ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
И наоборот, хрупкое разрушение, происходящее обычно при средних (номинальных) напряжениях, меньших предела текуче сти, характеризуется изломом кристаллического типа (во мно гих случаях смешанного типа) и сопровождается относительно небольшой общей деформацией, предшествовавшей разрушению. В мягкой стали при таком разрушении излом имеет шевронный рисунок в центральной зоне с малозаметными областями плас тического сдвига (иногда эти области отсутствуют вовсе) на кра ях. Участок излома, где разрушение затормозилось, обычно име ет серповидную (или «ногтевидную») границу, обращенную вы пуклостью в направлении распространения трещины. Эта грани ца, по-видимому, представляет собой область интенсивной пла стической деформации, связанной с процессами остановки раз рушения.
Примеры указанных видов разрушения показаны на рис. 1. Для высокопрочной стали морфология разрушения не так яс на главным образом вследствие ограниченного числа исследова ний. Пеллини и Пьюзак [11], а также Вессел и Хэйз [15] показа ли, что в этой стали можно наблюдать широкий набор видов из
лома: от обычного вязкого излома до хрупкого излома, образую щегося при разрушении с низким уровнем поглощенной энергии. Первые два автора приводят данные недавних исследований Во енно-морской исследовательской лаборатории, показывающие, что разрушения при низком уровне энергии могут происходить за счет развития дефектов (несплошностей) или разрушения по границам зерен.
Обычно в месте возникновения разрушения имеет место ло кальная пластическая деформация (довольно часто заметная не вооруженным глазом) независимо от того, хрупкое или вязкое было разрушение. Это наблюдение привело Дракера и Майлонаса [16—18] к теории потери пластичности, объясняющей воз никновение хрупкого разрушения. В течение ряда лет классичес кой теорией считалась теория максимальных критических нап ряжений Менаже—Людвика, изложенная Орованом [19]. В бо лее поздние годы широким вниманием и признанием пользова лась так называемая видоизмененная энергетическая теория Гриффитса, предложенная Ирвином [20] и Орованом [21].
Для оценки склонности материалов к хрупкому разрушению известно более 50 видов или вариантов испытаний. Типичными примерами таких испытаний являются: испытание на ударную вязкость по Изоду, Шарли (образцы с Ѵ-образным или ключе видным надрезом), испытание по Шнадту, испытание на стати ческий изгиб по Кинцелю, Ли, Ван-дер-Веену, взрывные пробы, испытание на возникновение трещины по Пеллини, испытание па дающим грузом, испытание на разрыв по Кану, испытание на растяжение надрезанного образца по Типперу и многие другие. Подробное описание многих из этих методов можно найти в ли тературе [1—6]. Некоторые из этих испытаний и их результаты
10
будут приведены ниже, чтобы показать связь между различны ми методами. Применение названных выше методов в большин стве случаев имело целью установить температурную зависи мость или температурную зону перехода от хрупкого разрушения к вязкому, подобно тому, как это показано на рис. 2; по оси абцисс отложена температура (или скорость деформации), а по оси ординат — поглощенная энергия, доля вязкой части излома или какая-либо другая величина, принимаемая как мера пласти ческой деформации. Для данного материала и вида испытания переход изображается кривой, подоонои показанной на рис. 2.
Однако для каждого способа |
|
|
||||
оценки степени вязкого раз |
|
|
||||
рушения и |
вида испытания |
|
|
|||
построенные кривые |
могут |
|
|
|||
заметно отличаться от кри |
|
|
||||
вых, полученных другим ме |
|
|
||||
тодом на том же самом ма |
|
|
||||
териале, будучи смещенны |
|
|
||||
ми влево или вправо, и мо |
|
|
||||
гут давать более узкий или |
|
|
||||
широкий температурный ин |
|
|
||||
тервал |
переходной зоны. |
В |
|
|
||
некоторых |
случаях |
кривые |
|
|
||
могут |
характеризоваться |
не |
Рнс. 2. Схема хрупко-вязкого |
перехода |
||
таким |
плавным ходом, |
как |
(по осп ординат: деформация |
— утяж- |
||
показано |
на рис. 2, |
а |
не |
ка или процент вязкой части излома, или |
||
работа разрушения): |
|
|||||
сколькими |
перегибами |
и |
I — хрупкое состояние; 2 — переходный |
|||
площадками. |
|
|
интервал или зона перехода; 3 — вязкое |
|||
Тем не менее было найде |
состояние |
|
||||
но, что по результатам испы |
|
|
||||
таний |
методами, названны |
|
|
ми выше, мягкую сталь различных марок одного класса можно расположить в одной и той же последовательности по склонно сти к хрупкому разрушению. Однако значительные колебания переходной температуры в зависимости от метода испытания для стали одной и той же марки свидетельствуют о трудности кор реляции этих переходных температур с конкретными условиями эксплуатации. На основании исследований листовой и корабель ной стали в течение ряда лет казалось, что температура, соот ветствующая уровню работы разрушения 2,1 кгс-м при испыта ниях по Шарли с Ѵ-образным надрезом, дает хорошую корреля цию с условиями эксплуатации для конструкционной стали. Дальнейшие работы в последние 10 лет показали, что эта корре ляция в общем случае не является стабильной, особенно для ста ли новых марок, находящих все большее распространение, и по этому критерий определенного уровня работы разрушения без учета других факторов может вызвать большие затруднения, на что неоднократно указывали исследователи [11].
И
В добавление к названным факторам можно указать и дру гие факторы, играющие роль в проектировании конструкций, та кие, как размер и толщина листового материала, свойства листо вого материала в различных направлениях, влияние сварки, ос таточные напряжения и тип напряженного состояния. При изу чении технической литературы по хрупкому разрушению стано вится очевидным, что часто при обсуждении результатов иссле дований имеют место недоразумения, возникающие из-за труд ностей раздельной оценки указанных факторов, особенно приме нительно к сварным конструкциям.
По-видимому, в ближайшем будущем едва ли будет найден единый метод испытания, который дал бы полную информацию, необходимую конструкторам. Кроме того, новые методы испы таний и их интерпретации непрерывно развиваются и усовершен ствуются, например с позиций линейной механики разрушения. В последние годы было установлено, что совместные данные ис пытаний по Шарли (с Ѵ-образным надрезом), взрывных проб, испытаний падающим грузом, испытаний широких пластин в со четании с изучением специфических условий эксплуатации, веро ятно, позволят воссоздать общую картину поведения материала при эксплуатации, которая может быть использована при про ектировании различных конструкций. Комплекс названных испы таний является дорогостоящим, хотя некоторые из этих методов сравнительно просты и дешевы. Самыми дешевыми являются испытания на копрах с падающим грузом, а наиболее дорогими и сложными — испытания широких пластин и натурные испыта ния. Для выполнения этого желательно стандартизировать, на сколько это возможно, методы испытаний, которые не слишком дороги и могут быть легко осуществлены поставщиком или по требителем и которые гарантируют сопоставимость результатов. Конечно, наилучшую окончательную оценку надежности конст рукции (хотелось бы надеяться, неразрушающим методом) мо жет дать только опыт эксплуатации.
Глава 1
ИССЛЕДОВАНИЯ КРУПНЫХ ПЛАСТИН
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Настоящая глава посвящена главным образом исследовани ям разрушений крупных пластин из основного металла. Хотя в ней для полноты картины рассматривается несколько случаев разрушений сварных пластин, исследования, в которых изуча лось влияние сварки, подробно будут обсуждены в последующих главах.
При изучении хрупкого разрушения обычно рассматривают раздельно три фазы: возникновение разрушения (трещины), его развитие и остановку. Однако эти фазы тесно связаны друг с другом, и поэтому в данной главе мы не будем пытаться в каж дом случае классифицировать исследования в связи с указанны ми фазами разрушения, а будем рассматривать отдельные ра боты в целом, по возможности в хронологическом порядке. Та кой способ анализа дает основу для дальнейшего развития ис следований крупных пластин и позволит получить всестороннее представление о проделанной работе.
Из-за большего размера образцов, а также больших мате риальных затрат и затрат времени таких исследований прове дено немного и имеющиеся данные ограничены. С появлением новых испытательных машин большой мощности: 4000 тс в Анг
лии [1, |
2], Японии [3], 6000 тс в Университете в Генте и 8000— |
10 000 |
тс в Чехословакии можно надеяться, что в будущем мы |
увидим результаты испытания материалов с более высокой проч ностью и большей толщины.
ИССЛЕДОВАНИЯ КРУПНЫХ ПЛАСТИН В ИЛЛИНОЙССКОМ И КАЛИФОРНИЙСКОМ
УНИВЕРСИТЕТАХ
Во время второй мировой войны проблема разрушения судов в США привела к широким исследованиям чрезвычайно круп ных пластин. В различных лабораториях США было поставлено много исследований для выяснения вероятных причин хрупких
13
разрушении, происшедших на многих сварных судах. Результа ты этих исследований были опубликованы в докладах Общества научных исследований и разработок (OSRD) и Комитета кора бельных конструкций (SSC) в статьях, помещенных в журнале
«Welding Journal» и в других изданиях.
Исследования Уильсона, Гехтмана и Брукнера [5, 6] из Иллинойсского университета и Будберга, Дэвиса, Паркера, Троксела и О’Брайена [7, 8] из Калифорнийского университета были пос вящены изучению хрупкого разрушения в пластинах шириной W = 76 -т- 2750 мм и были проведены по методу Института Тэй лора (David Taylor Model Basin) на образцах малого размера,
Рис. I. Форма и размеры концентратора напряжений в широких пласти нах [6]: / — пропил ювелирной пилкой; 2 — пропил ножовкрн; 12,7 мм— ширина щели
описанному в следующем разделе. В этих испытаниях опреде лялись предел прочности и пластичность пластин при разных температурах, величина поглощенной энергии, вид разрушения, распределение деформаций на поверхности пластин и уменьше ние сечения (поперечное сужение) вблизи места разрушения.
В Иллинойсском университете были испытаны пластины но минальной толщиной t = 19 мм и шириной W = 305, 610, 1220 и 1830 мм при одноосном растяжении и различных температурах с поперечным концентратором напряжений с весьма острыми пропилами по концам (рис. 1). Общая длина надреза составля ла 0,25 W. Была изучена сталь следующих марок: кипящая сталь
Е |
в |
состоянии |
после |
прокатки |
(0,20% С, 0,33% Mn, |
as = |
|
= 21 |
кгс/мм2, Он = 40 кгс/мм2) |
и после нормализации EN |
(as = |
||||
= |
25 |
кгс/мм2, съ = |
41 кгс/мм2); |
спокойная сталь в состоянии пос |
|||
ле прокатки D(0,22% С, |
0,55% |
Мп, |
0,21% Si; as = 27 кгс/мм2, |
On — 46 кгс/мм2) и после нормализации DN(0,19% С, 0,54% Мп,
0,19% Si, os = 25 кгс/мм2, oD= 42 кгс/мм2); |
спокойная сталь F в |
состоянии после прокатки (0,18% С, 0,82% |
Мп, 0,15% Si, cs = |
= 24 кгс/мм2, сг„ = 43 кгс/мм2); спокойная сталь G в состоянии |
|
после прокатки (0,20% С, 0,86% Мп, 0,19% |
Si; as = 29 кгс/мм2, |
ст» = 49 кгс/мм2) .
Образцы с W = 1830 и 1220 мм испытывали на машине с уси лием 1360 тс, а образцы с W = 610 и 305 мм — на менее мощных
14