Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
'i'i'L LIL ilU LLI'LLLIJZJ
Y
Рис. 89. Разработка с перевозкой породы по внутренние отвалы при веерном перемещении фронта работ:
— прав карьера; б — поперечный профиль по карьеру; 1 — вскрышные экскаваторы; 2 — добычные экскаваторы 3 — отваль ные экскаваторы (абзетцеры); -I — забойные пути; 5 — отвальные пути
Одним из главных условий успешного применения данной схемы является достаточная устойчивость внутренних отвалов, которая обеспечивается надлежащим осушением вскрышных пород‘и дрена жем пород в основании отвалов. Для этого при разработке обводнен ных месторождений более водопроницаемые породы (песок, гравий) надлежит размещать в основании отвалов, а менее водопроница емые (глинистые породы) — выше их.
Для осушения отвалов в подстилающих породах иногда уклады вают дренажные трубы для выведения воды в выработанное про странство, откуда она откачивается насосами.
6
Рпс. 90. Технологическая схема разработки с перемещением породы во внут ренние отвалы конвейерным транспортером:
1 — вскрышной комплекс на передовом уступе; 2 — экскаваторы; 3 — отвалообразователь; ■і — передвижные забойные и отвальные конвейеры; 5 — стационарный соединительный кон вейер; в — погрузочное устройство
Перемещение фронта работ может быть веерным или параллель ным. Первое принимается обычно при выемке вскрыши и полезного ископаемого многочерпаковыми экскаваторами, второе — при работе на вскрышных и добычных уступах одноковшовых экскаваторов.
При параллельном перемещении фронта работ вскрышные уступы могут соединяться с отвальными по одному из торцов карьера (рис. 88). В этом случае транспортный горизонт на отвале распола гают на одном уровне со вскрышным или ниже его, чем обеспечивается уклон путей в грузовом направлении и подъем в порожняковом. Расстояние транспортирования здесь наименьшее. В результате
182
перевозка породы во внутренние отвалы оказывается более экономич ной, чем на внешние.
На поверхность для экипировки и ремонта поезда выезжают по специальной траншее с большим подъемом путей.
При веерном перемещении фронта работ вскрышные и отвальные пути соединяются через поворотный пункт, который располагается на поверхности (рис. 89). Расстояние транспортирования породы при этом небольшое, но имеется подъем путей в грузовом направле нии. В этом случае для улучшения профиля пути стремятся исполь зовать рельеф местности и располагают соединительные пути пово ротного пункта на пониженных участках поверхности.
Для рассредоточения грузопотоков породные и добычные пути пересекаются на разных уровнях при помощи путепровода. Высоту уступов и ширину площадок устанавливают в зависимости от рабо чих размеров оборудования, вида транспорта и физико-механических свойств пород. Количество вскрытых запасов полезного ископаемого не ограничивается условиями схемы разработки и устанавливается по действующим нормативам. Производственная мощность карьера при этой схеме, особенно при использовании многочерпаковыхэкскаваторов, может достигать очень больших значений — несколь ких миллионов тонн в год. Подвигание фронта работ достигает 150—200 м в год.
Схема разработки с перевозкой породы во внутренние отвалы при веерном перемещении фронта работ получила наиболее широкое распространение на буроугольных карьерах в ГДР и ФРГ.
В настоящее время все большее распространение получает поточ ная технология — применение роторных экскаваторов и конвейер ного транспорта. Пустая порода из карьера может перемещаться конвейерами во внутренние или внешние отвалы. Укладка породы в отвал может производиться абзетцерамп или консольными отвалообразователями (рис. 90).
Г л а в а IV
ВСКРЫТИЕ НАКЛОННЫХ II КРУТЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
§1. Горнотехнические условия открытой разработки наклонных
икрутых месторождений
Отличительные особенности горнотехнических условий разра ботки открытым способом наклонных и крутых месторождений, определяющие способы их вскрытия и системы разработки, заклю чаются в следующем:
1. Месторождения эти — глубинного пли нагорного типа, пред ставлены они пластами, пластообразными или сложными залежами наклонного (от 8—10 до 25—30°) и крутого (более 25—30°) падения
183-
различной мощности, во многих случаях с нечетко выраженными контактами и границами между различными типами и сортами по лезного ископаемого, а также между рудами и пустой породой.
Породы вскрыши обычно скальные, верхний слой мощностью 5—10 м, а иногда до 60—100 м представлен слабыми породами. Рельеф местности ровный, холмистый или в виде косогора.
Коэффициенты вскрыши колеблются от 0,5—1 до 10—15 м3/м3. 2. По мере отработки месторождения горные работы опускаются вниз со скоростью от 5—7 до 15—20 м в год. В результате пониже ния горных работ увеличивается глубина карьера, происходит фор мирование рабочих и нерабочих бортов карьера, увеличивается дальность транспортирования, изменяется рабочая зона — число рабочих уступов возрастает до 10—15, а затем, в период доработки,
сокращается.
3. Производственная мощность по полезному ископаемому и вскрыше и объемы грузоперевозок являются величинами перемен ными и обычно в течение основного периода разработки возра стающими.
4. Вскрытие обычно осуществляется внутренними траншеями со сложной формой трассы, расположеннРй на нерабочих бортах карьера.
Работа по вскрытию ведется в течение всего времени разработки: на каждом горизонте обычно проводят подготовительные выработки (разрезные траншеи), удлиняют и совершенствуют систему капиталь ных п временных съездов.
Если при разработке горизонтальных месторождений вскрывают сразу все горизонты и работы по вскрытию заканчиваются в период строительства карьера, то здесь они продолжаются до конца разра ботки месторождения.
5.Технологические схемы — транспортные. Горнотранспортное оборудование — цикличное (одноковшовые экскаваторы, автомобиль ный или железнодорожный транспорт и др.) нли поточно-цикличное. Большая роль принадлежит буровзрывному рыхлению скальных пород и крепких руд. Из-за отсутствия выработанного пространства отвалы располагаются вне карьера и требуют значительных пло щадей.
6.Большое значение имеют устойчивость бортов, вентиляция глубоких карьеров, транспортирование горной массы с глубоких горизонтов.
§2. Трасса капитальных траншей
Трассой траншеи называется ее продольная ось, направление и положение которой установлены в профиле и в плане.
Профиль трассы — это проекция ее продольной оси на вертикаль ную плоскость. Основными параметрами профиля трассы траншеи являются величина руководящего подъема, длина отдельных эле ментов трассы и коэффициент развития трассы.
Ш
План трассы траншеи — это проекция ее продольной оси на гори зонтальную плоскость. План трассы состоит из пряных и кривых участков.
на |
По форме трассы в плане капитальные траншеи разделяются |
|||
простые |
и сложные. |
траншей считается простой, |
если она |
|
|
Трасса |
капитальных |
||
имеет одно |
направление |
по всей длине, и сложной, если состоит |
||
из |
двух или нескольких |
участков разного направления. В послед |
||
нем случае отдельные участки трассы соединены между |
собой пет |
лями, кривыми или тупиками, соответственно с этим траншеи назы вают петлевыми, спиральными или тупиковыми.
Продольный профиль трассы состоит из горизонтальных и наклон ных отрезков прямых участков трассы на борту карьера и участков
примыкания. |
о т р е з о к |
т р а с с ы |
П р я м о й э л е м е н т а р н ы й |
между двумя уступами является наименьшим путевым участком.
Положение его на |
|
борту |
карье |
|
||
ра определяется |
углами |
трассы, |
|
|||
которые обычно не превышают 3— |
|
|||||
5°. Благодаря этому |
примыкание |
|
||||
наклонных путей |
к |
|
горизонталь |
|
||
ным участкам не встречает особых |
|
|||||
затруднений. |
|
п р и м ы к а |
|
|||
У ч а с т к и |
|
|
||||
н и я т р а с с ы |
к |
рабочим го |
|
|||
ризонтам |
являются |
|
раздельными |
Рпс. 91. Схема к определению коэф |
||
пунктами, |
на них |
обычно преду |
фициента развития трассы |
сматриваются посты.
Различают примыкание на руководящем подъеме, примыкание на смягченном подъеме и примыкание на площадках.
Примыкание на площадках наиболее удобно, так как при этом упрощается проведение траншей на нижележащие горизонты и не-' требуется резерва сцепного веса локомотива, необходимого для трогания поезда с места на руководящем подъеме. Поэтому несмотря на то, что примыкание на горизонтальных площадках вызывает увеличе ние длины трассы, оно пользуется наибольшим распространением,, особенно в тех случаях, когда трасса траншеи может быть размещена в границах карьерного поля.
Примыкание на смягченном подъеме применяется в более стес ненных условиях размещения капитальных траншей, когда устрой ство площадок для примыкания затруднено.
Примыкание на руководящем подъеме применяется лишь в исклю чительных случаях, главным образом при вскрытии глубоких гори зонтов карьера, где вследствие ограниченной площади трасса должна иметь минимальную длину.
Длина участков примыкания при железнодорожном транспорте принимается обычно равной 150—250 м. При автомобильном транс порте длина их зависит главным образом от радиуса разворота
185.
автосамосвала н ширины транспортной площади и составляет 40—
60 |
м. |
|
уступами, т. е. |
|
Длина наклонного отрезка трассы между двумя |
||
теоретическая длина трассы, |
определяется по формуле |
||
|
г |
н |
|
|
Jbt — . , м, |
|
|
|
Н — высота уступа, м; |
Ір |
|
где |
гр — руководящий |
уклон траншеи, |
|
доли единицы. |
|
|
При этом необходимо учитывать, что в отдельных случаях длина траншей увеличивается из-за необходимости иметь площадки при мыкания длиной L n и из-за уменьшения уклона трассы на кривых.
Удлинение трассы |
вследствие уменьшения уклона ее на кри |
|
вой |
(рис. 91) |
|
|
L'K= LK( l — | ) , м- |
|
где |
LK — длина кривой, |
м. |
Длина отрезков трассы между двумя смежными горизонтами при высоте уступа 10—15 м обычно составляет 300—600 м для железно дорожного транспорта п 190—200 м для автомобильного.
Общая длина трассы капитальных траншей измеряется на плане трассы или ориентировочно рассчитывается по формуле
Lтр |
Но-И х кт,м, |
|
|
і р |
|
где Н о — Н.х — разность отметок, через которые |
проходят начало |
|
и конец трасс, м; Кт— коэффициент развития |
трассы, который |
учитывает приращение длины трассы из-за бмягчения уклона на кривых и за счет участков примыкания.
Коэффициент развития трассы (см. рис. 91) определяется как от ношение действительной длины трассы к теоретической:
L'Y
где Ья — действительная длина трассы.
Коэффициент развития трассы в зависимости от формы трассы и вида примыкания составляет:
Ж е л е з н о д о р о ж н ы й п у т ь |
Кг |
|
Внешний съезд ........................................................................... |
1.1-1,2 |
|
Внутренний съезд с примыканием на смягченном уклоне |
1.2− |
1,3 |
Внутренний съезд с примыканием на площадках . . |
1 .4 - |
1,6 |
А в т о д о р о г а |
1 4 -1 ,2 |
|
Простой с ъ е з д ............................................................................... |
||
Петлевой съезд .......................................................................... |
1 .5 - |
1,8 |
Минимальный радиус кривых железнодорожных путей не должен превышать 100 м при электрической и 150 м при паровой ляге. Мини мальные радиусы поворота автодорог должны быть не менее 20 м.
186