ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
Образование прижогов недопустимо, так как они снижают меха нические свойства поверхностного слоя металла. Прижог в зависи мости от причины, его вызвавшей, может быть сплошным, когда значительная часть поверхности металла сплошь окрашена в цве та побежалости, и местным, когда перегретым оказываются от дельные участки на поверхности.
Появление сплошных прижогов на поверхности детали может быть вызвано следующими причинами:
1. Завышением глубины шлифования, вследствие чего средняя толщина стружки, снимаемой одним зерном шлифовального круга, получается слишком большой; в результате резко увеличивается давление абразивных зерен на обрабатываемую поверхность, уве личивается работа трения и происходит усиленный нагрев поверх ности.
2.Завышенной твердостью и несоответствием условий работы выбранного шлифовального круга, что также вызывает чрезмерное давление шлифующих зерен на поверхность детали; увеличивается работа трения и происходит усиленный нагрев поверхности.
3.Недостаточной интенсивностью охлаждения и неправильным подбором способа подвода смазочно-охлаждающей жидкости'.
4.Заниженной скоростью движения детали. При этом нагретая царапина, сделанная абразивным зерном, не успевает охладиться до того, как следующее зерно врезается в нее, вызывая дополни тельный нагрев поверхности.
5.Несвоевременной, нерациональной или неправильной правкой круга, когда на круге не образовались абразивные зерна с остры
ми режущими кромками. Резание производится тупым кругом. Местные прижоги могут появиться при вибрации станка (в ре
зультате плохой балансировки круга), биении круга (из-за неточ ной центровки и закрепления круга на фланцах), а также в резуль тате неисправностей подшипников шпинделя. Прижоги на поверх ности детали обнаруживают по цветам побежалости, а также трав лением детали, которое не оказывает влияния на качество поверхно сти. Травление производят в растворе азотной кислоты (2—5%) в этиленгликоли или в этиловом спирте, затем деталь промывают, осветляют в растворе соляной кислоты, нейтрализуют в растворе кальцинированной соды и предохраняют от коррозии в растворе нитрида натрия. Так как структура троостита более чувствительна к действию кислот, чем другие структуры, то поверхность без при жогов остается светлой, а отпущенная при прижоге темнеет и тем сильнее, чем мягче стала сталь.
При хорошо шлифованной поверхности (малой шероховатости) требуется слабое травление, при грубой шлифовке, когда на по верхности остаются большие неровности, необходимо применять более длительное травление в*более крепких растворах.
Прижоги достигают 2 мм глубины, иногда при этом твердость поверхности уменьшается с 62—64 до 45—55 единиц HRC.
Разные структуры стали занимают разные объемы. Поэтому участки с изменившейся структурой растягиваются или сжимаются
173
другими участками и в поверхностном слое возникают внутренние напряжения. Особенно вредны растягивающие напряжения, дости гающие очень больших значений (80—100 кгс/ммг), уменьшаю щие прочность, надежность и долговечность детали.
Глубина распространения остаточных напряжений внутрь дета ли составляет величину до 0,08 мм, а интенсивно напряженный слой достигает глубины примерно 0,01 мм.
Если выбрать рациональные режимы шлифования, то можно до биться сжимающих остаточных напряжений, которые увеличивают усталостную прочность и долговечность детали.
Если внутренние напряжения превышают сопротивление мате риала на разрыв, то в детали возникают шлифовочные трещины. Причины образования шлифовочных трещин аналогичны причинам образования прижогов, поэтому на практике шлифовочные трещи ны сопровождаются возникновением прижогов.
Для уменьшения возможности возникновения прижогов и тре щин следует:
1.Подводить обильное количество смазочно-охлаждающей жид кости, уменьшающей коэффициент трения между шлифуемой де талью и кругом.
2.Уменьшать глубину шлифования и работать без подачи на глубину в конце шлифования.
3.Применять более мягкие круги. Если нельзя работать мягки ми кругами, необходимо увеличить скорость движения детали. В ре зультате этого уменьшится время нагревания каждого участка и увеличится усилие шлифования, что будет способствовать самоза тачиванию круга.
4.Применять круги из электрокорунда хромистого, циркониево го, электрокорунда белого, эльбора вместо кругов из электрокорун- ( да нормального.
5.Применять сегментные круги, вместо кольцевых, при торце вом шлифовании.
6.Увеличить наклон оси шлифовальной бабки при торцевом шлифовании, чтобы сократить длину контакта круга с деталью.
Для выявления шлифовочных трещин применяют различные ме тоды. Детали из магнитных материалов проверяются методами магнитной дефектоскопии.
Для немагнитных материалов применяют люминесцентную де фектоскопию.
Для нержавеющих и жаропрочных материалов применяется лю минесцентная дефектоскопия с использованием красителя «Судан», отличающегося высокой способностью заполнять малейшие трещи ны и поры. В настоящее время применяют также дефектоскопию при помощи вихревых токов.
§ 6. ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ
Качество шлифованной поверхности характеризуется не только физико-механическими свойствами поверхностного слоя, но и мик-
174
ронеровностями, т. е. шероховатостью поверхности, 'штрихами об работки и их направлением, формой неровностей.
Микронеровности (неровности небольшой высоты) поверхности зависят от формы режущего инструмента, подачи, зернистости, твердости, структуры, шлифовального круга, скорости резания, виб рации круга, детали, станка и других причин.
Различают 14 классов шероховатости поверхности (ГОСТ 2789—73) в зависимости от высоты микронеровностей, обозначаю щихся Rz или среднеарифметического отклонения профиля поверх ности Ra в микрометрах.
Среднее арифметическое отклонение профиля определяют сле дующим образом (рис. 113): складывают все величины измеренных расстояний точек профиля от средней линии профиля и делят на число этих точек
ц _ 4'1 + Уз Ч~ Уз + ■• • 4~УП
ая
Высоту неровностей Rz определяют, как среднее расстояние меж ду пятью высшими точками выступов и пятью низшими точками впадин, измеренных от линии, параллельной средней линии
п ____ ( ^ і ~ г |
~ Г ^ 5 4 ~ h-j - j - h 9) — (h2 |
hu - | - h 6 |
h s - f - h l0) |
z ~ |
5 |
|
|
Ra и Rz определяются на участке установленной длины.
По ГОСТ 2789—73 Ra и Rz должны быть не более чем указано в табл. 24 для данного класса шероховатости. Измерение шерохо ватости производится на участке определенной длины I = 0,08—
—0,25; 0,8; 2,5; 8 мм.
Классы шероховатости поверхностей от 6 до 14 дополнительно разбиваются на три разряда — а, б, в (табл. 25), чтобы ограничить величину допускаемых 'микронеровностей тремя значениями в пре
делах одного класса.
Шероховатость поверхности условно обозначают знаком V, с указанием класса шероховатости, например Ѵ8, или класса и раз ряда шероховатости — Ѵ6 а.
Шероховатость поверхности измеряется щуповыми приборами (профилометром и профилографом) и оптическими (микроинтер ферометром и двойным микроскопом).
175
|
На рис. |
114 показана схема датчика щу- |
|||||
|
пового профилометра |
конструкции |
К. |
В. |
|||
|
Киселева. |
Алмазная |
игла 1 закреплена в |
||||
|
штоке 2, на котором находится индуктивная |
||||||
|
катушка 3. Шток укреплен на плоских бу |
||||||
|
ферных пружинах 5. Алмазная игла переме |
||||||
|
щается по контролируемой поверхности, на |
||||||
|
ходясь к ней в |
строго перпендикулярном |
|||||
|
положении. При движении игла пересекает |
||||||
|
силовые линии магнитного поля, |
создавае |
|||||
|
мого постоянным магнитом, и таким |
обра |
|||||
|
зом ее движение |
(вверх — вниз) |
повторяет |
||||
|
профиль поверхности. В индуктивной |
ка |
|||||
Рис. 114. Схема дат |
тушке возникает электрический ток. |
Напря |
|||||
чика профилометра |
жение тока пропорционально величине ско |
||||||
|
рости линейных перемещений иглы. |
Шкала |
прибора переводит напряжение в микроны, соответствующие клас су шероховатости, что позволяет сразу читать полученный резуль тат.
Шероховатость поверхности деталей оценивается также сравне нием с шероховатостью поверхности эталонных образцов, рассмат риваемых совместно под лупой или микроскопом. Например, по данным измерения Rz = 25 мкм требуется определить класс шеро ховатости поверхности. По таблице (ГОСТ 2789—73) устанавлива ем, что измеренная величина Rz находится в пределах 40—20 мкм и соответствует шероховатости 4-го класса (V4); если Ra = = 0,45 мкм, то устанавливаем, что это значение соответствует 8-му классу шероховатости (V8) или точнее — 8 б (Ѵ8 б).
Шероховатость поверхностей 7—9-го классов обеспечивается чистовой и отделочной обработкой — шлифованием, прошиванием, развертыванием, алмазным точением и растачиванием.
Шероховатость поверхностей 10—12-го классов получается в ре зультате шлифования при большой скорости, хонингования, притир ки и суперфиниширования (отделочные виды обработки).
В ГОСТ 2789—73 на шероховатость поверхности, кроме пока зателей Ra и Rz приведен дополнительный ряд показателей, более полно характеризующих микронеровности поверхности (например, расстояние между микронеровностями, поверхность контакта, на правление штрихов при обработке и др.).
Плоское шлифование при нормальных производственных услови ях обеспечивают классы шероховатости поверхности, указанные в табл. 5.
Однако по ряду причин при плоском шлифовании на обработан ной поверхности могут появиться следующие дефекты:
1. Грубая шероховатость. Причины: применение крупнозерни стого круга, грубая правка круга, чрезмерная глубина шлифования.
2. Хаотическое направление следов обработки. Причины: непра вильное или неплотное закрепление алмаза в алмазодержателе, алмазодержателя в приспособлении при правке круга.
176
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
Шероховатость поверхности при плоском шлифовании |
|
||
Характер обрабатываемой |
Тип станка |
Класс |
|
поверхности |
шерохо |
||
|
|
|
ватости |
Наружные плоские поверх |
С кругом, |
работающим |
Ѵ7—Ѵ9 |
торцем |
|
|
ности
С кругом, работающим периферией
С кругом, работающим Внутренние плоские поверх торцем
ности
С кругом, работающим периферией
Ѵ7—ѴЮ -
Ѵ7—Ѵ8
> |
)О о |
3. Небольшие спиральные следы или следы, направленные пер пендикулярно движению стола. Причина: осевой люфт абразивно го круга, работающего периферией.
4.Царапины самой разнообразной формы и направления. При чины: загрязнение охлаждающей эмульсии.
5.Следы дробления. Причины: чрезмерный зазор в опорах шпин деля, недостаточная жесткость шпинделя, дисбаланс деталей, вра щающихся вместе со шпинделем, недостаточная смазка или чрез мерное заполнение густой смазкой масляных ванн подшипников, наличие грубой сшивки на приводном ремне, дисбаланс приводных
электродвигателей и гидронасосов, укрепленных на станке, люфт з направляющих шлифовальной бабки, жесткий реверс стола, вызван ный неудачной конструкцией гидропанели или плохой ее регулиров кой, влияние других близко расположенных машин, особенно рабо тающих с ударной нагрузкой, применение слишком твердого и мел козернистого круга и неправильный выбор режима шлифования.
Для устранения этих дефектов и получения необходимого каче ства шлифованной поверхности необходимо хорошо знать устройст во станка, содержать его в исправном состоянии и строго выполнять требования, предъявляемые к обработке.
§ 7. СМАЗЫВАЮЩЕ-ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ И МЕТОДЫ ИХ ПОДВОДА
Смазывающе-охлаждающая |
жидкость существенно влияет на |
процесс шлифования: |
при резании; |
поглощает тепло, выделяемое |
|
снижает коэффициент трения, |
уменьшая контакт между зерна |
ми абразивного инструмента и обрабатываемой поверхностью; удаляет из зоны резания стружку и абразивную пыль.
Таким образом, применение смазывающе-охлаждающей жидко сти позволяет улучшить условия труда, увеличивает срок службы станка, так как абразивная пыль не попадает на направляющие и подшипники, очищает поры круга от пыли и стружки, сохраняя режущую способность круга и уменьшая количество его правок.
12-2228 |
177 |