Файл: Хрупкие разрушения сварных конструкций..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У. .Дж. Холл, X. Кихара, В. Зут, А. А. Уэллс

ХРУПКИЕ РАЗРУШЕНИЯ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Перевод с английского

Москва

«МАШИНОСТРОЕНИЕ»

1974

X 95

УДК-621.791.052 : 620.172.7 : 539.56

Хрупкие разрушения сварных конструкций. Нью-Йорк, 1967. Пер. с англ. М., «Машиностроение», 1974. Авт.: В. Холл, X. Кнхара, В. Зут, А. А. Уэллс. 320 с.

В книге приведены результаты исследований хрупких разру­ шений крупных сварных пластин, рассмотрены влияние свароч­ ных напряжений и концентраторов напряжений на возникновение и развитие трещин, распределение напряжений и деформации в пластинах, влияние пластической деформации и температуры на разрушения, снятие остаточных напряжений. Дан анализ лабо­ раторных испытаний. Приведены сведения о стабилизации тре­ щин, о результатах испытаний по разным методам, влиянии ра­ диационных повреждений на температуру перехода сталей в хруп­ кое состояние.

Кинга предназначена для ннженсров-конструкторов, техноло­ гов, сварщиков и научных работников машиностроительных, про­ ектно-конструкторских, технологических и научно-исследователь­ ских организаций. Табл. 34, ил. 207, список лит. 315 иазв.

Переводчик канд. техн. наук М. Б. Гутерман

 

Р е д а к т о р ы : Заслуженный деятель

науки и техники

РСФСР

д-р техн. наук. проф. Й.

В. Кудрявцев, канд. техн. наук Д. М. Шур

 

 

 

Гос. п бгичнтя

 

 

 

 

 

 

но' чно-тс ммокая

 

 

 

 

 

бибпио екя

- Р

 

 

 

31301-614

 

 

ЭКЗЕМ Г г '' Р

 

 

 

 

2-71

циТАЛЬНОГО ЗАЛА

 

 

 

038(01)-74

W - Ш ё з ѵ

 

 

 

 

 

N. J.

© 1967 PRENTICE-HALL,

1NC./ENGLEWOOD

CLIFFS,

У. Дж. Холл, X. Kiixapa, В. Зут, А. А. Уэллс

 

«ХРУПКИЕ

РАЗРУШЕНИЯ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИИ»

 

 

 

(пср. с англ, яз.)

 

 

 

 

Редактор издательства М. С. Хухлии

 

 

Технический редактор

Л.

И. Захарова

Корректор О. Е. Мишина

 

 

Художник Е. В. Бекетов

 

 

 

Сдано в набор 12/ХІ

1973 г.

Подписано к печати 8/11 1971 г.

Формат 60 X 901Лб

л.

20,8

Бумага № 1.

 

Заказ

1394

Цепа

I р. 67 к.

Печ. л. 20,0 Уч.-нэд.

Тираж 10 000 экз.

Отпечатано

на

двухкрасочной

офсетной

машине

 

с

переворачивающим устройством

 

 

 

Издательство «Машиностроение» Москва, 107885, Б-78, 1-й Басманный пер., 3

Экспериментальная типография ВИНИ полиграфии Государственного комитета Совета Министров СССР

по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Москва. К-51, Цветной бульвар. 30


ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Хрупкому разрушению посвящено много книг и статей, в которых рассматриваются, главным образом, физическая сторона явления и методы испытаний. На­ стоящая монография несколько отличается от них тем, что основное внимание в ней уделено инженерным вопросам и исследованиям хрупкого разрушения свар­ ных пластин. Я надеюсь, что эта работа поможет най­ ти нужные сведения среди большого количества опуб­ ликованных исследований и использовать их в инже­ нерной практике.

Авторы монографии — крупные специалисты, пред­ ставители разных стран. Каждый из них принимал непосредственное участие в исследованиях по хрупко­ му разрушению. Их совместная работа над данной мо­ нографией— прекрасный пример того, что может дать международное сотрудничество в науке.

Н. М. Ньюмарк

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ

Настоящая монография будет полезна тем инже­ нерам и исследователям, которые сталкиваются в сво­ ей работе с крупными сварными конструкциями. В ней обобщены результаты исследований хрупких разру­ шений элементов конструкций типа пластин, рассмот­ рены работы по изучению возникновения, развития и остановки (консервации) разрушения в пластинах из основного металла и сварных пластин, а также неко­ торые теоретические и прикладные вопросы механики разрушения. Значительное внимание уделено вопросам сопоставления (корреляции) и интерпретации резуль­ татов исследований.

Большая часть исследований по хрупкому разру­ шению проведена на малоуглеродистой стали. В по­ следние годы широко применяется легированная сталь. Хотя данных по этой стали еще немного, но не­ которые из них приведены.

По хрупкому разрушению сварных конструкций опубликовано множество статей. Поэтому авторам трудно было решить, какие из них следует рассмот­ реть в данной книге. Мы надеемся, что монография послужит путеводителем в этом обширном материале. В тексте цитируются основные работы, в них можно найти более подробное изложение исследований, а также ссылки на близкие работы.

Идея написания монографии возникла во время совместной деятельности авторов в рабочей группе по разрушению крупных пластин в X Комиссии Между­ народного института сварки. В ней изложены, глав­ ным образом, исследования, проведенные авторами и их сотрудниками.

У. Дж. Холл, X. Кихара, В. Зут, А. А. Уэллс


В В Е Д Е Н И Е

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Корабли, мосты, резервуары, сосуды давления, трубопрово­ ды и турбины — вот примеры крупных конструкций, в которых наблюдались хрупкие разрушения. Эти разрушения происходят внезапно и часто оказываются катастрофическими, принося ма­ териальный ущерб и вызывая человеческие жертвы; причем обы­ чно это происходит при напряжениях, средний уровень которых ниже предела текучести материала конструкции. В конструкци­ ях, изготовленных из малоуглеродистой стали, хрупкое разруше­ ние, как правило, характеризуется прямым (нормальным к по­ верхности) изломом с относительно малой величиной пластичес­ кой деформации и низкой поглощенной энергией, причем трещи­ на обычно распространяется с высокой скоростью.

Во время второй мировой войны, когда значение и необходи­ мость изучения хрупкого разрушения стали очевидными, были начаты исследовательские работы с целью установить причины и выяснить механизм хрупкого разрушения, а также найти пути изменения конструкций, позволяющие предотвратить такие раз­ рушения. Результаты этих исследований были обнадеживающи­ ми в том смысле, что удалось лучше понять процесс хрупкого разрушения и предложить соответствующие конструктивные ре­ шения. Например, поисковые исследования помогли выявить раз­ личные типы источников возникновения хрупкого разрушения, экспериментально и теоретически определить напряжения и де­ формации вокруг возникающей, распространяющейся и остано­ вившейся трещины, а также установить роль остаточных напря­ жений, предварительной деформации и термической обработки; что касается конструктивных, практических мер, были установ­ лены основные требования при выборе материалов для отдель­ ных конструкций, выяснена относительная роль дефектов раз­ личного типа и размеров и разработаны методы оценки уровня рабочих напряжений, температуры, методики снятия напряже­ ний и влияние геометрии конструкции. Исследования помогли также установить факторы, которые следует учитывать при свар-

5

ке материалов, и обратить внимание особенно на те из них, кото­ рые можно проконтролировать неразрушающими методами. Не­ смотря на эти значительные успехи, хрупкое разрушение остает­ ся сложной проблемой, которая потребует проведения дополни­ тельных исследований в течение ряда лет. В настоящее время все еще нельзя рекомендовать надежный метод, позволяющий простым способом гарантировать абсолютную безопасность кон­ струкции.

Исследования, рассматриваемые в данной книге, составляют часть поисковых исследований, проведенных за последние не­ сколько десятилетий, которые привели к современному уровню понимания механизма хрупкого разрушения. В настоящей моно­ графии рассмотрены законченные исследования, с которыми ав­ торы и их коллеги были непосредственно связаны, а также от­ дельные работы других лабораторий, имеющих отношение к ис­ следованиям в области разрушения крупных конструкций.

Имеется большое число книг, затрагивающих проблему хруп­ кого разрушения либо с точки зрения металловедения, либо в плане методики испытаний. Таковы книги Паркера [1], Шенка [2], Биггса [3], Типпера [4], Щепанского [5] и Рюля [6]. Эти книги очень полезны, так как в них дан общий обзор имеющихся к мо­ менту их издания сведений; эти книги могут служить также би­ блиографическими источниками для специалистов, интересую­ щихся проблемой более подробно. Литература по хрупкому раз­ рушению, изданная в последние десятилетия, настолько обшир­ на, что без книг подобного типа исследователь или инженер мо­ жет оказаться в затруднительном положении.

Подобно этому имеется ряд обзоров, описывающих случаи эксплуатационного разрушения [7—14]. Начиная с 1959 г., Под­ комиссия D Комиссии IX Международного института сварки со­ ставляет обзоры данных по авариям; такие обзоры можно полу­ чить через этот институт.

В данной монографии обзор материала, представленного в упомянутых выше книгах, сведен до минимума. Не приводятся в ней и упомянутые данные по авариям. Тем не менее мы обра­ щаем внимание на эти книги и обзоры, так как они составляют важную часть литературы по хрупкому разрушению. Установле­ ние корреляции между поведением материала в различных ус­ ловиях с его химическим составом и структурой было важным фактором, способствовавшим повышению надежности методов конструирования, развиваемых и применяемых в настоящее время.

Что касается содержания монографии, то гл. 1 и 2 посвяще­ ны исследованиям крупных пластин. Гл. 2 начинается с кратко­ го обзора исследований крупных пластин, начатых в период вто­ рой мировой войны, а затем переходит к самым последним рабо­ там в этой области, которые главным образом касаются иссле­ дования распространения трещин, полей напряжений вокруг тре-

6


щин, влияния высоких остаточных напряжений, а также условий остановки трещин. В гл. 2 рассматриваются в основном сварные пластины, влияние остаточных (сварочных) напряжений, дефек­ тов, пластической деформации; приводятся результаты исследо­ ваний сложных сварных конструкций. Первая часть гл. 3 посвя­ щена методам оценки напряжений и деформаций в простых и сварных пластинах; во второй части гл. 3 описаны последние ра­ боты, проведенные в Бельгии, по распределению напряжений в пластинах с надрезами или исходными трещинами. Гл. 4 пред­ ставляет собой обзор работ по влиянию предварительной дефор­ мации и температуры на свойства материалов. Эти данные пред­ ставляют особый интерес в связи с разрушениями, наблюдавши­ мися в крупных конструкциях. Влияние различных методов, при­ меняемых для снятия напряжений, и их роль в конструкторской практике обсуждаются в гл. 5. В гл. 6 обсуждается линейное при­ ближение механики разрушения с уточнениями, которые должны учитываться при использовании этого метода для анализа кон­ струкций из мягкой стали. Даны примеры применения этого ме­ тода для анализа результатов исследования и реальных служеб­ ных характеристик. Гл. 7 содержит описание различных методов испытаний на остановку трещин и наиболее значительных ре­ зультатов, полученных на основании этих испытаний, так как концепции остановки и предотвращения возникновения трещин часто используются при оценке условий эксплуатации; таким примером является методика конструирования на основе анали­ за известной диаграммы разрушения по Пеллини-Пьюзаку. Гл. 8 посвящена вопросам корреляции результатов испытаний, полу­ ченных разными методами. В течение многих лет корреляцион­ ным аспектам не уделялось достаточно внимания, поэтому авто­ ры попытались проиллюстрировать некоторые корреляции, уста­ новленные при анализе экспериментальных данных. Монография заканчивается заключением, содержащим общие замечания и практические рекомендации, позволяющие уменьшить (или из­ бежать) опасность хрупкого разрушения сварных конструкций.

РАЗРУШЕНИЕ И ОЦЕНКА МАТЕРИАЛОВ

Авторы предполагают, что читатель имеет общие представле­ ния о хрупком разрушении, в частности о влиянии химического состава и других факторов. Тем не менее кажется целесообраз­ ным в качестве введения к монографии сделать несколько заме­ чаний.

Разрушение мягкой стали обычно классифицируют одним из двух резко отличных видов: хрупким или вязким. Более жела­ тельным, разумеется, является вязкое поведение стали при раз­ рушении; вязкое поведение предпочтительно, так как явно или неявно предполагается при реализации большинства технологи­ ческих операций при создании конструкций. Вязкое разрушение

7


2-із !

 

Рис. 1. Типичный излом стали ASTM

 

А212-В

(о5 = 26,7 кгс/мм2).

Надрезы

 

сделаны до сварки [3—12, 13]:

 

а — влияние температуры

испытания

 

 

(см. табл.);

 

 

 

 

6 — разрушение пластин

 

толщиной

 

19 мм с остаточными

напряжениями

 

 

[2-28];

 

 

 

 

 

в — влияние режима термической об­

быстрое разрушение f830м/с

работки на вид излома образцов с по­

перечным сечением 100 X 1000 мм из

 

стали

(<7ц = 56 кгс/мм2)

при

испыта­

 

нии по

Робертсону при 15° С,

разру­

 

шившихся полностью

при

напряже­

 

 

нии 20 кгс/мм2

 

 

 

â u

Разрушающее

 

0.0

напряжение, кгс/мм2

Образец*1

<U -

 

 

Те мі тура

 

 

 

первичное

вторичное

2—4

—40

3,9

29,1

2—13

—18

3,16

2—14

+4

30,1

__

1—20*'

+26

44,3

*1 Толщина 25,4 мм; отпуск после сварки 620° С; I ч, разрушающее напряжение 44 кгс/мм2; деформация при разрушении 1 0,92%.

мягкой конструкционной стали обычно характеризуется замет­ ным развитием пластических сдвигов с волокнистым изломом и сопровождается большой пластической деформацией (уменьше­ нием площади поперечного сечения, толщины и остаточным уд­ линением) до разрушения.

9