ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
У. .Дж. Холл, X. Кихара, В. Зут, А. А. Уэллс
ХРУПКИЕ РАЗРУШЕНИЯ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Перевод с английского
Москва
«МАШИНОСТРОЕНИЕ»
1974
X 95
УДК-621.791.052 : 620.172.7 : 539.56
Хрупкие разрушения сварных конструкций. Нью-Йорк, 1967. Пер. с англ. М., «Машиностроение», 1974. Авт.: В. Холл, X. Кнхара, В. Зут, А. А. Уэллс. 320 с.
В книге приведены результаты исследований хрупких разру шений крупных сварных пластин, рассмотрены влияние свароч ных напряжений и концентраторов напряжений на возникновение и развитие трещин, распределение напряжений и деформации в пластинах, влияние пластической деформации и температуры на разрушения, снятие остаточных напряжений. Дан анализ лабо раторных испытаний. Приведены сведения о стабилизации тре щин, о результатах испытаний по разным методам, влиянии ра диационных повреждений на температуру перехода сталей в хруп кое состояние.
Кинга предназначена для ннженсров-конструкторов, техноло гов, сварщиков и научных работников машиностроительных, про ектно-конструкторских, технологических и научно-исследователь ских организаций. Табл. 34, ил. 207, список лит. 315 иазв.
Переводчик канд. техн. наук М. Б. Гутерман |
|
|||||||
Р е д а к т о р ы : Заслуженный деятель |
науки и техники |
РСФСР |
||||||
д-р техн. наук. проф. Й. |
В. Кудрявцев, канд. техн. наук Д. М. Шур |
|||||||
|
|
|
Гос. п бгичнтя |
|
|
|
|
|
|
|
но' чно-тс ммокая |
|
|
|
|||
|
|
бибпио екя |
- Р |
|
|
|
||
31301-614 |
|
|
ЭКЗЕМ Г г '' Р |
|
|
|
|
|
2-71 |
циТАЛЬНОГО ЗАЛА |
|
|
|
||||
038(01)-74 |
W - Ш ё з ѵ |
|
|
|
||||
|
|
N. J. |
||||||
© 1967 PRENTICE-HALL, |
1NC./ENGLEWOOD |
CLIFFS, |
||||||
У. Дж. Холл, X. Kiixapa, В. Зут, А. А. Уэллс |
|
|||||||
«ХРУПКИЕ |
РАЗРУШЕНИЯ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИИ» |
|||||||
|
|
|
(пср. с англ, яз.) |
|
|
|
|
|
Редактор издательства М. С. Хухлии |
|
|
||||||
Технический редактор |
Л. |
И. Захарова |
Корректор О. Е. Мишина |
|||||
|
|
Художник Е. В. Бекетов |
|
|
|
|||
Сдано в набор 12/ХІ |
1973 г. |
Подписано к печати 8/11 1971 г. |
||||||
Формат 60 X 901Лб |
л. |
20,8 |
Бумага № 1. |
|
Заказ |
1394 |
Цепа |
I р. 67 к. |
Печ. л. 20,0 Уч.-нэд. |
Тираж 10 000 экз. |
|||||||
Отпечатано |
на |
двухкрасочной |
офсетной |
машине |
|
|||
с |
переворачивающим устройством |
|
|
|
Издательство «Машиностроение» Москва, 107885, Б-78, 1-й Басманный пер., 3
Экспериментальная типография ВИНИ полиграфии Государственного комитета Совета Министров СССР
по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Москва. К-51, Цветной бульвар. 30
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
Хрупкому разрушению посвящено много книг и статей, в которых рассматриваются, главным образом, физическая сторона явления и методы испытаний. На стоящая монография несколько отличается от них тем, что основное внимание в ней уделено инженерным вопросам и исследованиям хрупкого разрушения свар ных пластин. Я надеюсь, что эта работа поможет най ти нужные сведения среди большого количества опуб ликованных исследований и использовать их в инже нерной практике.
Авторы монографии — крупные специалисты, пред ставители разных стран. Каждый из них принимал непосредственное участие в исследованиях по хрупко му разрушению. Их совместная работа над данной мо нографией— прекрасный пример того, что может дать международное сотрудничество в науке.
Н. М. Ньюмарк
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ
Настоящая монография будет полезна тем инже нерам и исследователям, которые сталкиваются в сво ей работе с крупными сварными конструкциями. В ней обобщены результаты исследований хрупких разру шений элементов конструкций типа пластин, рассмот рены работы по изучению возникновения, развития и остановки (консервации) разрушения в пластинах из основного металла и сварных пластин, а также неко торые теоретические и прикладные вопросы механики разрушения. Значительное внимание уделено вопросам сопоставления (корреляции) и интерпретации резуль татов исследований.
Большая часть исследований по хрупкому разру шению проведена на малоуглеродистой стали. В по следние годы широко применяется легированная сталь. Хотя данных по этой стали еще немного, но не которые из них приведены.
По хрупкому разрушению сварных конструкций опубликовано множество статей. Поэтому авторам трудно было решить, какие из них следует рассмот реть в данной книге. Мы надеемся, что монография послужит путеводителем в этом обширном материале. В тексте цитируются основные работы, в них можно найти более подробное изложение исследований, а также ссылки на близкие работы.
Идея написания монографии возникла во время совместной деятельности авторов в рабочей группе по разрушению крупных пластин в X Комиссии Между народного института сварки. В ней изложены, глав ным образом, исследования, проведенные авторами и их сотрудниками.
У. Дж. Холл, X. Кихара, В. Зут, А. А. Уэллс
В В Е Д Е Н И Е
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Корабли, мосты, резервуары, сосуды давления, трубопрово ды и турбины — вот примеры крупных конструкций, в которых наблюдались хрупкие разрушения. Эти разрушения происходят внезапно и часто оказываются катастрофическими, принося ма териальный ущерб и вызывая человеческие жертвы; причем обы чно это происходит при напряжениях, средний уровень которых ниже предела текучести материала конструкции. В конструкци ях, изготовленных из малоуглеродистой стали, хрупкое разруше ние, как правило, характеризуется прямым (нормальным к по верхности) изломом с относительно малой величиной пластичес кой деформации и низкой поглощенной энергией, причем трещи на обычно распространяется с высокой скоростью.
Во время второй мировой войны, когда значение и необходи мость изучения хрупкого разрушения стали очевидными, были начаты исследовательские работы с целью установить причины и выяснить механизм хрупкого разрушения, а также найти пути изменения конструкций, позволяющие предотвратить такие раз рушения. Результаты этих исследований были обнадеживающи ми в том смысле, что удалось лучше понять процесс хрупкого разрушения и предложить соответствующие конструктивные ре шения. Например, поисковые исследования помогли выявить раз личные типы источников возникновения хрупкого разрушения, экспериментально и теоретически определить напряжения и де формации вокруг возникающей, распространяющейся и остано вившейся трещины, а также установить роль остаточных напря жений, предварительной деформации и термической обработки; что касается конструктивных, практических мер, были установ лены основные требования при выборе материалов для отдель ных конструкций, выяснена относительная роль дефектов раз личного типа и размеров и разработаны методы оценки уровня рабочих напряжений, температуры, методики снятия напряже ний и влияние геометрии конструкции. Исследования помогли также установить факторы, которые следует учитывать при свар-
5
ке материалов, и обратить внимание особенно на те из них, кото рые можно проконтролировать неразрушающими методами. Не смотря на эти значительные успехи, хрупкое разрушение остает ся сложной проблемой, которая потребует проведения дополни тельных исследований в течение ряда лет. В настоящее время все еще нельзя рекомендовать надежный метод, позволяющий простым способом гарантировать абсолютную безопасность кон струкции.
Исследования, рассматриваемые в данной книге, составляют часть поисковых исследований, проведенных за последние не сколько десятилетий, которые привели к современному уровню понимания механизма хрупкого разрушения. В настоящей моно графии рассмотрены законченные исследования, с которыми ав торы и их коллеги были непосредственно связаны, а также от дельные работы других лабораторий, имеющих отношение к ис следованиям в области разрушения крупных конструкций.
Имеется большое число книг, затрагивающих проблему хруп кого разрушения либо с точки зрения металловедения, либо в плане методики испытаний. Таковы книги Паркера [1], Шенка [2], Биггса [3], Типпера [4], Щепанского [5] и Рюля [6]. Эти книги очень полезны, так как в них дан общий обзор имеющихся к мо менту их издания сведений; эти книги могут служить также би блиографическими источниками для специалистов, интересую щихся проблемой более подробно. Литература по хрупкому раз рушению, изданная в последние десятилетия, настолько обшир на, что без книг подобного типа исследователь или инженер мо жет оказаться в затруднительном положении.
Подобно этому имеется ряд обзоров, описывающих случаи эксплуатационного разрушения [7—14]. Начиная с 1959 г., Под комиссия D Комиссии IX Международного института сварки со ставляет обзоры данных по авариям; такие обзоры можно полу чить через этот институт.
В данной монографии обзор материала, представленного в упомянутых выше книгах, сведен до минимума. Не приводятся в ней и упомянутые данные по авариям. Тем не менее мы обра щаем внимание на эти книги и обзоры, так как они составляют важную часть литературы по хрупкому разрушению. Установле ние корреляции между поведением материала в различных ус ловиях с его химическим составом и структурой было важным фактором, способствовавшим повышению надежности методов конструирования, развиваемых и применяемых в настоящее время.
Что касается содержания монографии, то гл. 1 и 2 посвяще ны исследованиям крупных пластин. Гл. 2 начинается с кратко го обзора исследований крупных пластин, начатых в период вто рой мировой войны, а затем переходит к самым последним рабо там в этой области, которые главным образом касаются иссле дования распространения трещин, полей напряжений вокруг тре-
6
щин, влияния высоких остаточных напряжений, а также условий остановки трещин. В гл. 2 рассматриваются в основном сварные пластины, влияние остаточных (сварочных) напряжений, дефек тов, пластической деформации; приводятся результаты исследо ваний сложных сварных конструкций. Первая часть гл. 3 посвя щена методам оценки напряжений и деформаций в простых и сварных пластинах; во второй части гл. 3 описаны последние ра боты, проведенные в Бельгии, по распределению напряжений в пластинах с надрезами или исходными трещинами. Гл. 4 пред ставляет собой обзор работ по влиянию предварительной дефор мации и температуры на свойства материалов. Эти данные пред ставляют особый интерес в связи с разрушениями, наблюдавши мися в крупных конструкциях. Влияние различных методов, при меняемых для снятия напряжений, и их роль в конструкторской практике обсуждаются в гл. 5. В гл. 6 обсуждается линейное при ближение механики разрушения с уточнениями, которые должны учитываться при использовании этого метода для анализа кон струкций из мягкой стали. Даны примеры применения этого ме тода для анализа результатов исследования и реальных служеб ных характеристик. Гл. 7 содержит описание различных методов испытаний на остановку трещин и наиболее значительных ре зультатов, полученных на основании этих испытаний, так как концепции остановки и предотвращения возникновения трещин часто используются при оценке условий эксплуатации; таким примером является методика конструирования на основе анали за известной диаграммы разрушения по Пеллини-Пьюзаку. Гл. 8 посвящена вопросам корреляции результатов испытаний, полу ченных разными методами. В течение многих лет корреляцион ным аспектам не уделялось достаточно внимания, поэтому авто ры попытались проиллюстрировать некоторые корреляции, уста новленные при анализе экспериментальных данных. Монография заканчивается заключением, содержащим общие замечания и практические рекомендации, позволяющие уменьшить (или из бежать) опасность хрупкого разрушения сварных конструкций.
РАЗРУШЕНИЕ И ОЦЕНКА МАТЕРИАЛОВ
Авторы предполагают, что читатель имеет общие представле ния о хрупком разрушении, в частности о влиянии химического состава и других факторов. Тем не менее кажется целесообраз ным в качестве введения к монографии сделать несколько заме чаний.
Разрушение мягкой стали обычно классифицируют одним из двух резко отличных видов: хрупким или вязким. Более жела тельным, разумеется, является вязкое поведение стали при раз рушении; вязкое поведение предпочтительно, так как явно или неявно предполагается при реализации большинства технологи ческих операций при создании конструкций. Вязкое разрушение
7
2-із !
|
Рис. 1. Типичный излом стали ASTM |
|||||
|
А212-В |
(о5 = 26,7 кгс/мм2). |
Надрезы |
|||
|
сделаны до сварки [3—12, 13]: |
|||||
|
а — влияние температуры |
испытания |
||||
|
|
(см. табл.); |
|
|
|
|
|
6 — разрушение пластин |
|
толщиной |
|||
|
19 мм с остаточными |
напряжениями |
||||
|
|
[2-28]; |
|
|
|
|
|
в — влияние режима термической об |
|||||
быстрое разрушение f830м/с |
работки на вид излома образцов с по |
|||||
перечным сечением 100 X 1000 мм из |
||||||
|
стали |
(<7ц = 56 кгс/мм2) |
при |
испыта |
||
|
нии по |
Робертсону при 15° С, |
разру |
|||
|
шившихся полностью |
при |
напряже |
|||
|
|
нии 20 кгс/мм2 |
|
|
|
â u |
Разрушающее |
|
|
0.0 |
напряжение, кгс/мм2 |
|
Образец*1 |
<U - |
|
|
Те мі тура |
|
|
|
|
первичное |
вторичное |
|
2—4 |
—40 |
3,9 |
29,1 |
2—13 |
—18 |
3,16 |
|
2—14 |
+4 |
30,1 |
__ |
1—20*' |
+26 |
44,3 |
— |
*1 Толщина 25,4 мм; отпуск после сварки 620° С; I ч, разрушающее напряжение 44 кгс/мм2; деформация при разрушении 1 0,92%.
мягкой конструкционной стали обычно характеризуется замет ным развитием пластических сдвигов с волокнистым изломом и сопровождается большой пластической деформацией (уменьше нием площади поперечного сечения, толщины и остаточным уд линением) до разрушения.
9