Файл: Место информационной безопасности в системе национальной безопасности.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет Факультет дистанционного обучения |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1
по дисциплине «Введение в профессию»
Реферат на тему:
«Место информационной безопасности в системе национальной безопасности»
ФИО студента | Джандигов Илез Азраилович |
Направление подготовки | Информационная безопасность |
Группа | ИНБ-Б-О-Д-2022-1 |
Москва
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение – 3стр.
Глава I - Понятие информационной безопасности – 4 стр.
Глава II - Соотношение понятий «информационная безопасность» и «национальная безопасность» - 8 стр.
Заключение – 21 стр.
Список используемой литературы – 22 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие информационной безопасности сегодня - одно из базовых в информационном праве. Информационное общество, т. е. общество, в котором информационные процессы осуществляются главным образом на основе использования информационно-коммуникационных технологий, а информационные ресурсы доступны всем слоям населения, переживает один из самых активных этапов своего развития. А значит, актуально все, что связано с понятием безопасности в информационном обществе и в условиях формирования электронного правительства.
Появление и научное закрепление дефиниции «информационная безопасность» непосредственно связано с осмыслением феномена информатизации и изучением содержания процесса формирования информационного общества. Данной проблеме посвящены работы зарубежных теоретиков Д. Белла, Э. Тоффлера, Т. Стоуньера.
Представляет научный интерес вопрос анализа, наряду с правовым аспектом, подходов философов, политологов, социологов, исследователей технических наук к определению понятия «информационная безопасность».
Цель данной работы - характеристика понятия «информационная безопасность» и определение места информационной безопасности в системе обеспечения национальной безопасности.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Подход философов основывается на выделении трех составляющих информационной безопасности:
удовлетворение информационных потребностей субъектов;
обеспечение безопасности информации;
обеспечение защиты субъектов.
Таким образом, в сущностном плане информационная безопасность, согласно философскому подходу, есть такое состояние объекта, при котором состояние информационной среды, в которой он находится, позволяет ему сохранять способность и возможность принимать и реализовывать решения сообразно своим целям, направленным на прогрессивное развитие. Это означает, что информационная безопасность может достигаться как в результате проведения мероприятий, направленных на поддержание информационной среды в безопасном для объекта защиты состоянии, защиту объекта от деструктивного воздействия, так и путем укрепления иммунитета и развития способности объекта уклоняться от деструктивного информационного воздействия (в том числе за счет предвидения их возможности).
Следовательно, задача обеспечения информационной безопасности государства состоит в том, чтобы создать такие условия функционирования информационной инфраструктуры (главным элементом которой является не компьютер, а человек), при которых отдельные граждане, коллективы, органы власти могли бы принимать управленческие решения и добиваться их реализации сообразно целям, направленным на прогрессивное развитие всего общества.
Политический анализ проблематики информационной безопасности - сегодня один из наиболее активных и указывает, прежде всего, на растущую необходимость объединения усилий частного сектора, политических институтов и правоохранительных структур, экспертно-аналитических сообществ в поиске способов противостояния многообразным угрозам в данной области. Политологами, в частности, высказывается мнение, согласно которому Россия все еще стоит на перепутье, и задача государственной политики в области безопасности РФ состоит не только в том, чтобы защитить граждан и общество от этих угроз, но и реализовать эту политику в таких формах и методах, которые, в свою очередь, не поставили бы под угрозу выбранный демократический вектор развития. Адекватная запросам времени политика в области безопасности должна опираться на приоритеты взаимовыгодного сотрудничества и развития гражданской инициативы, при руководящей и направляющей роли государства.
Сегодня сложились все предпосылки к тому, чтобы стратегии социального партнерства и гражданского участия заняли достойное место в процессах выработки и реализации комплексной политики информационной безопасности.
Характерной чертой политической науки стало признание необходимости привлечения к обеспечению информационной безопасности не только институтов федеральной государственной власти, но и структур государственного управления субъектов Федерации.
Технический подход основывается, прежде всего, на проблеме разработки требований безопасности сайтов, включающих защиту серверов, лицензирование, сертификацию и аттестацию объектов информатизации, применение криптографических механизмов при передаче данных по каналам связи, использование методов идентификации и аутентификации пользователей на сайте. Кроме того, подчеркивается, что системная работа в сфере правового обеспечения информационной безопасности требует научного обоснования дальнейшей разработки таких нормативных актов, в которых бы в полной мере были учтены международные принципы и нормы, направленные на укрепление международной информационной безопасности и вместе с тем максимально учитывались национальные интересы.
Социологи развивают понятие информационной безопасности в рамках одного из направлений социологии - социологии информатики, тем самым взаимоувязывая социологический и информационный подходы.
Среди юристов также пока не выработано единого подхода к определению понятия информационной безопасности.
«Информационная безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности в целом... В структуре информационного права проблема обеспечения информационной безопасности является одним из институтов. Суть этого института информационного права состоит в осуществлении правовых, организационных, технических мер, обеспечивающих безопасное состояние всех составляющих информационно-коммуникационного комплекса государства, отдельных организаций и каждого человека».
По мнению В. Н. Лопатина, объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путем воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума. Выделяя отдельно информационно-психологическую безопасность, В. Н. Лопатин трактует ее как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия вредной информации».
А. А. Стрельцов понятие «обеспечение информационной безопасности» раскрывает как «сложное явление, включающее объект безопасности, образуемый совокупностью информационных потребностей государства и его деятельности по удовлетворению этих потребностей, угроз объекту безопасности, деятельности государства по противодействию угрозам, а также субъектов этого противодействия».
Т. А. Полякова информационную безопасность рассматривает как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, состоящих из совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз, что соответствует принципу обеспечения национальной безопасности в информационной сфере, определенному в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.
ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» И «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Вопросы обеспечения национальной безопасности на законодательном уровне до 28 декабря 2010 г. регулировались Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (далее - Закон), многие положения которого после принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации вошли в противоречие с ее нормами. В этой связи в Закон вносились многочисленные поправки, дополнения и изменения, однако проблема приведения его в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации в целом оставалась нерешенной.
Например, в статье 6 Закона указывалось, что «законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации... конституции, законы и другие нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов», что не согласовывалось с положениями главы 3 Конституции Российской Федерации.
Формулировка статьи 7 Закона, касающаяся соблюдения прав и свобод граждан при обеспечении безопасности, не соответствовала положениям части 2 статьи 24 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Статьей 10 Закона на судебные органы возлагались полномочия по обеспечению защиты конституционного строя в Российской Федерации, что противоречило главе 7 Конституции Российской Федерации, определяющей статус судебной власти.
Кроме того, в Законе отсутствовали нормы, разграничивающие компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности, а также упоминались не существующие в настоящее время органы государственной власти (Верховный Совет РСФСР, Совет Министров Российской Федерации, Министерство безопасности Российской Федерации, государственные комитеты Российской Федерации и другие), законы (Закон РСФСР «О Президенте РСФСР») и должностные лица (Председатель Верховного Совета Российской Федерации и его заместитель).
По причине многочисленных несоответствий Конституции Российской Федерации и современным реалиям Закон фактически перестал применяться и учитываться при формировании нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы национальной безопасности. В частности, несмотря на то что статьей 18 Закона предусматривалось утверждение структуры и штатного расписания аппарата Совета Безопасности, а также положений о его подразделениях Председателем Совета Безопасности, в действительности нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации устанавливают иной порядок утверждения указанных документов.
Например, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации согласно пункту 27 Положения о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
В этой связи в последние годы рядом субъектов законодательной инициативы и представителями научной общественности неоднократно поднимался вопрос о необходимости разработки и принятия нового законодательного акта, регулирующего отношения в области национальной безопасности, нормы которого основывались бы на требованиях действующей Конституции Российской Федерации.
Попытки принятия такого закона с различными названиями («О безопасности», «О новой редакции Закона Российской Федерации «О безопасности», «О статусе Совета Безопасности Российской Федерации», «О Совете Безопасности Российской Федерации») неоднократно предпринимались депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, однако по различным юридико-техническим причинам внесенные законопроекты не были приняты.