Файл: Место информационной безопасности в системе национальной безопасности.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;
3) разработка и уточнение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;
5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;
6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.
Кроме того, Президент Российской Федерации наделен полномочиями по возложению на Совет Безопасности Российской Федерации иных задач и функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если в ранее действовавшем Законе решения Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности подлежали оформлению указами Президента Российской Федерации, то согласно статье 18 Федерального закона решения Совета Безопасности Российской Федерации вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации и обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.
Данная новация отвечает сложившейся практике оформления решений Совета Безопасности Российской Федерации протоколами, утверждаемыми главой государства, что установлено в Положении о Совете Безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации»).
В Федеральном законе не определены рабочие органы Совета Безопасности Российской Федерации и обеспечивающий его деятельность аппарат, не нашли своего отражения их задачи (согласно статьям 17 и 18 Закона к ним относились межведомственные комиссии и аппарат Совета Безопасности Российской Федерации, а статья 19 формулировала их задачи). Как представляется, данные вопросы требуется урегулировать в соответствующих положениях о них исходя из полномочий Президента Российской Федерации, установленных в пункте «ж» статьи 83 Конституции Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что Федеральный закон по своему предмету регулирования значительно отличается от ранее действовавшего Закона, не содержит излишней детализации и в этой связи, по существу, является рамочным, требующим принятия специальных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации. Несмотря на ведущиеся в научных кругах по его структуре и содержанию споры, является шагом вперед в развитии законодательства в области обеспечения национальной безопасности и приведения его в соответствие с положениями, изложенными в Стратегии.
В целом государственная политика в области обеспечения безопасности, согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.
Сегодня только Доктрина информационной безопасности определяет исследуемую дефиницию: информационная безопасность - это состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Однако необходимо согласиться с высказываемыми мнениями о необходимости уточнения и пояснения данного понятия. Так, действительно, требуют разграничения понятия «информационная безопасность» и «информационная безопасность Российской Федерации». Состояние достижения информационной безопасности может рассматриваться как потребность не только государства, но и других субъектов информационных отношений: граждан, юридических лиц, а также технологических механизмов, систем, информационно-коммуникационных технологий - объектов информационной безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наряду с такими понятиями, как «безопасность», «национальная безопасность», «информационная безопасность», как никогда актуализируется понятие информационной безопасности личности. В современных условиях эта проблема выдвигается на уровень общенациональной. Решение проблем обеспечения информационной безопасности личности сегодня - это и актуально, и своевременно, поскольку Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г., подчеркивается, что в настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу, одним из важнейших проявлений которого является обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации.
Представленные взгляды ученых на понятие и проблему информационной безопасности обнаруживают как наличие общих взглядов, так и специфику каждого их подходов. Ясно одно: решение проблем информационной безопасности возможно только за счет скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 года № Пр-212) // Российская газета. 2009. 16 февраля. № 34.
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 года № Пр-1895) // Парламентская газета. 2000. 30 сентября. № 187.
3. Атаманов Г. А. Информационная безопасность: сущность и содержание // Бизнес и безопасность в России. 2007. № 47. С. 108-114.
4. Бачило И. Л. Информационное право: Учебник для вузов. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. 512 с.
5. Кафтанчиков Д. П. Информационная безопасность Российской Федерации: современное состояние и приоритеты обеспечения: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Орел, 2009. 25 с.
6. Ковалева Е. В. Обеспечение транспарентности органов местного самоуправления современной России в процессе информатизации политического управления: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2010. 22 с.
7. Крылов Г. О. Международный опыт правового регулирования информационной безопасности и его применение в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 23 с.
8. Куняев Н. Н. Правовое обеспечение национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. М.: Логос, 2010. 367 с.
9. Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: человек, общество, государство. Серия: Безопасность человека и общества. СПб.: Фонд Университет, 2010. 616 с.
10. Лопатин В. Н. Информационное право: Учебник. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. 589 с.
11. Полякова Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2008. 24 с.
12. Проценко Е. А. Модель и метод анализа эффективности систем защиты информации сайтов органов власти Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. технич. наук. СПб., 2008. 24 с.
13. Стрельцов А. А. Содержание понятия «обеспечение информационной безопасности» // Информационное общество. 2001. Вып. 4. С. 16-20.
14. Шемякин В. П. Информационная безопасность в современных российских условиях: Социолого-управленческие аспекты: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2004. 23 с.