017. — №38. — С. 132
13 Рагулина А. М. Возможности применения классических теорий социализации в современных социологических исследованиях // Общество: социология, психология, педагогика. — 2022. — №5 (97). — С. 81