Файл: Данной работы теория зеркального Я. Данную теорию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Он вступает в социальную группу, люди в которой обладают схожими чертами «зеркального Я». Как полагал Ч. Х. Кули, таким образом люди сохраняют свою самоидентификацию.

Поэтому в школе или на работе ученики или коллеги часто разбиваются на небольшие социальные группы. Люди в таких небольших социальных группах объединены определенными чертами своего «зеркального Я» и имеют общие интересы, похожий образ в обществе и т. д.

Если же какие-либо окружающие люди открыто не согласны с самоидентификацией человека, то человек не будет стремиться общаться с такими людьми или будет полностью избегать взаимодействия с ними. Например, если женщина самоидентифицирует себя как красавицу, то она будет избегать взаимодействия с людьми, сомневающимися в ее красоте.

Можно сделать вывод, что «зеркальное Я» работает в обе стороны. Личность человека формируется исходя из того, как он видит себя в глазах окружающих, но и круг людей, с которыми человек взаимодействует, будет зависеть от того, как человек себя самоидентифицирует. Как указывает Лысак И. В., Ч. Х. Кули хотел описать «неразрывную связь общества и личности, показывая, что общество формирует личности, а личности, в свою очередь, конструируют общество».12

Самоидентификация это процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека. Даже пожилые люди меняют свой образ, так как меняется отношение к ним окружающих.

Ч. Х. Кули стремился описать метод, с помощью которого социологи смогли бы лучше понять то, как формируется «зеркальное Я». Такой метод он назвал симпатическим самонаблюдением.

Исследователь должен представить себя на месте человека, который попадает в ту или иную социальную ситуацию, а затем представить и осмыслить свое поведение в такой ситуации. Осмысление поведения поможет понять, почему те или иные люди сформировали в себе определенное «зеркальное Я».

Исследование «зеркального Я» помогает лучше понять то, как у человека формируются понятия о своих физических и интеллектуальных возможностях, как человек видит себя с моральной и нравственной стороны, как возникают те или иные социальные группы, состоящие из людей, относящихся к определенному типу.

Все это зависит именно от того, кем человек видит себя в глазах окружающих. Как считает Рагулина А. М., «идеи Ч. Х. Кули сегодня получится интегрировать в исследования первичных институтов социализации, таких как семья, школа, религиозные и этнические общности».
13

Ч. Х. Кули полагал, что все человеческое общество с самого своего появления основано на том, что между собой взаимодействуют люди, которые симпатизируют друг другу. Поэтому чтобы понять действия, поведение и причины этого поведения человека необходимо рассматривать не столько самого человека, сколько его окружение, симпатичных ему людей и т. д.

Также Ч. Х. Кули полагал, что стремящийся к одиночеству и отрешенности человек, избегающий любого социального взаимодействия, не сможет сохранить свои человеческие личностные качества. Эти качества, как полагал социолог, сохраняются и появляются только в ходе общественного взаимодействия человека.

Можно сделать вывод, что сама личность человека невозможна без общества. Человек в обществе приобретает целеустремленность, он движется вперед и развивается за счет того образа «зеркального Я», который он видит в глазах других. Маленький ребенок не сможет в полной мере осознать себя, если не будет видеть того, как к нему относятся окружающие люди. Его образ самого себя зависит именно от этого отношения, из этого отношения складывается понимание ребенком своего места во всем обществе, а не только в семье. После взросления человек продолжает опираться на образ «зеркального Я», который изменяется на протяжении всей жизни.




























Заключение


Таким образом, Ч. Х. Кули создал теорию «зеркального Я». Социолог в рамках данной теории хотел доказать, что личность человека и черты личности формируются в ходе социального взаимодействия человека с окружающими людьми.

Человек смотрит на поведение, реакции, мнение других людей о нем и создает образ «зеркального Я», с помощью которого самоидентифицирует себя, воспринимает себя. Важной особенностью «зеркального Я» является то, что играет роль именно то, как человек видит себя в глазах окружающих, а не только то, что окружающие на самом деле думают о человеке.

Наиболее значимыми для формирования «зеркального Я» являются люди из ближайшего окружения человека, из первичных групп, таких как семья и близкие друзья. Человек смотрит на то, как его видят другие, смотрят на реакции других людей на его поведение, словно смотрит в зеркало, в котором видит самого себя.

Поведение человека начинает зависеть от сформировавшегося образа «зеркального Я». Человек будет становиться более подавленным или уверенным в себе в зависимости от своего «зеркального Я».



Человек стремится окружить себя людьми, которые имеют схожие черты, стремится прислушиваться к мнению людей, которые согласны с его самоидентификацией. Людей, которые не согласны с самоидентификацией, человек наоборот, стремится избегать или игнорировать. Таким образом, личность человека зависит от окружающих, но и человек сам формирует свой круг общения в зависимости от сформировавшихся черт личности.

Заслуга Ч. Х. Кули в том, что он показал будущим социологом значимость социальных взаимодействий человека, его социальных интеракций. Человек приобретает свои черты личности только тогда, когда взаимодействует с другими людьми. Это происходит на протяжении всей жизни, начиная с младенчества.
Список использованной литературы




  1. Королева Ю. А. Роль «значимого другого» в развитии самооценки подростков с умственной отсталостью // КПЖ. — 2020. — №2. — 274-278 с.

  2. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 320 с.

  3. Лысак И. В. Идентичность: сущность термина и история его формирования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. — 2017. — №38. — 130-138 с.

  4. Маслова Е. С. Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции // Гуманитарий Юга России. — 2019. — №1. — 87-94 с.

  5. Подвойский Д. Г., Солеймани С. Понятие социальной идентичности: основные исследовательские подходы // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2019. — №4. — 825-834 с.

  6. Рагулина А. М. Возможности применения классических теорий социализации в современных социологических исследованиях // Общество: социология, психология, педагогика. — 2022. — №5 (97). — 78-84 с.

  7. Рязанова Е. В. Символическая сущность имиджа // ИСОМ. — 2017. — №2-2. — 194-199 с.

  8. Фомиченко А. С. Особенности социальной перцепции // Вестник ОГУ. — 2017. — №2 (202). — 17-20 с.

1 Маслова Е. С. Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции // Гуманитарий Юга России. — 2019. — №1. — С. 91

2 Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 136


3 Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 136

4 Маслова Е. С. Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции // Гуманитарий Юга России. — 2019. — №1. — С. 91

5 Подвойский Д. Г., Солеймани С. Понятие социальной идентичности: основные исследовательские подходы // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2019. — №4. — С. 828

6 Рязанова Е. В. Символическая сущность имиджа // ИСОМ. — 2017. — №2-2. — С. 197

7 Лысак И. В. Идентичность: сущность термина и история его формирования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. — 2017. — №38. — С. 132

8 Подвойский Д. Г., Солеймани С. Понятие социальной идентичности: основные исследовательские подходы // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2019. — №4. — С. 828

9 Фомиченко А. С. Особенности социальной перцепции // Вестник ОГУ. — 2017. — №2 (202). — С. 18

10 Королева Ю. А. Роль «значимого другого» в развитии самооценки подростков с умственной отсталостью // КПЖ. — 2020. — №2. — С. 274

11 Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 148

12 Лысак И. В. Идентичность: сущность термина и история его формирования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. — 2017. — №38. — С. 132

13 Рагулина А. М. Возможности применения классических теорий социализации в современных социологических исследованиях // Общество: социология, психология, педагогика. — 2022. — №5 (97). — С. 81