Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вариант применяется реже, так как при нем затруднено вскрытие нескольких горизонтов. Если при фланговом расположении траншей транспортные коммуникации в карьере располагаются па его бортах, то при центральном они должны размещаться в выработанном пространстве, где необходимо для этого оставлять целики, что ве­ дет к потерям полезного ископаемого.

Рис. 73. Вскрытие двумя фланговыми одшіарпымп траншеями

Рис. 74. Вскрытие внешними траншеями:

а — отдельными; б — общей

Поэтому вскрытие центральной траншеей применяют редко, главным образом при пологих и горизонтальных пластах малой мощности с небольшой глубиной залегания.

150

При большой длине карьера применяют вскрытие центральной траншеей в комбинации с фланговыми. Это позволяет разделить карьер на два участка и обеспечивает независимую работу на каждом нз них при перевалке породы в выработанное пространство.

На двух флангах располагают обычно (Отдельные и групповые траншеи, а на одном фланге и в центре — общие траншеи.

Отдельные внешние траншеи (рис. 74, а) применяют для вскрытия неглубоких горизонтальных и пологих залежей. Отдельные траншеи обеспечивают уступ независимым транспортом, что позволяет рас­ средоточить грузопотоки породы и полезного ископаемого, создает

удобство

в организации горноэксплуатационных работ и способ­

ствует достижению

высокой

производительности экскаватора па

каждом

уступе и

большой

производственной мощности карьера

в целом.

 

 

 

Групповые внешние траншеи применяют для вскрытия глубоких горизонтальных и пологих месторождений большой мощности, кото­ рые разрабатывают значительным числом (четыре - шесть) уступов. При этом грузопотоки породы и полезного ископаемого обычно рассредоточены, так как одна группа траншей вскрывает только добычные уступы, а другая — вскрышные.

Общие внешние траншеи (рис. 74, б) применяют для вскрытия пологих II наклонных месторождений, разрабатываемых небольшим числом (два-три) уступов. Преимуществом внешней общей траншеи является меньший ее объем по сравнению с объемом групповых внешних траншей, вскрывающих такое же число уступов.

Г л а в а III

СИСТЕМЫ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ

IIПОЛОГИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

§1. Классификация и краткая, характеристика систем открытой разработки

Системой открытой разработки называется определенный порядок выполнения во времени и в пространстве подготовительных, вскрыш­ ных и добычных работ, обеспечивающий экономичную и безопасную разработку при рациональном использовании запасов месторо­ ждения.

Правильный выбор системы разработки обеспечивает эффектив­ ность горных работ.

Существует несколько классификаций систем открытой раз­ работки. Все они могут быть разделены на две основные группы:

. 1) классификации, в которых системы открытой разработки различаются по способу производства вскрышных работ и по спо­ собу перемещения пустых пород в отвалы;

151


Рис. 75. Системы открытой разработки но классификации Е. Ф. Шешко


2) классификации, в которых системы открытой разработки раз­ личаются в зависимости от порядка ведения подготовительных, вскрышных и добычных работ, направления подвигания забоя и спо­ соба вскрытия.

К первой группе относятся классификации систем открытой разработки, предложенные акад. Н. В. Мельниковым, Е. Ф. Шешко. В основу их положен важный и характерный, в производственном отношении классификационный признак — способ перемещения пустых пород.

Вскрышные работы являются трудоемким процессом, объем их обычно в несколько раз превосходит объем добычных работ, поэтому совершенство технологии и организации вскрышных работ опре­ деляет в основном технико-экономические показатели открытой разработки месторождения. В затратах на удаление 1 м3 вскрыши обычно наибольшую часть составляют расходы на транспортирование породы; стоимость транспортирования и отвалообразования часто достигает 60—70% общей стоимости 1 м3 вскрышных работ. Поэтому способ перемещения пустых пород и послужил классификационным признаком, определяющим главные особенности системы.

По классификации Е. Ф. Шешко все системы открытой разработки разделены на три группы — бестранспортные, транспортные и ком­ бинированные. Каждая группа в зависцмости от того, как произ­

водятся породотранспортные

и отвальные работы, разделена

на отдельные системы разработки.

Б е с т р а н с п о р т н ы е

с и с т е м ы р а з р а б о т к и ха­

рактеризуются тем, что вскрышные породы перемещаются экскава­ торами или отвалообразователями во внутренние отвалы. Эта группа разделена на три системы.

При системе разработки с непосредственной экскаваторной пере­ валкой вскрыши перемещение породы пз забоя до отвала произ­ водится вскрышными экскаваторами, обычно механическими лопа­ тами пли драглайнами, которые одновременно являются также отвальными экскаваторами (рис. 75, А 1).

При системе разработки с кратной экскаваторной перевалкой вскрыши перемещение породы из забоя до отвала производится вскрышными и отвальными экскаваторами, работающими совместно (рис. 75, А 2).

При системе разработки с перевалкой вскрыши отвалообразова­ телями перемещение породы пз забоя до отвала производится консольными отвалообразователями и транспортно-отвальными мо­ стами (рис. 75, А —3).

При всех этих системах разработки порода перемещается из забоя в отвалы поперек фронта работ, т. е. по кратчайшему расстоянию. Поэтому системы с перевалкой породы во внутренние отвалы являются наиболее простыми и, как правило, наиболее экономич­ ными. Однако они могут применяться только при пологих углах падения и не слишком большой мощности пластов. Кроме того, при этих системах существует жесткая связь между вскрышными

153


н добычными работами, так как количество вскрываемых запасов ограничивается рабочими размерами и мощностью вскрышиых и от­ вальных машин.

Т р а н с п о р т н ы е с и с т е м ы р а з р а б о т к и характе­ ризуются перевозкой вскрышных пород при помощи транспортных средств. По признаку относительной сложности породотранспортных работ онп разделяются на три системы разработки.

Прп системе с перевозкой во внутренние отвалы порода пере­ мещается на сравнительно короткое расстояние по пути с благопри­ ятным профилем, обычно без подъема в грузовом направлении (рнс. 75, Б —4).

Снстема с перевозкой породы на внешние отвалы характери­ зуется перемещением породы на более значительные расстояния, обычно по пути с подъемом в грузовом направлении (рнс. 75, Б —5).

Система с перевозкой породы частично на внутренние н частично на внешние отвалы имеет признаки первых двух систем этой группы, (рис. 75, Б —6).

Транспортные системы разработки сложнее бестранспортных и менее экономичны. Но онп могут применяться при любых условиях залегания месторождения и поэтому получили большее распростра­ нениеПрн этих системах зависимость между подвнганпем вскрыш­ ного и добычного фронта работ менее жесткая, в зависимости от потребности можно вскрыть необходимое количество запасов.

На открытых работах применяют также к о м б и н и р о в а н ­ н ы е с и с т е м ы , сочетающие признаки бестранспортных п транс­ портных систем. По признаку относительного преобладания пере­ валки пли перевозки эта группа разделяется на следующие две си­ стемы: система с частичной перевозкой пустых пород во вну­ тренние или внешние отвалы (рис. 75, В —7) и система с частичной перевалкой пустых пород во внутренние отвалы (рис. 75, В 8).

Впервом случае благодаря частичной перевозке породы, обычно

сверхних уступов, расширяется возможность пспользования тех­ нико-экономических преимуществ бестранспортных систем раз­ работки. Во втором случае частичное применение перевалки породы во внутренние отвалы, обычно с нижних уступов карьера, позволяет улучшить технико-экономические показатели транспортных систем разработки, так как транспортные подступы к нижним горизонтам карьера оказываются обычно более трудными.

Относительная сложность и экономичность комбинированных

систем разработки зависят от доли участия перевозки и перевалки. Чем больший объем пород будет разрабатываться по бестранспортной системе, тем экономичнее комбинированная система разработки.

По классификации акад. Н. В. Мельникова все системы разра­ ботки разделены на пять групп: бестранспортные, транспортно- . отвальные, специальные, транспортные и комбинированные. В группу транспортно-отвальных включены системы разработки, при которых вскрышные породы перемещаются во внутренние отвалы

154


Г"

Я

се

Е-»

Классификация систем открытой разработки

ка

Оя

а о

в « 2« га <і>

а а

а о

«'S

е.

3g

§1

га б

а г

с га

га

к

О Е*

ИО

S’Sfi gag

gЧниг а ч

ок

нога

g a

«2*

се

и

и

>>

и

о

1=С

о

ft

О

н

о

и

в

[-

о

ч

о

с

в

я

я

ь

в

о

ft

о

и

е<

о

я

ft

я

я

ft

ф

н

в

U

я J

о ^

§ §

в g

ä |

а

я й н

'Sя й*«

2ft«

ио „ 9Iее ft =

Я

о

о

Ч

f t g §

Ц

к g

О

Я ft Ä3

п й ИК

Я

К и

О*

Е-і

о

в і 2

5

ь І о а ft Я Я

§ «

а g

м

се к

о я

н V

2 о

©ѵо С се ft

3 В

в В

ф

 

ф

 

 

ft в

 

 

и

 

я

 

 

>5

 

 

 

в в

 

 

й

 

3

 

 

яв яв

«я

«я

Одпобортов

Двухбортов

я

я

о

в[

 

 

 

О

2

 

 

 

н К

 

 

 

ft ft

 

 

 

О

О

 

 

 

ѴО ѴО

 

 

 

О

X

 

 

 

tнf

я>>

вв

я

я

в

В

ч

оВ

я

 

О

ft

«:

Ф

о

в

ft

о

к

а

«

w 2

Центральна* ассредоточеш &

в

я

В

ft

ф

Ф

ю

w S

S ©

| |

£ .| н ^

В g

Ф ft

5

я

ф

!=Г

Ч

И

я

Я

И

>>

ft

sS.

о

ft

О

Н

н

>>

ft

о

ч

н

о

VD

Я

ft

я

я

ft

Е н

О

В

а

О

В

О

с

я

С ч

Н

я s

'Я й 3 о!

И Чig

 

 

 

I s

 

 

© 2-я

 

 

п

Ч. Я

 

 

a s

I

 

 

2° Sg

 

о

Я

-

 

 

Я о

 

 

в

Ч 3

 

 

►Йо

Я ©

 

«

3

 

*-> СОя

 

о §

И

С-Ч

 

Ѵ О

 

ЕР

Н

 

 

 

Ч 0«

 

 

 

о

Я

 

В

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

о

 

 

 

 

^ ö3

 

 

 

2

я

 

 

 

Ф

Н<

 

 

 

f t

о

 

 

 

©\о

 

 

 

С

я

 

 

 

 

ft

 

 

 

a

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

в

 

 

 

 

В

 

 

 

 

ф

 

 

 

 

в

 

 

 

 

й

 

 

 

 

в в

 

в в

я

с е

 

я

я

я

©

 

я

5

О о

 

О

Р

Н и

 

и н

ft ft

 

f t f t

О

о

 

о

о

VD ѴО

 

\о ѵо

о

X

 

о

X

в >*

 

и Ъ

ься

 

er я

о в £

 

О

ВС

в

 

 

 

 

яя

 

 

 

 

Я

 

 

ф

 

о

 

 

ft

tc

 

 

ф

 

о

 

 

в

 

ft

 

о

 

ск

в

в

в

я

ф

в

в

я

о

ч

он

я

S

ft

É4

ft

в

ф

 

о

 

я

 

ft

 

 

в

 

я

в

я

я§"

ft

 

ч

. й

о

 

и

155