Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 104. Комбинированное вскрытие:

1 — внешняя траншея; 2 — спиральный железнодорожный съезд;3 — вспомогательный авто­ мобильный съезд; 4 — прямые заезды п уступы, расположенные па косогоре;

Г л а в а V

СИСТЕМЫ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАКЛОННЫ Х

ИКР УТЫ Х МЕСТОРОЖДЕНИЙ

§1. Общие сведения

При разработке наклонных и крутых месторождений вскрышные

породы перемещаются во внешние отвалы железнодорожным, авто­

мобильным, конвейерным или комбинированным транспортом. Внеш­

ние отвалы обычно располагают на значительных расстояниях от

карьера, стремясь использовать благоприятный рельеф

местности

и безрудные и безугольные площади, не пригодные для

строитель­

ства и сельскохозяйственного использования.

Транспортные схемы разработки с внешним отвалообразованием применяют при любых условиях залегания месторождений, при различных физико-механических свойствах пород и при разно­ образном горнотранспортном оборудовании. Благодаря универсаль­ ности транспортные схёкы разработки получили в СССР наибольшее распространение; их применяют около 55% угольных разрезов, до 90% железорудных и почти 100% карьеров руд цветных металлов.

202

/

 

При разработке наклонных и крутых месторождений (в отличие от горизонтальных и пологих) горные работы развиваются не только в плане, но и на глубину, и высота рабочей зоны, т. е. число одно­ временно разрабатываемых уступов, в процессе эксплуатации изме­ няется. Горно-подготовительные работы ведутся в течение всего срока существования карьера, их относительный объем на каждом нижележащем горизонте увеличивается. С понижением горных работ длина уступов сокращается, а расстояние транспортирования внутри карьера увеличивается, что приводит к увеличению транспортных расходов, достигающих 60—70% общей себестоимости добычи по­ лезного ископаемого на этих месторождениях.

Наклонные и крутые месторождения разрабатывают в основном с параллельным развитием фронта работ, а при вскрытии спираль­ ными съездами — с веерным перемещением.

Наибольшее распространение получили следующие системы раз­ работки (по классификации В. В. Ржевского): продольная одно­ бортовая; продольная двухбортовая; поперечная однобортовая; по­ перечная двухбортовая; веерная рассредоточенная.

В конкретных условиях выбор наиболее эффективной системы разработки производят на основе сравнения объемов горно-капи­ тальных и подготовительных работ, внутрикарьерного расстояния откатки, протяженности фронта работ карьера и вида применяемого транспорта.

§ 2. Характеристика элементов систем разработки

Основные элементы систем разработки — высота уступа, ширина рабочей площадки, длина фронта работ и экскаваторных блоков, интенсивность горных работ.

Высота уступа зависит от типа погрузочного оборудования

ирациональности его использования, физико-механических свойств разрабатываемых пород. Высота уступа должна определяться таким образом, чтобы обеспечивались минимальные затраты на вскрышные

идобычные работы и, что самое главное, безопасность горных работ.

При выборе высоты уступа учитывают способ выемки горной массы. При валовой выемке высоту уступа принимают максимально допустимой по высоте черпания погрузочного оборудования и но ПТЭ. При разработке мягких связных пород, не требующих рыхле­ ния буровзрывным способом, высота уступа принимается равной высоте черпания экскаватора, а при разработке разрыхленных скальных пород высота уступа не должна превышать высоты чер­ пания более чем в 1,5 раза.

При раздельной выемке ценного полезного ископаемого высоту уступа уменьшают. Это позволяет снизить потери и разубоживаниё полезного ископаемого. Однако желательно, чтобы она была не мень­ ше 2/3 высоты расположения напорного вала экскаватора, так. как при меньшей высоте уступа снижается производительность экска­ ватора вследствие неполного заполнения ковша при черпании.

203

I



Допустимые значения высоты уступа в зависимости от свойств разрабатываемых пород: для ЭКГ-4,6 в мягких породах 10 м, в скаль­ ных 15 м; для ЭКГ-8И соответственно 13 и 20 м; для ЭКГ-12,5 соответственно 16,5 п 25 м.

При подготовке новых горизонтов экскаваторами с верхней погрузкой высота уступа должна соответствовать параметрам про­

ходческого оборудования (табл. 20).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ширину рабочей площадки устанавливают с учетом физнко-ме-

ханпческих свойств

горных

пород, рабочих параметров

экскава­

 

 

 

 

 

 

 

тора

п

вида

 

транспорта.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 20

При

разработке

пород с

Высота уступа при работе экскаваторов

предварительным рыхлением

 

 

 

с верхней погрузкой

 

их

буровзрывным

способом

 

 

(по данным Центрогнпрошахта)

минимальная

ширина

рабо­

 

 

 

 

 

Высота уступа (м)

чей

площадки

(рис. 105)

 

 

 

 

 

 

Вр- п — И + Вр+

с-j- Т Z,

м,

 

 

Породы, угол

 

при работе

 

 

 

экскаватора

где А — ширина

заходкп

по

устойчивого откоса

ЭВГ-4

ЭВГ-6

 

 

 

 

 

целику (до взрыва), м; Вр—

 

 

 

 

 

 

 

ширина

развала,

м;

с —

Рыхлые:

 

 

 

 

2-^-3 — безопасный

 

за­

3

4

° .............................

8

15

зор

между

нижней

бровкой

3

9

° .............................

9

17

развала

и транспортной

по­

4

5

° .............................

10.5

18

лосой, м; Т — ширина тран­

Полускальные.

45°

10,5

18

спортной

полосы,

м;

Z

Скальные,

51—70°

12

18

 

 

 

 

 

 

 

ширина

призмы

обруше­

 

 

 

 

 

 

 

ния,

м.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ширина транспортной полосы при одноколейном рельсовом пути

Т =

3 м,

прп

двухколейном

Т = 7,5 -f- 15 м

в

зависимости

от

принятой ширины междупутья". Минимальный размер междупутья 4,5 м. Для сокращения циклов передвижки забойных путей ширину междупутья обычно принимают равной ширине заходкп по целику.

Ширина развала скальных пород ориентировочно определяется

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

Вр= А ( 2/Ср

-

m ) , м,

 

 

где кр — коэффициент разрыхления

породы

в развале; hy, hp

высота уступа

соответственно

до

и

после

взрыва,

hp = (0,8

-f- 0,9)hy',

m — коэффициент,

учитывающий

форму

развала (для

слабых пород

m = 2, для полускальных m = 1,5,

для скальных

m = 1 -ф- 1,3).

 

 

 

 

 

 

Ширина

призмы обрушения'

 

 

 

 

. Z = /iy (ctg уу - ctg а), м,

где уу — угол устойчивого откоса уступа (35—60°); а “ угол от­ коса рабочего уступа (65—80°).


При железнодорожном транспорте ширину призмы обрушения принимают равной (0,4 -f- 0,5)hy и располагают на ней опоры кон­ тактной сети.

При определении ширины рабочей площадки с учетом указанных выше факторов предусматривают ее увеличение на 5—6 м для размещения дополнительного оборудования и проезда вспомога­ тельного транспорта. Ширина рабочих площадок на карьерах со­ ставляет 60—100 м, в некоторых случаях она снижается до 40—

45м.

Длина фронта работ карьера, представляющая собой суммар­

ную протяженность фронтов работ отдельных уступов, зависит от

производственной мощности и

параметров карьера, физико-механи­

ческих свойств пород и вида

карьерного транспорта.

'

Рис. 105. Схема к определению минимальной ширины рабочей площадки

Обычно на уступах в зависимости от их длины и вида приме­ няемого транспорта располагают несколько экскаваторов. Число блоков (экскаваторных забоев) на одном уступе при железнодорож­ ном транспорте по условиям транспортно-обменных операций не превышает трех, при автомобильном оно может достигать пяти­ шести. Минимальная длина экскаваторного блока при железнодо­ рожном транспорте 400—500 м, при автотранспорте 150—250 м.

Число одновременно разрабатываемых уступов в карьере

где Пк, Q3 — соответственно производственная

мощность карьера

и производительность

экскаватора по горной

массе,

тыс. м3/год;

Іб, L — соответственно

средняя длина блока .на уступе

и уступа, м.

Подготовленные для разработки блоки составляют суммарный фронт работ уступа, неподготовленные — являются резервной частью фронта работ. Подготовленность фронта работ определяется нали­ чием транспортных и энергетических коммуникаций, необходимых для нормальной работы горнотранспортного оборудования.

При разработке крутых месторождений в различные периоды эксплуатации карьера протяженность фронта работ может изме­ няться в широких пределах и достигать значительной величины

205


(например, по ЮГОКу она составляет свыше 13 км, из них по руде — около 6 км).

Интенсивность горных работ в карьере при разработке наклон­ ных и крутых месторождений определяется прежде всего скоростью понижения работ.

Максимально возможная производственная мощность карьера по полезному ископаемому зависит от годового понижения работ. Требуемая скорость углубки карьера ѵуг по условию его произ­ водственной мощности должна обеспечиваться необходимой ско­ ростью горизонтального подвигания фронта работ уф, между ко­ торыми существует зависпмость:

при однобортовой системе разработки

yi = yyr(ctgß + ctgcr), м/год;

при двухбортовой системе разработки

yj = 2yyrctg(p,

где р, ф — соответственно угол откоса нерабочего (30-(-45о) и ра­ бочего (14 18°) бортов карьера.

Взяв отношение

д _ 4 _

2 ctg ф

Уф

ctg р-Ь Ctg ф *

находим, что при указанных значениях углов ß и ф А = 1,4 -г 1,5, т. е. скорость подвигания фронта работ по горизонтали при двух­ бортовой системе должна быть на 40—50% выше, чем при однобор­ товой.

Максимально возможная скорость подвигания фронта на рабочем уступе достигается при минимальной длине экскаваторного блока.

Скорость углубки карьера составляет в среднем при железно­ дорожном транспорте 6—15 м/год, при автомобильном 10—20 м/год. В период строительства карьеров скорость углубки по рыхлым и полускальным породам можёт достигать 30—35 м и более (Сарбайский и Михайловский карьеры).

В результате горно-капитальных работ при строительстве карьера создаются вскрытые и готовые к выемке запасы полезного иско­ паемого. По мере их выемки они воссоздаются в результате вскрыш­ ных и подготовительных работ.

Вскрытыми называются запасы, освобожденные от покрывающих пород и находящиеся на горизонтах, к которым обеспечен доступ транспорта. Вскрытые запасы подразделяются на подготовленные

кзачистке, готовые к выемке и запасы во временных целиках. Запасы, подготовленные к зачистке, находятся на подготовлен­

ном горизонте, они свободны от транспортных коммуникаций и доступны для зачистки. Подготовленным считается горизонт, на котором проведена разрезная траншея и проведены транспортные коммуникации, ЛЭП и созданы все условия для безопасной работы. Для выемки подготовленных запасов не требуется проведение раз­

206