Файл: Статистика финансов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-------- рг;--------------- р----------X 100-
Объем товарооборота

Величина балансовой прибыли показывает конечные итоги фи­ нансовой деятельности и выступает в качестве одного из показа­ телей для расчета рентабельности предприятий и организаций тор­ говли. Абсолютные размеры прибыли по отдельным магазинам, фирмам, управлениям являются несопоставимыми показателями в силу неодинакового объема и структуры товарооборота. Несоизме­ римы и абсолютные величины прибыли в пределах одного торга, магазина по месяцам, что обусловлено сезонными колебаниями покупки по периодам времени.

Абсолютные размеры прибыли можно сравнивать между собой только по годам, одноименным месяцам и кварталам. Для анали­ тических целей обычно берут относительный показатель прибыли по отношению к товарообороту. Такую относительную величину прибыли в процентах к объему товарооборота принято называть показателем рентабельности работы организаций и предприятий торговли.

Размер прибыли (руб.)

Показатель

рентабельности

В зависимости от задач анализа расчет производится по при­ были от торговой деятельности или по балансовой прибыли.

С переходом на новый порядок планирования и экономическо­ го стимулирования организациям и предприятиям торговли пла­ новые задания устанавливаются только по двум показателям — по объему товарооборота и размеру прибыли.

В условиях хозяйственной реформы прибыль предприятий тор­ говли наряду с объемом товарооборота служит одним из показа­ телей формирования фонда экономического стимулирования. В за­ висимости от задач экономического анализа показатели рентабель­ ности помимо общепринятого метода могут исчисляться и по дру­ гому.

Для изучения эффективности и стимулирования лучшего ис­ пользования имеющихся в распоряжении предприятий торговли орудий и средств труда все шире применяется показатель рента­ бельности, исчисляемый по отношению к основным фондам и обо­ ротным средствам:

Показатель рентабель-

Размер прибыли ( руб )

= -—;------------- :-------------------- .

 

среднегодовой объем основных

пости орудии и средств

 

фондов по полной первоначаль-

труда

ной стоимости+Среднегодовая

 

стоимость оборотных средств

Величина этого показателя характеризует полученную прибыль на 1 руб. основных фондов и оборотных средств.

В системе показателей рентабельности важное место занимает показатель, соизмеряющий прибыль и издержки обращения. Он ис­ числяется как частное от деления размера балансовой прибыли на величину издержек обращения.

Характеризуя состояние финансовой работы по организациям

256


и предприятиям торговли, такой показатель может выступать как один из критериев для установления размеров торговых скидок, по товарным группам. Определение оптимальных размеров торговой скидки должно проводиться на основе данных о рентабельности продажи товаров в передовых магазинах.

Если расчет средней величины рентабельности служит для обо­ снования размеров торговых скидок, то, рассчитанный по магази­ нам с различным уровнем организации экономической работы, он не может быть признан правомерным. Проведению статистических обследований для совершенствования системы торговых скидок должна предшествовать группировка магазинов на однородные группы по уровню организации в них экономической работы.

Показателем, характеризующим эффективность использования торговой площади, может служить размер прибыли в отчетном периоде на 1 м2 торговой площади. Для его расчета величину при­ были от реализации нужно разделить на размер торговой пло­ щади в квадратных метрах. В настоящее время в связи с новым порядком учета магазинов и их мощности исчисление такого по­ казателя (прибыль с 1 м2 площади) приобретает возрастающее практическое значение.

Статистика финансов не только характеризует выполнение планов по прибыли, но и выявляет резервы повышения рентабель­ ности торговли.

§ 4. Обычно при перевыполнении планов по товарообороту и экономном расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в предприятиях и организациях торговли создается сверх­ плановая прибыль.

Размер сверхплановой прибыли исчисляется путем вычитания из суммы фактически полученной прибыли суммы прибыли по плану. Принципы распределения плановой и сверхплановой при­ были различны. Поэтому статистика финансов обособленно изу­ чает структуру использования плановой и сверхплановой прибыли.

К числу обобщающих показателей распределения прибыли относятся:

1)показатели отчисления прибыли в вышестоящие организа­ ции торговли (централизованные капитальные вложения, фонд перераспределения прибыли и т. д.);

2)показатели отчисления прибыли в Государственный бюд­

жет; 3) показатели взаимоотношений с прочими финансовыми ин­

ститутами (например, отчисление прибыли на погашение отдель­ ных видов ссуд);

4)показатели использования прибыли для непосредственных нужд самих предприятий и организаций торговли (отчисления в фонды экономического стимулирования, увеличение норматива собственных оборотных средств, фонд уценки товаров устаревших моделей и фасонов и т. п.);

5)показатели отчисления прибыли для покрытия убытков.

При изучении распределения торговой прибыли следует обра­

)7. З а к а з 6522

257


щать особое внимание на формирование и использование фондов экономического стимулирования.

С 1971 г. предприятия и организации государственной рознич­ ной и оптовой торговли переводятся на новую систему экономиче­ ского стимулирования.

Торговые организации, переведенные на эту систему, образуют три фонда экономического стимулирования: а) фонд материально­ го поощрения; б) фонд социально-культурных мероприятий и жи­ лищного строительства; в) фонд развития торговли.

Отчисления от фактической прибыли в фонды экономического стимулирования производятся по окончании каждого квартала нарастающим итогом за истекший с начала года период. Фондо­ образующими показателями, определяющими размеры фондов экономического стимулирования, выступают объем товарооборо­ та, его прирост и сумма прибыли1.

По одной из московских торговых фирм за первые 9 месяцев 1971 г. были начислены средства в фонды экономического стиму­ лирования в сумме 951 тыс. руб., в том числе в фонд материально­ го поощрения 749 тыс. руб., в фонд социально-культурных меро­ приятий и жилищного строительства 171 тыс. руб., в фонд разви­ тия торговли 31 тыс. руб.

Все предприятия и организации торговли, перешедшие на но­ вую систему, представляют специальную квартальную и годовую статистическую отчетность. Сводная статистическая отчетность (по республикам) о фондах экономического стимулирования раз­ рабатывается не только в целом по всей розничной торговле, но и в разрезе организаций, осуществляющих продажу промышленных товаров, продовольственных товаров и по смешанным торгам.

В статистической отчетности указанной специальной формы содержатся показатели объема товарооборота и прибыли; разме­ ров фондов экономического стимулирования; размеров прибыли, отчисленной в государственный бюджет; показатели фактическо­ го фонда заработной платы и численности работников. В этой форме отражается также движение средств фондов экономическо­ го стимулирования.

Информация, содержащаяся з описанной форме, является важ­ ным источником для изучения использования фондов экономиче­ ского стимулирования работников торговли.

По той же московской фирме премии, начисленные работникам из фонда материального поощрения, за 9 месяцев 1971 г. соста­ вили по отношению к фонду заработной платы 22,7%, в том чис­

ле продавцам и кассирам 22,1% и остальным работникам

23,4%.

§ 5. Статистика финансов уделяет особое внимание

измере­

нию влияния отдельных факторов на выполнение плана и изыска­ нию резервов повышения прибыли в организациях торговли.

1 Методическими указаниями по переводу предприятий и организаций торгов­ ли на новую систему экономического стимулирования рекомендуется выбирать в качестве фондообразующих показателей объем товарооборота или только его прирост и обязательно прибыль.

258


Одним из простых и надежных способов такого факторного анализа служит индексный метод. Для рассмотрения данного ме­ тода представим размер прибыли в виде сомножителей отдельных компонентов и факторов:

Балансовая

прибыль = Все

доходы — Издержки обращения и

непланируемые

потери = Все

доходыХДоля балансовой

прибыли

во всех доходах = Валовой доходХКоэффиицент

всех доходов к

валовому доходуXДоля балансовой прибыли во

всех доходах =

= ТоварооборотХРазмер торговой

скидкиXКоэффициент

всехдо-

ходов к валовому доходуXДоля

балансовой прибыли

во всех

доходах.

 

 

 

 

 

Введем буквенные обозначения отдельных компонентов и фак­ торов:

Q — объем товарооборота;

 

 

 

 

 

 

Сумма реализованного

 

R — средний размер

 

торговых скидок

______ наложения______

 

 

Объем товарооборота

 

 

ZRQ

 

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XQ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где R

размер торговых скидок по товарным группам;

 

 

 

 

Q

■объем товарооборота по товарным

группам;

Все доходы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К — коэффициент всех доходов к валовому доходу

Валовой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

доход

 

 

 

 

 

 

 

 

Балансоваяі

 

d — доля балансовой прибыли во всех доходах

прибыль

I

 

осе доходы]

Тогда процент выполнения плана по прибыли (или индекс вы­

полнения плана) можно представить так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размер прибыли отчетного

периода

 

 

 

 

 

I выполнения плана по —

Размер прибыли

по плану

 

 

 

 

 

 

прибыли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qi Ri Кі di

ИЛИ

 

 

 

 

 

 

 

------ ------- ----------- .

 

 

 

 

 

 

 

 

Qua Run Кип dun

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1фактора QX / фактора R X I фактора к Х ^ фактора d

'

 

 

 

Величина каждого из этих индексов

будет

отражать

относи­

тельное влияние отдельных факторов на

выполнение плана

(или

динамику) прибыли.

 

 

взаимосвязанных

индек­

Если применять систему построения

сов,

рассматриваемое выражение будет иметь следующий вид:

 

 

/ выполнения плана по:

 

Qi Ri Ki dt

X

Qna Ri Ki d1

 

X

 

 

 

 

Qun Ri Ki di

Qna Run Ki di

 

 

 

 

прибыли

 

 

 

 

 

 

 

Qun Run Кі di

 

Qun Run Кип di

 

 

Qi Ri Ki di

 

 

 

 

 

X

X —

 

Qun Run Кип dun

 

 

 

 

Qnfl Run Кип di

 

Qun Run Кип dun

 

 

 

Разность величин числителя и знаменателя показывает абсо­ лютное изменение прибыли (в рублях) за счет отдельных факто­ ров. Рассмотрим применение данного метода на примере.

17*

259


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

14.3

 

 

РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ

 

 

 

 

 

ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРИБЫЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

 

 

 

 

План

Отчет

Товарооборот (тыс. р у б .) ....................................................

20400

21

800

Средний размер торговых скидок в процентах к то-

5,4

 

5,7

 

варообороту .............................................................................

 

 

Коэффициент всех доходов к валовому доходу

. .

1,0003

1,0004

Доля балансовой прибыли во всех доходах . .

. .

 

0,41

0,39

 

 

 

' выполнения плана —

 

Q, R, Кі dt

 

 

 

 

 

 

 

Qп

л RnЛ

 

dun

 

 

 

 

 

 

 

по прибыли

К ц Л

 

 

 

 

 

 

21 800X0,057X1,0004X0,39

488 709

 

 

или

108%.

 

 

 

20 400X 0,054Х 1,0003X0,41

 

 

= 1,0803,

 

 

 

451 779

 

 

 

 

 

Перевыполнение плана в рублях составит:

488 709—451 779 =

*=36 930 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

*

 

Q iR iK A

21 800X 0,057Х

а)

за счет изменения товарооборота:---- = -----—

— -

-—

, ■

'

 

 

488 709

У

1

QnnRÄidi

20 400X 0,057Х

X I ,0004X 0,39

= 1,0771, или 107,7%, и в рублях: 488 709-

X 1,0094X 0,39'

453 Б07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

>—453 687 = 35 022 руб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

за счет изменения среднего размера

торговой скидки:

 

(?плйі*Ѵ*і

^

20 400 X 0,057X1,0004 X 0,39

_

453 687

= j Q555

и л н

 

 

 

20 400X 0,054X 1,0004X 0,39

 

429 795

 

105,5% и в рублях: 453 687—429 795 = 23 892 руб.;

 

 

 

в)

за счет изменения коэффициента всех доходов к валовому:

Опл/?плА'А

20 400X 0,054X 1,0004X 0,39

 

429 795

= 1,00001,

 

 

 

 

20 400 х о ,054Х 1,0003 X 0,39

 

429 741

 

 

 

илн 100,001%, и в рублях: 429 795—429 741=54

руб.;

 

 

г) за

счет изменения

доли балансовой прибыли во

всех

дохо-

 

20 400X 0 ,0 5 4 X 1 ,0 0 0 3 x 0 ,39

429741

=0,951, или 95,1%, и в

даХ :

2 0 4 0 0 x 0 ,054 х 1,0003x0,41

~

451 779

 

 

 

 

 

рублях; 429 741—451 7 7 9 = -2 2 038 руб.

 

 

 

счет

суммы от­

Прирост прибыли по сравнению с планом за

дельных факторов равен; 35022 + 23892 + 5 4 + (—22038) =36 930 руб.

и в процентах;

1,0771X1,0555X1,00001X0,951 = 1,0803, или 108%.

Произведенные расчеты показывают, что сверхплановая при­

быль возросла

на 35 022 руб. за

счет увеличения объема товаро­

оборота и

на

23 892

руб. в результате

изменения

фактической

структуры

проданных

товаров

по сравнению с

плановой. На

54 руб. прибыль дополнительно

возросла

за

счет

использования

внутрихозяйственных

ресурсов предприятий

(взимание штрафов

с поставщиков за нарушение договоров поставки товаров, допол­ нительный сбор тары, доходы от перемеривания тканей и т. п.). ,

260