Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
вариант применяется реже, так как при нем затруднено вскрытие нескольких горизонтов. Если при фланговом расположении траншей транспортные коммуникации в карьере располагаются па его бортах, то при центральном они должны размещаться в выработанном пространстве, где необходимо для этого оставлять целики, что ве дет к потерям полезного ископаемого.
Рис. 73. Вскрытие двумя фланговыми одшіарпымп траншеями
Рис. 74. Вскрытие внешними траншеями:
а — отдельными; б — общей
Поэтому вскрытие центральной траншеей применяют редко, главным образом при пологих и горизонтальных пластах малой мощности с небольшой глубиной залегания.
150
При большой длине карьера применяют вскрытие центральной траншеей в комбинации с фланговыми. Это позволяет разделить карьер на два участка и обеспечивает независимую работу на каждом нз них при перевалке породы в выработанное пространство.
На двух флангах располагают обычно (Отдельные и групповые траншеи, а на одном фланге и в центре — общие траншеи.
Отдельные внешние траншеи (рис. 74, а) применяют для вскрытия неглубоких горизонтальных и пологих залежей. Отдельные траншеи обеспечивают уступ независимым транспортом, что позволяет рас средоточить грузопотоки породы и полезного ископаемого, создает
удобство |
в организации горноэксплуатационных работ и способ |
||
ствует достижению |
высокой |
производительности экскаватора па |
|
каждом |
уступе и |
большой |
производственной мощности карьера |
в целом. |
|
|
|
Групповые внешние траншеи применяют для вскрытия глубоких горизонтальных и пологих месторождений большой мощности, кото рые разрабатывают значительным числом (четыре - шесть) уступов. При этом грузопотоки породы и полезного ископаемого обычно рассредоточены, так как одна группа траншей вскрывает только добычные уступы, а другая — вскрышные.
Общие внешние траншеи (рис. 74, б) применяют для вскрытия пологих II наклонных месторождений, разрабатываемых небольшим числом (два-три) уступов. Преимуществом внешней общей траншеи является меньший ее объем по сравнению с объемом групповых внешних траншей, вскрывающих такое же число уступов.
Г л а в а III
СИСТЕМЫ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ
IIПОЛОГИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
§1. Классификация и краткая, характеристика систем открытой разработки
Системой открытой разработки называется определенный порядок выполнения во времени и в пространстве подготовительных, вскрыш ных и добычных работ, обеспечивающий экономичную и безопасную разработку при рациональном использовании запасов месторо ждения.
Правильный выбор системы разработки обеспечивает эффектив ность горных работ.
Существует несколько классификаций систем открытой раз работки. Все они могут быть разделены на две основные группы:
. 1) классификации, в которых системы открытой разработки различаются по способу производства вскрышных работ и по спо собу перемещения пустых пород в отвалы;
151
Рис. 75. Системы открытой разработки но классификации Е. Ф. Шешко
2) классификации, в которых системы открытой разработки раз личаются в зависимости от порядка ведения подготовительных, вскрышных и добычных работ, направления подвигания забоя и спо соба вскрытия.
К первой группе относятся классификации систем открытой разработки, предложенные акад. Н. В. Мельниковым, Е. Ф. Шешко. В основу их положен важный и характерный, в производственном отношении классификационный признак — способ перемещения пустых пород.
Вскрышные работы являются трудоемким процессом, объем их обычно в несколько раз превосходит объем добычных работ, поэтому совершенство технологии и организации вскрышных работ опре деляет в основном технико-экономические показатели открытой разработки месторождения. В затратах на удаление 1 м3 вскрыши обычно наибольшую часть составляют расходы на транспортирование породы; стоимость транспортирования и отвалообразования часто достигает 60—70% общей стоимости 1 м3 вскрышных работ. Поэтому способ перемещения пустых пород и послужил классификационным признаком, определяющим главные особенности системы.
По классификации Е. Ф. Шешко все системы открытой разработки разделены на три группы — бестранспортные, транспортные и ком бинированные. Каждая группа в зависцмости от того, как произ
водятся породотранспортные |
и отвальные работы, разделена |
на отдельные системы разработки. |
|
Б е с т р а н с п о р т н ы е |
с и с т е м ы р а з р а б о т к и ха |
рактеризуются тем, что вскрышные породы перемещаются экскава торами или отвалообразователями во внутренние отвалы. Эта группа разделена на три системы.
При системе разработки с непосредственной экскаваторной пере валкой вскрыши перемещение породы пз забоя до отвала произ водится вскрышными экскаваторами, обычно механическими лопа тами пли драглайнами, которые одновременно являются также отвальными экскаваторами (рис. 75, А — 1).
При системе разработки с кратной экскаваторной перевалкой вскрыши перемещение породы из забоя до отвала производится вскрышными и отвальными экскаваторами, работающими совместно (рис. 75, А —2).
При системе разработки с перевалкой вскрыши отвалообразова телями перемещение породы пз забоя до отвала производится консольными отвалообразователями и транспортно-отвальными мо стами (рис. 75, А —3).
При всех этих системах разработки порода перемещается из забоя в отвалы поперек фронта работ, т. е. по кратчайшему расстоянию. Поэтому системы с перевалкой породы во внутренние отвалы являются наиболее простыми и, как правило, наиболее экономич ными. Однако они могут применяться только при пологих углах падения и не слишком большой мощности пластов. Кроме того, при этих системах существует жесткая связь между вскрышными
153
н добычными работами, так как количество вскрываемых запасов ограничивается рабочими размерами и мощностью вскрышиых и от вальных машин.
Т р а н с п о р т н ы е с и с т е м ы р а з р а б о т к и характе ризуются перевозкой вскрышных пород при помощи транспортных средств. По признаку относительной сложности породотранспортных работ онп разделяются на три системы разработки.
Прп системе с перевозкой во внутренние отвалы порода пере мещается на сравнительно короткое расстояние по пути с благопри ятным профилем, обычно без подъема в грузовом направлении (рнс. 75, Б —4).
Снстема с перевозкой породы на внешние отвалы характери зуется перемещением породы на более значительные расстояния, обычно по пути с подъемом в грузовом направлении (рнс. 75, Б —5).
Система с перевозкой породы частично на внутренние н частично на внешние отвалы имеет признаки первых двух систем этой группы, (рис. 75, Б —6).
Транспортные системы разработки сложнее бестранспортных и менее экономичны. Но онп могут применяться при любых условиях залегания месторождения и поэтому получили большее распростра нениеПрн этих системах зависимость между подвнганпем вскрыш ного и добычного фронта работ менее жесткая, в зависимости от потребности можно вскрыть необходимое количество запасов.
На открытых работах применяют также к о м б и н и р о в а н н ы е с и с т е м ы , сочетающие признаки бестранспортных п транс портных систем. По признаку относительного преобладания пере валки пли перевозки эта группа разделяется на следующие две си стемы: система с частичной перевозкой пустых пород во вну тренние или внешние отвалы (рис. 75, В —7) и система с частичной перевалкой пустых пород во внутренние отвалы (рис. 75, В —8).
Впервом случае благодаря частичной перевозке породы, обычно
сверхних уступов, расширяется возможность пспользования тех нико-экономических преимуществ бестранспортных систем раз работки. Во втором случае частичное применение перевалки породы во внутренние отвалы, обычно с нижних уступов карьера, позволяет улучшить технико-экономические показатели транспортных систем разработки, так как транспортные подступы к нижним горизонтам карьера оказываются обычно более трудными.
Относительная сложность и экономичность комбинированных
систем разработки зависят от доли участия перевозки и перевалки. Чем больший объем пород будет разрабатываться по бестранспортной системе, тем экономичнее комбинированная система разработки.
По классификации акад. Н. В. Мельникова все системы разра ботки разделены на пять групп: бестранспортные, транспортно- . отвальные, специальные, транспортные и комбинированные. В группу транспортно-отвальных включены системы разработки, при которых вскрышные породы перемещаются во внутренние отвалы
154
Г"
Я
\о
се
Е-»
Классификация систем открытой разработки
ка
Оя
а о
в « 2« га <і>
а а
а о
«'S
е.
3g
§1
га б
а г
с га
га
к
О Е*
ИО
S’Sfi gag
gЧниг а ч
ок
нога
g a
«2*
се
и
и
>>
№
>в
и
о
1=С
о
ft
О
н
о
и
в
[-
о
ч
о
с
в
я
я
ь
в
о
ft
о
и
е<
о
\о
я
ft
я
я
ft
ф
н
в
U
я J
о ^
§ §
в g
ä |
а
я й н
'Sя й*«
2ft«
ио „ 9Iее ft =
Я |
о |
о |
Ч |
f t g § |
|
Ц |
к g |
О |
Я ft Ä3 |
||
п й ИК |
||
Я |
К и |
|
О* |
Е-і |
о |
в і 2 |
5 |
ь І о а ft Я Я
§ «
а g
м
се к
о я
н V
2 о
©ѵо С се ft
3 В
в В
ф |
|
ф |
|
|
ft в |
|
|
||
и |
|
я |
|
|
>5 |
|
|
|
|
в в |
|
|
||
й |
|
3 |
|
|
яв яв |
«я |
«я |
||
Одпобортов |
Двухбортов |
я |
я |
|
о |
в[ |
|||
|
|
|
О |
2 |
|
|
|
н К |
|
|
|
|
ft ft |
|
|
|
|
О |
О |
|
|
|
ѴО ѴО |
|
|
|
|
О |
X |
|
|
|
tнf |
я>> |
вв
я |
я |
в |
В |
ч |
оВ |
я |
|
О |
ft |
«: |
Ф |
о |
в |
ft |
о |
к |
а |
«
w 2
Центральна* ассредоточеш &
в
я
В
ft
ф
Ф
ю
w S
S ©
| |
£ .| н ^
В g
Ф ft
5
я
ф
!=Г
Ч
И
я
Я
И
>>
ft
sS.
о
ft
О
Н
н
>>
ft
о
ч
н
о
VD
Я
ft
я
я
ft
Е н
О
В
а
О
В
О
с
я
С ч
Н
я s
'Я й 3 о!
И Чig |
|
|
||
|
I s |
|
|
|
© 2-я |
|
|
||
п |
Ч. Я |
|
|
|
a s |
I |
|
|
|
2° Sg |
|
|||
о |
Я |
- |
|
|
Я о |
|
|
||
в |
Ч 3 |
|
|
|
►Йо |
Я © |
|
||
« |
3 |
|
||
*-> СОя |
|
|||
о § |
И |
С-Ч |
|
|
Ѵ О |
|
ЕР |
Н |
|
|
|
Ч 0« |
|
|
|
|
о |
Я |
|
В |
|
|
|
|
Я |
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
^ ö3 |
|
|
|
|
2 |
я |
|
|
|
Ф |
Н< |
|
|
|
f t |
о |
|
|
|
©\о |
|
|
|
|
С |
я |
|
|
|
|
ft |
|
|
|
a |
|
|
|
|
ч |
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
ф |
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
й |
|
|
|
|
в в |
|
в в |
||
я |
с е |
|
я |
я |
я |
© |
|
я |
5 |
О о |
|
О |
Р |
|
Н и |
|
и н |
||
ft ft |
|
f t f t |
||
О |
о |
|
о |
о |
VD ѴО |
|
\о ѵо |
||
о |
X |
|
о |
X |
в >* |
|
и Ъ |
||
ься |
|
er я |
||
о в £ |
|
О |
ВС |
|
в |
|
|
|
|
яя |
|
|
|
|
Я |
|
|
ф |
|
о |
|
|
ft |
|
tc |
|
|
ф |
|
о |
|
|
в |
|
ft |
|
о |
|
ск
в |
в |
|
в |
я |
|
ф |
в |
|
в |
я |
|
о |
ч |
|
он |
я |
|
S |
ft |
|
É4 |
||
ft |
в |
|
ф |
|
|
о |
|
|
я |
|
|
ft |
|
|
|
в |
|
|
я |
|
в |
я |
|
я§" |
||
ft |
||
|
ч |
|
. й |
о |
|
|
и |
155