ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Величина балансовой прибыли показывает конечные итоги фи нансовой деятельности и выступает в качестве одного из показа телей для расчета рентабельности предприятий и организаций тор говли. Абсолютные размеры прибыли по отдельным магазинам, фирмам, управлениям являются несопоставимыми показателями в силу неодинакового объема и структуры товарооборота. Несоизме римы и абсолютные величины прибыли в пределах одного торга, магазина по месяцам, что обусловлено сезонными колебаниями покупки по периодам времени.
Абсолютные размеры прибыли можно сравнивать между собой только по годам, одноименным месяцам и кварталам. Для анали тических целей обычно берут относительный показатель прибыли по отношению к товарообороту. Такую относительную величину прибыли в процентах к объему товарооборота принято называть показателем рентабельности работы организаций и предприятий торговли.
Размер прибыли (руб.)
Показатель
рентабельности
В зависимости от задач анализа расчет производится по при были от торговой деятельности или по балансовой прибыли.
С переходом на новый порядок планирования и экономическо го стимулирования организациям и предприятиям торговли пла новые задания устанавливаются только по двум показателям — по объему товарооборота и размеру прибыли.
В условиях хозяйственной реформы прибыль предприятий тор говли наряду с объемом товарооборота служит одним из показа телей формирования фонда экономического стимулирования. В за висимости от задач экономического анализа показатели рентабель ности помимо общепринятого метода могут исчисляться и по дру гому.
Для изучения эффективности и стимулирования лучшего ис пользования имеющихся в распоряжении предприятий торговли орудий и средств труда все шире применяется показатель рента бельности, исчисляемый по отношению к основным фондам и обо ротным средствам:
Показатель рентабель- |
Размер прибыли ( руб ) |
= -—;------------- :-----------—--------- . |
|
|
среднегодовой объем основных |
пости орудии и средств |
|
|
фондов по полной первоначаль- |
труда |
ной стоимости+Среднегодовая |
|
стоимость оборотных средств |
Величина этого показателя характеризует полученную прибыль на 1 руб. основных фондов и оборотных средств.
В системе показателей рентабельности важное место занимает показатель, соизмеряющий прибыль и издержки обращения. Он ис числяется как частное от деления размера балансовой прибыли на величину издержек обращения.
Характеризуя состояние финансовой работы по организациям
256
и предприятиям торговли, такой показатель может выступать как один из критериев для установления размеров торговых скидок, по товарным группам. Определение оптимальных размеров торговой скидки должно проводиться на основе данных о рентабельности продажи товаров в передовых магазинах.
Если расчет средней величины рентабельности служит для обо снования размеров торговых скидок, то, рассчитанный по магази нам с различным уровнем организации экономической работы, он не может быть признан правомерным. Проведению статистических обследований для совершенствования системы торговых скидок должна предшествовать группировка магазинов на однородные группы по уровню организации в них экономической работы.
Показателем, характеризующим эффективность использования торговой площади, может служить размер прибыли в отчетном периоде на 1 м2 торговой площади. Для его расчета величину при были от реализации нужно разделить на размер торговой пло щади в квадратных метрах. В настоящее время в связи с новым порядком учета магазинов и их мощности исчисление такого по казателя (прибыль с 1 м2 площади) приобретает возрастающее практическое значение.
Статистика финансов не только характеризует выполнение планов по прибыли, но и выявляет резервы повышения рентабель ности торговли.
§ 4. Обычно при перевыполнении планов по товарообороту и экономном расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в предприятиях и организациях торговли создается сверх плановая прибыль.
Размер сверхплановой прибыли исчисляется путем вычитания из суммы фактически полученной прибыли суммы прибыли по плану. Принципы распределения плановой и сверхплановой при были различны. Поэтому статистика финансов обособленно изу чает структуру использования плановой и сверхплановой прибыли.
К числу обобщающих показателей распределения прибыли относятся:
1)показатели отчисления прибыли в вышестоящие организа ции торговли (централизованные капитальные вложения, фонд перераспределения прибыли и т. д.);
2)показатели отчисления прибыли в Государственный бюд
жет; 3) показатели взаимоотношений с прочими финансовыми ин
ститутами (например, отчисление прибыли на погашение отдель ных видов ссуд);
4)показатели использования прибыли для непосредственных нужд самих предприятий и организаций торговли (отчисления в фонды экономического стимулирования, увеличение норматива собственных оборотных средств, фонд уценки товаров устаревших моделей и фасонов и т. п.);
5)показатели отчисления прибыли для покрытия убытков.
При изучении распределения торговой прибыли следует обра
)7. З а к а з 6522 |
257 |
щать особое внимание на формирование и использование фондов экономического стимулирования.
С 1971 г. предприятия и организации государственной рознич ной и оптовой торговли переводятся на новую систему экономиче ского стимулирования.
Торговые организации, переведенные на эту систему, образуют три фонда экономического стимулирования: а) фонд материально го поощрения; б) фонд социально-культурных мероприятий и жи лищного строительства; в) фонд развития торговли.
Отчисления от фактической прибыли в фонды экономического стимулирования производятся по окончании каждого квартала нарастающим итогом за истекший с начала года период. Фондо образующими показателями, определяющими размеры фондов экономического стимулирования, выступают объем товарооборо та, его прирост и сумма прибыли1.
По одной из московских торговых фирм за первые 9 месяцев 1971 г. были начислены средства в фонды экономического стиму лирования в сумме 951 тыс. руб., в том числе в фонд материально го поощрения 749 тыс. руб., в фонд социально-культурных меро приятий и жилищного строительства 171 тыс. руб., в фонд разви тия торговли 31 тыс. руб.
Все предприятия и организации торговли, перешедшие на но вую систему, представляют специальную квартальную и годовую статистическую отчетность. Сводная статистическая отчетность (по республикам) о фондах экономического стимулирования раз рабатывается не только в целом по всей розничной торговле, но и в разрезе организаций, осуществляющих продажу промышленных товаров, продовольственных товаров и по смешанным торгам.
В статистической отчетности указанной специальной формы содержатся показатели объема товарооборота и прибыли; разме ров фондов экономического стимулирования; размеров прибыли, отчисленной в государственный бюджет; показатели фактическо го фонда заработной платы и численности работников. В этой форме отражается также движение средств фондов экономическо го стимулирования.
Информация, содержащаяся з описанной форме, является важ ным источником для изучения использования фондов экономиче ского стимулирования работников торговли.
По той же московской фирме премии, начисленные работникам из фонда материального поощрения, за 9 месяцев 1971 г. соста вили по отношению к фонду заработной платы 22,7%, в том чис
ле продавцам и кассирам 22,1% и остальным работникам |
23,4%. |
§ 5. Статистика финансов уделяет особое внимание |
измере |
нию влияния отдельных факторов на выполнение плана и изыска нию резервов повышения прибыли в организациях торговли.
1 Методическими указаниями по переводу предприятий и организаций торгов ли на новую систему экономического стимулирования рекомендуется выбирать в качестве фондообразующих показателей объем товарооборота или только его прирост и обязательно прибыль.
258
Одним из простых и надежных способов такого факторного анализа служит индексный метод. Для рассмотрения данного ме тода представим размер прибыли в виде сомножителей отдельных компонентов и факторов:
Балансовая |
прибыль = Все |
доходы — Издержки обращения и |
|||
непланируемые |
потери = Все |
доходыХДоля балансовой |
прибыли |
||
во всех доходах = Валовой доходХКоэффиицент |
всех доходов к |
||||
валовому доходуXДоля балансовой прибыли во |
всех доходах = |
||||
= ТоварооборотХРазмер торговой |
скидкиXКоэффициент |
всехдо- |
|||
ходов к валовому доходуXДоля |
балансовой прибыли |
во всех |
|||
доходах. |
|
|
|
|
|
Введем буквенные обозначения отдельных компонентов и фак торов:
Q — объем товарооборота;
|
|
|
|
|
|
Сумма реализованного |
|||||
|
R — средний размер |
|
торговых скидок |
______ наложения______ |
|||||||
|
|
Объем товарооборота |
|||||||||
|
|
ZRQ |
|
|
|
||||||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
XQ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где R |
размер торговых скидок по товарным группам; |
|
|
|
|||||||
|
Q |
■объем товарооборота по товарным |
группам; |
Все доходы; |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
К — коэффициент всех доходов к валовому доходу |
Валовой |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
доход |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Балансоваяі |
|||
|
d — доля балансовой прибыли во всех доходах |
прибыль |
I |
||||||||
|
осе доходы] |
||||||||||
Тогда процент выполнения плана по прибыли (или индекс вы |
|||||||||||
полнения плана) можно представить так: |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Размер прибыли отчетного |
периода |
|
|
|
|||
|
|
I выполнения плана по — |
Размер прибыли |
по плану |
|
|
|
|
|||
|
|
прибыли |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Qi Ri Кі di |
ИЛИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
------ ------- ----------- . |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
Qua Run Кип dun |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1фактора QX / фактора R X I фактора к Х ^ фактора d |
' |
|
|
|
|||||
Величина каждого из этих индексов |
будет |
отражать |
относи |
||||||||
тельное влияние отдельных факторов на |
выполнение плана |
(или |
|||||||||
динамику) прибыли. |
|
|
взаимосвязанных |
индек |
|||||||
Если применять систему построения |
|||||||||||
сов, |
рассматриваемое выражение будет иметь следующий вид: |
||||||||||
|
|
/ выполнения плана по: |
|
Qi Ri Ki dt |
X |
Qna Ri Ki d1 |
|
X |
|
||
|
|
|
Qun Ri Ki di |
Qna Run Ki di |
|
|
|||||
|
|
прибыли |
|
|
|
|
|
||||
|
|
Qun Run Кі di |
|
Qun Run Кип di |
|
|
Qi Ri Ki di |
|
|
|
|
|
|
X |
X — |
|
Qun Run Кип dun |
|
|
||||
|
|
Qnfl Run Кип di |
|
Qun Run Кип dun |
|
|
|
Разность величин числителя и знаменателя показывает абсо лютное изменение прибыли (в рублях) за счет отдельных факто ров. Рассмотрим применение данного метода на примере.
17* |
259 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
14.3 |
||
|
|
РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ |
|
|
|||||||||
|
|
|
ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРИБЫЛЬ |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
Показатели |
|
|
|
|
План |
Отчет |
||||
Товарооборот (тыс. р у б .) .................................................... |
20400 |
21 |
800 |
||||||||||
Средний размер торговых скидок в процентах к то- |
5,4 |
|
5,7 |
|
|||||||||
варообороту ............................................................................. |
|
|
|||||||||||
Коэффициент всех доходов к валовому доходу |
. . |
1,0003 |
1,0004 |
||||||||||
Доля балансовой прибыли во всех доходах . . |
. . |
|
0,41 |
0,39 |
|||||||||
|
|
|
' выполнения плана — |
|
Q, R, Кі dt |
|
|
|
|
||||
|
|
|
Qп |
л RnЛ |
|
dun |
|
|
|
|
|||
|
|
|
по прибыли |
К ц Л |
|
|
|
|
|||||
|
|
21 800X0,057X1,0004X0,39 |
488 709 |
|
|
или |
108%. |
|
|||||
|
|
20 400X 0,054Х 1,0003X0,41 |
|
|
= 1,0803, |
|
|||||||
|
|
451 779 |
|
|
|
|
|
||||||
Перевыполнение плана в рублях составит: |
488 709—451 779 = |
||||||||||||
*=36 930 руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ч |
|
|
|
|
* |
|
Q iR iK A |
21 800X 0,057Х |
|||||
а) |
за счет изменения товарооборота:---- = -----— |
— - |
-— |
, ■ |
|||||||||
' |
|
|
488 709 |
У |
1 |
QnnRÄidi |
20 400X 0,057Х |
||||||
X I ,0004X 0,39 |
= 1,0771, или 107,7%, и в рублях: 488 709- |
||||||||||||
X 1,0094X 0,39' |
453 Б07 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
>—453 687 = 35 022 руб.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
б) |
за счет изменения среднего размера |
торговой скидки: |
|
||||||||||
(?плйі*Ѵ*і |
^ |
20 400 X 0,057X1,0004 X 0,39 |
_ |
453 687 |
= j Q555 |
и л н |
|||||||
|
|
|
20 400X 0,054X 1,0004X 0,39 |
|
429 795 |
’ |
’ |
|
|||||
105,5% и в рублях: 453 687—429 795 = 23 892 руб.; |
|
|
|
||||||||||
в) |
за счет изменения коэффициента всех доходов к валовому: |
||||||||||||
Опл/?плА'А |
20 400X 0,054X 1,0004X 0,39 |
|
429 795 |
= 1,00001, |
|
||||||||
|
|
|
20 400 х о ,054Х 1,0003 X 0,39 |
|
429 741 |
|
|
|
|||||
илн 100,001%, и в рублях: 429 795—429 741=54 |
руб.; |
|
|
||||||||||
г) за |
счет изменения |
доли балансовой прибыли во |
всех |
дохо- |
|||||||||
|
20 400X 0 ,0 5 4 X 1 ,0 0 0 3 x 0 ,39 |
429741 |
=0,951, или 95,1%, и в |
||||||||||
даХ : |
2 0 4 0 0 x 0 ,054 х 1,0003x0,41 |
~ |
451 779 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
рублях; 429 741—451 7 7 9 = -2 2 038 руб. |
|
|
|
счет |
суммы от |
||||||||
Прирост прибыли по сравнению с планом за |
дельных факторов равен; 35022 + 23892 + 5 4 + (—22038) =36 930 руб.
и в процентах; |
1,0771X1,0555X1,00001X0,951 = 1,0803, или 108%. |
||||||
Произведенные расчеты показывают, что сверхплановая при |
|||||||
быль возросла |
на 35 022 руб. за |
счет увеличения объема товаро |
|||||
оборота и |
на |
23 892 |
руб. в результате |
изменения |
фактической |
||
структуры |
проданных |
товаров |
по сравнению с |
плановой. На |
|||
54 руб. прибыль дополнительно |
возросла |
за |
счет |
использования |
|||
внутрихозяйственных |
ресурсов предприятий |
(взимание штрафов |
с поставщиков за нарушение договоров поставки товаров, допол нительный сбор тары, доходы от перемеривания тканей и т. п.). ,
260